Технологическая карта урока технологии «Масленичная кукла «Мартиничка»» (УМК «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по технологии (2 класс)

Карпова Ксения Олеговна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление с праздником «масленица»; формирование умений выполнять изделия из шерстяных ниток; выполнить изделие «масленичная кукла» из шерстяных ниток.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать понятие об омонимах, как словах одинаковых по звучанию, но разных по значению
  2. Учить использовать омонимы в речи, определять в тексте, находить в словаре

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, внимание, память  
  2. Развивать воображение и творческие способности
  3. Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетическое отношение к миру
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при оценивании и анализе работ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Дата: 05.02.2021

Школа: МАОУ «Академический лицей №95»

Класс: 2-11

Урок: 5

Время: 11:50 - 12:30

Кабинет: 113

Студент: Карпова Ксения

Группа: 32

Учитель: Миндихужина В.В.

Методист: Буторина В.В.

Тема урока: Масленичная кукла «Мартиничка»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление с праздником «масленица»; формирование умений выполнять изделия из шерстяных ниток; выполнить изделие «масленичная кукла» из шерстяных ниток.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать понятие об омонимах, как словах одинаковых по звучанию, но разных по значению
  2. Учить использовать омонимы в речи, определять в тексте, находить в словаре

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, внимание, память  
  2. Развивать воображение и творческие способности
  3. Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетическое отношение к миру
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при оценивании и анализе работ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесн.: слово учителя.     Форма: фронтальная

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок технологии.

  • Сейчас сядут те, у кого хорошее настроение и кто готов со мной продуктивно поработать.

  • Я желаю вам творческих успехов.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Приветствуют учителя.

КУУД: адекватно использовать речевые средства.

РУУД: самоконтроль.

ЛУУД: знание моральных норм

Учебная презентация.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание

потребности к построению нового способа действий

Проблемный: создание проблемной ситуации. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная; фронтальная.

1. Проводит беседу по теме урока.

2. Организует словарную работу, изучение истории вопроса.

3. Приводит примеры готовых изделий.

4. Подводит к теме урока.

  • Скажите, каким праздником мы встречаем весну и провожаем зиму?
  • Что это за праздник?
  • Какие традиции и обычаи этого праздника вы знаете?

  • Мы с вами будем делать необычное изделие. Чтобы понять, как оно называется, вам нужно назвать первый месяц весны.
  • Посмотрите на куклу на слайде, предположите, какое имя, связанное с первым месяцем весны у неё может быть?  Выберите из предложенных вариантов. ( Марта, Мартиничка, Мартуня)

  • Такую куклу называют «Мартиничка».
  • Предположите, какова будет тема нашего урока, исходя из праздника и названии куклы.
  • Какие цели мы можем перед собой поставить?
  • Кто-нибудь догадывается о связи куклы с праздником масленица?

Наши бабушки тоже были детьми и играли в куклы. Из чего же их делали? (ответ детей). Из веток, сучков, соломы, тряпочек, ниточек, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа.

Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.

 А сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку».

1. Изучают вопросы по новой теме.

2. Формулируют тему и цель урока.

  • Масленица
  • Это праздник пробуждения весны, начала полевых работ.
  • Сжигают чучело, едят блины, водят хороводы.
  • Март.

  • Мартиничка.

  • Изготовление куклы «Мартиничка»; масленица
  • Узнать, что такое кукла «Мартиничка», для чего её делают; выполнить куклу.

Предметные: узнать новые сведения о кукле.

ПУУД: создание способов решения; осуществление анализа объектов.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

КУУД: формулировать собственные мнения и позицию.

ЛУУД: формирование положительного отношения к предмету

Учебная презентация.

Образец изделия.

   

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

В первый день весны мартинички дарят знакомым, родственникам, с пожеланиями добра, здоровья и счастья. Девушки и юноши дарили таких кукол из ниток в знак любви. После этого мартинички прикалывали на одежду, привязывали на запястье или вплетали в волосы.

 Эти весенние обереги носили до тех пор, пока не зацветут яблони и вишни. Потом мартинички привязывали на «добрые», обычно плодовые, деревья. Где-то было принято забрасывать этих кукол из ниток на крышу – чтобы счастье крылатым было. Или отпускать в плавание по ручью – чтобы вода унесла и смыла все дурное. Но всегда при этом загадывались желанья, которые, непременно, должные исполниться.

  • Ваши куклы вы тоже можете подарить своим знакомым и родным в марте, или же привязать их на дерево.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление

места и причины затруднения, постановка цели урока

Практич.: анализ работ. Словсен.:учебный диалог. Форма: фронтальная.

1. Демонстрирует образец изделия.

2. Проводит вместе с детьми анализ по изготовленным изделиям.

  • Посмотрите на кукол, которые сделала я.
  • Из какого количества деталей состоит изделие?
  • Из какого материала оно выполнено?
  • Каким способом соединяются детали?
  • Подумайте и перечислите все инструменты и материалы, которые нам понадобятся для выполнения изделия?
  • Чем отличаются две моих куклы?
  • Как вы считаете, чем выполнение девочки и мальчика будут схожи, а чем различны?
  • Почему куклы белого и красного цветов?

 

1. Изучают и анализируют изделия.

  • Из трех, туловище, руки, и петелька.
  • Шерстяные нитки.
  • Связыванием.
  • Нитки, ножницы, картон.
  • Одна мальчик, вторая девочка.
  • Сначала похожи, а в конце различаться.

Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

 

Предметные: закрепление знаний о кукле, умение анализировать готовые раоты.

ПУУД: формирование логической грамотности учащихся; осуществление операции анализа.

 РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действии в соответствии с задачей.

КУУД: общение и взаимодействие

ЛУУД: формирование стартовой мотивации к изучению нового, формирование навыков составления алгоритма, познавательного интереса к новому материалу.

Учебная презентация.

Готовые изделия.

, "Открытие" детьми

нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словсен.:учебный диалог.

 Моделирование: составление алгоритма. Формы: фронтальная, индивидуальная.

1.  Организует открытие для учеников новых технологических сведений.

2. Демонстрирует выполнение образца поэтапно с фиксацией каждого этапа.

  1. Следят за выполнением образца.
  2. Участвуют в обсуждении.

  • Передавать, держась за острый конец.
  • Не оставлять открытыми.
  • Не баловаться.

Предметные: формирование знаний о технике изготовления куклы.

ПУУД: выполнение учебной задачи не имеющей однозначного решения; приводить примеры в качестве доказательства.

КУУД: формулировать собственные мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению.

РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры.

ЛУУД: умения самостоятельно контролировать ход мыслей .

Учебная презентация.

Пошаговые заготовки.

Готовое изделие.

  • Повторим правила работы с ножницами.

Технология изготовления.

  • Для начала берем картон, раполагаем его вертикально. Наматываем нитки на картонку по длинной стороне, 20- 25 витков.
  • Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем. Нижний сгиб разрезаем. Снимаем нашу работу с картона, нитку не отрезаем. Оставляем около 20 см, завязываем петельку, за которую можно будет повесить нашу игрушку.
  • Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой.
  • Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине, разрезаем с двух сторон.
  • Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки.
  • Под головку вкладываем ручки.
  1.  Перевязываем куколку по талии.
  2. Мартиничка девочка - готова.

Мальчики изготавливают мальчиков. Для этого вам нужно разделить платье куколки на две равные части, перевязать нитками. Так получатся две ножки.

 

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словсен.:учебный диалог. Форма: фронтальная.

1.  Организует повторение этапов выполнения изделия.

2. Формулирует задание и критерии оценивания.

  • Сейчас вам нужно будет создать свою куклу Мартиничку. Мальчики создают мальчиков, девочки-девочек.
  • Повторите этапы выполнения работы.
  • Не перепутайте последовательность этапов.
  • Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:
  1. Аккуратность;
  2. Самостоятельность;
  3. Законченность.

  • Перед началом работы разомнём руки и пальцы.

Динамическая пауза

У меня две руки,

Пальцы и ладошки.

Крепко кулаки сжимать поучусь немножко.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем кулаки сжимать

Раз сожмем, отпустим – два,

Будет крепкая рука.

1. Повторяют этапы выполнения изделия.

Этапы выполнения работы:

1. Сделать туловище и петельку.

2. Завязать голову.

3. Сделать руки.

4. Прикрепить руки к туловищу, завязать талию.

5. Сделать ноги.

Предметные: закрепление знаний о порядке и технике выполнения куклы.

ПУУД: создание собственных способов решения, осуществлять анализ.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

КУУД: учитывать различные мнения при сотрудничестве.

ЛУУД: умение выделить аспект поведения; формирование устойчивого интереса к обучению.

Учебная презентация.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практич.:изготовление изделия. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная.

1. Организует подготовку рабочего места.

2. Оказывает индивидуальную помощь.

3. Конструктивно критикует, поощряет.

  • Проверьте готовность всех материалов и инструментов. Если что-то не готово, вы можете приготовится сейчас.
  • Желаю вам творческих успехов. Можете приступать к выполнению.
  • Схема выполнения представлена на слайде и есть распечатки на столах.

1.Подготавливают рабочее место.

2. Самостоятельно изготавливают изделие согласно плану.

Предметные: формирование умений изготовления куклы.

ПУУД: создание собственных способов решения.

РУУД: учитывание выделенных учителем ориентиров.

КУУД: формулирование собственного мнения и позиции.

ЛУУД: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях.

Учебная презентация.

Схема выполнения.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

 Словсен.:учебный диалог. Формы работы: фронтальная.

1. Организует обобщение материала урока; анализ урока с точки зрения поставленных целей.

  • Какова была тема нашего урока?
  • Какие цели мы перед собой ставили?
  • Каких целей мы добились?
  • Какую работу мы выполнили?

1. Закрепляют материал

2. Анализируют урок с точки зрения поставленных целей.

  • Масленичная кукла «Мартиничка»
  • Узнать, что такое кукла «Мартиничка», для чего её делают; выполнить куклу.
  • Всех поставленных.
  • Мы изготовили куклу

Предметные: формирование умений анализировать выполненную работу.

ПУУД: умение анализировать и обобщать.

РУУД: умения планировать свои действия.

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

ЛУУД: следование в поведении требуемым нормам.

Учебная презентация.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесн.: учебный диалог. Форма: фронтальная.

1. Организует выставку и анализ готовых работ с точки зрения поставленных целей.

  • Оценим работу 5 мальчиков.
  • Оценим работу 5 девочек.
  • Остальные выполните самоанализ по критериям.
  • Поднимите руку, кто оценил себя на 5.
  • Кто оценил себя на 4.
  • Спасибо за урок. Приступайте к уборке рабочих мест.

1. Участвуют в выставке, проводят взаимоанализ, самоанализ.

Предметные: формирование умений анализировать изделия по критериям.

КУУД: обобщение и взаимодействие.

ЛУУД: умение высказывать свои мысли с достаточной точностью.

 Учебная презентация.

Выполненные работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии : «Моделирование из ниток»( УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока технологии: «Моделирование из ниток»Изделие: «Клубника» (помпон)Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: освоение технологии моделирования мягкой и...

Технологическая карта урока технологии: "Конструирование из бумаги» ( УМК " Школа России" ,3 класс)

Тема урока технологии: «Конструирование из бумаги»Изделие: «Подвижный робот»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: освоение технологии конструирования из бу...

Технологическая карта урока технологии «Конструирование из бумаги» (УМК "Школа России",3 класс)

Тема урока «Конструирование из бумаги»Изделие: Ракета(модель) Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: изготовление поделки «Ракета»Задачи урока:Дидакти...

Технологическая карта урока технологии «Аппликация из ниток» (УМК «Школа России» 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков создания новогодней открытки по образцу.Планируемые результаты урока:Предметные:изучить технологию изготовления...

Технологическая карта урока технологии "Что такое игрушка." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Что такое игрушка?»Изделие: игрушка из носкаТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков изготовления игрушки из носкаЗадачи урокаДи...

Технологическая карта урока технологии «Моделирование из ниток» ( УМК " Школа России", 4 класс)

Тема урока: «Моделирование из ниток»Изделие: «Клубника» (помпон)Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: освоение технологии моделирования мягкой игрушки из н...

Технологическая карта урока технологии. Тема «Воздушный шар».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Воздушный шар»Изделие «воздушный шар в технике папье-маше» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: расширить представление о способах и приё...