Изготовление накостного украшения "Боошкун"
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Тема: Технология изготовления тувинского украшения «Боошкун»
Цель: продолжить знакомство с историей тувинского народного украшения «боошкун», развивать фантазию, творческое воображение, аккуратность, усидчивость, интерес к предмету.
Задачи:
- Образовательные: развитие индивидуальных способностей детей;
- Развивающие: развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление и художественный вкус;
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
- УУД:
- - освоение знаний о национальной культуре тувинского народа как ценности;
- - обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, воспитание высоконравственной личности;
- - развитие познавательного интереса к изучению тувинского народного украшения, обрядов и традиций своего края;
Материально-техническое оснащение: презентация к уроку, образцы поделок.
Тип учебного занятия: комбинированный, практическая работа.
Ход урока
- I.Орг.момент (прием « Аффирмация»)
Добрый день, ребята. Вы все уникальные, каждый из вас не похож на другого. В этом ваша изюминка! Взялись все за руки и произнесите слова:
Я бесконечно добрый.
Феноменально умный,
Исключительно порядочный,
Кристально честный,
Не по годам развитый,
Сказочно щедрый человек!
II. Повторение:
- Ребята, с каким украшением мы с вами познакомились на прошлом уроке? ( Мы на прошлом уроке узнали, что такое «Чавага» - это накосное украшение замужних женщин.)
-А из чего состоит чавага? ( состоит из металлической пластины и коралловых бус, которые закреплялись к удлиненной коже.) По традиции чавага закрепляли к прическе невесты матерью или близкой родственницей перед свадьбой, как только она покинет юрту родителей.
-Молодцы ребята, мы с вами вспомнили, что такое чавага.
- Сообщение новой темы
Ребята, тема сегодняшнего занятия: « Изготовление тувинского украшения «Боошкун»».
-Кто может сказать, чему мы научимся сегодня? ( Делать боошкун, нанизывать бусы)- молодцы.
-Алена нам приготовила сообщение давайте послушаем.
Цель занятия: познакомить с техникой украшения для волос «боошкун».
Накосное украшение – «боошкун».
Тувинское женское украшение для прически – накосники ( боошкун), закрепляют прическу. Когда детям исполнилось три года, родители совершали праздничный обряд – обрезание волос, на котором в присутствии родственников мальчику, девочку стригли новую прическу. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку «чаъш» завязывали ей концы украшениями из нитей, бус «боошкун».
«Боошкун» - это девичье накосное украшение из трех нитей бус, с металлической круглой и квадратной пластиной. К ним подвешивали 3-5 снизок из бус, которое крепилось на кончике кос. Накосное украшение «боошкун» было оберегом.( образец) Посмотрите ребята это у нас боошкун.
III.ФИЗМИНУТКА
Вы наверное устали. Давайте отдохнем. Мы с вами сейчас поиграем в национальную игру тувинцев «Чинчи чажырары» чинчи-это в переводе на русский язык «бусина» еще есть тувинское имя девочек «Чинчи» а в вашем классе есть девочки по имени «Чинчи»? правило игры.
IV Практическая часть
-Мы продолжим мастерить боошкун.
-Что мы с вами подготовили на прошлом уроке? ( Взяли картон, вырезали полоску шириной 5 см, длиной 12 см, сложили пополам, приклеили друг к другу; затем приклеили тесьму с национальным орнаментом, приклеили нить для нанизывания буз;на изнаночную сторону пришили резинку; из черной пряжи сделали бахрому)
-Да, ребята мы с вами почти сделали наш боошкун.
-Перед тем как приступить к практической работе давайте с вами вспомним, что мы с вами должны соблюдать при практ. Работе? ( -правильно Это ТБ) –как мы обращаемся ножницами?(храним ножницы в закрытом виде, передаем ножницы колечками вперед, не направляем ножницы на людей, не держим ножницы лезвиями вверх, работаем с ножницами только на рабочем месте.)
Гимнастика для глаз:
Давайте проведем гимнастику для глаз. Сколько бусинок вы видите столько раз моргаете (раз бусина, два бусина, три бусина, четыре бусины, 5 бусин и крепко прижмуриваете глазки я считаю до 5) давайте повторим.
-Теперь приступаем к работе:
-Берем прямоугольник с нитками. И начинаете нанизывать бусинки. Прежде чем нанизывать бусинки подумайте, обсудите какой узор из бусинок вы будите делать. ( Ну что у вас получается?) молодцы ребята!
-А теперь завяжите кончик нити к бахроме!
Давайте расслабимся. Берем бусинки по одному в ладоши и начинаем расскатывать. (Молодцы)
-Давайте мы с вами закрепим,то что мы делали сегодня. Посмотрите пожалуйста видео.
VI Заключительная часть
-просмотр видео
-Ребята, потрясите боошкун. Что вы заметили? ( звук нежный)
-Видите,все что создано природой и человеком имеют свой звук, свою музыку надо только научиться ее видеть,слышать, чувствовать и тогда откроешь музыку даже вне совместных с музыкой предметах.
- ну вот и закончили накосное украшение «боошкун». Давайте сделаем мини выставку наших сегодняшних работ. Посмотрите, какие они получились красивые. Я надеюсь, что вам понравились ваши работы, и вам поскорее хочется поделиться этой радостью со своими друзьями и родными, и вы можете делать подарки к национальному празднику «Шагаа».
- действительно, вами была проделана очень трудоемкая работа, в ходе которой вы показали, что вам присуще терпение, усидчивость, старание и умение доделать начатое до конца
-Какую оценку вы бы поставили себе?
Рефлексия
Если вам понравился урок – похлопайте, ну а если вам было трудно – потопайте.
Спасибо за урок!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chavaga_booshkun_11.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Технология изготовления тувинского украшения «Боошкун»
Цель: продолжить знакомство с историей тувинского народного украшения «боошкун», развивать фантазию, творческое воображение, аккуратность, усидчивость, интерес к предмету.
Задачи:
- Образовательные: развитие индивидуальных способностей детей;
- Развивающие: развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление и художественный вкус;
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
- УУД:
- - освоение знаний о национальной культуре тувинского народа как ценности;
- - обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, воспитание высоконравственной личности;
- - развитие познавательного интереса к изучению тувинского народного украшения, обрядов и традиций своего края;
Материально-техническое оснащение: презентация к уроку, образцы поделок.
Тип учебного занятия: комбинированный, практическая работа.
Ход урока
- I.Орг.момент (прием « Аффирмация»)
Добрый день, ребята. Вы все уникальные, каждый из вас не похож на другого. В этом ваша изюминка! Взялись все за руки и произнесите слова:
Я бесконечно добрый.
Феноменально умный,
Исключительно порядочный,
Кристально честный,
Не по годам развитый,
Сказочно щедрый человек!
II. Повторение:
- Ребята, с каким украшением мы с вами познакомились на прошлом уроке? ( Мы на прошлом уроке узнали, что такое «Чавага» - это накосное украшение замужних женщин.)
-А из чего состоит чавага? ( состоит из металлической пластины и коралловых бус, которые закреплялись к удлиненной коже.) По традиции чавага закрепляли к прическе невесты матерью или близкой родственницей перед свадьбой, как только она покинет юрту родителей.
-Молодцы ребята, мы с вами вспомнили, что такое чавага.
- Сообщение новой темы
Ребята, тема сегодняшнего занятия: « Изготовление тувинского украшения «Боошкун»».
-Кто может сказать, чему мы научимся сегодня? ( Делать боошкун, нанизывать бусы)- молодцы.
-Алена нам приготовила сообщение давайте послушаем.
Цель занятия: познакомить с техникой украшения для волос «боошкун».
Накосное украшение – «боошкун».
Тувинское женское украшение для прически – накосники ( боошкун), закрепляют прическу. Когда детям исполнилось три года, родители совершали праздничный обряд – обрезание волос, на котором в присутствии родственников мальчику, девочку стригли новую прическу. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку «чаъш» завязывали ей концы украшениями из нитей, бус «боошкун».
«Боошкун» - это девичье накосное украшение из трех нитей бус, с металлической круглой и квадратной пластиной. К ним подвешивали 3-5 снизок из бус, которое крепилось на кончике кос. Накосное украшение «боошкун» было оберегом.( образец) Посмотрите ребята это у нас боошкун.
III.ФИЗМИНУТКА
Вы наверное устали. Давайте отдохнем. Мы с вами сейчас поиграем в национальную игру тувинцев «Чинчи чажырары» чинчи-это в переводе на русский язык «бусина» еще есть тувинское имя девочек «Чинчи» а в вашем классе есть девочки по имени «Чинчи»? правило игры.
IV Практическая часть
-Мы продолжим мастерить боошкун.
-Что мы с вами подготовили на прошлом уроке? ( Взяли картон, вырезали полоску шириной 5 см, длиной 12 см, сложили пополам, приклеили друг к другу; затем приклеили тесьму с национальным орнаментом, приклеили нить для нанизывания буз;на изнаночную сторону пришили резинку; из черной пряжи сделали бахрому)
-Да, ребята мы с вами почти сделали наш боошкун.
-Перед тем как приступить к практической работе давайте с вами вспомним, что мы с вами должны соблюдать при практ. Работе? ( -правильно Это ТБ) –как мы обращаемся ножницами?(храним ножницы в закрытом виде, передаем ножницы колечками вперед, не направляем ножницы на людей, не держим ножницы лезвиями вверх, работаем с ножницами только на рабочем месте.)
Гимнастика для глаз:
Давайте проведем гимнастику для глаз. Сколько бусинок вы видите столько раз моргаете (раз бусина, два бусина, три бусина, четыре бусины, 5 бусин и крепко прижмуриваете глазки я считаю до 5) давайте повторим.
-Теперь приступаем к работе:
-Берем прямоугольник с нитками. И начинаете нанизывать бусинки. Прежде чем нанизывать бусинки подумайте, обсудите какой узор из бусинок вы будите делать. ( Ну что у вас получается?) молодцы ребята!
-А теперь завяжите кончик нити к бахроме!
Давайте расслабимся. Берем бусинки по одному в ладоши и начинаем расскатывать. (Молодцы)
-Давайте мы с вами закрепим,то что мы делали сегодня. Посмотрите пожалуйста видео.
VI Заключительная часть
-просмотр видео
-Ребята, потрясите боошкун. Что вы заметили? ( звук нежный)
-Видите,все что создано природой и человеком имеют свой звук, свою музыку надо только научиться ее видеть,слышать, чувствовать и тогда откроешь музыку даже вне совместных с музыкой предметах.
- ну вот и закончили накосное украшение «боошкун». Давайте сделаем мини выставку наших сегодняшних работ. Посмотрите, какие они получились красивые. Я надеюсь, что вам понравились ваши работы, и вам поскорее хочется поделиться этой радостью со своими друзьями и родными, и вы можете делать подарки к национальному празднику «Шагаа».
- действительно, вами была проделана очень трудоемкая работа, в ходе которой вы показали, что вам присуще терпение, усидчивость, старание и умение доделать начатое до конца
-Какую оценку вы бы поставили себе?
Рефлексия
Если вам понравился урок – похлопайте, ну а если вам было трудно – потопайте.
Спасибо за урок!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по технологии по теме: «Изготовление объёмной аппликации с использованием техник изготовления салфеточной бумаги и распушения салфеток»
Открытый урок по технологии по теме: «Изготовление объёмной аппликации с использованием техник изготовления салфеточной бумаги и распушения салфеток» может быть использован учителем полностью или...
Проект "Кормушка для птиц",выполненный ученицей 3 класса, содержит практический этап ( материал для изготовления кормушки - это пластмассовое ведро из-под майонеза и др., подробный план работы по изготовлению кормушки для птиц).
Проект творческий, экологический.Автор: Загородняя Елизавета, ученица 3 классаНаучный руководитель: Зикеева Светлана ФёдоровнаВ проете представлен план работы по изготовлению кормушки для птиц.В прило...
Занятие № 24. Дата проведения: 11.10.2020г. Изготовление куклы «Утешница» Изготовление основных деталей
Изначально кукла не была забавой. В ней человек видел прежде всего объект, образ языческой веры. Игрушка была неотъемлемой частью быта и праздников русской деревни, многочисленных ритуалов и обрядов. ...
Занятие №28 Дата проведения 18.10.20 Изготовление куклы «Подорожница». Изготовление основных деталей.
Славянский народ почитал Мать-Землю, стараясь находиться в гармонии с Миром. Но понимая, что мы слабы перед силами Природы, язычники всячески пытались защититься во время путешествий.Для этого они дел...
Занятие №36.Дата проведения 01.11.2020 г. Тема занятия:Изготовление куклы «Пеленашка». Изготовление основных деталей.
Тема занятия:Изготовление куклы «Пеленашка». Изготовление основных деталей.Обережные куклы играли важную роль в жизни древних славян. Они помогали достичь различных благ – понимания ...
Занятие №32. Дата проведения 25.10.2020г. Изготовление куклы «Благая весть». Изготовление основных деталей.
Колокольчик — куколка добрых вестей. С ней можно поиграть, но она может стать и незаменимой помощницей, если что-то не ладится. Куколка поможет тому, кто отправляется в дорогу. А тот, кто в...
Занятие №40. Дата проведения:08.11.20.. Тема занятия:" Изготовление куклы «Ангел». Изготовление основных деталей"
Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Изготовление традиционнойтряпичной куклы оберег» и мы с вами окунемся в мир кукол, которымииграли наши прабабушки и прадедушки....