Программа воспитательной работы "Смешарики" для 1-4 классов
рабочая программа (1 класс) на тему
В данной работе четко прописаны принципы, этапы построения классного коллектива в начальных классах, показана структура самоуправления, планирование работы по основным направлениям. Надеюсь, материал будет полезен. К сожалению, планирование во 2 классе не совсем доведено до конечной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vospitatelnoy_raboty.doc | 387.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы «Смешарики» |
МОУ СОШ № 5 города Слободского Кировской области |
Кайсина Ирина Юрьевна |
Сентябрь, 2009 год |
Основной идеей программы « Смешарики» ляется создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей сознательную деятельность учеников, учителей и родителей.
Миссия программы - предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для развития интеллектуальных и творческих способностей, формирование их ключевых компетенций; вовлечение родителей в совместную деятельность класса; развитие социального партнерства.
Программа воспитательной работы «Смешарики» разработана на 4 года и рассчитана для учащихся 1-4 классов.
Этапы построения воспитательной программы:
Воспитательная система проходит в своем развитии несколько стадий (зарождение, становление, период зрелости, преобразование). На основе их учета составлены этапы развития воспитательной системы класса и ее место в общешкольной системе воспитания Школы – острова Радости.
- 1 класс. Главная задача учителя – помочь детям безболезненно адаптироваться к школьной жизни. В этот период происходит изучение личностных качеств учащихся.
- Во 2 классе устанавливаются более тесные контакты между учениками, родителями и учителем. В этот период важно создать благоприятные условия для самореализации, саморазвития личности всех участников образовательного процесса, способной к индивидуальной интеллектуальной и творческой деятельности .
- 3 класс. Между 9-м и 10-м годами жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъектную роль, вступая в широкий круг общественных поручений. Поэтому этот этап характеризуется проектированием образа жизнедеятельности классного коллектива через организацию самоуправления.
- 4 класс – важный этап в жизни школьников, они начинают интересоваться самим собой, сравнивать себя с другими. Это этап перехода из школы 1 ступени в школу 2 ступени. Целью этого этапа является создание условий для наименьшего негативного сопротивления в адаптивный период между переходом из начальной школы в основную .
- Цель воспитательной программы – смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Принципы ( ценности) построения образовательного процесса:
Наиболее значимые ценности программы - самоактуализация, сотрудничество, индивидуальность, субъектность, выбор, творчество, успех, доверие. Эти ценности служат принципам воспитательной системы школы:
- Принцип самоактуализации
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно создать такие условия, чтобы побудить его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидуумов и человеческих общностей.
Создание условий для формирования индивидуальности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - главная задача развития программы «Смешарики». Каждый член коллектива должен быть или стать самим собой, обрести свой образ.
- Принцип субъектности.
Субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью свободой в выборе и осуществлении деятельности.
- Принцип выбора.
Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно- воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
- Принцип творчества и успеха.
Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и самостроительство.
- Принцип доверия и поддержки.
МЕХАНИЗМ
построения и функционирования воспитательной системы.
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, характеризующаяся высоко – ценностным отношением к личности, диалоговым характером общения, возможностью выбора способов жизни, свободной для творчества и саморазвития.
Характеристика класса.
1 «В» класс – общеобразовательный; год создания – 2009, в нем обучается 27 человек, из них 15 девочек и 12 мальчиков.
Дети пришли в 1 класс со средней подготовкой (все ребята посещали школу развития при СОШ №5, что сыграло в положительную сторону при «строительстве» воспитательной системы). Большинство детей владеют навыками самообслуживания, помогают друг другу.
Все дети умеют считать, знают двузначные числа, правда, иногда путают пространственные представления «налево», «направо», понимают значение слов «больше», «меньше», знают буквы. Большая часть детей уже читают, 6 из них читают письменный текст.
Первые недели учебы выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют высокий уровень сформированности познавательного интереса (Гашечева Анастасия, Харин Кирилл, Тереньева Ксения, Шутова Анна, Мурина Дарья, Плаксин Савелий, Пантелеева Екатерина). В классе также есть ученики, которым тяжело адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новому режиму дня, при ответах на уроках проявляют стеснение, боятся ошибиться, показать себя на публике (Лопаткин Данил, Кондрашова Анна, Цветова Мария, Кораблев Егор, Чувашова Дарья, Нестеров Григорий). Часть из данных ребят отвлекаются, могут начать разговор с соседом по парте, поиграть с любым попавшимся предметом, не проявляют активности на уроке, хотя на переменах оживлены, энергичны, общительны.
На данном этапе любимым предметом является математика, сложно дается письмо, так как плохо развита мелкая моторика рук. С этой целью дети записаны в дополнительные кружки в Доме детского творчества, которые они посещают при группе продленного дня: «Изостудия», «Умелец», «Художественная вышивка».
Многие учащиеся уже в дошкольный период начали посещать дополнительные образовательные учреждения: музыкальная школа, хореографическое отделение школе искусств, танцевальный кружок при Доме детского творчества, спортивная школа. Некоторые родители с охотой записали своих любимцев в другие дополнительные от школы кружки: при станции юных техников.
Изучив анкетные данные в школе развития, основным интересом детей является рисование. Поэтому мы много свободного времени уделяем раскрашиванию в дополнительных тетрадях, ребята не отказываются от простых поручений, и, будь я волшебной феей, наверное бы, хотела превратить эти поручения в правила.
Социально – профессиональный состав семей:
Отцы | Матери |
Всего – 24 человека | Всего – 27 человек |
Служащий - 2 | Мед.работники – 1 |
Водитель – 7 | Продавцы – 3 |
Спасатель – 2 | Швеи – 4 |
Военнослужащие, милиция – 2 | Кондуктор – 1 |
Электромонтер – 1 | Служащие – 6 |
Рабочие - 8 | Менеджер, бухгалтер – 3 |
Безработные – 2 | Домохозяйки – 4 |
Рабочие – 5 |
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. Созданы все условия для выполнения домашних заданий, тем более что все учащиеся посещают группу продленного дня. Родители заинтересованы школьной жизнью, готовы всегда помочь, на родительские собрания приходят вдвоем: папа и мама. Что радует. Неблагополучных семей пока не выявлено.
В связи с тем, что дети учатся в 1 классе, классный коллектив находится в стадии зарождения. Каждый учащийся входит в группу по интересам (честно скажу, что выбор был долгим, потому что хотелось проявить себя сразу в нескольких сферах деятельности), получает индивидуальные поручения и старается ответственно их выполнить.
Организация самоуправления.
В построении воспитательной системы и формировании классного коллектива важную роль играет самоуправление. Основа его – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества (родителями), направленную на создание благоприятных условий для общения, развития себя, одноклассников.
Такая работа помогает детям сдружиться, учит взаимодействию и сотрудничеству.
Ведущей идеей является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Основу организации классного самоуправления составляет игра – путешествие «Смешарики».
Главные герои – герои мультипликационного фильма «Смешарики» , они пока ничего не умеют делать сами. Мультяшные герои путешествуют не одни, а вместе с ребятами, классным руководителем и родителями. В пути они встречают сказочных героев, которые помогают детям получить важные для жизни знания, умения и навыки.
Структура самоуправления «Смешарики».
- Команда Лосяша
помогает учащимся в учебной деятельности.
- Полякова Наталья Витальевна
- Гашечева Анастасия;
- Плаксин Савелий;
- Цветова Мария;
- Мурина Дарья.
- Команда Копатыча
направляет свои усилия на освоение различных трудовых умений и навыков.
- Пантелеева Светлана Евгеньевна
- Ивонина Юлия;
- Арефьева Наталья;
- Колодкин Павел;
- Маслов Дмитрий;
- Нестеров Григорий;
- Тимшина Кристина.
- Команда Нюши
учится организовывать свой досуг и выступать на сцене.
- Кораблева Татьяна Анатольевна
- Чувашова Дарья;
- Старкова Валерия;
- Пантелеева Екатерина;
- Кондрашова Анна;
- Елькин Иван.
- Команда Кар Карыча
учит ребят рисовать, дружить с красками, кисточкой, выполнять оформительскую работу.
- Шуткина Ольга Викторовна
- Терентьева Ксения;
- Кораблев Егор;
- Колегова Алена;
- Лукин Кирилл;
- Малых Евгений;
- Шуткин Евгений.
- Команда Совуньи
помогает заботиться о физическом развитии, организуют зарядку (по утрам), соревнования в классе и между классами.
- Лопаткин Павел Николаевич
- Шутова Анна;
- Приладышева Софья;
- Харин Кирилл;
- Лопаткин Данил;
- Ушахин Николай;
- Кошкина Дарья.
Роли перечисленных героев ребята решили играть сами, а функция родителей – выступить в качестве консультантов – помощников. Для организации классного мероприятия формируется комитет по его подготовке и проведению, что способствует развитию самодеятельных и самоуправленческих начал в классном коллективе. Каждая команда выбрала своего капитана, которые и сформировали данный комитет (актив класса):
- Гашечева Анастасия;
- Ивонина Юлия;
- Елькин Иван ;
- Тереньева Ксения ;
- Харин Кирилл .
В игре – путешествии действует система чередования поручений, чтобы каждый ребенок попробовал свои силы и возможности в различных видах деятельности.
В ходе познавательной и практической деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, делать выводы.
Ключевым принципом является идея сотрудничества детей и взрослых (классный руководитель, родительский комитет, учителя – предметники, администрация школы).
Родители – первые помощники во всех начинаниях, они помогают в организации проведений экскурсий, коллективно – творческих дел, организации работы кружков и секций, играют ведущую роль в жизнедеятельности класса. Мамы и папы, также как и дети, разделились на одноименные группы, также выбрали ответственного в своей команде, это и позволило сформировать родительский актив класса:
- Кораблева Татьяна Анатольевна (председатель);
- Полякова Наталья Витальевна;
- Лопаткин Павел Николаевич ;
- Пантелеева Светлана Евгеньевна;
- Шуткина Ольга Викторовна.
Для более эффективной и продуктивной работы мы выбрали девиз и правила жизни в классном коллективе.
Девиз: Научился сам – научи товарища!
Правила жизни в классном коллективе:
Хотим все знать и все уметь
И везде во всем успеть!
Старших всех мы уважаем
И в труде им помогаем!
Будем вместе мы везде:
В учебе, спорте и в труде!
Всегда мы вместе отдыхаем,
Скуки мы ни в чем не знаем.
Любим петь и танцевать
И культуру соблюдать!
В классе появились «фирменные» дела.
Фирменные дела класса:
- День здоровья для детей и родителей. (Походы выходного дня)
- Фестиваль «Восходящие звездочки» - проявление своих творческих способностей в рисовании, сочинении стихотворений, сказок, пении, техническом творчестве. ( Проводится очень часто)
- День Сюрпризов – в этот день учащиеся вместе с родителями дарят друг другу подарки: стихи, песни, поделки собственного сочинения. (Проводим 1 раз в год – к новогоднему празднику в результате тайной жеребьевки).
- «Праздник, который придумали мы» –совместное мероприятие детей и родителей, когда каждый учащийся размышляет и творчески представляет свой ответ на вопросы: что я узнал в этом году, чему научился, что полезное сделал. (проводится в конце учебного года).
- «Своя игра» - проявление интеллектуальных способностей: интеллектуальные игры, викторины, беседы.
Данные фирменные дела хорошо вписываются в основные направления деятельности, которые рассматривает вся воспитательная система школы: здоровье, военно-патриотическое воспитание, досуг, учеба, система работы с родителями.
Критерии и способы изучения эффективности
воспитательной системы.
Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:
- Сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- Развитие креативных способностей учащихся;
- Проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- Сформированности классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно – воспитательного процесса:
- Исследование развития познавательных процессов личности младшего школьника;
- Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- Социометрические методы;
- Анкета «Я и моя школа»;
- Краткий тест творческого мышления П. Торренса;
- Тест «Цветок настроения»;
- Сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Ежедневно |
|
Еженедельно |
|
Ежемесячно |
|
1 раз в триместр |
|
1 раз в год |
|
дата | Ключевые дела | «Здоровье» | Военно – патриотическое воспитание | Общение, досуг | Учеба | Работа с родителями |
1 сентября-5сентября | День Знаний | Инструктаж по ТБ. Имя России – Александр Невский. | Праздник Смешариков | Экскурсия в детский парк «Здравствуй, осень золотая» | Родительское собрание 1 по теме «Ваш ребенок пришел в 1 класс» | |
7сентября-12 сентября | День здоровья «Веселые старты» | Фестиваль «Восходящие звездочки» - к-с рисунков и аппликаций «Осень в городе» | Мы теперь не просто дети… | Индивидуальные консультации | ||
14 сентября-19сентября | Праздник «Посвящение в пешеходы» Режим дня школьника | К-с на лучшую закладку. | Работа род. комитета по планированию воспитательных дел Общешкольное родительское собрание | |||
21сентября-26 сентября | «Береги свои глаза» - упражнения на тренировку глаз | Встреча с инструктором ГИБДД по правилам дорожного движения | «Азбука вежливых слов» | Фестиваль «Восходящие звездочки» - к-с рисунков «Безопасный путь» | ||
28 сентября – 3 октября | День учителя | ТБ по ПДД, ППБ, в связи с отпуском на промежуточные каникулы. | Работа творческой группы по подготовке к концерту | Родительское собрание «Учебно – воспитательный процесс» | ||
5 октября-10 октября | Каникулы. | День здоровья для детей и родителей | «Каждый интересен», оформление классного уголка | Работа род. комитета по подготовке к походу выходного дня. | ||
12 октября – 17 октября | Разучивание подвижных игр. Изучение справок о состоянии здоровья | Урок по библиографии – запись в библиотеку | Знакомство с кружками | «Восходящие звездочки» - к-с поделок из природного материала. | ||
19 октября – 24 октября | Экскурсия «Мой любимый город» | К-с «Угадай - ка» | Индивидуальные консультации | |||
26 октября – 31 октября | «Советы бобра Суперзуба» | К-с стихов о родине | Проверка техники чтения | Индивидуальные консультации | ||
2 ноября – 7 ноября | Что за праздник – День согласия и примирения? | К-с «Восходящие звездочки» - рисунки на тему «Образы земли», | к-с фото «Красавчик» поездка в филармонию на мюзикл «Буратино» | Помощь в организации поездки в Киров. | ||
9 ноября- 14 ноября | Интеллектуальная игра «Почемучка» | Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ | Род.собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе» | |||
16ноября 21 ноября | каникулы | День именинника для рожденных осенью ребят | Работа с активом класса | |||
23 ноября – 28 ноября | День Матери | «Мама – это самое ценное» | «Восходящие звездочки» - к-с рисунков о маме | Семейный праздник, посвященный Дню матери | ||
30 ноября – 5 декабря | К-с желаний – письмо Деду Морозу | Работа род. комитета | ||||
7-12 декабря | Веселые старты. | Тренинг «Что мне интересно» | Подготовка к родительскому собранию, покупка новогодних подарков для детей | |||
14-19 декабря | Доктор Айболит «О профилактике простудных заболеваний», | Мастерская деда Мороза | Родительское собрание – круглый стол «Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в ее развитии» | |||
21-31 декабря | Новогодняя елка | День сюрпризов. «За Новогодним столом» | Подготовка сладкого стола | |||
4-9 января | каникулы | Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ | Прогулка в детский парк. | |||
11-16 января | Месячник Знаний | Выпуск газеты «Ими гордится наш класс» | «Своя игра» - викторина. | Викторина для родителей «Самый умный родитель» | ||
18 – 23 января | Анкетирование детей: Мне нравится… | Подготовка к родительскому собранию | ||||
25 января – 30 января | Татьянин день – праздник самых умных. | День именинника для рожденных зимой детей | Родительское собрание «Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития» | |||
1-6 февраля | Игра – путешествие «Если с другом вышел в путь» (краеведческая игра) | |||||
8-13 февраля | Кто такие пионеры герои? | Своя игра по русским народным сказкам. | Индивидуальные консультации | |||
15-20 февраля | Веселые старты для мальчиков | День защитников Отечества – праздник самых смелых и храбрых | Поздравление мальчиков с праздником, изготовление подарков для мальчиков и пап. | Прощание с букварем | Поздравление пап | |
22-27 февраля | каникулы | Поездка в театр | ||||
1-6 марта | Международный женский день – из истории праздника | Поздравление девочек с праздником, изготовление подарков для мам и девочек. | В стране веселых бабушек и озорных внучат | |||
9-13 марта | Азбука здоровья | Подготовка к родительскому собранию | ||||
15 -20 марта | Фестиваль «Восходящие звездочки» - к-с рисунков «Весеннее настроение» | Родительское собрание « Все мы родом из детства» | ||||
22 марта – 27 марта | «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Подготовка к Юморине | ||||
29 марта-3 апреля | Поздравление с шуточным праздником | Юмористический спектакль для детей в постановке родителей | ||||
5 – 10 апреля | Проверка техники чтения | |||||
12-17 апреля | каникулы | Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД | День именинника для детей, рожденных весной | Индивидуальные консультации. | ||
19 апреля – 24 апреля | Доброта творит чудеса | Работа с родительским комитетом | ||||
26-30 апреля | Организация труда и здоровья | Праздник весны и труда – изготовление «птицы счастья» - символа весны. | Чтение книг о ВОв | Индивидуальные консультации | ||
3-8 мая | Вахта памяти | День Победы – это праздник со слезами на глазах | Фестиваль «Восходящие звездочки» - конкурс рисунков «У война недетское лицо». | |||
10-15 мая | Экскурсия к вечному огню . Вахта памяти | Подготовка устного журнала «Перелистывая страницы учебного года» | Подготовка к родительскому собранию. | |||
17-22 мая | День выживания – веселые старты | Своя игра по творчеству Г.Х. Андерсена | Подготовка устного журнала «Перелистывая страницы учебного года» Итоговые работы по русскому языку и математике | Род.собрание вместе с детьми «Перелистывая страницы учебного года» Рекомендации родителям на период летних каникул | ||
24-29 мая | Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ | «Праздник, который придумали мы…» |
Формы индивидуальной работы | Групповые и другие формы работы | |||
Педагогическая поддержка становления индивидуальности | Содействие ребенку в проявлении индивидуальности | Психолого – педагогическая коррекция индивидуальных особенностей | Помощь в решении проблем ребенка и его семьи | |
Психолого-педагогическая характеристика
2 «В» класса.
Коллектив существует второй год. В классе 11 мальчиков, 16 девочек в основном все одного года рождения. В этом учебном году пришла новая ученица – Рублева Алена, перешла из гимназии. Девочка очень тяжело адаптируется к новым одноклассникам, новым требованиям и новым условиям. До сих пор у Алены нет учебников.
По сравнению с первым классом – разительный контраст. Тогда это была совершенно неорганизованная группа недружных детей, которые без конца ссорились и конфликтовали, было тяжело найти компромисс. Сейчас это уже группа детей с положительным опытом взаимоотношений. Постепенно привыкают чувствовать себя единым коллективом с общими интересами. В основном преобладает в классе хорошее настроение, активное отношение к учёбе. В классе идет процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе развивается не только критика, но и самокритика. Ценят в группах познавательную активность, дружелюбие. Отрицательным моментом считаются ябеды и жалобы, лживость. Интересы в классе самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к куклам, к нарядам, изобразительной деятельности. Мальчики интересуются компьютерными играми и техникой.
Дети не любят читать, не все укладываются в норму по чтению. Большой интерес проявляют к спортивным и творческим занятиям. Особенно нравится выступать перед одноклассниками и родителями. Стараются быть лучше, чем остальные. Болезненно переживают свои неудачи.
Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости – у них меньше, чем агрессивности, эгоизма, грубости. Хотя правила хорошего тона знают все, но не умеют сдерживать себя. На переменах отличаются своим громким голосом, шумят, стараются перекричать друг друга. Поэтому одним из приоритетных направлений в 2010 – 2011 учебном году является нравственное воспитание. Решение этой задачи пойдет на занятиях кружка «Этическая грамматика», чтение и анализ нравственных произведений на уроках литературного чтения, тренинговые упражнения в начале учебного дня и в конце учебного дня.
В классе 2 явных лидера - Гашечева Анастасия и Харин Кирилл. Между лидерами нет конкуренции. Живут они мирно, помогая друг другу. Есть и отверженные – на данный момент – новая девочка, Алена пока никак не проявила себя, Арефьева Наталия – потому что пропустила длительный учебный период по болезни в прошлом учебном году, Ушахин Николай – не может привыкнуть к ребятам, из-за своей медлительности и нерасторопности, ребята его не воспринимают дружески.
Дети подвижные, активны на уроках математики и окружающего мира, обладают работоспособностью, сообразительностью. Большинство детей стремятся получить новые знания. Это - Гашечева А., Кошкина Д., Лукин К., Терентьева К., Мурина Д., Харин К., Приладышева С., Пантелеева К., Старкова В., Тимшина К., Шутова А.. Есть дети, которые стесняются своих одноклассников отвечать на уроке - Кондрашова А., Цветова М., Лопаткин Д., Маслов Д.. есть дети, которые быстро утомляются и начинают играть. Перестают слушать своих одноклассников и учителя: Шуткин Е., Арефьева Н., Ушахин Н., Колегова А.. С ярко выраженной зрительной памятью обладает Лопаткин Данил . В основном у детей смешанный тип внимания.
По сравнению с прошлым годом заметно увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети научились пересказывать текст. Учатся выделять главное в прочитанном тексте. Самыми любимыми предметами являются математика, окружающий мир, и в этом году они начали изучать иностранный язык, с удовольствием ждут каждый новый урок английского или немецкого языков.
Обучающиеся становятся самостоятельными, сами выбирают, как им поступать в определённых ситуациях, стараются следовать правилам поведения учащихся и нормам поведения в коллективе, обществе. Кроме того, стараются работать на уроках самостоятельно, просят выполнение задания самостоятельно, причем по математике стараются выполнить на скорость.
В классе восемь учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Они отличаются сообразительностью. Но есть и слабоуспевающиеся дети, с ними проводятся индивидуальные занятия, консультации, беседы. Работает не только классный руководитель, но и группа взаимопомощи в учёбе (команда Лосяша).
Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии, выдумки. Любимое домашнее задание – приготовить сообщение по какой-либо теме, этому поспособствовал учебник «Окружающий мир».
Радует еще одно обстоятельстово, если в начале прошлого учебного года к нам приходили шефы из 5»В» класса, помогали нам, давали советы, то к концу 2009-2010 учебного года, первоклассники сдружились с соседями по кабинету - обучающимися 3 «В» класса. Этому способствовало: соседство в кабинете, подготовка совместных мероприятий: спортивная эстафета (май 2010 года), подготовка устного журнала «Этот день мы приближали, как могли», совместное оформление кабинета к праздникам и торжественным событиям.
В основном дети из благополучных полных семей. Дети чувствуют себя комфортно, нашли себе друзей, стремятся прийти на помощь. Расти, воспитывать детей такими помогает чётко налаженная система работы детского соуправления и система работы с родителями. В этом учебном году в классе нет ГПД, поэтому они с нетерпением ждали запись в кружки по интересам в ДДТ.
Различны дети по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. Гиперактивные Пантелеева Е., Шуткин Е., Тимшина К., Малых Е.; непоседы Арефьева Н., Ушахин Н.; спокойны и нерешительны Колодкин П., Цветова М., Есть в классе леворукие дети: Мурина Д.
Возникают в классе и проблемные ситуации: могут подраться Шуткин Е., Елькин И., Малых Е., Малсов Д., Лопаткин Д., часто забывают записывать домашнее задание в дневник: Арефьева Н., Ушахин Н., Нестеров Г, Шуткин Е..
Во 2 полугодии, мы ввели соревнования по командам, результаты подводили каждую неделю, пришлось ввести сладкие призы, в приоритете были учеба, участие в различных мероприятиях, добрые дела, поведение. Это соревнование носило наглядный характер, на классном стенде помечались красные (за добрые поступки) и черные (нарушение правил) звезды. Ребята могли к концу учебного года сами себя занять, или группу ребят.
Изменился социально – профессиональный состав семей, в этом учебном году он выглядит следующим образом:
Социально – профессиональный состав семей:
Отцы | Матери |
Всего – 23 человека | Всего – 27 человек |
Служащий - 2 | Мед.работники – 1 |
Водитель – 5 | Продавцы – 4 |
Спасатель – 2 | Швеи – 5 |
Военнослужащие, милиция – 3 | Кондуктор – 1 |
Электромонтер – 1 | Служащие – 6 |
Рабочие - 10 | Менеджер, бухгалтер – 2 |
Домохозяйки – 5 | |
Рабочие – 2 | |
Повар - 1 |
Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. У всех детей созданы условия для выполнения домашнего задания, дополнительного образования. Папы и мамы активно участвуют на родительских собраниях и помогают детям во время внеклассных мероприятий. В основном идёт нормальный процесс формирования и развития коллектива.
Социальная карта класса.
Количество семей | Полная семья | Неполная семья (матери – одиночки) | Многодет. семья | В разводе | Трудная. |
19 | 2 Чувашова Дарья, Цветова Мария | 2 Кондрашова Анна, Приладышева Софья | 4 Колегова Алена, Кошкина Дарья, Лопаткин Данил, Рублева Алена | не выявлено |
Организация самоуправления.
Идеей воспитательной программы «Смешарики» ребята решили продолжить, структура самоуправления осталась прежней, изменился состав групп. В этом учебном году ребятам легче было выбрать себе группу, но тяжело было выбрать капитанов каждой группы, т.к. капитанам групп предъявлялись некоторые требования, которыми должен был обладать командир – лидер группы.
- Команда Лосяша
помогает учащимся в учебной деятельности.
- Полякова Наталья Витальевна
- Гашечева Анастасия;
- Маслов Дмитрий;
- Харин Кирилл;
- Мурина Дарья;
- Чувашова Дарья;
- Малых Евгений;
- Рублева Алена.
- Команда Копатыча
направляет свои усилия на освоение различных трудовых умений и навыков.
- Пантелеева Светлана Евгеньевна
- Ушахин Николай;
- Арефьева Наталья;
- Колодкин Павел;
- Шуткин Евгений;
- Кораблев Егор ;
- Тимшина Кристина.
- Команда Нюши
учится организовывать свой досуг и выступать на сцене.
- Кораблева Татьяна Анатольевна
- Колегова Алена;
- Старкова Валерия;
- Ивонина Юлия;
- Кондрашова Анна;
- Команда Кар Карыча
учит ребят рисовать, дружить с красками, кисточкой, выполнять оформительскую работу.
- Шуткина Ольга Викторовна
- Елькин Иван .
- Терентьева Ксения;
- Нестеров Григорий;
- Цветова Мария
- Команда Совуньи
помогает заботиться о физическом развитии, организуют зарядку (по утрам), соревнования в классе и между классами.
- Лопаткин Павел Николаевич
- Шутова Анна;
- Приладышева Софья;
- Лукин Кирилл;
- Лопаткин Данил;
- Пантелеева Екатерина ;
- Кошкина Дарья.
Каждая команда выбрала своего капитана, которые и составили актив класса, в этом году решили выбрать такой состав на полгода, затем поменять его. В актив класса вошли следующие ребята:
- Харин Кирилл;
- Тимшина Кристина;
- Ивонина Юлия;
- Елькин Иван;
- Кошкина Дарья.
В общем, все ребята актива творческие личности, которые обладают организаторскими способностями, очень надеюсь, что они помогут не только классному руководителю в становлении и формировании творческого коллектива, но и все ребятам.
Идея сотрудничества остается ключевым моментом, теперь мы сотрудничаем не только с родителями: родительским комитетом (мы решили его оставить прежним), но и с обучающимися 4 «В» класса, а также с учителями – предметниками.
Состав родительского комитета.
- Кораблева Татьяна Анатольевна (председатель);
- Полякова Наталья Витальевна;
- Лопаткин Павел Николаевич ;
- Пантелеева Светлана Евгеньевна;
- Шуткина Ольга Викторовна.
Фирменные дела остаются прежними.
Анализ воспитательной работы
за 2009-2010 учебный год.
Основной целью воспитательной работы в первый год обучения являлось – создание условий для безболезненной адаптации к школьной жизни. Считаю, что эту цель мы выполнили и успешно перешли к установлению более тесных контактов между учениками , учителями и родителями.
Проанализируем нашу работу по основным направлениям воспитательной работы:
Направление | Эпиграф | Положительные и отрицательные моменты работы. |
Интеллектуально - познавательная деятельность.
| Первоначальное учение так важно для человека, что можно сказать, решает участь всей его жизни. В. Белинский. | Положительными моментами можно считать – успешная адаптация 1-классников, активное участие в различных мероприятиях: Анастасия Гашечева приняла участие не только в классной конференции, посвященной проблеме экологии, но глубоко, для своего возраста, разобравшись в материале приготовила исследовательскую работу «Зеленая аптека на службе человека». С данной работой Настя успешно выступила в школе на конференции, посвященной В. И. Елькину, городском этапе областного тура «Я познаю природу», мальчики удачно написали природоохранные проекты, выполнили кормушки и тоже выступили с данными проектами в различных конкурсах, Пусть Иван не совсем удачно выступил, но материал был приготовлен им хорошо. Ксюша Терентьева заняла 2 место в городском конкурсе чтецов, эмоционально прочитав юмористическое стихотворение, посвященной школе. В первый раз часть ребят принимали участие в региональной олимпиаде по окружающему миру, результаты олимпиады по школе выглядят совсем неплохо. Главное, у ребят не пропало желание учиться. Отрицательными моментами являются дезадаптация Арефьевой Наталии (девочка проболела более 4-х месяцев), учебный материал, который ею был пропущен, дается ей с большим усердием. Программа «Гармония», по которой ведется обучение в классе, относится к традиционной системе обучения, но с развивающим характером, многие дети испытывают трудности, Особенно на уроках русского языка. в 2010-2011 учебном году работа по данному направлению будет продолжена, включая тренинговые упражнения на развитие логического мышления. |
Спортивно – оздоровительная деятельность.
| Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. В.А.Сухомлинский | В этом направлении так же есть плюсы и минусы: физическая подготовка детей очень слабая. Несмотря на это, спортивные мероприятия остаются одними из любимых детьми. Удалось в период адаптации провести день здоровья, победу одержала команда девочек, провести эстафету совместно с учащимися 3 «В» класса. Карантин по гриппу, в который проболела большая часть класса, мы изготавливали обереги с помощью контейнера из киндер-сюрпризов и чеснока, таким образом, мы изучили и узнали как лечились древние люди. Большие проблемы у ребят с нарушением звукопроизношения, это откладывает отрицательный отпечаток на мыслительной деятельности и обучении, успеваемости. Родителям были даны советы за обращением к стоматологу (удаление уздечки), к логопеду и некоторым ученикам за помошью к психологу. С целью пропедевтики дисграфии и дислалии с учениками будут проводиться орфоэпические минутки на уроках литературного чтения. Для профилактики простудных заболеваний введен 3 час физической культуры – Ритмика, в план работы будут включены походы выходного дня в каждое время года, беседы на уроках окружающего мира о нашем здоровье и как его сохранить. Хочется верить, что это пройдет с толком и расстановкой. |
Художественно –эстетическая деятельность. | Нельзя вырастить полноценного Человека без воспитания в нем чувства прекрасного. Р. Тагор | В этом направлении была проведена большая работа не только во внеурочное время, много времени и сил отводилось воспитателем ГПД Плечевой Н.В., ребята очень шумные, много кричат, стараются громко сказать, чтобы его услышали – многие уже растут эгоистичными. В 2009-2010 учебном году были проведены фестивали «Восходящие звездочки» по различным направлениям – изобразительная, пение, чтение стихов и инсценировки отрывков произведений. Я еще раз убедилась, что подбор класса попался очень творческий, многие дети с нестандартным мышлением, могут что-нибудь придумать и предложить интересное, причем некоторые из детей могут доказать зачем это нам надо. Очень полюбили выступать на сцене, одним из ярких событий и у детей, и у родителей считается праздник «Прощание с 1 классом». |
Трудовое воспитание и общественная деятельность. | Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К.Д.Ушинский. | Это направление в воспитательной работе класса имеет огромное значение, т.к. развитие трудовых начал в ребенке играет важную роль в становлении личности. Поэтому проводились трудовые минутки: ребята из команды Копатыча промывали стены, занимались поливкой цветов, однажды мальчики отремонтировали полку для принадлежностей к урокам ИЗО и художественного труда. В 1 классе – трудовое воспитание заключалось в приборке своего рабочего места, портфеля, в соблюдении порядка в учебниках, тетрадях, дневниках, что способствовало развитию аккуратности и эстетического вкуса. были проведены беседы : «Профессии родителей», «Кем я хочу стать, когда вырасту». Участие в конкурсе природоохранных проектов «Кормушка» тоже сыграло положительную роль, мы не только сделали много кормушек и повесили их на территории школы, но и дети сами поработали с трудовыми инструментами: доски, гвозди, молоток, удачно поделились с нами опытом работы. |
Свободное общение. Работа с родителями. | Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже, примера родителей. И.Н.Новиков. | В прошлом учебном году было проведено 7 родительских собраний. Родители были заинтересованы в успехах и неудачах своих питомцев, проявили свою активность. Знакомство с родителями проводилось в форме тренинга. На первом собрании папы и мамы разделились на творческие группы, создали родительский комитет. Работа с родителями не вызвала трудностей, хорошо идут на контакт, помогают в проведении праздников или других классных мероприятиях: День здоровья в период адаптации – папы помогли провести спортивные эстафеты, праздник «Прощание с Букварем» - мамы помогли организовать «сладкий» стол, на празднике «Прощание с 1 классом» - выступили на сцене, на каждом мероприятии оказывается хотя бы один из родителей. Активно помогали и бабушки. Я считаю, что работа с родителями пока носит положительный характер: радует то, что они сами берут инициативу в свои руки. Естественно, огромную помощь оказывают родители при ремонте кабинета, покупке учебников. Работа творческих групп тоже показала свои результаты: планирование воспитательной работы, главное, отслеживание и рефлексия их. |
Таким образом, делая выводы по анализу работы за 2009-2010 год, еще раз можно сказать, что класс находится в стадии становления коллектива, с определенными традициями и правилами. Конечно есть свои «плюсы» и «минусы», я, как классный руководитель постараюсь их принять во внимание и отразить в плане воспитательной работы.
Основной целью воспитательной программы «Смешарики» на 2 год является – создание благоприятных условий для самореализации, саморазвития личности всех участников образовательного процесса, способной к индивидуальной, интеллектуальной и творческой деятельности.
дата | Ключевые дела | «Здоровье» | Военно – патриотическое воспитание | Общение, досуг | Учеба | Работа с родителями |
1 сентября-4сентября | День Знаний | инструктаж по ТБ | 1000 летие Ярославля | Праздник Смешариков – день рождения класса | Создание портрета класса | |
6сентября-11 сентября | День здоровья оформление уголка безопасности | Слободской – моя малая родина | «Давайте учиться жить» | Оформление дневников | Индивидуальные консультации | |
13 сентября-18сентября | Поход выходного дня, просмотр видеофильма «Знаки дорожного движения» | Экскурсия «Окрестности родного города» | Анкетирование «Что для меня значит отметка». «Работ хоть сколько перевороши и намотай на ус: профессии все хороши – любую выбирай на вкус» | «Путешествие в Страну Дорожных знаков» | Родительское собрание «Организация учебно-воспитательного процесса», планирование работы на год. Анекетирование «Отметка в жизни человека» | |
20сентября-25 сентября | прививка «реакция Манту», составление памятки «Чтобы быть здоровым, надо…» | Классный час «Дружба – это…» | Фестиваль «Восходящие звездочки» - к-с рисунков поделок из природного материала «Дары осени» | подготовка к родительскому собранию, анализ анкетных данных | ||
27 сентября – 2 октября | День учителя | ТБ по ПДД, ППБ, в связи с отпуском на промежуточные каникулы. советы «Как беречь органы чувств» | Работа творческой группы по подготовке к концерту Отчего прибавляется счастье? | Фестиваль «Восходящие звездочки» - к-с открыток для учителей | Родительское собрание «Первые уроки школьной отметки»» | |
4 октября-9 октября | Каникулы. | поездка в театр на Спасской праздник первой отметки | «Каждый интересен», оформление классного уголка | |||
11 октября – 16 октября | Изучение справок о состоянии здоровья | Проверка техники чтения | Индивидуальные консультации | |||
18 октября – 23 октября | Эти чудесные сказки (викторина) | |||||
25 октября – 30 октября | фестиваль «восходящие звездочки» к-с стихов о родном городе, стране | Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | фестиваль «Восходящие звездочки» к-с рисунков о школе | Индивидуальные консультации | ||
1 ноября – 6 ноября | Кто такие Минин и Пожарский? Я - гражданин | Как? Что? Почему? (путешествие в мир книги) | ||||
8 ноября- 13 ноября | Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ | к юбилею школы «Из истории школы» | Род.собрание «Роль книги в развитии интеллектуальных умений» | |||
15ноября 20 ноября | каникулы | День именинника для рожденных осенью ребят | Работа с активом класса | |||
22 ноября – 27 ноября | День Матери | 20 ноября – Всемирный день прав ребенка | «Мама – это самое ценное» | «Восходящие звездочки» - к-с портретов «Моя мама» | Семейный праздник «Нашим мамам - наш привет» | |
29 ноября – 4 декабря | к юбилею школы – «ими гордится наша школа (об известных выпускниках школы) | К-с желаний – письмо Деду Морозу Вежливость и невежество | работа творческой группы по созданию эмблемы класса | Работа род. комитета | ||
6-11 декабря | диагностика детей на выявление уровня тревожности | Любить Родину – значит быть ей полезным | Подготовка к родительскому собранию, покупка новогодних подарков для детей | |||
13-18 декабря | Поход в санаторий Деда Мороза (музей- усадьба в д. Бакули) | Мастерская деда Мороза | Родительское собрание «Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой» | |||
20-25 декабря | Мастерская деда Мороза | |||||
27-31 декабря | Новогодняя елка | Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ | День сюрпризов. «За Новогодним столом» | Подготовка сладкого стола | ||
3-8 января | каникулы | Рождественские гуляния в детском парке | ||||
10-15января | Месячник Знаний юбилей школы | Выпуск газеты «Ими гордится наш класс» | «Своя игра» - викторина. | Викторина для родителей «Самый умный родитель» | ||
17 – 22 января | Строительство снежного городка | Подготовка к родительскому собранию | ||||
24 января – 29 января | Татьянин день – праздник самых умных. | Родительское собрание «Причины и последствия детской агрессии» | ||||
31 января-5 февраля | ||||||
7-12 февраля | оформление стенда «Пионеры – герои» | индивидуальное собеседование с родителями | ||||
14- 19 февраля | Веселые старты между мальчиками и папами инструктаж по ПДД, ППБ | Слава армии российской Встреча с военнослужащими | Поздравление мальчиков с праздником, изготовление подарков для мальчиков и пап. | Поздравление пап | ||
21-26 февраля | каникулы | день именинника | ||||
28 февраля-5 марта | Поздравление девочек с праздником, изготовление подарков для мам и девочек. | |||||
7-12 марта | Международный женский день – из истории праздника | Фестиваль «Восходящие звездочки» - к-с рисунков «Весеннее настроение» | В стране веселых бабушек и озорных внучат | |||
14 -19 марта | Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье» | |||||
21 марта – 26 марта | поездка в кукольный театр или палеонтологический музей | |||||
28 марта-2 апреля | Поздравление с шуточным праздником | Юмористический спектакль для детей в постановке родителей | ||||
4 – 9 апреля | Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД | На острове Чунга – Чанга (экология) | Индивидуальные консультации. | |||
11-16 апреля | каникулы | День именинника для детей, рожденных весной | ||||
18 апреля – 23 апреля | Мы в ответе за нашу планету | Работа с родительским комитетом | ||||
25-30 апреля | Организация труда и здоровья | Праздник весны и труда – изготовление «птицы счастья» - символа весны. | Посадка комнатных растений Чтение и анализ рассказов о ВОвойне | Индивидуальные консультации | ||
2-7 мая | Фестиваль «Восходящие звездочки» - конкурс рисунков «Война – глазами детей». | |||||
9-14 мая | Экскурсия к вечному огню . Вахта памяти | |||||
16-21 мая | веселый турслет | веселый турслет | ||||
23-31 мая | Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ | «Праздник, который придумали мы…» прощание со 2 классом | «Вместе весело шагать» | родителськое собрание «Подводя итоги учебного года» |
Формы индивидуальной работы | Групповые и другие формы работы | |||
Педагогическая поддержка становления индивидуальности | Содействие ребенку в проявлении индивидуальности | Психолого – педагогическая коррекция индивидуальных особенностей | Помощь в решении проблем ребенка и его семьи | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы 1-4 класс
Здоровье и физическое состояние детей вызывает серьезную тревогу. Среди выпускников школы лишь каждый пятый может считаться здоровым. За период обучения в школе число детей с н...
Программа воспитательной работы для 2 класса
Программа воспитательной работы.Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педа...
Программа воспитательной работы в начальных классах
Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...
Программа воспитательной работы в начальных классах «Счастливы ВМЕСТЕ»
Программа воспитательной работы в начальной школе, с тематическим планированием работы....
Программа воспитательной работы в 3 классе
Данная программа раскрывает основные направления воспитательной работы....
Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....
Программа воспитательной работы в казачьем классе
Программа разработана учителем начальных классов МОУ СОШ № 13 Помиляйко В.А....