Воспитание патриотизима и гражданственности в начальной школе.
статья (3 класс) по теме

Артёмова Елена Сергеевна
В 2009-2010 учебном году принимала участие в различных научных конференциях, на которых делилась опытом работы по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и гражданственности. Это одна из важнейших проблем воспитания. Мы упустили целое поколение учеников. И сейчас необходимо объяснить ребятам, да и их родителям, что без связи поколений невозможна история страны. История страны начинается с историии семьи. В статье приводятся виды работ в начальной школе, которые можно проводить совместно с родителями. Обосновывается их выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Cheredovskie_chteniya_1..doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Артёмова Елена Сергеевна

                                                               МОУ «Гимназия №43» города Омска

                                                              мультимедийная презентация

Роль семьи и школы в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся

Проблема патриотического воспитания в современных условиях реформирования России является одной из самых актуальных в теории и практики воспитания подрастающего поколения.

   Ещё Н.М. Карамзин писал: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота». Именно поэтому государство обращается к этой проблеме. В 2005 году была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Сегодня, общество, наконец, пришло к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа – это благородство и уважительное отношение к Родине.

  Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для самосознания и самовоспитания.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Родина без нас, обойтись может, мы же без неё – ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В. А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребёнок. Специфическими принципами воспитания патриотизма являются: принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром; принцип приоритетности регионального культурного наследия; принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

 Для создания программы сотрудничества с семьёй по этой проблеме я исходила из следующего:

  1. Приоритет общечеловеческих ценностей;

Человек защищает только то, что любит. Это семья, друзья, родной дом, «малая родина». Любовь к Родине складывается из любви к родной природе, к родному городу, из гордости прошлым родной страны и из веры в её будущее, из стремления впитать в себя ценности своей культуры.

  1. Ребёнок является не только объектом, но и субъектом учебно-воспитательного процесса: он должен стать своеобразным «соавтором», «сотрудником» педагога при формировании собственной личности.
  2. Одновременное воспитание патриотических чувств у детей и их родителей, так как сознание родителей нынешних учеников сформировалось в эпоху «безвременья».

В ходе определения психологической природы патриотического чувства можно сделать вывод, что для формирования полноценного, истинного патриотизма необходимы два основных условия:

1.Эмоциональное благополучие ребёнка в детстве;

 Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких – в своей семье, в школе, в том месте, где он родился. Тогда в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности.

2. Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством.

  Именно семья становится тем явлением, которое будет притягательным магнитом для человека в любом возрасте. Семья – это не только родители, но и своеобразие их быта и языка, местность, климат, природа. Необходимо убедить родителей в важности нравственно-патриотического воспитания, дать им основы истории, культуры и духовной жизни родного народа.

 Подробное знакомство с семьёй позволит ребёнку осознать свои корни  понять, что он часть большой семьи, и история его рода неотрывно связана с историей страны. В нашем классе идёт очень большая работа по теме «История моей семьи в истории моей страны».  Одной из форм  является составление своего родословного древа. Ребёнок вместе со своей семьёй, родителями проводит большую поисковую работу по нахождению данных, их анализу и собственно самому составлению древа.  Особое значение в воспитании патриотизма являются семейные истории об участии родственников в Великой Отечественной войне.

  Особое впечатление производят рассказы о суровых испытаниях, которые выпали на долю мальчиков и девочек – их ровесников в военные годы, а тем более, если это их деды.  Ребёнок обязательно почувствует волнение и трепет, если увидит письма с фронта, награды, которые бережно хранят родители. А когда он в классе об этом расскажет одноклассникам, то обязательно почувствует сопричастность к этим событиям и гордость за своих родственников. В нашем классе это  мероприятие проводится каждый год. Ребята с помощью своих родителей рассказывают о дедах и прадедах, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Приносят их фотографии, награды. И нужно видеть с каким чувством гордости они рассказывают о своих прадедах.

Ученики нашего класса второй год работают по созданию  книги Памяти, в которой были  собраны материалы обо всех родственниках учащихся, принимавших участие в Великой Отечественной войне и ковавшим Победу в тылу. Конечно, в этом необходима помощь родителей, которые хранят фотографии, награды, письма с фронта, свои воспоминания. Именно такая работа объединяет каждую семью. В юбилейном для страны году ребята участвуют во многих проектах, посвящённых 65 годовщине со дня Великой Победы. Одним из таких проектов является областной сетевой проект «Мосты Памяти». Данный проект – своеобразный мостик юных омичей в прошлое, в котором наша история и их судьба. В мостах памяти не важно, кто жив, кто погиб, кто ушёл из жизни после войны. Ведь несмотря ни на что мы ценим, бережём, помним, а значит, мы живы. Ребята стали понимать всю важность проделанной работы  по сбору материала, о том, как важно в жизни сохранить память об ушедших людях, о тех поступках, которые повлияли на историю страны. Конечно, без совместной работы с родителями, без их помощи ребята сами бы не справились.

  Особое значение в воспитании патриотических чувств детей имеет посещение вместе с родителями, классом исторических мест, возложение цветов к памятникам и обелискам. Таких мест в городе Омске много: улицы, названные именами героев, памятные доски, парк Победы. Рассказы родителей о том, чьи имена носят улицы нашего города, дают возможность детям познакомиться с историей своего города и страны. Необходимо, чтобы у детей появилась потребность ухаживать за памятниками и обелисками героев-омичей. Важны встречи  с ветеранами Великой Отечественной войны, особенно если это свой прадедушка или бабушка, которые пришли в школу на урок Мужества.  В нашей школе стало традицией проведение смотра песни и строя, которые приурочены  к 23 февраля и 9 мая. На эти мероприятия приглашаются ветераны  всех войн. Ребята очень ответственно относятся к этому: разучивают военные песни, изучают команды, с помощью родителей готовят форму. И конечно с волнением ждут этого дня. Этот день они проводят с родителями и ещё раз переживают всю важность  в истории Великой Отечественной войны.

 Большое значение в воспитании патриотических качеств играет знакомство со своей Малой Родиной - Омском.  Начиная с 1 класса, ребята совершают экскурсии по предприятиям города. Знакомятся с различными производствами, а кроме этого совершают экскурсии по различным историческим местам города. (Старая крепость, площадь Бухгольца и т.д.)  Это способствует расширению знаний учащихся об истории города, о современном и будущем, в котором им самим предстоит принять участие в дальнейшем.

Сформированные на данный момент у ребят навыки исследовательской деятельности позволяют им проводить исследовательскую работу, связанную с историей  города Омска. Так было проведено исследование «Почему улица, на которой я живу, названа именем Берко Цемента?». Эта работа стала лауреатом  двух городских конкурсов.

  Особое значение в формировании патриотических чувств имеет отношение взрослых к событиям в стране и за рубежом. Дети должны ощущать свою принадлежность не только к своей малой и большой Родине, но и ко всему миру. Родители должны обсуждать с детьми те важные события, которые происходят в мире. Именно этим детям жить и продолжать строить.

 Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно- прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша Родина, что составляет стержень национального характера.

   Большую роль в воспитании любви к родному краю играет проведение народных праздников. Это традиционные Масленица, Рождественские посиделки, Святки и праздники, связанные с национальными традициями, характерными для этого конкретного уголка России.  Традицией стало в нашем классе провожать Зиму и встречать Весну. Дети совместно с родителями готовят костюмы, чучело зимы, пекут блины и с радостью празднуют Масленицу. Всё это объединяет семьи, возвращает родителей в детство и помогает им лучше понять своих детей.

   Содержанием своего духовного мира каждый человек обязан в первую очередь своей семье. И всё то, что в дальнейшем пополнит его духовный мир, так или иначе, преломляется через призму семейного воспитания.

Таким образом, патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. И совместная работа школы и семьи позволит эту личность сформировать, заложить фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина-строителя и защитника Отечества.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни учащихся начальной школы

Программа воспитания ЗОЖ как подпрограмма воспитательной работы с классом...

Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...

"Воспитание культуры поведения учащихся в начальной школе".

В работе говорится о приёмах работы в урочное и внеурочное время, позволяющих формировать культуру поведения младших школьников....

Воспитание патриотизма на уроках в начальной школе

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности ...

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ  ВОСПИТАНИЯ.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ  ВОСПИТАНИЯ.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ  ВОСПИТАНИЯ.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ....