Развитие речи средствами учебного предмета (технология)
консультация по технологии (4 класс)

Кирильчук Ольга Николаевна

Формирование речи у детей с нарушениями её развития является одной из важнейших проблем в логопедии.Благоприятные условия для развития речи могут быть созданы на уроках ручного труда (технологии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_rechi_sredstvami_uchebnogo_predmeta_trud_2_.ppt611 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Формирование речи у детей с нарушениями ее развития является одной из важнейших проблем логопедии. Благоприятные условия для развития речи могут быть созданы на уроках ручного труда. Сама по себе трудовая деятельность, если ее целенаправленно не использовать, не улучшает речевое развитие учащихся.

Слайд 3

Работа по развитию речи включает следующие моменты: словарная работа опросы учащихся беседы словесный анализ средств наглядности заключительный этап работы - установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельности учащихся.

Слайд 4

словарная работа Ознакомление учащихся с новым словом, термином по схеме: - начало с загадки. Они оживляют урок, учат детей узнавать предметы по цвету, величине, назначению. Загадки расширяют кругозор учеников, уточняют и пополняют знания об окружающем мире. Загадки побуждают к творчеству, - написание слова на доске (использование картинок), проговаривание, - толкование его значения, связанное с практическим показом, - выполнение учениками соответствующих действий, их закрепление

Слайд 5

опрос учащихся Опрос должен осуществляться регулярно на каждом занятии, он чётко планируется с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Опрос закрепляет знания учащихся, углубляя и расширяя их, способствует развитию речи. Место опроса в структуре урока может быть различным (в его начале, конце или середине), всё зависит от темы занятия и целей, которые ставит учитель перед собой в данном случае. В процессе опроса необходимо добиваться полных ответов учащихся, так как часто за пропущенными словом и скрывается непонимание задания.

Слайд 6

Опрос предполагает тренировку логической памяти учащихся, мышления, умения строить связное высказывание. Вопросы, активизирующие логическую память, т.е. требующие воспроизведения усвоенного, как правило, содержит просьбу что-то назвать, повторить, перечислить. Вопросы требуют сопоставления предметов или явлений. Устанавливая сходство и различие предметов, дети учатся обобщать, выделять главное.

Слайд 7

В вопросах учителя важное место занимают слова «дальше», «тогда», «после этого», «затем», с помощью которых передается временная последовательность. Последовательность трудовых операции при изготовлении изделий служит планом в построении связного рассказа о проделанной работе учащихся. Составление такого рассказа происходит сначала на основе образца, а затем без него, что служит переходу от речи, тесно связанной с ситуацией, к речи обобщенной. Рассказ о предстоящей работе является следующей ступенью развития связной речи.

Слайд 8

Беседа Это метод обучения, при котором учитель с помощью вопросов выясняет, насколько прочно ученики овладели учебным материалом, и, опираясь на имеющиеся у них знания, навыки, опыт, готовит их к усвоению новых знаний. На этапе ориентировки речь помогает детям лучше осознать предстоящее задание. На этапе планирования особенно благотворно влияет устное проговаривание - учащийся начинает более четко представлять себе порядок и содержание предстоящей операции.

Слайд 9

Учитель должен взять за правило там, где это можно, обходиться без вопросов, прибегая во время беседы к другим средствам, скажем к демонстрации предмета, сопоставлению фактов, напоминанию, тому или иному стимулу, побуждающему к высказыванию. Немаловажен и тон беседы - спокойный и доброжелательный. Вместе с тем учитель следит за чистотой речи учащихся, обращая внимание школьников на допущенные ими ошибки, делая это с необходимой тактичностью.

Слайд 10

Словесный анализ средств наглядности Использование различных средств наглядности помогает более чётко формировать мысль, прослеживать переход от одной операции к другой, создаёт необходимые условия для активизации пассивного словаря учащихся Наглядный материал стимулирует речь учащихся, они более чётко, полно, правильно рассказывают о проделанной работе.

Слайд 11

Чтобы легче было работать, используется схема. (алгоритм деятельности учащихся) *Берём брусок белого пластилина. *Делим его стекой на три части. *Большую часть , греем в руках, разминаем, раскатываем шар. Затем, берём следующую часть пластилина греем, разминаем, раскатываем и т. д. *Соединяем детали. *Лепим нос, рот и глаза. Повторение алгоритма действия.

Слайд 12

Установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью Создание единой согласованной системы «речь - действие - речь». В качестве педагогических средств стимуляции повышения речевой активности учащихся можно использовать следующие приемы: 1. побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе; 2. обсуждение образца предстоящей работы;

Слайд 13

3 . планирование предстоящей работы и запись плана в тетради; 4. взаимное инструктирование и взаимопроверка; 5. обсуждение готовой работы и её приемка; 6. систематический опрос и работа с использованием средств наглядности.

Слайд 14

На уроках используются следующие методики: 1. Методика «Сравнение понятий» 2. Методика «Установление последовательности события» 3. Методика «Исключение понятий» 4. Методика «Умение следовать инструкции» 5. Методика «Комбинаторика» 6. Методика «Исследование способности установить логические связи и отношения между понятиями»

Слайд 15

Основные методы наглядно-практический ролевые и деловые игры метод поощрение вводный и текущий инструктаж экскурсии многократное повторение и практическое закрепление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Отчёт по теме самообразования Формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога у учащихся начальной школы ( средствами учебного предмета «Математика»)

Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её ...

Специфика формирования и развития УУД средствами учебного предмета «Литературное чтение».

Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литературное чтение». Особое значение для данной дисциплины имеет раз...

Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов

В данном материале говорится о том, что одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческихдуховных ценностей и ориентиров. В статье описаны основные направления деятельности п...

Развитие нравственных качеств личности средствами учебных предметов.

Развитие нравственных качеств личности средствами учебных предметов...

Творческий потенциал педагога как необходимое условие развития высокомотивированной личности обучающихся средствами учебного предмета

Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Агарина Наталья Ивановна, я работаю учителем начальных классов  и по совместительству учителем немецкого языка со 2 по 6 класс. Я хотела бы представить ...

Доклад для РМО «Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов»

Доклад на районное методическое объединение учителей начальных классов на тему: «Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов»...