Практикум для классных руководителей
методическая разработка (4 класс) по теме

Предложенная разработка позволит сделать собрание личностно - ориентированными, общение с родителями содержательным

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на Зимней школе мастеров -2011

Практикум для классных руководителей

«Приёмы организации взаимодействия с родителями на родительских собраниях»

(по материалам конкурса «За нравственный подвиг учителя»)

Вступительное слово

Я рада нашей новой встрече на Зимней школе мастеров. Думаю, что такие встречи позволяют поделиться своими наработками, подвести своеобразные итоги своей работы за год, наметить пути дальнейшего взаимодействия.

Нашу встречу я посвятила работе с родителями. Каждый раз, выпуская своих ребят и набирая новых первоклассников, мы с волнением изучаем заявления родителей. Первый вопрос, который мы себе задаём: «Кто мои будущие родители? Сколько им лет? Где они работают?» Это, несомненно, важные вопросы, но главное, что волнует нас, как они воспитывают своё дитя? С какими знаниями, социальным опытом они переступят порог школы?

Для каждого учителя важно увидеть в лице родителей своих единомышленников, выработать общие позиции на вопросы воспитания детей. При этом важно педагогическое просвещение не свести к нотациям, нравоучительным беседам, а помочь родителям увидеть своего ребёнка с иной позиции, расширить их педагогический арсенал.

Я встречаюсь со своими родителями примерно один раз в месяц. Это открытые уроки и занятия, наши семейные праздники, ежегодные презентации семей, их творческого опыта или достижений учеников.

Но сегодня я остановлюсь на родительских собраниях – практикумах.

Задачи:

  • выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов на воспитание детей;
  • осмысление нравственных категорий «любовь в семье», «согласие», «совесть», «ответственность» и др.;
  • развитие детско-родительских отношений;
  • развитие умения предъявлять накопленный в процессе работы познания опыт в творческой форме;
  • воспитание уважительного отношения детей к своим родителям.

Обеспечение: 

  • рисунки учеников, творческие работы учащихся, видеоролики с записями их размышлений и поздравлений;
  • мультимедийные презентации;
  • карточки для  групповой работы;
  • музыкальное сопровождение;

Такие практикумы я провожу 1 раз в полугодие. Тематика определяется  по результатам анкетирования родителей и  анализом особенностей взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса класса.

Темы практикумов за 2007-2011 годы, мой нынешний выпуск.

класс

тема

дата

1 класс

«При солнышке – тепло, при матери – добро»

Ноябрь

1 класс

«Пять шагов к взаимопониманию»

Апрель

2 класс

«Свободное время. Свободно для чего?»

Октябрь

2 класс

«Игра –дело серьёзное»

Февраль

3 класс

«Любовь открывает мир»

Ноябрь

3 класс

«Что такое «можно» и «нельзя».

Этапы нравственного становления

Апрель

4 класс

«Познавательная деятельность ребёнка или как не потерять интерес к учению»

Октябрь

4 класс

«Взросление и самостоятельность.

Противоречия внешние и внутренние»

Февраль

Педагогические приёмы, которые я использую при проведении практикумов, носят продуктивный характер. Принципы отбора таких приёмов также определяются педагогической ситуацией.

  1. На занятии нет посторонних, все являются участниками.
  2. Мы обсуждаем ситуацию, а не тех, кто в ней участвует.
  3. Мы не перечисляем того, что делать не надо, важно придти к положительному решению.
  4. В классе нет своих и чужих детей, все дети наши.

Первый педагогический приём известен всем с раннего детства – это игра.

Начинаю я такие собрания с игры, чтобы расположить уставших после работы мам и пап к общению.

Например, игра «Цепочка приветствий». Каждый из присутствующих называет себя так, как он хотел бы, чтобы его называли, а взрослый, сидящий рядом, приветствует его именно так, как этот человек захотел.

Вторая игра «Задай вопрос – найди единомышленника». Дети наши учатся в школе, и порой им приходится отвечать на очень сложные вопросы. Жизнь идёт, и вот уже наши дети задают нам вопросы посложнее тех, что были в школьных учебниках. Ведущий задаёт «детский» вопрос, а взрослые, которые отвечали хоть раз на него, встают и меняются местами.

Варианты вопросов: «Почему я должен прибирать в комнате? Здесь чисто!» «На улице темно и холодно. Зачем я должен идти в школу?» и т.д.

Такие игры располагают родителей, позволяют понять, что многие из них сталкиваются с подобными проблемами и можно найти того, кто поделится опытом их разрешения.

Второй приём я условно называю «Пойми меня». Дети заранее готовят рисунки, объясняют понятия, сочиняют продолжение сказки. Задача родителей – найти работу своего ребёнка, попытаться понять ход мыслей ребят класса.

Например, в первом классе успешно прижилось задание, которое нам предложила Елена Ивановна Комлева, учитель гимназии №18 Нижнего Тагила, мастер –класс которого мы посетили вместе с коллегами.

Рисунок «Моё ласковое имя». Дети с помощью рисунка показывают ласковый вариант своего имени или домашнее прозвище, словом то, как к нему чаще всего обращаются дома.

Свои работы ребята не подписывают, задача родителей –найти на выставке своё «солнышко» или «рыбку». Те родители,  имеют опыт совместного творчества с детьми, как правило, не затрудняются выполнить это задание, а кто –то впервые сядет вместе с ребёнком и сделает их первую творческую работу. Радость общая гарантирована!

Второй приём я позаимствовала у известной, но незаслуженно забытой программы «Устами младенца»

 «Слова, на которых держится дом».

Дети заранее объясняют слова, которые по их мнению, объединяют семью, я записываю их на видеокамеру. Родители смотрят, пытаются понять, о чём говорят дети. Вот и вы сейчас побываете на их месте. Вы слушаете, записываете, потом «сверим ответы».

Третий приём «Незаконченное предложение». Он очень распространён, но я предлагаю родителям узнать ход мыслей своего ребёнка.

Например, закончи предложение: «Я уже большой, чтобы…» «Я ещё маленький, чтобы…»

Проходит время. Родители осваивают такие формы работы, поближе знакомятся, поэтому с третьего класса я начинаю применять социокультурные тренинги. О них немало написано, но вся методика предлагает  их проводить в детском коллективе. Я решила попробовать их проводить с родителями. Получилось не сразу, но результат оказался значимым и для меня и думается, для родителей.

Приведу пример такого тренинга.

Родительское собрание «Любовь открывает мир». Третий класс.

Учитель:   У меня в руках симпатичная игрушка – Мышка-почтальон. Пока звучит музыка, вы передаёте его по рукам, музыка остановилась, вытаскиваете одно утверждение и читаете его. Те, кто согласен с этим утверждением, подходят ко мне, образуют творческую группу и приветствуют ещё раз друг друга.  Оставшиеся родители вновь передают игрушку и собирают единомышленников.

Предложения из конверта

  • Я пишу вместе с ребёнком сценарий его детского праздника, продумываю вместе меню, покупаю призы, утверждаю список приглашённых.
  • Я обсуждаю с ребёнком конфликтные ситуации, не считая, что ребёнок разберётся сам.
  • Я  - лучший помощник  для своего маленького ученика при выполнении домашнего задания..
  • Я обязательно обсуждаю с ребёнком прожитый день.

А все оставшиеся занимают пятый стол.

Иногда в погоне за благополучием, зарабатыванием денег, выстраиванием карьеры мы забываем о семье, детях, отмахиваемся и недооцениваем то время, когда наши дети слушают нас, мечтают о раннем возвращении нас с работы, доверяют нам безусловно и безоговорочно.

Я предлагаю вам поработать в проблемных группах и проиграть наиболее типичные жизненные ситуации общения с ребятами:

- разговор по душам

- обсуждение прожитого дня

- конфликтная ситуация, проблемные ситуации во взаимоотношениях

- совместное творчество, общее дело

- анализ трудной ситуации, совет, как поступить

Каждому из нас приходится проживать все эти ситуации, но вы знаете, что- то получается лучше, что- то хуже. Я предлагаю вам объединиться в группы детей и родителей для совместного творчества.

Прочитайте внимательно задания в ваших группах.

1 группа. «Сердечные тайны»- разговор по душам

Создайте портрет нашего ребёнка- третьеклассника таким, каким вы его себе представляете. Можете разделиться: одни рассказывают о мальчиках, другие о девочках, а можете  все вместе создать словесный портрет ребёнка.

2 группа- «Взгляд со стороны»

Создайте портрет идеального родителя, такого, каким бы вам хотелось стать, но на что порой не хватает сил и времени.

3 группа. «Мудрые советчики» - анализ ошибок и достижений.

Часто в жизни мы говорим ребёнку: «Ты должен хорошо учиться, подниматься по ступенькам знаний, чтобы стать успешным человеком». Постарайтесь создать лестницу успеха. Сколько в ней будет ступенек? Что будет на вершине лестницы? Что означает каждая ступенька?

4 группа «Мост примирения»- выход из конфликта

В нашей жизни возникают ситуации, когда мы не можем найти общий язык с ребёнком, в общении возникают сложности. Так бывает и среди ребят- ровесников и между детьми в семье. Постройте схему разрешения конфликта.

Например: Дочь не хочет надевать тёплую одежду - оформить шарф вышивкой или нашивкой, сделать его любимой вещью - ребёнок ходит одетым и не простывает.

Можно предложить конфликтные ситуации.

1. Ребёнок не предупредил о своём походе к друзьям, задерживается дольше  установленного срока.

2. Поздним вечером в воскресенье выясняется, что не выполнено довольно объёмное домашнее задание по окружающему миру и ещё нужно выучить стихотворение наизусть.

3. Ссора с братом или сестрой.

4. Вечером вы пришли с работы: в комнате беспорядок, посуда не убрана, на просьбу всё прибрать ребёнок заявляет: «Почему это должен делать я?»

5 группа. «Важные правила»

Наш ребёнок часто нуждается в советах, как поступить, какой кружок выбрать, как себя вести в той или иной ситуации. Оформите свод правил, которые помогут ребёнку выбрать верную дорогу.

Родители и дети работают, можно включить фоновую музыку.

После завершения работы каждая группа выступает, затем все вместе делаем выводы.

Подведение итогов.

Как всем приятно в детстве,
В огнях любви согреться,
Прильнуть к кому-то сердцем,
Проблемы все решить.

Забыть мороз и стужу,
Почувствовать, что нужен,
Съесть мамин вкусный ужин,
И обо всём забыть.

На такие собрания к нам приходят гости - мои коллеги, социальные партнёры. По их мнению, такая форма работы с родителями позволяет организовать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, так как и дети, и родители выступают равноправными партнёрами – участниками тренингов, игровых заданий, инсценировок. Я согласна с мнением коллег, но при этом подчёркиваю, что необходимо показывать родителям положительные примеры эмоционального, интеллектуального и духовного общения со своими детьми. На заседаниях нет негативной оценки, все участники присоединяются к положительному социокультурному опыту, действует принцип: «делай как я, делай вместе со мной».

Родители отмечают, что наши встречи расширяют их «педагогический арсенал». Как правило, многие в случае затруднения при общении с ребёнком прибегают к привычным мерам воздействия: «поругать, наказать, лишить». На заседаниях клуба родители учатся практическим навыкам позитивного общения с детьми на основе согласия и сотрудничества, а значит, получают уроки любви и доброты.

Главное в моей работе - выстроить такие отношения с детьми и родителями, когда ребёнок будет самым важным для его родителей. Они вместе накапливают духовно-нравственный опыт, формируя стержневую основу личности.

Важно, чтобы у каждого из детей был дом, забота, любовь и доброта.

Совсем скоро наступит восьмое марта и закончу я словами знаменитой Коко Шанель: «Уход за собой обязан начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум для классных руководителей «Приёмы организации взаимодействия с родителями на родительских собраниях» Долгушина Анна Ивановна, учитель начальных классов МОУ «Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 9»

Слайд 2

выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов на воспитание детей; осмысление нравственных категорий «любовь в семье», «согласие», «совесть», «ответственность» и др.; развитие детско-родительских отношений; развитие умения предъявлять накопленный в процессе работы познания опыт в творческой форме; воспитание уважительного отношения детей к своим родителям. Задачи:

Слайд 3

Темы практикумов, 2007-2011 г.г. класс тема дата 1 класс «При солнышке – тепло, при матери – добро» Ноябрь 1 класс «Пять шагов к взаимопониманию» Апрель 2 класс «Свободное время. Свободно для чего?» Октябрь 2 класс «Игра –дело серьёзное» Февраль 3 класс «Любовь открывает мир» Ноябрь 3 класс «Что такое «можно» и «нельзя». Этапы нравственного становления Апрель 4 класс «Познавательная деятельность ребёнка или как не потерять интерес к учению» Октябрь 4 класс «Взросление и самостоятельность. Противоречия внешние и внутренние» Февраль

Слайд 4

На занятии нет посторонних, все являются участниками. Мы обсуждаем ситуацию, а не тех, кто в ней участвует. Мы не перечисляем того, что делать не надо, важно придти к положительному решению. В классе нет своих и чужих детей, все дети наши. Принципы отбора приёмов организации практикумов

Слайд 5

Игра «Цепочка приветствий». Каждый из присутствующих называет себя так, как он хотел бы, чтобы его называли, а взрослый, сидящий рядом, приветствует его именно так, как этот человек захотел. Приём - игра

Слайд 6

Игра «Задай вопрос – найди единомышленника». Дети наши учатся в школе, и порой им приходится отвечать на очень сложные вопросы. Жизнь идёт, и вот уже наши дети задают нам вопросы посложнее тех, что были в школьных учебниках. Ведущий задаёт «детский» вопрос, а взрослые, которые отвечали хоть раз на него, встают и меняются местами.

Слайд 7

Рисунок «Моё ласковое имя». Приём - «Пойми меня».

Слайд 8

Приём - «Незаконченное предложение» Закончите фразу: «Мой ребёнок большой для того, чтобы…»

Слайд 9

прибирать в своей комнате, помогать по дому делать уроки, печатать на компьютере сообщения, писать сочинения выбирать кружки ходить в магазин готовить еду себе и другим ходить в магазин и покупать только нужное оставаться дома один накрыть на стол родителям, когда они вернулись с работы выбирать, что я надену, одеваться выходить из трудной ситуации покормить животных разучивать пьесы решать свои проблемы самостоятельно, улаживать ссоры не спать до 11 часов вечера копить деньги за пятёрки играть в телефон, а не в игрушки гулять

Слайд 10

Закончите фразу «Мой ребёнок маленький для того, чтобы….»

Слайд 11

смотреть страшные фильмы водить машину. Я могу достать до педалей, но не вижу дорогу, вижу дорогу, но не могу достать до педалей сидеть на переднем сиденье машины ездить один уплывать далеко от мамы во время купания на море оставаться на 1-2 дня дома без родителей обеспечивать себя, жить отдельно брать чужое, что-то забирать из гостей без разрешения работать топить печь (так говорит мама, когда уходит на работу) готовить (жарить, варить) гулять одна вдалеке от дома допоздна, не говоря родителям, но я расстраиваюсь, когда мне так говорят решать свою жизнь, она у меня пока не личная таскать тяжести что-то требовать огрызаться с родителями сидеть долго за компьютером, смотреть телевизор ходить в незнакомые мне места

Слайд 12

Приём - социокультурные тренинги 1 группа. «Сердечные тайны» - разговор по душам 2 группа- «Взгляд со стороны» 3 группа. «Мудрые советчики» - анализ ошибок и достижений. 4 группа «Мост примирения» - выход из конфликта 5 группа. «Важные правила»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Пособие для классного руководителя "Правовой портфель классного руководителя"

Предлагаемое пособие содержит пакет нормативно – методических и правовых документов для организации воспитательной работы в школе, права, обязанности, содержание деятельности классного руководителя....

Приказ № 43 Об итогах проведения семинара-практикума «Новые подходы к работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС»

Приказ № 43 Об итогах проведения семинара-практикума«Новые подходы к работе классного руководителя в условияхреализации ФГОС»...

Приказ № 25 О подготовке и проведении семинара-практикума «Новые подходы к работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС»

Приказ № 25О подготовке и проведении семинара-практикума«Новые подходы к работе классного руководителя в условияхреализации ФГОС»...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...