Проект "Мы - москвичи"
материал по теме
Проект - лауреат конкурса "Москва на пути к культуре мира"
Несмотря на то, что все мы разные, что все мы когда – то откуда – то приехали, мы так похожи. Все мы – москвичи. А москвич –это тот, кто любит свой город, заботится о нем, о его процветании.
Нам необходимо обращать внимание не на то, что нас разделяет, а на то, что нас объединяет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_-_moskvichi.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Мы – москвичи».
Организация: Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 662
Регион: Северный административный округ, город Москва.
Руководитель проекта: Феклистова Надежда Геннадьевна
Идея: (Актуальность)
… Один из классных часов был посвящен Дню Победы в Великой
Отечественной войне. Как обычно задаю вопрос: « Есть ли в
вашей семье родственники – участники военных действий?». Среди
разных ответов о дедушках – героях звучит ответ: «Мой папа воевал»
(Ишкин С.) и еще с этой же парты: «Мой папа тоже!) (Ашот Б.)…
В чем дело? Где могли воевать их отцы если им сейчас по 35 – 45 лет? Афганистан? Чечня? Нет. Боевые действия, в которых принимали участие отцы моих учеников проходили в Нагорном Карабахе.
А сейчас мальчишки, дети этих воинов, воевавших друг против друга, сидят за одной партой…..
В классе дети 9 национальностей.
Как сплотить их в одну семью (коллектив)?
Как заинтересовать всех в помощи слабому?
Как научить отвечать за свои поступки?
Как воспитать взаимоответственность?
(ученик – коллектив; группа – коллектив).
Как научить жить в дружбе, взаимопонимании? Жить единой семьей,
единым коллективом.
Как научить толерантности?
Цели:
- создать условия для воспитания толерантности в классе через образование и организацию жизнедеятельности;
- воспитание личности, системы отношений к миру, с миром, к самому себе и с самим собой.
- помочь детям разных национальностей в формировании взаимоотношений,
взаимопонимания;
- рассказать о многообразии традиций людей разных национальностей;
Задачи:
- Повышение уровня этнической толерантности, способствующей в дальнейшем бесконфликтному общению и терпимости к другим культурам.
- Эффективно организовать процесс формирования этнической толерантности.
Этапы работы над проектом.
(Пути решения проблемы)
- Подготовительный этап.
Толерантность – это настойчивость, упорство, выдержка, способность терпеть. Этническая толерантность подразумевает под собой нравственное самоопределение этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Проблема толерантности имеет огромное значение. Необходимость воспитания терпимости к людям важна.
В Москве проживают люди 169 национальностей. Процессы миграции и смешения народов породили уникальную полиэтническую, многоязычную, чрезвычайно разнообразную культуру. Национальная кухня, обычаи, одежда, танцы, ритуалы перемешались, а различая в языке и вероисповедании не всегда точно вписываются в границы регионов и групп.
Диалог культур – предполагает и культуру Диалога.
Нужно учиться определять свое «я», находя свое место в коллективе.
Общение – это основа существования и развития человечества. Без общения нет общества, нет человека социального. Общение правит миром, жизнью людей, их развитием, поведением, познанием мира и самих себя, как части этого мира.
В коллективе ребята учатся жить вместе. Учатся работать в группах, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, учатся договариваться, разрабатывать и выполнять проекты.
Задачи толерантного воспитания реализуются не только на каких-то определенных уроках, а постоянно: на уроке, на перемене, во дворе, в семье….
Работа по воспитанию толерантности – это процесс, в котором принимают участие и дети. и взрослые – учителя, воспитатели, родители. Невозможно всех и сразу научить быть терпимыми, добрыми, корректными. У каждого свой характер, свои жизненные принципы, свои условия жизни, своя определенная жизненная позиция. Несмотря на то, что все такие разные - цель воспитания толерантности одна. И поэтому каждый, имеющий отношение к воспитанию толерантного поведения , должен начать с себя. Также необходимо взаимодействие учителей, родителей, учеников. Это взаимодействие должно быть построено на убежденности каждого в достижении мира и справедливости. Ребята должны верить в то, что нетерпимость и насилие могут быть преодолены.
Проблемы межэтнического общения доносятся до ребят порою необъективно. Иногда они могут услышать: «понаехали», «понааставались»
(КВНовское), «эти черные» и т.п. В этом случае вся ответственность за воспитание толерантности у ребят лежит целиком и полностью на плечах родителей и учителей. Однако зачастую сами родители признаются в нехватке времени, в неумении сформировать у детей установки терпимого отношения к окружающим.
Работа над изучением этнической толерантности учащихся в классе, в школе актуальна и значима потому, что в свете событий, связанных с миграцией населения в уже сформированных коллективах появляются ребята другой этнической группы. Эта работа поможет снизить уровень тревожности учащихся и в дальнейшем окажет положительное влияние на здоровое развитие личности..
В нашей школе учатся ребята 16 национальностей .
В классе – ребята 9 национальностей.
Исследование вопроса об этнической толерантности ,
просто толерантности.
- Этап.
Выявление исходного уровня толерантности учащихся и их родителей в домашней среде, в семье и в школе.
- На родительском собрании для родителей была предложена анкета: «Все мы когда-то, откуда-то приехали» (см. Приложение 1)
Цель исследования:
- выяснить этнический состав класса;
- являются ли коренными жителями или приехали в Москву,
откуда, по какой причине;
- если приехали, то как относятся к городу, людям, принявших их;
- перспективы на дальнейшее проживание.
Анализируя полученную в ходе исследования информацию можно увидеть, что уровень толерантности в семье и в школе различен. Во многих семьях негативно относятся к мигрантам. Некоторые стеснялись писать о своей национальности. Некоторые называли себя «коренными» москвичами, в то время, как дедушки и бабушки приехали в Москву из разных уголков бывшего Советского Союза и других стран (Сибирь, Украина, Казахстан, Армения, Дагестан, Карелия, Азербайджан, Польша, и т.д.) Указывают причину: отсутствие работы, военные действия, желание перемены места жительства, замужество, желание получить достойное образование себе, детям; получить более высокое качество жизни. Было и высказывание одной мамы о том, что она воспитывает сына в ненависти к приезжим.
Если оценить уровень толерантности в семьях, то это будет - 36%. Среди ребят этот процент выше – 72%.
Это говорит о том, что дети (нашего класса), к ребятам другой национальности относятся терпимее, чем их родители.
- Исследование детского коллектива на выявление делового и
эмоционального лидера. (см. Приложение 2)
Цель исследования:
выявление актива и пассива в классном коллективе,
выявление детей, находящихся в изоляции.
Ежегодное (дважды в год) анкетирование показывает изменения во взаимоотношениях в классе. Выявляет ребят, которым необходимо особое внимание. Продвижение из пассива в актив или наоборот. Выяснение причины «прохладного» отношения с коллективом. Дает подсказку как действовать дальше в направлении сплочения. Возвращения в коллектив.
Составление социограммы.
- Анкета для учащихся: «Какой я». ( см. Приложение 3)
Цель исследования:
Выявить некоторые аспекты взаимоотношений «Я и коллектив»;
«Я и семья», «Я и я».
Внимательно изучая ответы детей можно увидеть некоторые симптомы нетерпимости или, наоборот, толерантного сосуществования:
- язык общения друг с другом (обзывают ли кого-то, используют ли при обращении описание внешности и намеки на расовый или национальный оттенок).
- используют ли негативные обобщения в разговорах о расовых или национальных группах, об инвалидах, стариках, или других людях, отличающихся от них.
- пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким – либо присущим им чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей.
- считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже и глупее остальных в силу расовой или национальной принадлежности.
- могут ли обвинять в неудачах, проигрышах коллектива кого-то одного.
- есть ли в коллективе ребята, которых избегают.
- случаются ли драки, ссоры? Кого считают зачинщиком.
- Разделение на группы по интересам.
Группы. (дело) | задачи | результаты |
Этнографы | Сбор материала о стране. Изучение бытовых и культурных особенностей народа. | Составление альбомов о странах, родных для учеников школы. |
Художники-модельеры «Народный костюм» | Изучение народного костюма. Эскизы, рисунки, образцы национального костюма. | Выставка « Предметы народного творчества. Декоративно-прикладное искусство. Народный костюм» |
Знатоки национальной кухни | Кухня народов мира. Изучение национальной кухни. Приготовление блюд. | Праздничный стол объединяет народы. Гость на пороге – радость в доме. |
Лингвисты. Этнолингвисты. | Исследовательская работа над народной сказкой. Что общего в сказках разных народов? Словарная работа. Работа с пословицей, фразеологизмами. | Составление иллюстрированного сборника сказок, пословиц, с находками (результатами поисков), Фразеологизмами, словарем. |
Фотографы | Съемка, фоторепортажи мероприятий. | Фотографии, выставка фотографий. Приложение 4 |
Историки, поисковики. | Поисковая работа над материалом: «Все о хлебе» | Праздничное мероприятие «Хлеб – всему голова» Приложение 5 |
Редакторы | Сбор материалов, редактирование, монтаж проекта. | Проект. |
Формирование групп происходило по желанию. В каждую группу вошли ученики нашего класса, родители (без них реализация нашего проекта была бы не возможна). В работу включились практически все ребята класса. Дети привлекли к работе над проектом даже таких родителей, которые в повседневной жизни мало заботятся о воспитании ребенка, даже на родительские собрания приходят редко. Также изъявили желание поработать над проектом ученики 4 класса «а» со своим классным руководителем.
Характер работы над проектом – и поисковый, и исследовательский.
IV. Проведение различных мероприятий, направленных на формирование сплоченности коллектива.
Целостный подход к толерантности требует включения в процесс всех общественных групп.. Необходимо стремиться к утверждению принципов толерантности и выработать возможные подходы к этому утверждению в начальной и средней школе.
Педагогам необходимо воспитывать и учить детей быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития.
Жизнь в гражданском обществе требует от человека умения вырабатывать собственное мнение, выражать свою позицию ясно и уверенно, различать факт и его интерпретацию, признавать и учитывать потребности и права других, толерантного отношения к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать. Приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей.
При работе над проектом мы поняли, что работать в одной группе было просто невозможно. Работая в своей группе, находя какой-то материал возникало желание поделиться, найти что-то для других. Общее дело сплачивало, хотелось сделать еще больше, успеть поработать в разных группах.
Работа сблизила не только ребят. Можно проследить такие цепочки:
Ученик – ученик, ученик – родитель; ученик – родитель – ученик.
Учитель (руководитель проекта)
Результат:
Отчет о проделанной работе был представлен выставками
- «Декоративно – прикладное искусство народов России»,
- «Кухня знакомых нам народов»,
- открытым уроком «Хлеб – всему голова»,
- Праздником национальной кухни «Гость на пороге – радость в доме». Планируется проведение фестиваля Дружбы народов.
Вывод:
Несмотря на то, что все мы разные, что все мы когда – то откуда – то приехали, мы так похожи. Все мы – москвичи. А москвич –это тот, кто любит свой город, заботится о нем, о его процветании.
Нам необходимо обращать внимание не на то, что нас разделяет, а на то, что нас объединяет.
Приложение 1.
Анкета (для взрослых): «Все мы когда-то откуда-то приехали»
- Национальность членов семьи _______________________________________________________________
- Ваша связь с Москвой:
- Коренные москвичи
( более 40лет)_________________________________________
Приезжие_______________________________________________________
_______________________________________________________________
- Ваши корни :
(откуда приехали)_______________________________________________
____________________________________________________________
4. Причина, по которой пришлось уехать из родных мест:
- отсутствие работы, военные действия, национальные разногласия,
получение образования , желание перемены места жительства, другое
_ ______________________________________________________________
5. Чем привлекла Москва? ____________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________--
6. Хотели бы вы поменять место жительства?
Если да, то где бы вы хотели жить?
____________________________________________________________________
7.Что вы знаете о своей стране?
(О традициях, культуре, национальной кухне, национальном костюме,
народных сказках и др.)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Приложение 2
Определение делового и эмоционального лидера в
классном коллективе.
Деловой лидер:
- Кого ты считаешь самым авторитетным человеком в классе.
- С кем бы ты стал выполнять любую работу.
- К кому бы ты обратился за консультацией или помощью.
- К кому бы ты ни за что не обратился за помощью.
Эмоциональный лидер:
- Кто в коллективе пользуется большой симпатией. Кто нравится..
- Кому бы ты доверил свои секреты.
- С кем бы ты хотел провести время, когда у тебя плохое настроение.
- Кого считаешь не симпатичным человеком.
Приложение 3.
- Я добрый, не очень добрый, совсем не добрый, не знаю, или (свои варианты ответа).
- Родители обо мне говорят:
«счастье наше», «наказание ты мое», «горюшко ты мое»», никак
не говорят, или (свои варианты ответа).
- Считаешь ли ты , что родители правы, называя тебя так? Почему?
- У меня есть чувство юмора: да, нет, не знаю, или (свои варианты ответа).
- Чаще всего я бываю: веселым, грустным, или (свои варианты ответа).
- Чего тебе больше всего на свете хочется?
- Твое любимое занятие?
- У меня есть много (один) хороших (ий) друзей (друг).
- Я не люблю, когда….
- Самая неприятная человеческая черта.
- .Что ты можешь сказать о дружбе? О желании иметь друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия "Мы-Москвичи"
Экскурсия по Москвеhttp://www.fayloobmennik.net/1084601 сслка на скачивание файла....
Экскурсия "Посвящение в Москвичи"
Ссылка на скачивание презентации http://www.fayloobmennik.net/1101554Ссылка на скачивание фото отчета http://www.fayloobmennik.net/1101573...
Конспект урока москвоведения в 3 классе по теме "В доме у москвича"
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока москвоведения в 3 классе Тема урока:«В доме у москвича»Цель урока:обобщение и систематизация знаний об устройстве дома и быте древних москвичейВ основе ло...
Юные москвичи
Материал для внеурочной работы по истории Москвы...
сценарий "Москва и москвичи"
ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Москва и москвичи»....
Классный час, посвященный героям-москвичам в ВОВ
Сценарий и презентация для СМАРТ доски классного часа, посвященного героям-москвичам в ВОВ и увековечиванию их памяти в названиях улиц и площадей Москвы....