Первые дни ребёнка в школе
статья (1 класс) на тему
Первое сентября! С этим днём у каждого из нас связано самое светлое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Pervye_dni_rebyonka_v_shkole.docx | 14.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые дни ребёнка в школе
Первое сентября! С этим днём у каждого связано самое светлое, трогательное и тревожно-приподнятое. В памяти долго хранится как что-то дорогое тот день, когда мы в первый раз идём в школу, поступаем в первый класс. В этот день нет равнодушных. Радостью полны и сегодняшние мальчишки и девчонки, впервые пришедшие в школу.
Рядом с первоклассниками – мамы, папы, бабушки, дедушки. Волнуются все. Но беспокоятся не только родители. Тысячи воспитателей детских садов в этот день мысленно входят со своими питомцами в школу, в первый класс. Как там мои? Можно понять и волнение учителя, принявшего новое поколение в школу. Каким оно будет? По-особому внимательно приглядываются к детям учителя – ведь сегодняшние первоклассники так малы, им всего шесть лет.
Что представляет собой шестилетний ребёнок? Каковы его возрастные особенности? Каким образом осуществляется индивидуальный подход к детям и как могут помочь ему родители?
Все эти вопросы встают со всей серьёзностью.
Начнём всё по порядку.
Каковы же возрастные особенности шестилетних детей?
Как показали многие исследования, а также наше непосредственное общение учителя с детьми, при начале обучения шестилетних детей необходимо учитывать важные психологические закономерности их развития. К этим закономерностям относят, обычно, определённые противоречия в процессе развития. Например, одно из важных противоречий развития этого возраста: противоречия между возрастными возможностями ребёнка и «дошкольными» способами их удовлетворения. Т. е. у ребёнка к началу обучения в школе уже лучше развиты мыслительная деятельность, память, внимание, ему хочется узнать что-то новое, но сделать это он не может в силу того, что ещё не умеет. Мы пришли к выводу, что к началу учебного года ребёнок уже не только в определённой мере готов к систематическому обучению, но и требует его. Иными словами, ребёнок не только готов принять новую социальную позицию-позицию школьника, но и стремится к ней.
Наши наблюдения за детьми в первые дни обучения в школе показали, что в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать «обучаемостью» (предрасположенность к обучению). Особенность этого периода очень чётко проявляется в процессе освоения грамоты. Учитель на собственном опыте убедился, что если упустить этот момент, запоздать с обучением грамоте, то в дальнейшем её усвоение будет проходить с большими трудностями. Исходя из вышесказанного и по результатам наших наблюдений, мы сделали вывод, что основным фактором психического развития детей в этот период является целенаправленное воздействие педагога. Педагог, воздействуя на ребёнка, развивает его психику, а воздействовать на ребёнка ему приходится главным образом на уроке.
Здесь мы подошли к следующему вопросу: какими должны быть уроки в первые дни обучения ребёнка в школе? Наиболее характерным для урока этого периода является включение в него элементов игры. Известно, что игра на уроке в значительной степени помогает детям адаптироваться в школе, ведь она (игра) приближает условия обучения в школе к условиям детского сада. Также в ситуации дидактической игры первоклассник усваивает программу значительно успешнее, нежели в ситуации учебного занятия. И это не вызывает особого удивления, ведь в дидактической игре учебная задача – часть игровой ситуации с выполнением определённых правил. Усвоение нового происходит без стресса, как само собой.
В ситуации игры значительно проще усвоить материал тем детям, которые немного отстают в развитии от своих сверстников. И здесь мы вплотную подошли к следующему вопросу – осуществление индивидуального подхода. Вопрос этот очень сложный и требует особого внимания. В классе все дети разные, они по-разному воспринимают и понимают то, что говорит учитель. У них разный темп работы, разные способности, даже темперамент. Поэтому уже с первых дней обучения в школе осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку. Несколько детей в классе, как правило, очень неусидчивые, часто отвлекаются. Их учитель берёт под свою опеку, беседует с ними, с их родителями, использует различные упражнения для концентрации внимания.
И в заключение хотелось бы немного сказать о работе с родителями. Известно, что тесное взаимодействие педагога с родителями учащихся позволяет обеспечить единство требований и воспитательных воздействий на детей. Учитель с первых дней начинает изучать учеников и их семьи: по личным делам, медицинским картам, в личных беседах. Проводятся анкетирования. Большинство родителей с первых дней правильно понимают задачу воспитания детей, правильно реагируют на советы учителя, четко выполняют рекомендации. И в работе с родителями тоже осуществляется дифференцированный подход, учитывая их образовательный и культурный уровень, специальность, занятость, материальное положение и т. д..
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что подготовительный период обучения в первые дни ребенка в школе очень важен и требует особого внимания учителя. Ведь от того, как сложатся отношения детей друг с другом, от тактичности учителя в беседах с родителями, детьми, зависит и дальнейшая жизнь класса, либо интересная, дружная, либо напряжённая, недоброжелательная. «Первые дни ребёнка в школе»- своеобразная точка отсчёта его дальнейшей школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край
Условия успешной адаптации первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей- со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....
Первые дни ребёнка в школе. Знакомство с учащимися. Анкета для родителей первоклассников.
Знакомство с первоклассниками....
Цикл адаптационных занятий с первоклассниками "Первые дни ребёнка в школе"
Матери ал разработан для учителей, которые проводят в первую неделю сентября цикл адаптационных занятий...
Первые дни ребёнка в школе
Планы-конспекты уроков в первом классе на начальнолм этапе обучения...
Родительское собрание первые дни ребёнка в школе
Презентация помогает педагогам в проведении первого родительского собрания. Добавив несколько слайдов по своему усмотрению, можно познакомить родителей с проблемами обучения сына или дочери в шк...
ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ Тема: «Первые дни ребёнка в школе»
Задачи: 1. познакомить родителей с учителем и друг с другом;2. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлен...
ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ Тема: «Первые дни ребёнка в школе»
Задачи: 1. познакомить родителей с учителем и друг с другом;2. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлении в школу...
Комментарии
Первые дни ребёнка в школе