Дополнительная образовательная программа "ТЕАТР (1-4кл)"
рабочая программа по теме
Формирование и развитие творческой личности – одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Проблема развития творческих способностей детей не нова, но до сих пор актуальна. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения. У него более высокая работоспособность, но самое главное, у человека развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа, чего так не хватает в современной жизни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Именно театральная деятельность, на мой взгляд, является одним из средств развития творческого потенциала детей. С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.
Организация школьного театра, я считаю, – дело увлекательное и полезное. В настоящее время во многих учебных заведениях зарождаются театральные коллективы как выход творческой энергии детей. Все это – добрый знак, потому что лишиться такого помощника в нравственном и эстетическом воспитании, как театр с его богатейшими возможностями художественной выразительности и воздействия на массового зрителя, представляется поистине невозможным. Его не смогут заменить ни школьные утренники, ни «огоньки», ни празднества по народному календарю. Ведь театр – это целая система воздействия на человека, благодаря которой, в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоничная личность.
Наш театральный коллектив «Теремок» образовался в 2004 году на базе лицея №15 г. Ставрополя. Организатором, художественным руководителем и творческим вдохновителем маленьких актеров стала я, Пустовалова Галина Петровна, учитель начальных классов. Работаем сейчас с детьми по моей авторской программе «ТЕАТР», рассчитанной для детей 8 – 11 лет.
Цели и задачи театрального кружка – это приобщение детей к творчеству, развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских), воспитание чувства коллективизма, чувства прекрасного. А еще – помочь учащимся стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения, создавать свою «формулу успеха», формировать коммуникативные навыки, снимать накопившееся напряжение.
Посещение занятий театрального кружка способствует развитию у школьников наблюдательности, фантазии, учит образному восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, пробуждает способность к состраданию и сопереживанию, развивает речь, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощает творческие возможности ребенка и помогает его психологической адаптации в детском коллективе.
В наш театральный кружок нет специального отбора среди желающих детей. Театр открыт для каждого ребенка. Все они обладают различными способностями, навыками, умениями, поэтому и возникает особая атмосфера, которая так необходима при синтетическом характере театрального искусства. Кружок объединяет не только «детей – актеров», но и художников, певцов, танцоров. С самого начала между кружковцами распределяются обязанности: кто хорошо рисует, тот занимается оформительской работой – делает эскиз костюмов, декораций; другие – изготавливают эти декорации; танцоры вместе с преподавателем хореографии разучивают танцевальные «заставки» в спектакле; музыканты и певцы под руководством музыкального руководителя подбирают фонограммы, разучивают песни. Таким образом, кружковцы знакомятся с профессиями театрального мира, естественно и непринужденно приобретают знания о «театральных профессиях». Постигая технику актерской работы, дети учатся правильному дыханию, дикции, артикуляции, осваивают приемы постижения нужного художественного образа, учатся вести себя на сцене в соответствии с ролью и взаимодействовать не только с товарищами, но и со зрителями. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств: пробуждают чувства соучастия, сострадания, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Из многолетнего опыта работы известно, что дети, посещающие театральный кружок, показывают в учебе более высокие результаты, чем их сверстники. А происходит это за счет более развитого произвольного внимания, тренинга памяти, приобретенных навыков выразительного чтения, активизации мышления и познавательного интереса, развития творческого потенциала на театральных занятиях.
Наш «Теремок» любят и взрослые, и дети. Театральный коллектив ежегодно принимает активное участие в городской игре «Эрудит театрального искусства», проводимой в рамках Всероссийской театральной недели, в городском конкурсе «Театральный звездопад», где занимает призовые места. Неоднократно коллектив награждался грамотами и дипломами за качественные знания в области театрального искусства, за участие в городских фестивалях театральных коллективов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_Uchebno_-_tematicheskiy_plan.rar | 72.77 КБ |
1_Programma_Teatr_Pustovalova_G.P._Licey_no15_Stavropol.rar | 83.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «ТЕАТР»
1 год обучения
(170 часов из расчета 5 часов в неделю)
№ | Раздел программы | Цели и задачи | Формы работы | Всего часов | Групповая Теор. Практ. | Инд. | Дата проведения |
1. | Введение. Азбука театра. | Вовлечь в кружок всех желающих детей 2-5кл; вести работу над созданием коллектива; знакомить уч-ся с историей развития театрального искусства; развивать мотивацию личности, расширять кругозор | Рассказ, беседа, викторина, игры, посещение театра, диалоги, актерские разминки, летопись | 15 | 5 10 | --- | |
2. | Театр – искусство коллективное | Создание условий для творческой самореализации личности ребенка, его сотрудничества в коллективе; развивать познавательные интересы учащихся; развивать умение произвольно реагировать на команду; согласовывать свои действия с другими детьми в группе; снимать зажатость, скованность; формировать коммуникативные умения учащихся | Рассказ; беседа; конкурсы актерского мастерства; творческая мастерская; театральные игры-импровизации; мини-сценки; встречи с людьми театральных профессий | 30 | 5 20 | 5 | |
3. | Культура и техника речи | Познакомить с языковыми средствами выразительности речи; развивать речевое дыхание, артикуляцию, голос, дикцию; учить четкому произношению слов; учить строить диалог; анализировать речевые ситуации | Дыхательные и артикуляционные упражнения; творческие игры; диалоги, скороговорки, считалки, речевые ситуации; мини-спектакли | 65 | 5 40 | 20 | |
4. | Ритмопластика | Познакомить с неязыковыми средствами выразительности речи; развивать двигательные способности, умение пользоваться жестами; развивать умения на сценической площадке двигаться свободно, равномерно, не сталкиваясь друг с другом; развивать умения передавать с помощью движений, жестов характер героя | Имитационные речевые игры; пластические игры и упражнения | 40 | 5 20 | 15 | |
5. | Обобщение и систематизация знаний | Обобщить и систематизировать полученные знания в результате изучения тем | Итоговое и контрольное занятия; анкетирование; фотовыставка; летопись; фестиваль детского творчества | 20 | 5 10 | 5 |
2 год обучения
(170 часов из расчета 5 часов в неделю)
№ | Раздел программы | Цели и задачи | Формы работы | Всего часов | Групповая теория практ. | Инд. | Дата проведения |
1. | Введение. Основы театральной культуры. | Знакомить учащихся с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства, видами театров, театральными жанрами | Рассказ, беседа, игры, диалоги с участием кукол, актерские разминки, разыгрывание сценок | 20 | 5 10 | 5 | |
2. | Актер – главное чудо театра. | Обучать навыкам театрально-сценической деятельности; знакомить с основами актерского мастерства; работать над развитием сценического и произвольного внимания, памяти, зрительных и слуховых восприятий, осязания, воображения; выполнять действия с воображаемыми предметами | конкурсы актерского мастерства; творческая мастерская; игры; театрально-творческие учебные упражнения; мини-сценки; тренинги; этюды на физическое самочувствие | 60 | 5 35 | 20 | |
3. | Культура и техника речи | Развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонациями, отрабатывать правильную дикцию, артикуляцию. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать речь в процессе работы над скороговорками, считалками, диалогами. | Дыхательные и артикуляционные упражнения; творческие речевые игры; диалоги, скороговорки, считалки, речевые ситуации; мини-спектакли; сочинение сказки | 40 | 5 20 | 15 | |
4. | Ритмопластика | Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность; создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений; развивать умения равномерно двигаться по сцене, не сталкиваясь друг с другом | Имитационные речевые игры; пластические игры и упражнения; тренинги; театрально-творческие учебные упражнения; актерские разминки | 40 | 5 20 | 15 | |
5. | Обобщение и систематизация знаний | Обобщить и систематизировать полученные знания в результате изучения тем | Итоговое и контрольное занятия; анкетирование; фотовыставка; летопись; фестиваль детского творчества | 10 | - 10 | - |
3 год обучения
(170 часов из расчета 5 часов в неделю)
№ | Раздел программы | Цели и задачи | Формы работы | Всего часов | Групповая Теор. практ. | Инд. | Дата проведения |
1. | Основы режиссуры и сценарного мастерства | Знакомить учащихся с основами художественно-постановочной деятельности, композиционным построением сценария, сценической задачей и ее элементами; развивать сценическое внимание | Рассказ, беседа, чтение по ролям, иллюстрирование, речевые игры, тренинги, театрально-творческие упражнения; упражнения на память физических действий | 65 | 15 35 | 15 | |
2. | Культура и техника речи | Тренировать четкое произношение звуков, слов, фраз; учить пользоваться интонациями; строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера, тренировать силу звучания голоса, артикуляцию | Театральные игры, скороговорки, чистоговорки, речевые ситуации, диалоги, актерские разминки | 50 | 5 30 | 15 | |
4. | Ритмопластика | Развивать умения владеть своим телом; развивать чувство ритма, координацию движений; совершенствовать двигательные способности; отрабатывать жесты и мимику | Имитационные речевые игры; пластические игры и упражнения; тренинги, беспредметные этюды, игры на превращение | 40 | - 25 | 15 | |
5. | Обобщение и систематизация знаний | Обобщить и систематизировать полученные знания в результате изучения тем | Итоговое и контрольное занятия; анкетирование; фотовыставка; летопись; фестиваль детского творчества; посещение спектаклей | 15 | - 15 | - |
4 год обучения
(170 часов из расчета 5часов в неделю)
№ | Раздел программы | Цели и задачи | Формы работы | Всего часов | Групповая Теор. практ. | Инд. | Дата провед |
1. | Театральный спектакль | Познакомить с этапами работы над созданием спектакля; учить использовать в создании спектакля ведущие выразительные средства – символ, метафору, аллегорию, гиперболу; развивать умения вовлекать зрителя в действие | Рассказ, беседа, речевые игры, театрально-творческие упражнения; упражнения на память физических действий | 20 | 5 15 | - | |
2. | Исполнительское мастерство актера | Развивать личность ребенка, его интеллектуальные качества, речь, память, эмоциональную отзывчивость; помочь стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения, раскрыть собственный потенциал; формировать коммуникативные навыки, снимать накопившееся напряжение | Театральные игры, скороговорки, чистоговорки, речевые ситуации, диалоги, актерские разминки; тренинги сценического движения; художественное чтение; репетиции; инсценировки; спектакли | 50 | 5 30 | 15 | |
3. | Театр и литература | Показать взаимосвязь театра и литературы; познакомить с творчеством великих русских драматургов, актеров; | Чтение, просмотр и обсуждение пьес; создание пьес-миниатюр на основе художественных произведений; инсценировки | 30 | 10 20 | - | |
4. | Культура и техника речи | Формировать четкую грамотную речь; развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев; представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени | Творческие игры со словами; сочинение сказок; чтение забавных стихов; скороговорки; чистоговорки; считалки | 30 | - 20 | 10 | |
5. | Ритмопластика | Развивать воображение и способность к пластической импровизации; совершенствовать умения создавать образы с помощью жестов и мимики | Пластическая импровизация; игра мимики и жестов; тренинги; игры | 20 | - 10 | 10 | |
6. | Обобщение и систематизация знаний | Обобщить и систематизировать знания, полученные в результате изучения курса | к/р, летопись школьного театра; выставка; посещение театра; интеллектуальная игра; фестиваль | 20 | 5 15 | - |
Пустовалова Галина Петровна
Предварительный просмотр:
Введение
Формирование и развитие творческой личности – одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Проблема развития творческих способностей детей не нова, но до сих пор актуальна. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения. У него более высокая работоспособность, но самое главное, у человека развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа, чего так не хватает в современной жизни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Именно театральная деятельность, на мой взгляд, является одним из средств развития творческого потенциала детей. С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.
Организация школьного театра, я считаю, – дело увлекательное и полезное. В настоящее время во многих учебных заведениях зарождаются театральные коллективы как выход творческой энергии детей. Все это – добрый знак, потому что лишиться такого помощника в нравственном и эстетическом воспитании, как театр с его богатейшими возможностями художественной выразительности и воздействия на массового зрителя, представляется поистине невозможным. Его не смогут заменить ни школьные утренники, ни «огоньки», ни празднества по народному календарю. Ведь театр – это целая система воздействия на человека, благодаря которой, в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоничная личность.
Наш театральный коллектив «Теремок» образовался в 2004 году на базе лицея №15 г. Ставрополя. Организатором, художественным руководителем и творческим вдохновителем маленьких актеров стала я, Пустовалова Галина Петровна, учитель начальных классов. Работаем сейчас с детьми по моей авторской программе «ТЕАТР», рассчитанной для детей 8 – 11 лет.
Цели и задачи театрального кружка – это приобщение детей к творчеству, развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских), воспитание чувства коллективизма, чувства прекрасного. А еще – помочь учащимся стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения, создавать свою «формулу успеха», формировать коммуникативные навыки, снимать накопившееся напряжение.
Посещение занятий театрального кружка способствует развитию у школьников наблюдательности, фантазии, учит образному восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, пробуждает способность к состраданию и сопереживанию, развивает речь, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощает творческие возможности ребенка и помогает его психологической адаптации в детском коллективе.
В наш театральный кружок нет специального отбора среди желающих детей. Театр открыт для каждого ребенка. Все они обладают различными способностями, навыками, умениями, поэтому и возникает особая атмосфера, которая так необходима при синтетическом характере театрального искусства. Кружок объединяет не только «детей – актеров», но и художников, певцов, танцоров. С самого начала между кружковцами распределяются обязанности: кто хорошо рисует, тот занимается оформительской работой – делает эскиз костюмов, декораций; другие – изготавливают эти декорации; танцоры вместе с преподавателем хореографии разучивают танцевальные «заставки» в спектакле; музыканты и певцы под руководством музыкального руководителя подбирают фонограммы, разучивают песни. Таким образом, кружковцы знакомятся с профессиями театрального мира, естественно и непринужденно приобретают знания о «театральных профессиях». Постигая технику актерской работы, дети учатся правильному дыханию, дикции, артикуляции, осваивают приемы постижения нужного художественного образа, учатся вести себя на сцене в соответствии с ролью и взаимодействовать не только с товарищами, но и со зрителями. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств: пробуждают чувства соучастия, сострадания, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Из многолетнего опыта работы известно, что дети, посещающие театральный кружок, показывают в учебе более высокие результаты, чем их сверстники. А происходит это за счет более развитого произвольного внимания, тренинга памяти, приобретенных навыков выразительного чтения, активизации мышления и познавательного интереса, развития творческого потенциала на театральных занятиях.
Наш «Теремок» любят и взрослые, и дети. Театральный коллектив ежегодно принимает активное участие в городской игре «Эрудит театрального искусства», проводимой в рамках Всероссийской театральной недели, в городском конкурсе «Театральный звездопад», где занимает призовые места. Неоднократно коллектив награждался грамотами и дипломами за качественные знания в области театрального искусства, за участие в городских фестивалях театральных коллективов.
Программа курса «ТЕАТР»
Пояснительная записка.
Курс «Театр», иными словами, - школа общения, основной целью которой является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Это курс, который может помочь детям разобраться в самих себе, и научиться лучше понимать других людей через ролевой тренинг, ролевые игры, сцены из жизни, через искусство.
Исходя из этого основными задачами данного курса необходимо считать следующие:
- развитие творческих способностей учащихся;
- активизации мыслительных процессов и познавательных интересов учащихся;
- овладение навыками общения, сотрудничества;
- воспитание чувства прекрасного.
Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей проявляется потребность к подражанию, превращению, преображению, к проявлению его творческой природы, которую нужно только развить. Программа «ТЕАТР» способствует этому.
Курс рассчитан на 4 года, объединяет в себе учащихся в возрасте 8-11 лет. Театральные занятия проводятся со всеми детьми без специального отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях 12-15 человек. Наряду с групповой формой проведения занятий, практикуются и индивидуальные с целью отработки полученных практических умений. Занятия лучше всего проводить в актовом зале, где достаточно места для актерских разминок, театральных игр, для просмотра спектаклей и, конечно же, репетиций спектаклей. Необходимо наличие музыкального инструмента или аудиотехники. Курс каждого года обучения рассчитан на 170 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 часа.
Одной из особенностей курса «ТЕАТР» является постепенное усложнение материала и практического, и теоретического. Дети «путешествуют» по театральной программке от народных истоков возникновения театра и ролевых игр – импровизаций к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях. На занятиях используются как традиционные формы и методы театральной педагогики, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки, создание презентаций, видеофильмов с выступлениями.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом занятии любого этапа обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластики, культуры и техники речи, раскрепощению, снятию агрессии. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Именно игра способна снимать зажатость, скованность, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Живая и увлекательная форма проведения занятий, основанных на театральных тренингах, пластических импровизациях и играх, помогают ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.
Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель сам конструирует свое занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы «ТЕАТР» проходит в форме проведения интеллектуальной игры «Эрудит театрального искусства», театральных викторин, показа спектаклей, сценических миниатюр, участия в проводимых фестивалях по театральному искусству.
Программа адресована учителям начальных классов, руководителям театральных кружков и просто тем, кто любит театр.
Содержание программы
Цель:
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
- создание условий для формирования образного и свободного восприятия окружающего мира учащимися;
- создание условий для формирования социального навыка общения с окружающими людьми.
Задачи:
- разработка и проведение занятий, творческих тренингов по актерскому мастерству;
- разработка и проведение проекта «Сказка – детям».
Первый год обучения
(170 часов) из расчета 5 часов в неделю
Раздел 1. Введение. Азбука театра.
Театр – как вид искусства.
Театр – одно из древнейших искусств.
Родина театрального искусства.
Народные истоки театрального искусства – обряды, игры, праздники.
Охотничье маскирование.
Культ предков.
Возникновение русского театра.
Скоморохи – первые профессиональные актеры.
Возникновение театра в нашем городе.
История драматического театра имени М. Ю. Лермонтова г. Ставрополя.
Практическая работа
Беседы с учащимися: «Что такое театр?», «Театр в твоей жизни», «Зачем люди ходят в театр?».
Викторина «Сдаем экзамен на воспитанность» (по правилам поведения в театре, кино).
Русские народные игры; игры – импровизации в скоморохов.
Культпоход в драмтеатр.
Раздел 2. Театр – искусство коллективное.
Путешествие по театральной программке.
Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер-постановщик, художник, декоратор, костюмер, гример, бутафор, суфлер, капельдинер и другие.
Оформление спектакля: свет, шумы, декорационное искусство.
Практическая работа
Работа в творческих мастерских: костюмерный цех, бутафорский цех, цех по изготовлению декораций и т. д.
Конкурсы по актерскому мастерству.
Актерские разминки.
Театральные игры: общеразвивающие, специальные (см. приложение)
Разыгрывание мини-сценок.
Раздел 3. Культура и техника речи.
Выразительность речи – основное требование к языку актеров.
Языковые средства выразительности речи.
Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция.
Громкость речи.
Основной тон высказывания. Какой окраски твой голос?
Практическая работа
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Дикционные упражнения.
Творческие игры со словами.
Скороговорки, считалки.
Диалоги.
Речевые ситуации, их анализ.
Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на сказочные сюжеты.
Раздел 4. Ритмопластика.
Неязыковые средства выразительности.
Игра мимики и жестов.
Свобода выразительности движений.
Практическая работа
Имитационные речевые игры.
Пластические игры и упражнения (см. приложение).
Обобщение и систематизация знаний
Повторение теоретических знаний о возникновении театра, как вида искусства; о театральных профессиях, первых профессиональных актерах.
Участие в традиционном школьном фестивале детского творчества.
Постановка спектакля по сказочным сюжетам.
Летопись школьного театра: фотовыставка.
Итоговые и контрольные занятия.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- о возникновении театрального искусства;
- о народных истоках театра;
- о возникновении театрального движения в России;
- об основных профессиях в театре и их роли в создании спектакля;
- об оформлении спектакля;
- о театральных местах города, в котором мы живем.
- театральные термины.
Должны уметь:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- произносить скороговорки и стихотворные тексты в движении;
- знать и четко произносить в разных темпах по 5 скороговорок и считалок;
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на сцене;
- двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- составлять диалог между сказочными героями.
Второй год обучения
(170 часов) из расчета 5 часов в неделю
1.Введение. Основы театральной культуры.
Особенности театрального искусства.
Виды театров: кукольный, драматический, школьный, театр одного актера; театр теней; первый русский театр; античный театр; крепостной театр; придворный театр.
Театр кукол – один из видов театрального искусства.
Рождение театра кукол.
Петрушка и его иностранные братья.
Создатели кукол.
Театр кукол им. С. В. Образцова в Москве.
Современное устройство театра.
Устройство зрительного зала: партер, амфитеатр, ложа, балкон.
Мир кулис. Устройство сцены.
Театральные жанры: драма, трагедия, комедия, балет, бенефис, водевиль, интермедия, мюзикл, опера, оперетта.
Практическая работа
Беседа: «Что мы знаем о кукольном театре?»
Заочное путешествие в кукольный театр им. С. В. Образцова (просмотр видеофильма).
Разыгрывание диалогов с участием кукол.
Разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.
2. Актер – главное чудо театра.
Актер – как создатель образа-характера на сцене.
Основы актерского мастерства.
Органическое сценическое внимание.
Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, зрительных и слуховых восприятий, осязания, воображения.
Физическое самочувствие.
Память физических действий.
Перемена отношений к предмету, месту действия, факту, партнеру.
Действия с воображаемыми предметами.
Практическая работа
Упражнения на освоение элементов внутренней психотехники.
Упражнения на развитие осязания, воображения, память физических действий, физическое самочувствие.
Этюды на физическое самочувствие.
Театрально – творческие учебные упражнения и игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.
Участие в театральных постановках.
Актерские разминки.
Экскурсии, посещение театральных постановок.
3. Культура и техника речи.
Речевое дыхание.
Интонация.
Темп речи.
В школе правильного ударения.
Логическое ударение.
Правильность речи.
Дикция.
Диапазон и сила звучания голоса.
Диалог.
Практическая работа
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Речевые игры: «Игра со свечой», «Испорченный телефон», «Снежный ком» и другие.
Построение диалогов между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах.
Нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом.
Сочинение коллективной сказки с добавлением по одному предложению.
Артикуляционная гимнастика.
Считалки.
Скороговорки.
Стихи.
4. Ритмопластика.
Пластическая выразительность: ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений.
Практическая работа
Игры на развитие двигательных способностей.
Музыкально – пластические импровизации.
Создание образов живых существ с помощью выразительных пластических движений.
Игры и упражнения на развитие пластической выразительности.
Обобщение и систематизация знаний.
Повторение теоретических сведений об основах театральной культуры: видах театрального искусства, театральных жанрах, устройстве сцены и зрительного зала.
Обобщение и систематизация полученных знаний об основах актерского мастерства, пластической выразительности, культуре речи.
Участие в традиционном школьном фестивале детского творчества.
Участие в городских конкурсах «Эрудит театрального искусства»,
«Театральный Звездопад»
Летопись школьного театра. Фотовыставка.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- об особенностях театрального искусства;
- о театральных жанрах;
- о видах театрального искусства;
- об основах актерского мастерства;
- о современном устройстве сцены;
- театральные термины
Должны уметь:
- создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- уметь запоминать заданные мизансцены;
- выполнять на сцене естественно и свободно физические действия;
- выполнять упражнения на развитие речевого дыхания;
- знать и четко произносить 8-10 считалок;
- произносить одну и ту же скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворения, правильно расставляя логические ударения;
- сочинять коллективную сказку.
Третий год обучения
(170 часов) из расчета 5 часов в неделю
- Основы режиссуры и сценарного мастерства.
Режиссура. Режиссерский постановочный план.
Основа театра – пьеса, основа театрализации – спектакль.
Сценарий. Идейно – художественный и композиционный замысел.
Сценическая задача и ее элементы.
Сценическое внимание.
Композиционное построение сценария.
Создание оригинальной пьесы: завязка, кульминация, развязка.
Практическая работа.
Беседа о создателях спектакля «Кто и как создает спектакль?»
Пьесы – сказки.
Чтение по ролям, обсуждение, прослушивание, просмотр, иллюстрирование, инсценировки.
Артикуляционные гимнастики, речевые игры, актерские разминки, тренинги, театрально – творческие упражнения.
- Культура и техника речи.
Дикция. Четкое произношение слов, фраз.
Неповторимая окраска голоса. Тембр голоса.
Ритм – особенность художественной речи.
Практическая работа.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Упражнения для развития дикции.
Чистоговорки.
Считалки. Скороговорки.
Забавные стихи.
Речевые игры.
Построение диалогов с выбранным партнером.
- Ритмопластика.
Выразительность телодвижений.
Освоение сценического пространства.
Движения в разных темпах по сценической площадке.
Передача в свободных музыкальных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.
Жесты и мимика.
Практическая работа.
Беспредметные этюды.
Имитационные игры.
Упражнения на развитие пластической выразительности: «В стране Великанов», «Заколдованный лес», «Город роботов» и другие.
Театральные игры на превращение, развитие двигательных способностей.
Обобщение и систематизация знаний
Обобщение и систематизация знаний об основах режиссуры и сценарного мастерства: организации сценического действия, создания художественного образа, композиционном построении спектакля.
Постановка спектакля. Инсценировки.
Участие в традиционном школьном фестивале детского творчества.
Летопись школьного театра.
Культпоход в театр.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
- что такое «сценарий», «сценарное мастерство», «режиссура», «композиция»;
- композиционное построение сценария;
- о создателях спектакля;
- театральные термины
Должны уметь:
- на основе небольших по объему сказок о животных создавать сценарии пьес – сказок;
- инсценировать созданные сценарии;
- выполнять артикуляционные и речевые упражнения;
- передавать коллективно и индивидуально заданный ритм по кругу или цепочке;
- изображать парный или групповой этюд на заданную тему;
- ориентироваться на сценической площадке;
- двигаться по сценической площадке в разных темпах;
- выразительно читать забавные стихи, чистоговорки, считалки;
- правильно произносить 8-10 скороговорок
Четвертый год обучения
(170 часов) из расчета 5 часов в неделю
- Театральный спектакль.
Спектакль. Этапы работы над созданием спектакля.
Инсценировка.
Сюжет.
Персонажи.
Ведущие выразительные средства театрализации – символ, метафора, аллегория, гипербола.
Вовлечение зрителя в действие.
Практическая работа
Знакомство со сценарием.
Обсуждение сценария.
Обсуждение характеров персонажей.
Выбор учащимися персонажей, которых они хотят изображать на сцене.
Репетиции.
Театральные игры.
- Исполнительское мастерство актера.
Актерское мастерство.
Освоение сценического пространства.
Сценическое общение.
Сценическая пластика.
Взаимодействие с партнером на сцене.
Действия актеров в предлагаемых обстоятельствах.
Манера держаться на сцене.
Речь актеров.
Практическая работа
Театрально – творческие учебные упражнения на освоение сценического пространства, развития пластической выразительности, двигательных способностей.
Игры – драматизации.
Конкурсы юных театроведов.
Этюды. Беспредметные этюды.
Пантомима.
Актерские разминки. Тренинги.
Комические эстафеты.
Миманс.
Спектакли.
Экскурсии.
- Театр и литература.
В. Г. Белинский о литературе, театре, спектаклях, актерах своего времени.
О системе К. С. Станиславского.
Великие драматурги: У. Шекспир, А. П. Чехов, А. Н. Островский, Д. И. Фонвизин.
О творчестве знаменитых актеров: Ф. Г. Волкове, М. Н. Ермоловой, Е. Б. Вахтангове и др.
Пьеса – основа спектакля.
Практическая работа
Чтение, просмотр, обсуждение пьес.
Создание небольших по объему пьес на основе литературных произведений.
Инсценировка пьес – сказок.
- Культура и техника речи.
Рифма как созвучие концов стихотворных строк.
Приемы звукоподражания в художественной речи.
Опорные слова, их роль в речи актера.
Монолог.
Практическая работа
Выразительное чтение стихов, диалогов, монологов, пьес.
Творческие игры со словами: «Поймай рифму», «Подскажи слово», «Говорящая ладошка», «Кто как поет?»
Сочинение сказок по опорным словам.
Скороговорки.
Чистоговорки.
Считалки.
Забавные стихи.
Дыхательные, артикуляционные упражнения.
- Ритмопластика.
Пластическая импровизация.
Создание образов предметов и живых существ через пластические возможности своего тела.
Несловесные формы общения. Мимика и жесты.
Практическая работа
Игры на развитие воображения и пластической импровизации: «Умирающий лебедь», «Осенние листья», «Снежки» и другие.
Упражнения на создание образов живых существ, предметов.
Обобщение и систематизация знаний.
Повторение теоретических сведений об этапах построения спектакля, о работе над инсценировкой, способах вовлечения зрителей в действие спектакля.
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся работы над ролью, действий в предлагаемых обстоятельствах.
Создание и постановка спектакля на основе прочитанной русской народной сказки.
Летопись школьного театра.
Культпоход в театр.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:
- этапы работы над спектаклем, инсценировкой;
- ведущие выразительные средства театрализации;
- о системе К. С. Станиславского;
- о творчестве знаменитых актеров и драматургов;
- театральные термины
Должны уметь:
- владеть на уровне исполнительским мастерством актера;
- выразительно читать стихи, диалоги, монологи, пьесы;
- подбирать к словам рифмы, сочинять четверостишия;
- по опорным словам сочинять сказки;
- правильно произносить 8-10 скороговорок;
- взаимодействовать с актером на сцене;
- использовать в актерской деятельности словесные и несловесные формы общения;
- выполнять театрально – творческие упражнения на освоение сценического пространства;
- участвовать в постановке спектаклей.
Используемая литература
- Брудный Д. Л. Беседы о театре. Л., 1983.
- Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1974.
- Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программке. М., 1975.
- Генов Г. В. Театр для малышей. М., 1991.
- Выгодский Л. Г. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
- Кияновский А. А. Школьный театр в начальной школе. М., 2007.
- Уварова Е. Д. Как поставить спектакль. М., 1962.
- Чурилова Э. Г. Программа «Арт - фантазия». М.,2006.
- Куликова К. П. Рассказы о первых русских комедиантах. М., 1979.
- Смирнова Н. И оживают куклы…М., 1980.
- Ладыженская Речь, речь. Речь. М.. 1986.
- Чистякова М. М. Психологогимнастика. М.. 1995.
- Журнал «Праздник в школе». М., 2007.
- Журнал «Детская энциклопедия». М., 2008.
1
Пустовалова Галина Петровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....