Изготовление накостного украшения "Боошкун"
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Хунапай Арина Григорьевна

Тема: Технология изготовления тувинского украшения  «Боошкун»

 

Цель: продолжить знакомство с историей тувинского народного украшения  «боошкун»,  развивать фантазию, творческое воображение, аккуратность, усидчивость, интерес к предмету.

Задачи:

  • Образовательные: развитие индивидуальных способностей детей;
  • Развивающие: развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление и художественный вкус;

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

  • УУД:
  • - освоение знаний о национальной культуре тувинского народа как ценности;
  • - обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, воспитание  высоконравственной личности;
  • - развитие познавательного интереса к изучению тувинского народного украшения, обрядов и традиций своего края;

Материально-техническое оснащение: презентация к уроку, образцы поделок.

Тип учебного занятия: комбинированный, практическая работа.

 

Ход урока

- I.Орг.момент (прием  « Аффирмация»)

Добрый день, ребята. Вы все уникальные, каждый из вас не похож на другого. В этом ваша изюминка! Взялись все за руки и произнесите слова:

Я бесконечно добрый.

Феноменально умный,

Исключительно порядочный,

 Кристально честный,

Не по годам развитый,

Сказочно щедрый человек!

 

II. Повторение:

- Ребята, с каким украшением мы с вами познакомились на прошлом уроке? ( Мы на прошлом уроке узнали, что такое «Чавага» - это накосное  украшение замужних женщин.)

-А из чего состоит чавага? ( состоит из металлической пластины и коралловых бус, которые закреплялись к удлиненной коже.) По традиции чавага закрепляли к прическе невесты матерью или близкой родственницей перед свадьбой, как только она покинет юрту родителей.

-Молодцы ребята, мы с вами вспомнили, что такое чавага.

  1. Сообщение новой темы

Ребята, тема сегодняшнего занятия: « Изготовление тувинского украшения  «Боошкун»».

-Кто может сказать, чему мы научимся сегодня? ( Делать боошкун, нанизывать бусы)- молодцы.

-Алена нам приготовила сообщение давайте послушаем.

Цель занятия: познакомить с техникой украшения для волос «боошкун».

Накосное украшение – «боошкун».

Тувинское женское украшение для прически – накосники ( боошкун), закрепляют прическу. Когда детям исполнилось три года, родители совершали праздничный обряд – обрезание волос, на котором в присутствии родственников мальчику, девочку стригли новую прическу. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку «чаъш» завязывали ей концы украшениями из нитей, бус «боошкун».

«Боошкун» - это девичье накосное украшение из трех нитей бус, с металлической круглой и квадратной пластиной. К ним подвешивали 3-5 снизок из бус, которое крепилось на кончике кос. Накосное украшение «боошкун» было оберегом.( образец) Посмотрите ребята это у нас боошкун.

III.ФИЗМИНУТКА

Вы наверное устали. Давайте отдохнем. Мы с вами сейчас поиграем в национальную игру тувинцев «Чинчи чажырары» чинчи-это в переводе на русский язык «бусина» еще есть тувинское имя девочек «Чинчи» а в вашем классе есть девочки по имени «Чинчи»? правило игры.

 

 

IV Практическая часть

-Мы продолжим мастерить боошкун.

-Что мы с вами подготовили на прошлом уроке? ( Взяли картон, вырезали полоску шириной 5 см, длиной 12 см, сложили пополам, приклеили друг  к другу; затем приклеили тесьму с национальным орнаментом, приклеили нить для нанизывания буз;на изнаночную сторону пришили резинку; из черной пряжи сделали бахрому)

-Да, ребята мы с вами почти сделали наш боошкун.

-Перед тем как приступить к практической работе давайте с вами вспомним, что мы с вами должны соблюдать при практ. Работе? ( -правильно Это ТБ) –как мы обращаемся ножницами?(храним ножницы в закрытом виде, передаем ножницы колечками вперед, не направляем ножницы на людей, не держим ножницы лезвиями вверх, работаем с ножницами только на рабочем месте.)

 

 

                                                                                                                         Гимнастика для глаз:

Давайте проведем гимнастику для глаз. Сколько бусинок вы видите столько раз моргаете  (раз бусина, два бусина, три бусина, четыре бусины, 5 бусин и крепко прижмуриваете глазки я считаю до 5) давайте повторим. 

-Теперь приступаем к работе:

-Берем прямоугольник с нитками. И начинаете нанизывать бусинки. Прежде чем нанизывать бусинки подумайте, обсудите какой узор из бусинок вы будите делать. ( Ну что у вас получается?) молодцы ребята!

-А теперь завяжите кончик нити к бахроме!

Давайте расслабимся. Берем бусинки по одному в ладоши и начинаем расскатывать. (Молодцы)

-Давайте мы с вами закрепим,то что мы делали сегодня. Посмотрите пожалуйста видео.

VI Заключительная часть

-просмотр видео

-Ребята, потрясите боошкун. Что вы заметили? ( звук нежный)

-Видите,все что создано природой и человеком имеют свой звук, свою музыку надо только научиться ее видеть,слышать, чувствовать и тогда откроешь музыку даже вне совместных с музыкой предметах.

- ну вот и закончили накосное украшение «боошкун». Давайте сделаем мини выставку наших сегодняшних работ. Посмотрите, какие они получились красивые. Я надеюсь, что вам понравились ваши работы, и вам поскорее хочется поделиться этой радостью со своими друзьями и родными, и вы можете делать подарки к национальному празднику «Шагаа».

- действительно, вами была проделана очень трудоемкая работа, в ходе которой вы показали, что вам присуще терпение, усидчивость, старание и умение доделать начатое до конца

-Какую оценку вы бы поставили себе?

 

Рефлексия

Если вам понравился урок – похлопайте, ну а если вам было трудно – потопайте.

 

Спасибо за урок!!!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chavaga_booshkun_11.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Технология изготовления тувинского украшения  «Боошкун»

Цель: продолжить знакомство с историей тувинского народного украшения  «боошкун»,  развивать фантазию, творческое воображение, аккуратность, усидчивость, интерес к предмету.

Задачи:

  • Образовательные: развитие индивидуальных способностей детей;
  • Развивающие: развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление и художественный вкус;

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

  • УУД:
  • - освоение знаний о национальной культуре тувинского народа как ценности;
  • - обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, воспитание  высоконравственной личности;
  • - развитие познавательного интереса к изучению тувинского народного украшения, обрядов и традиций своего края;

Материально-техническое оснащение: презентация к уроку, образцы поделок.

Тип учебного занятия: комбинированный, практическая работа.

Ход урока

- I.Орг.момент (прием  « Аффирмация»)

Добрый день, ребята. Вы все уникальные, каждый из вас не похож на другого. В этом ваша изюминка! Взялись все за руки и произнесите слова:

Я бесконечно добрый.

Феноменально умный,

Исключительно порядочный,

 Кристально честный,

Не по годам развитый,

Сказочно щедрый человек!

II. Повторение:

- Ребята, с каким украшением мы с вами познакомились на прошлом уроке? ( Мы на прошлом уроке узнали, что такое «Чавага» - это накосное  украшение замужних женщин.)

-А из чего состоит чавага? ( состоит из металлической пластины и коралловых бус, которые закреплялись к удлиненной коже.) По традиции чавага закрепляли к прическе невесты матерью или близкой родственницей перед свадьбой, как только она покинет юрту родителей.

-Молодцы ребята, мы с вами вспомнили, что такое чавага.

  1. Сообщение новой темы

Ребята, тема сегодняшнего занятия: « Изготовление тувинского украшения  «Боошкун»».

-Кто может сказать, чему мы научимся сегодня? ( Делать боошкун, нанизывать бусы)- молодцы.

-Алена нам приготовила сообщение давайте послушаем.

Цель занятия: познакомить с техникой украшения для волос «боошкун».

Накосное украшение – «боошкун».

Тувинское женское украшение для прически – накосники ( боошкун), закрепляют прическу. Когда детям исполнилось три года, родители совершали праздничный обряд – обрезание волос, на котором в присутствии родственников мальчику, девочку стригли новую прическу. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку «чаъш» завязывали ей концы украшениями из нитей, бус «боошкун».

«Боошкун» - это девичье накосное украшение из трех нитей бус, с металлической круглой и квадратной пластиной. К ним подвешивали 3-5 снизок из бус, которое крепилось на кончике кос. Накосное украшение «боошкун» было оберегом.( образец) Посмотрите ребята это у нас боошкун.

III.ФИЗМИНУТКА

Вы наверное устали. Давайте отдохнем. Мы с вами сейчас поиграем в национальную игру тувинцев «Чинчи чажырары» чинчи-это в переводе на русский язык «бусина» еще есть тувинское имя девочек «Чинчи» а в вашем классе есть девочки по имени «Чинчи»? правило игры.

IV Практическая часть

-Мы продолжим мастерить боошкун.

-Что мы с вами подготовили на прошлом уроке? ( Взяли картон, вырезали полоску шириной 5 см, длиной 12 см, сложили пополам, приклеили друг  к другу; затем приклеили тесьму с национальным орнаментом, приклеили нить для нанизывания буз;на изнаночную сторону пришили резинку; из черной пряжи сделали бахрому)

-Да, ребята мы с вами почти сделали наш боошкун.

-Перед тем как приступить к практической работе давайте с вами вспомним, что мы с вами должны соблюдать при практ. Работе? ( -правильно Это ТБ) –как мы обращаемся ножницами?(храним ножницы в закрытом виде, передаем ножницы колечками вперед, не направляем ножницы на людей, не держим ножницы лезвиями вверх, работаем с ножницами только на рабочем месте.)

                                                                                                                         Гимнастика для глаз:

Давайте проведем гимнастику для глаз. Сколько бусинок вы видите столько раз моргаете  (раз бусина, два бусина, три бусина, четыре бусины, 5 бусин и крепко прижмуриваете глазки я считаю до 5) давайте повторим.  

-Теперь приступаем к работе:

-Берем прямоугольник с нитками. И начинаете нанизывать бусинки. Прежде чем нанизывать бусинки подумайте, обсудите какой узор из бусинок вы будите делать. ( Ну что у вас получается?) молодцы ребята!

-А теперь завяжите кончик нити к бахроме!

Давайте расслабимся. Берем бусинки по одному в ладоши и начинаем расскатывать. (Молодцы)

-Давайте мы с вами закрепим,то что мы делали сегодня. Посмотрите пожалуйста видео.

VI Заключительная часть

-просмотр видео

-Ребята, потрясите боошкун. Что вы заметили? ( звук нежный)

-Видите,все что создано природой и человеком имеют свой звук, свою музыку надо только научиться ее видеть,слышать, чувствовать и тогда откроешь музыку даже вне совместных с музыкой предметах.

- ну вот и закончили накосное украшение «боошкун». Давайте сделаем мини выставку наших сегодняшних работ. Посмотрите, какие они получились красивые. Я надеюсь, что вам понравились ваши работы, и вам поскорее хочется поделиться этой радостью со своими друзьями и родными, и вы можете делать подарки к национальному празднику «Шагаа».

- действительно, вами была проделана очень трудоемкая работа, в ходе которой вы показали, что вам присуще терпение, усидчивость, старание и умение доделать начатое до конца

-Какую оценку вы бы поставили себе?

Рефлексия

Если вам понравился урок – похлопайте, ну а если вам было трудно – потопайте.

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технологии по теме: «Изготовление объёмной аппликации с использованием техник изготовления салфеточной бумаги и распушения салфеток»

Открытый урок по технологии по теме: «Изготовление объёмной аппликации с использованием техник изготовления салфеточной бумаги и распушения салфеток» может быть использован учителем полностью или...

Проект "Кормушка для птиц",выполненный ученицей 3 класса, содержит практический этап ( материал для изготовления кормушки - это пластмассовое ведро из-под майонеза и др., подробный план работы по изготовлению кормушки для птиц).

Проект творческий, экологический.Автор: Загородняя Елизавета, ученица 3 классаНаучный руководитель: Зикеева Светлана ФёдоровнаВ проете представлен план работы по изготовлению кормушки для птиц.В прило...

Занятие № 24. Дата проведения: 11.10.2020г. Изготовление куклы «Утешница» Изготовление основных деталей

Изначально кукла не была забавой. В ней человек видел прежде всего объект, образ языческой веры. Игрушка была неотъемлемой частью быта и праздников русской деревни, многочисленных ритуалов и обрядов. ...

Занятие №28 Дата проведения 18.10.20 Изготовление куклы «Подорожница». Изготовление основных деталей.

Славянский народ почитал Мать-Землю, стараясь находиться в гармонии с Миром. Но понимая, что мы слабы перед силами Природы, язычники всячески пытались защититься во время путешествий.Для этого они дел...

Занятие №36.Дата проведения 01.11.2020 г. Тема занятия:Изготовление куклы «Пеленашка». Изготовление основных деталей.

Тема занятия:Изготовление куклы «Пеленашка». Изготовление основных деталей.Обережные куклы играли важную роль в жизни древних славян. Они помогали достичь различных благ – понимания ...

Занятие №32. Дата проведения 25.10.2020г. Изготовление куклы «Благая весть». Изготовление основных деталей.

Колокольчик — куколка добрых вестей. С ней можно поиграть, но она может стать и незаменимой помощницей, если что-то не ладится. Куколка поможет тому, кто отправляется в дорогу. А тот, кто в...

Занятие №40. Дата проведения:08.11.20.. Тема занятия:" Изготовление куклы «Ангел». Изготовление основных деталей"

Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Изготовление традиционнойтряпичной куклы оберег» и мы с вами окунемся в мир кукол, которымииграли наши прабабушки и прадедушки....