Классный час.
классный час (2 класс) по теме

 

Цель: Познакомить с жизнью и научными достижениями М.В.Ломоносова.

           Прививать интерес к изучению родной истории.

           Развивать патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon М.В. Ломоносов.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа, проведенного во 2-2 классе 01.09.2011 года.

Тема: М.В.Ломоносов

Цель: Познакомить с жизнью и научными достижениями М.В.Ломоносова.

           Прививать интерес к изучению родной истории.

           Развивать патриотизм.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход занятия.

I Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Поздравляю вас с началом  учебного года. В этом учебном году вы узнаете много  нового и интересного.

Если вы будете прилежно, усердно  учиться,  вы может, даже  станете учеными.  Проверим вашу сообразительность.

II Работа по теме.

  1. Разгадайте кроссворд

1.Замарашка, озорница
Вдруг уселась на страницу.
Из-за этой баловницы
Получил я единицу.
(Клякса)

2.Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.

(Двойка)

3.Слаще мёда, мягче пуха.
— Отдохни! — всё шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить.

(Лень)

4.Посмотрела я в окошко

 И задумалась немножко

Вдруг кричат со всех сторон

Перестань ловить…(ворон).

5.Не колода и не пень,
А лежит целый день.
(Лодырь)

6.Буквы пляшут и смеются,

Почему-то не даются…

Написал я наконец.

Учитель скажет – …(молодец).

7.Ее вручают лишь тому,

Кто будет год стараться,

Пятерки получать,

Отлично заниматься.

(Грамота)

8. Тот в школе много достиг,

Кто 10 лет трудился.

Он ею будет награжден,

Коль многого добился.

(Медаль)

9.Как изучишь все бока
Расписного колобка,
Так узнаешь, где Дунай,
Где Кавказ, а где – Китай.
(Глобус)

2) Учитель крутит глобус. Думаю, за лето вы побывали в разных местах. Вы любите путешествовать?

В класс входят два «Туриста»

№ 1 – Где это мы?

№ 2  - В рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры.

№ 1 – Что здесь интересного?

№ 2 – Деревня Денисовка располагается на берегу реки  Северная Двина. Река эта впадает в Белое море. С давних времён эти места были густо заселены. Селились здесь люди, которых называли поморы –  «по-морю» - селившиеся вдоль моря.

№ 1 – Ты знаешь хоть одного известного помора?

№ 2 – Даже ученики 2 класса школы № 593 знают фамилию самого известного помора.                  Они ведь разгадали кроссворд.

№ 1 – Ребята, что это за человек? (Ломоносов)

№ 2  

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. 300 лет назад.

№ 1 – А кем был его отец?

№ 2 - Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же промыслу.  С 10 лет Михайло стал помогать отцу. Ранней весной уходили рыбаки на промысел в Белое море и лишь поздней осенью возвращались.

№ 1 – А в школу он ходил?

№ 2 - Мальчик самостоятельно  выучился грамоте и, будучи от природы очень любознательным, пристрастился к чтению. Славянскую грамматику  и арифметику, напечатанную для школ по веления Петра I,  Ломоносов выучил наизусть.

№ 1 – Какой молодец!

№ 2 - Михайло Ломоносов слышал рассказы  купцов о  школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил отправиться  в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать?

№ 2  - Просить отца.

№1  – Нечего было и думать.

№ 2 - Убежать?

№  1 – Да. Тогда Ломоносов решил покинуть дом тайком.  И в одну морозную ночь он бежал, взяв с собой книги.

№ 1 – Но ведь от города Холмогоры до Москвы 1300 километров!

№ 2 –Ломоносов догнал обозы, которые везли в Москву рыбу. В Москве он был через 3 недели.

(На экране карта.)

3) Физ. минутка. Отправляемся в Москву.

4) № 1 - А что же Ломоносов стал делать в Москве? Ведь  денег с собой у него не было, да и в Москве он никого не знал?

№ 2 - Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день он встретил земляка, который помог Михайле определиться в школу при монастыре. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый младший  класс. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы.

№ 1 – Вот это да!

№ 2 - В Санкт-Петербурге была учреждена Академия наук, то есть собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась гимназия, где учили молодых людей. И из московской школы, где учился Ломоносов, пригласили  несколько лучших учеников. Ломоносов был отправлен в Петербург. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров.

№ 1 – Я тоже хочу учиться за границей.

№ 2 - В Германии он прожил около четырех лет и все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России!

№  1 А обратно-то он вернулся?

№ 2 Да, и стал первым  русским профессором в Санкт-Петербургской Академии наук. Преподавал Михаил Васильевич несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию.

№ 1 –Давай отправимся в Академию наук  и расспросим там о Ломоносове.

5) Туристов встречает профессор.

 № 2 - Здравствуйте, а правда, что здесь трудился первый русский профессор Ломоносов?

Профессор   - Правда.  Михаил Васильевич Ломоносов прожил на свете недолго — всего 54 года, но своими делами оставил ярчайший след не только в истории России, но и в мировой истории. Родившийся в семье рыбака на окраине Архангельской губернии, он стал членом Российской и Шведской академий наук,  ученым, признанным во всем мире. Он продолжал учиться на протяжении всей своей жизни. И учил других. В Москве Ломоносов открыл первый в России университет.

№ 1 – Помнишь, когда мы путешествовали по Москве, мы перед университетом видели памятник Ломоносову.

Профессор - Ломоносова интересовали различные отрасли науки и искусства. Он поэт, заложивший основы русского литературного языка, художник, историк. Он выдающийся деятель в области астрономии.  Ломоносов имел представление о строении Солнечной системы. И при помощи нового  зеркального телескопа, который создал сам,  открыл существование атмосферы на Венере.  Одним из первых он выдвинул предположение, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан.

Он разрабатывал оптические приборы для  ориентации на море. Ведь с отцом он совершал трудные морские плавания.

№ 1 – А где можно посмотреть изобретения Ломоносова?

Профессор - Музей Ломоносова есть в Кунсткамере.

№ 2 –Как интересно.

Профессор - Ломоносов усердно ведет занятия в области минералогии, физики и химии  и открывает фабрику мозаики недалеко от Петербурга. Это место сейчас называется город Ломоносов.  Там родилась наука о стекле. Из непрозрачных кусочков стекла сам Ломоносов выполняет вот такие мозаики. Они украшают стены Академии наук.

Профессор – А еще Михаил Васильевич Ломоносов основал завод. Что изготавливал этот завод, вы узнаете, сложив пазл.

№ 2 – Ребята, что у вас получилось? (посуда)

№ 1 – Из чего можно сделать посуду? (стекла, металла, глины, фарфора)

В нашей стране секрета фарфора не знали. Привозили фарфоровые сервизы из Китая. Стоили они очень дорого. Фарфор – это особый вид керамики (то есть изделий из глины с особыми добавками, прошедшей обжиг), обладающий рядом замечательных свойств. Профессор - Ломоносов, занимаясь химическими опытами,  изобрел фарфор.

№ 1 – А где находится этот завод?

Профессор - Завод этот находится в Невском районе.

№ 2  Я знаю, что этот завод находится рядом со станцией метро Ломоносовская. А еще в Санкт-Петербурге есть улица Ломоносова, памятник Ломоносову  и мост Ломоносова.

 6) Учитель  -  Перед своей смертью М.В.Ломоносов сказал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют».  Вы согласны с этим изречением?

За какие заслуги мы помним  М.В.Ломоносова?

  1. Знал несколько языков.
  2. Сочинил множество стихов.
  3. Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
  4. Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
  5. Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.

Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в "большие" люди, получил чины и признание, стал крупным ученым, самым          образованным человеком в России

А похоронен Ломоносов тоже в Санкт-Петербурге в Александро-Невской Лавре.

Для всех нас стремление М.В.Ломоносова к знаниям, к познанию нового является  ярким примером.

III Орг. конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...