Педагогическое взаимодействие в воспитании.
статья по теме
Обзор статей, рассматривающих проблему влияния среды на личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzor_statey.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА
В ряду существенных перемен, постигших отечественную социально- экономическую систему и её духовно- нравственное пространство, невиданно возросли потенциальные возможности воздействия на состояние и развитие обновлённого социума и ценностного баланса личности со стороны массовой информации.
Анализ развития современных детей показывает, что они, в сравнении со своими сверстниками недалёкого прошлого, значительно меньше стали читать, интересоваться культурой и искусством, редко посещают театры и музеи. Агрессивно давящая техногенная цивилизация с её высокими технологиями уводит человека, и особенно ребёнка, в прагматическую сферу. Нормой стали краткие изложения и просмотры компьютерных версий литературы. Вместо знакомства с великими произведениями изобразительного искусства в оригинале к услугам потребителя – различные тематические странички в Интернете. Интернет настолько вошёл в жизнь. Что скоро станет основной средой обитания и виртуального общения молодого поколения.
Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит специалистов- психологов и педагогов во всём мире. Изменилась суть детской игры: она стала какой-то невесёлой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения – другому, и это привело к кризису игровой культуры.
Проведённое психологическое исследование в детских учреждениях показало, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки.
С кем чаще всего общается современный ребёнок? С кем он говорит?
Очень интересно на эти вопросы отвечает Ермаков А. в статье Новая среда обитания // Воспитание школьников -2001.- № 10-с. 53-57
Современные родители не имеют времени, чтобы толком поговорить с ребёнком. Они заняты добыванием денег, все работают. Детям, чуть подросшим, включают телевизор или видеомагнитофон. Потом добавляют телефон, компьютер….
Техника учит ребёнка всему. Постепенно происходит «отмирание» человеческой речи. Речь – это, прежде всего искусство движения. Прежде чем маленькому ребёнку удастся сформулировать одно-единственное предложение, ему необходимо научиться владеть в совершенстве более ста мышцами, участвующими в процессе речи. Некоторые учёные предполагают, что эти движения стимулируют не только мышечную активность или мелкую моторику конечностей, но и правильный рост скелета, а также активность коры головного мозга.
Ребёнок, сидящий перед экраном или монитором, не расположен к активному движению. Таким образом, способы, разработанные для того, чтобы сохранить знания и облегчить к ним доступ, технические средства, призванные ускорить и разнообразить общение, превратились в свою противоположность. Сегодня они составляют единую расширяющуюся и устойчивую к внешним воздействиям коммуникативную среду. Все информационные каналы – телевидение, радио, пресса – в сочетании с компьютерными, телефонными и транспортными сетями способны управлять, и управляют общественным мнением. Ежедневно обрушивая на человека, особенно юного, лавину бессвязных сведений, они возбуждают чувства, не позволяя реально удовлетворить ни одно из них, и таким образом активно воздействуют на человеческое сознание и подсознание. Информационные технологии разъединяют людей. И хотя дают иллюзию общности с другими, однако они позволяют общаться с внешним миром только посредством машины.
Во что же играют наши дети?
На этот вопрос отвечает Моторин В. в своей статье, Во что играют наши дети?// Воспитание школьников -2001.- № 5-с. 36-37.
Применение компьютеров в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста – становится приметой нашего времени. Но так как компьютеры используются детьми ещё и для игр, то встаёт вопрос: какие игры развивают, какие вредят, становясь преградой между ребёнком и настоящим живым миром?
Прежде всего, при выборе жанра игры надо учитывать темперамент и склонности ребёнка. Если растёт возбуждённость, если ребёнок становится нетерпелив в общении с окружающими, это может быть последствием увлечений игрой.
У каждой игры свой ритм. Если он напряжённый, то игра не должна быть продолжительной. Некоторые игры хороши для совместных развлечений. Совместная игра создаёт доверительные отношения и помогает решению проблем, связанных с пристрастием к компьютеру.
У 5-8- летних детей преобладает образное мышление. По причине этого при использовании игровых программ с элементами жестокости, агрессивности и развлекательной направленности, возможно, такое нежелательное явление, как вытеснение нормальных интересов. Это может проявиться, в нежелании общаться с друзьями, заниматься учёбой, спортом, гулять…
При правильном подборе компьютерных игр напротив развивается внимание,
сосредоточенность, быстрота действий, появляется психологическая готовность к учёбе и работе с компьютером.
В связи с бурным развитием информационных технологий появилось множество новых понятий, таких как хакерство. Главной причиной, приводящей к возникновению феномена хакерства, психологи называют дефекты в общении, которые в условиях информатизации общества только усугубляется. Компьютер вытесняет все остальные человеческие интересы на периферию, и, таким образом, занимает центральное место в сознании ребёнка.
То и дело родители сетуют на то, что их дети проводят массу времени у компьютера, забросили друзей и учёбу…
Как относится к этому родителям?
Свою точку зрения на этот вопрос высказал Думанский Т. в статье Заигравшиеся дети.// Воспитание школьников -2000.- № 1-с. 31-33.
Современный компьютер с его качеством графики и звука может, кого угодно свести с ума и заставить перепутать реальность. Во время игры не только ребёнок, но и взрослый часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Позже этот страх расценивается, как самое яркое впечатление от игры. На лицах появляется чувство удовлетворения собой.
Одна беда: постепенно заядлые игроки начинают чудачить. Пересекая открытое пространство (улицу, длинный коридор), они недоверчиво оборачиваются, осторожно выглядывают из-за углов, стараются прижаться к стенке… Затем в сновидениях возникают подобные образы. Галлюцинации заставляют игрока задуматься, иногда бросить игрушки…
Психологами подмечено: компьютер отчасти может заменить личную жизнь. Человек становится неаккуратным, пренебрегает сном и пищей.
Ели ребёнок, наигравшись в компьютерные страшилки, пока ещё спит спокойно, не благодушествуйте: зависимость от компьютера всё равно прогрессирует. Эта болезнь, которой можно поставить диагноз, развивается быстрее, чем мы думаем. Недаром в Китае с октября 1998г. Официально запрещено распространение и массовое использование компьютерных игр, которые там назвали не иначе как «Чума».
Кажется, стало правилом хорошего тона ругать компьютерные игры. Выявили даже синдром болезни – игровой наркоманией называется.
Вот как видит эту ситуацию Моторин В. в статье Дети и компьютер?// Воспитание школьников -2000.- № 8 -с. 25.
Компьютерные игры имеют большое значение в нескольких аспектах. Они помогают в преодолении психологического барьера перед компьютером; создают интерес к его изучению; вырабатывают первоначальные знания, навыки работы с ним и т. п.
Нередко ребёнок за компьютерными играми становится специалистом – самоучкой и незаметно приобретает рабочие навыки.
Начинать знакомство с компьютером лучше всего в дошкольном возрасте с самых простых игр, но останавливаться на игровом этапе не стоит. Информационная культура предусматривает умеренность в поглощении однотипной информации и расширение границ осведомлённости. Увлечение компьютерными играми – это область информационной культуры, а не показатель компьютерной грамотности.
Пусть ребёнок сначала сделает для себя открытие, поймёт, что компьютер- это развлечение и игрушка, а уже затем узнает, что он к тому же рабочий инструмент и учитель. С момента приобретения домашнего компьютера начинается процесс активного накопления знаний и навыков. Идёт взаимообучение, самообучение. Здесь достигается максимальный эффект при минимальных усилиях со стороны взрослых.
Родителям, которые купили своему чаду компьютер, после первого этапа самостоятельного освоения ребёнком этой игрушки взять инициативу в свои руки. И крепко порадеть о воспитании элементарной компьютерной культуры, которая ничем не отличается от обыкновенной культуры.
Часто приходится слышать такие вопросы: «А не опасен ли компьютер моему ребёнку? Не мешает ли он нормальному развитию?»
Мнение об этих вопросах высказал Малых А. в статье Ребёнок у компьютера: за и против? // Воспитание школьников -2008.- № 1 -с. 56- 58.
Попадая в компьютерную игру, дети создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры представлены так, чтобы ребёнок мог получить обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.
Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. В этих играх ребёнок начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только их знаки. Таким образом, у детей развивается знаковая функция сознания, т. е. понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего мира.
Компьютерные игры облегчают переход психического действия внешнего свойства во внутренний процесс, так что самые простые мыследействия становятся доступны уже детям 4-5 лет.
В процессе занятий на компьютере улучшается память и внимание. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, и здесь может оказаться, незаменим компьютер, так как значимым и ярким становится содержание усваиваемого материала, что ускоряет его запоминание и делает его осмысленным и долговременным.
Компьютерные игры способствуют формированию моторной координации совместной деятельности зрительного и моторного анализатора. В любых играх, от самых простых до самых сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую маскулатуру руки, моторику. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, без специальных занятий, развивается необходимая зрительно – моторная координация.
Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но, нельзя забывать о золотой середине, о норме.
Многочасовое сидение за компьютером может привести к ухудшению зрения, отрицательно сказаться на психическом здоровье. При всех преимуществах компьютерных игр они только создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения.
Компьютер даёт возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. Погружаясь в него, ребёнок всё больше отвергает реальный мир. Уход в искусственную реальность может сформировать некую психологическую зависимость от компьютера.
Нужно признать, что компьютер – наше будущее. Работа на нём обучает детей новому более простому и быстрому способу получения и обработки информации.
Достоинство компьютерного обучения и необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в современном мире, очевидна. Для детей с аномалиями развития, детей инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования. Однако компьютеризация образования и досуговой деятельности детей имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Возникает вопрос: «Как обеспечить безопасное общение с компьютером?»
Ответ на этот вопрос можно найти в статье Степанова М. И. Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером// Вестник Образования – 2003 - №21 – с. 44-60.
Одно из главных правил безопасного общения с компьютером – это наличие санитарно- эпидемиологического заключения (сертификата) о его соответствии санитарным правилам.
Многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность непрерывных занятий для детей разного возраста.
Для детей 5 – 6 лет - 10-15 минут
7-12 лет - 20 минут, для ребят постарше – не более получаса.
Необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием. Следующее правило – рациональная организация рабочего места. Компьютер необходимо разместить так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Нужно позаботиться о том, чтобы изображение на экране было чётким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперёд. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90 градусов.
Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на лёгкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела.
Для снятия статического и нервно – эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т.д.), игры на свежем воздухе.
Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Зрительная гимнастика обеспечивает периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее. Снимает напряжение с цилиарной мышцы глаза, активируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется.
Зрительная гимнастика проводится после 5 минут работы для пятилетних детей и 7-8 минут для шестилетних детей и в конце или после всего занятия с использованием компьютера.
Длительность зрительной гимнастики, как во время, так и после занятия составляет 1 минуту.
Зрительная гимнастика во время работы на компьютере.
Упражнение №1
со зрительными метками
В классе (комнате) заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Картинки целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Например: в центре стены помещается машина (голубь, бабочка…) В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи. (Голубь может лететь на веточку или в домик).
Методика проведения упражнения:
1. Встать у рабочего места.
2. По команде, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж (затем в зелёный…)
3. Переводить взор с одной метки на другую под счёт 1-4.
4. Можно направлять взор последовательно на каждую метку, а можно – в случайном порядке.
5. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.
6. Вести контроль за тем, чтобы дети не поворачивали головы.
Упражнение №2
со зрительными метками и поворотами головы
Выполняется так же, как предыдущее, но дети выполняют его с поворотом головы.
Игровым объектом может служить ёлочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этого игрушки дети должны отыскать по всему залу (классу).
Методика выполнения упражнения:
1. Встать у рабочего места.
2. Объясняется задача: вот ёлочка, её нужно нарядить.
3. «Стойте прямо. Не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в классе игрушки, которыми можно нарядить ёлочку, и назовите их».
4. Темп выполнения упражнения – произвольный.
5. Продолжительность – 1 минута.
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия
Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются сле дующие варианты упражнений.
Упражнение 1
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4—5 раз.
Упражнение 2
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксиро вать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Упражнение 3
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10—15.
Упражнение 4
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль насчет 1-6.
Упражнение 5
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза
Упражнение 6
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх—вправо—вниз - влево и в обратную сторону: вверх—влево—вниз—вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1—6.
Упражнение 7
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1—4 вверх, на счет 1—6 прямо; после чего аналогичным образом вниз—прямо, вправо—прямо, влево-прямо. Проделать движение на диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1—6.
Упражнение 8
В классе на оконном стекле на уровне глаз ре бенка крепятся красные круглые метки диаметром 3—5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фикса ции взгляда вдали. Ребенка ставят около метки на стекле на расстоянии 30—35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 секунд на красную метку, затем перевести взгляд на отда ленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в тече ние 10 секунд. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет.
Продолжительность этой гимнастики 1 – 1,5 минуты.
Гимнастика для снятия общего утомления
Упражнение 1
Исходное положение — ноги врозь. По счету 1 — руки к плечам; 2 — руки поднять вверх, прогнуться 3 — руки через стороны опустить вниз; 4 — прийти в исходное положение. На счете 1—2 — вдох, на счете 3—4 — выдох. Повторить 3 раза.
Упражнение 2
Исходное положение — ноги врозь, руки перед грудью со гнуты в локтях. По счету 1—2 — два рывка согнутыми руками назад; по счету 3—4 — два рывка назад прямыми руками; 5—6 — руки опустить. На счет 1—2 — выдох, 3—4 — вдох, 5—6 — выдох. Повторить 3—4 раза.
Упражнение 3
Исходное положение — ноги врозь, руки вверх. По счету 1 — не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо. 2 — прийти в исходное положение, по счету 3 — повернуть туловище влево, по счету 4 — вернуться в исходное положение. На счет 1 — вдох, на счет 2 — выдох, на счет 3 — вдох, на счет 4 —выдох. Повто рить 3—4 раза.
Упражнение 4
Исходное положение — руки вниз, ноги широко расставить. По счету 1—2 — руки соединить в замок и поднять вверх за голову. По счету 3 — резко опустить руки вниз, по счету 4 — прийти в исходное положение. На счет 1—2 — вдох, на счет 3-4 — выдох. Повторить 3 раза.
Это упражнение еще называют «рубка дров».
Все эти 4 упражнения выполняются в среднем темпе. Важно учесть то, что физические упражнения должны быть направлены на снятие напряжения с верхнего плечевого пояса и улучшение кровообращения головы и всего тела ребенка.
Продолжительность гимнастики — не менее 1 минуты, желательно 2—3 минуты; можно совмещать с офтальмотренажем.
Необходимо соблюдать режим проветривания. Если время летнее, то упражнения мож но выполнять при открытых окнах или на свежем воздухе. Если зимнее время, то помещение проветривается и до, и после гим настики.
К сожалению, есть семьи, когда дети подолгу смотрят телевизор или сидят за компьютером, дети заняты и не мешают взрослым.
Рассматриваемый вопрос, как никакой другой, требует единства требований к детям со стороны образовательных учреждений и семьи. Все выше перечисленные упражнения очень важны для профилактики различных нарушений для всех возрастных групп, но для детей особенно.
При всей сложности данной проблемы: влияния информационной среды на личность ребёнка. В конечном счёте, её решение сводится к овладению информационной культурой. Ничего нового тут нет. Просто появился ещё один вид искушения. Которое культурный человек способен преодолеть, как он преодолевал все прочие.
Использованная литература:
1. Думанский Т. Заигравшиеся дети.// Воспитание школьников -2000.- № 1-с. 31-33.
2. Ермаков А. Новая среда обитания // Воспитание школьников -2001.- № 10-с. 53-57
3. Малых А. Ребёнок у компьютера: за и против? // Воспитание школьников -2008.- № 1 - с. 56- 58.
4. Моторин В. Дети и компьютер?// Воспитание школьников -2000.- № 8 -с. 25.
5. Моторин В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников -2001.- № 5-с. 36-37.
6. Степанова М. И. Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером // Вестник Образования – 2003 - №21 – с. 44-60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Агрессивный ребенок и особенности педагогического взаимодействия".- статья
В статье предложена вашему вниманию проблема агрессии, методы и приемы работы с детьми. Поучительна. Прочитайте книгу Е.К. Лютова и Г.Б.Монина " Шпаргалка для взрослых" много узнаете об эт...
Родительского собрания «Педагогическое взаимодействие в школе и семье – важнейшее условие учебно-воспитательного процесса в контексте новых ФГОС.»
Общешкольное родительское собрание по итогам первого полугодия....
Статья "Аспекты педагогического взаимодействия семьи и образовательных учреждений"
О взаимодействии семьи и учебных учреждений....
"Требования и замечания как речевые жанры педагогического взаимодействия"
Выступление на МО начальных классов.В нём говорится о проблеме общения, проблеме взаимодействия учителя с учащимися....
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....
Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.Все типы взаимодействия взаимосв...