Инновационные подходы в воспитании
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Лебедева Людмила Владимировна

 

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению  -это путь через игру, фантазирование, сочинительство.                                       

Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.           

Программа является актуальной и перспективной,позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его.                                                                                                        Программа нацелена на толерантность отношений, учит строить отношения с окружающими людьми, психологической культуре, позитивным взаимоотношениям, воспитывает чувство собственного достоинства, способность к рефлексии, понимания интересов, мотивов, потребностей окружающих людей.                                                                                             

Педагогическая целесообразность программы:  овладение навыками общения, индивидуального и коллективного творчества, самоанализа.          Ребёнок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Новизной программыявляется так организовать жизнь детского коллектива, чтобы дети добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Принципы построения программы:

гуманно-личностный подход к детям,

учет возрастных особенностей,

деятельный подход к воспитанию.

Программа разработанадля детей 6 – 10 лет (1 – 4-е классы) и направлена на формирование думающего, чувствующего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

В программу включеныинсценировки, ролевые игры, творческие задания, праздники, спектакли.

 

Цель:      развитие,  расширение и обогащение творческой личности ребенка.

 

Задачи:          

                обучающие:

                                          активизация мыслительного процесса и

                                          познавательного интереса;

                                          овладение навыками конструктивного общения;

                                          расширение знаний о психологических особенностях

                                          развития человека

                развивающие:

                                          развитие эстетических способностей,

                                          развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания,            

                                          коллективного творчества;

                                          развитие способностей понимания чувств и

                                          мотивов поведения других людей

               воспитательные:

                                          воспитание думающего и чувствующего, любящего и         

                                          активного человека, готового к творческой                                                                                                                                              

                                          деятельности в любой области;

                                          воспитание личностных качеств

Программа рассчитана на 4 года.

Занятия 4 часа в неделю.

Форма проведениязанятий: групповая.

 

К концу занятий 1-ого года обучения  детидолжны иметь общие представления:

                             об отличии стихотворного текста от прозаического;

                             о разнообразии малых жанров фольклора.

Должны знать:

                             наизусть свои роли (в стихотворной форме) в инсценировках и

                             ролевых играх

Должны уметь:

                              осознанно выбирать интонацию, темп прочтения в

                              соответствии с особенностями текста               

            

К концу занятий 2-ого года обучения дети должны иметь общие представления:

                                о творчестве изучаемых авторов;

                                об условности  тематических и жанровых границ литературы;

                                о разнообразии малых жанров фольклора;

                                о различиях сказки, рассказа стихотворения

Должны знать:

                                 наизусть свои роли (в стихотворной форме) в инсценировках

                                 и спектаклях                         

Должны уметь:

                                осознанно выбирать интонацию, темп прочтения в

                                соответствии с особенностями текста;               

                                отличать монолог от диалога

 

К концу занятий 3-ого года обучения детидолжны иметь общие представления:

                                о творчестве изучаемых авторов;

                                об условности  тематических и жанровых границ литературы;

                                о разнообразии малых жанров фольклора;

                                о различиях сказки, рассказа, стихотворения;

                                об отличии фольклорного текста от литературного

Должны знать:

                                наизусть свои роли в инсценировках, спектаклях и

                                и на праздниках                         

Должны уметь:

                                осознанно выбирать интонацию, темп прочтения в

                                соответствии с особенностями текста;               

                                отличать монолог от диалога;

                                оценивать свои возможности и постоянно стремиться к   

                                познанию самих себя;

                               общаться, действовать коллективно, проявляя личностные

                               качества

 

К концу занятий 4-ого года обучения детидолжны иметь общие представления:

                              о творчестве изучаемых авторов4

                              об условности  тематических и жанровых границ литературы;

                              о разнообразии малых жанров фольклора;

                              о различиях сказки, рассказа, стихотворения;

                              об отличии фольклорного текста от литературного,

                               художественного текста от научного;

 

                               о делении литературы на разные виды повествования: прозу,    

                               поэзию, драму, комедию;

                               о способах выражения авторского отношения в разных видах

                               повествования

Должны знать:

                               наизусть свои роли в инсценировках, спектаклях и

                                на праздниках

Должны уметь:

                                 осознанно выбирать интонацию, темп прочтения в

                                  соответствии с особенностями текста и его эмоциональной

                                 направленности;

                                 отличать монолог от диалога;

                                 оценивать свои возможности и постоянно стремиться к

                                 познанию самих себя;

                                 общаться, действовать коллективно, проявляя личностные

                                 качества

    Ожидаемые результаты:  уметь применять полученные знания и умения в социуме.

Способы проверки: ролевые игры.

Формы подведения итогов:

получение обратной связи; рефлексия, самоанализ и анализ участников группы,

инсценировки, спектакли, мастер - классы, конкурсы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._chten._lebedeva_l._v..doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

          Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  1. способностью к адаптации в современном мире
  2. созданием условий для развития творческих способностей
  3. созданием условий для достижения успешности ребенка
  4. заинтересованностью учащегося в работе
  5. развитием чувства толерантности
  6. укреплением уверенности в своих силах и чувства собственного достоинства
  7. помогает выразить себя
  8. помогает работать в команде

           Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Посредством предмета познается не столько внешняя, объективная реальность, сколько реальность внутреннего мира человека. И задачей учителя является, прежде всего, воспитывать внутренний мир ребенка, способствовать превращению его в со-творца произведений художественной культуры.

Вот пример хокку –  японских трехстиший. Детям понравилось их сочинять:

                      «Упал кленовый лист.

                      Он был желтый.

                      Наступила золотая осень»

                                                А. Шевцов

«Луна тихо светит.

По небу летят облака.

Природа необъяснима»

                      А. Фомин

                                           «Леса густые, красивые леса

                                            Осенью стоят, как стены золотые.

                                            Приятно глазу и душе»

                                                                                     А. Львова

А вот стихи А. Капустина:

Черепахи

Черепахи плывут по морю,

На поверхности видны их панцири.

Ветер дует издалека

И гонит волны в далёкие края.

Но черепахи всё ближе и ближе к берегу,

И машут они нам на прощание.

Облака

Облака плывут по небу.

Всё спешат, спешат куда не знаю.

Разузнать скорей хочу.

Над лесами, над горами всё плывут наши облака.

Облака такие белые!

Бывают жёлтые. Бывают серые.

А бывают синие,

Когда дождь моросит под окном.

         Окружающий нас мир наделен тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду, и именно литература обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую нами подчас красоту, открывать в мире, и, главное в человеке, содержащиеся глубину и богатство.

       Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

               Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

 Цель:      развитие,  расширение и обогащение творческой личности ребенка.

Задачи:   обучающие:

  1. активизация мыслительного процесса и  познавательного интереса;
  1. овладение навыками конструктивного общения;
  2. расширение знаний о психологических особенностях  развития человека            

                  развивающие:

  1. развитие эстетических способностей;
  2. развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания, коллективного творчества;
  1. развитие способностей понимания чувств и мотивов поведения других людей

               воспитательные:

  1. воспитание думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области;                                                                                  
  2. воспитание личностных качеств

               Система является актуальной и перспективной, позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его.                                                                                                                               Система нацелена на толерантность отношений, учит строить отношения с окружающими людьми, психологической культуре, позитивным взаимоотношениям, воспитывает чувство собственного достоинства, способность к рефлексии, понимания интересов, мотивов, потребностей окружающих людей.                                                                                              

            Педагогическая целесообразность системы:  овладение навыками общения, индивидуального и коллективного творчества, самоанализа. Ребёнок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

           Новизной системы является так организовать жизнь детского коллектива, чтобы дети добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Принципы построения системы:

  1. гуманно-личностный подход к детям,
  2. учет возрастных особенностей,
  3. деятельный подход к воспитанию.

Система разработана для детей 6 – 10 лет (1 – 4-е классы) и направлена на формирование думающего, чувствующего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.                                                                                                                                                      Начиная с 1-ого класса на уроках обучения грамоте, дети учатся не только читать, но и приобщаться к миру литературы, театра, быть не только слушателем, читателем и зрителем, но и чтецом, артистом.

              Маленькие фрагменты театра, разнообразие жанров литературы и фольклора хорошо представлены в «Азбуке» Н. В. Нечаевой. Через разыгрывание пантомим с постепенным включением спонтанных высказываний дети выходят на осознание средств устного общения, учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Участие в «театре» дает очень важный социальный опыт общения с разными  людьми, с приятелями, поведения в различных ситуациях. На первых порах основная задача заключается в том, чтобы пробудить у детей внутреннюю потребность в общении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями и чувствами. Но на уроке времени не хватало, всем детям хотелось попробовать себя в роли чтеца или артиста. Так появилась идея создания детского театра.

          Детям нравится импровизировать, фантазировать, играть в ролевые игры, инсценировать. Они хотят больше читать, читают осознанно.

            Постоянное изучение достижений уч-ся – обязательное условие продуктивной педагогики, направленной на оптимальное развитие каждого ребенка. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.  У моих учащихся появляется мотивация для успешности в обучении, интерес к литературе.

А вот и успехи:  

IX Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов 2008 года

Итоги фестиваля: Приз «За яркую творческую индивидуальность»:

Даша Калашникова роль Принцессы – спектакль «Свинопас» (ГОУ № 551 Кировского района);

                                             

 Опираясь на опыт своей работы, делаю вывод:

такая работа позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его, учит строить отношения с окружающими людьми, психологической культуре, позитивным взаимоотношениям, воспитывает чувство собственного достоинства, понимания интересов, мотивов, потребностей окружающих людей.                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, прест...

Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.

Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учрежде...

Презентация на тему: «Современные инновационные подходы по нравственно- патриотическому воспитанию» во второй младшей группе.

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему" "Современные инновационные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию" для детей 3-4 лет.В презентации описан опы...

Воспитательная практика "Традиционные и инновационные подходы в работе по патриотическому воспитанию"

Цель воспитательной практики: формирование патриотизма у младших школьников через участие в творческой деятельности.Задачи воспитательной практики: Формирование любви к родному краю.Развивать бережное...