ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
материал по теме
Эта статья опубликована в книге: Духовно -нравственное воспитание в Тамбовской Области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_v_sfere__________________________________duhovno.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
Сарапула Н.Г.
МОУ Цнинская сош №2 п. Строитель Тамбовского района
Духовно-нравственное развитие и воспитание подростков и молодежи являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством. Поэтому стало необходимо внедрять в образование новые стандарты, что будет способствовать развитие полноценной личности, которая будет нужна России. Новые стандарты направлены на консолидацию Российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания. Эти перспективные политические идеи поколения рассматриваются как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленный на раскрытие национальных духовных и культурно-исторических традиций, формирование и развитие у российских подростков и молодежи общей системы нравственных ценностей.
Проблема внедрения духовно-нравственного воспитания сводиться к тому, что оно должно стать универсальной формой становления и развития собственно «человеческого в человеке». Быть не только ресурсом социального производства, но, прежде всего, быть подлинным субъектом культуры и исторического действия. Профессионально грамотное и нравственное становление «человеческого в человеке» должно отражать все многообразия духовно-нравственного воспитания подростков и молодёжи.
Для раскрытия сути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходима содержательная определённость понятий «духовность» и «нравственность», которые определяются средствами понятийного аппарата философии, эстетики, педагогики, психологии, богословия и других наук. А это в свою очередь определяет символическое истолкование понятий наряду с традиционными научными терминами. Особенно ярко данная тенденция проявляется в области теории духовного воспитания, что обусловлено рядом причин: во-первых, оно имеет онтологическую сущность, осмысление которой невозможно без привлечения понятийного аппарата философии («дух», «истина», «смысл жизни», «творчество», «любовь», «совесть», «сострадание» и др.); во-вторых, феномен духовного воспитания содержит в себе множество смыслов; в-третьих, выявление его сущностных характеристик с аксиологических позиций происходит с учётом духовного опыта разных людей; в-четвёртых, духовность и духовное воспитание, как подчёркивали религиозные философы (Н.А. Бердяев, В.Н. Лосский, В.С. Соловьёв др.), принципиально неопределимы, для их исследования не подходят однозначно трактуемые термины; в-пятых, феномен духовного воспитания в силу своей принадлежности к миру идеального не поддаётся изучению на основе традиционного естественнонаучного подхода.
Таким образом, при описании феномена духовного воспитания, всякая точная дефиниция будет отражать какую-либо сторону исследуемого объекта и препятствовать его рассмотрению как целостности. Тем более непродуктивно использование формально-логических способов определения понятий при рассмотрении педагогической сущности феномена «духовное воспитание». Наиболее плодотворный путь выработки методологических основ духовного воспитания – обращение не к терминам и определениям, а к смысловой интерпретации понятий в рамках «понимающего» подхода в педагогике, что будет направлено на становление «человеческого в человеке».
Так в новых стандартах определены ступени духовно – нравственного становления. Первой ступенью в воспитании оказывается семья. Именно в семье закладываются первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирается в своей последующей жизни. Однако в современной жизни настолько разнообразны и самобытны, что невозможно говорить о каком-то универсальном рецепте вовлечения семьи в партнерство со школой. Даже среди семей с позитивным потенциалом наблюдаются заметные различия, которые необходимо учитывать. Но семья своими силами не может решить задачу образования, поэтому на помощь ей приходит школа. Одним из важных принципов духовно-нравственного воспитания является принцип единства педагогических влияний на подрастающую личность, а значит, и на подрастающее поколение.
Поэтому необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности. Но педагог должен учитывать воспитательные потенциалы различных семей.
Так например, семьи с доминантой религиозных ценностей высшей ценностью в таких семьях признана вера в Бога. Семьи этого типа довольно осторожны и избирательны в своих контактах с другими социальными субьектами, особенно религиозно индифферентными. Однако , если контрагенты вызывают у религиозно ориентированной семьи доверие, она может стать как просто надежным партнером, так и ценным посредником в отношениях с близкой ей религиозной общиной.
Семьи с доминантной светско-гуманистических ценностей. Высшая ценность в этих семьях- ценность Человека как самобытного существа, творца культуры и субъекта истории. Такие семьи максимально открыты к взаимодействию общественными субъектами, способны вступать инициаторами партнерства в с сфере воспитания.
Семьи с доминантной прагматических ценностей во главу угла ставят ценности делового успеха, профессионального и карьерного роста, материального благополучия и финансовой независимости. При этом в такой семье прививается уважительное отношение к чужому успеху и достижениям. Эти семьи открыты к конструктивному социальному взаимодействию в сфере воспитания.
Семьи с доминантной утилитарных ценностей. Интересы и ценности таких семей замкнуты строго на самих себе, на воспроизводстве сложившегося образа жизни. Идеал таких семей - делать то, что полезно и привычно для семей, руководствуясь при этом не высшими ценностями, а рассудком и здравым смыслом. Члены этих семей живут своим мирком, руководствуясь доморощенными нормами, правилами, образцами, которые, впрочем, не противоречат социальным одобрениям. Такие семьи не видят особой необходимости во взаимодействии с другими социальными объектами.
Семьи с доминантной гедонистических ценностей. Получение удовольствия от жизни, необременительная работа, веселый и разнообразный досуг, бытовой комфорт - вот то, что прежде всего ценится в семьях. Гедонистически ориентированные семьи могут быть благосклонны, снисходительны к взаимодействию с другими социальными субъектами в сфере воспитания. Эти семьи можно увлечь идеей и практикой воспитательного партнерства.
Таким образом, процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся и их семьи/
Список литературы
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в создании условий для гармоничного развития и воспитания младших школьников.
Из опыта работы...
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В современных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. В начальный пе...
Взаимодействие семьи и школы как средство успешного развития внутришкольной социальной среды.
Одним из условий успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и...
Взаимодействие семьи и школы как средство успешного развития внутришкольной социальной среды.
Одним из условий успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и...
Взаимодействие семьи и школы как основное средство сохранения и развития традиций семейного воспитания.
1-2 декабря 2015 года в Южно-Сахалинске состоялась областная научно-практическая конференция «V Сахалинские Рождественские образовательные чтения: Традиции и новации: культура, общество, личность». Ко...
Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".
Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....