Технология тестирования
методическая разработка по технологии (4 класс)
Технология тестирования в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovaya_tehnologiya.docx | 187.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестирование на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний обучающихся
Известно, что результат обучения напрямую зависит от деятельности педагога, от методов его работы. В процессе обучения педагог использует различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. От верного способа контроля знаний зависит успех процесса обучения. Часть педагогического мастерства: знать, чувствовать, понимают ли обучаемые материал.
Изучая данную проблему на протяжении последних лет работы, я для себя определила, что тестирование – это метод, который позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности. Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся, что и реализуется на уроках. Они всегда находятся в зоне пристального внимания учителя, свидетельствуют о результатах обучения. Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся является тестовая технология.
Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая и образование.
Что такое тест?
1. В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Впервые тест как метод измерения и сам термин «test» (задание) были введены в 90 – е годы ХIХ в. английским психологом Д.Кэттелом.
2. Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.
Педагогический тест – это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования.
2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Тестирование можно использовать на различных этапах урока.
Вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний обучающихся.
Текущее тестирование – ликвидация пробелов и коррекции умений и знаний.
Итоговое тестирование – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения.
Достоинства:
-Быстрота проверки
-Возможность проверки теоретического материала
-Проверка большого объёма материала малыми порциями
-Объективность оценки результатов
-Даёт возможность определить «проблемную зону» и даже «болевую точку»
-Развивает мыслит. операции
-Формирует навыки самоконтроля
-Могут служить объектом познания
-Подготовка к ЕГЭ
Недостатки:
-Возможность угадывания
-Часто невозможно проследить логику ученика
-Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся
-Сложность проверки глубины ЗУН.
Требования к тестовым заданиям
1. Валидность – адекватность целям проверки, т.е. пригодности теста для измерения того, что он по замыслу составителя должен измерять.
2. Определённость – при чтении обучающийся должен хорошо понимать, какие задания и в каком объёме он должен выполнить.
3. Простота – формулировка заданий и ответов на них должны быть чёткими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения заданий.
4. Однозначность – задания имеют единственно правильный ответ. Термины, изображения заданий и ответов необходимо представлять однозначно понятными.
5. Равнотрудность – при составлении тестов с разными видами заданий необходимо учитывать, чтобы основная часть была ориентирована на проверку достижения обучающихся планируемых результатов обучения, а задания творческого характера должны проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой ситуации.
Тестовые задания могут быть следующих типов:
Задания закрытого типа с выбором ответа
В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех – четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариантов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны даваться очевидно неправильными. Обычно они составляются с учетом типичных ошибок учащихся.
Выделяются несколько видов заданий данного типа:
1. Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.
Например:
*Перед тобой оглавление детской энциклопедии. В какой главе ты будешь искать информацию о том, кто изобрел радио?
А) Земля и Вселенная, В) история открытий, Б) страны и народы, Г) живая природа.
2. Задания утвердительной формы с выбором ответа
Например:
*основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других животных:
А) крылья; Б) чешуя; В) три пары ног; Г) нос.
3. Задания на определение понятия.
Например:
* Глагол – это часть речи, которая обозначает…
А) признак; Б) действие; В) предмет; Г) явление природы.
4. Задания, формирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.
В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует обязательно выделить. Эти задания сложнее, так как ориентируются на более сложный уровень умственной деятельности.
Например:
* Какую информацию ты не сможешь найти в энциклопедии?
А) Какие растения есть в пустыне?
Б) Кто автор первого Букваря?
В) Какие события произойдут в 2081 году?
5. Задания на определение главного признака.
Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину того или иного явления.
Например:
*отметь признак, являющийся главным для плода растения:
А) круглый; Б) полезный; В) имеет семена; Г) съедобный.
Задания для установления соответствия
Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливают стрелками.
Например:
*определи соответствия:
песец лес
белка степь
лиса тундра
суслик пустыня
рысь лемминг
Задания на установление логической последовательности
Например:
* Допиши цепь питания:
__________ водомерка ________ цапля.
Задания открытого типа
Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания составляются в следующей последовательности: формулируется вопрос, записывается полный предполагаемый ответ, из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать.
Например:
*Вспомни, какие органы образуются на стебле. Напиши недостающие слова.
На стебле растения образуются..., на их месте образуются…, а в них….
*Дополни высказывания.
– предложения, в которых одна грамматическая основа…
– предложения, в которых две грамматические основы, называются…
– чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо…большего…меньшее.
Задания свободной формы
Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т.д.
Например:
*Найди лишнее:
Тигр, волк, заяц, лиса, пантера, белый медведь.
Комбинированные тестовые задания.
Эти задания включают элементы тех или иных типов.
Например:
* как чаще всего человек использует торф:
а) как подстилку для животных; б) как удобрение, в) как топливо.
* выбери и подчеркни два важнейших признака, отличающих человека от животных:
А) изготовление мебели; д) использование речи в общении;
Б) изготовление одежды; е) изобретение компьютера;
В) изготовление орудий труда; ж) жизнь в домах;
Г) изобретение транспорта.
Тесты, составленные в необычной (возможно, шуточной) форме
Примеры:
* Прилагательное – это…
а) инструкция к действию; б) часть речи; в) запасная часть для телевизора.
Тестовые задания – «Ловушки»
Это тесты, в которых отсутствует правильный ответ, либо все варианты ответов верны.
Применение тестирования на различных уроках.
Тестовые задания на уроках русского языка при изучении грамматики. Дети заинтересованно выполняют все представленные виды заданий. Я считаю, что кроме диагностирующей функции, тестирование грамматического материала носит и обучающийся характер.
Тестовые задания при изучении орфографии.
Тесты включают в себя различные виды тренинга с пропущенными буквами. Проводила данный тренинг перед диктантом (включала в тест слова из текста) и качество знаний диктанта оставалось ниже, чем результат теста.
Тестирование нецелесообразно использовать для определения уровня орфографической подготовки, так как оно не дает объективных показателей. Учащиеся при выполнении теста запоминают часть слова, в которую необходимо вставить пропущенную букву. Но на уроках они пишут слова, предложения, тексты, то есть поле запоминания шире и учащиеся допускают больше ошибок.
Использование тестов на уроках математики.
Применение тестированных технологий на уроках математики не может служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся и часто невозможно проследить логику ученика. Поэтому тестированный материал применяю:
1. Развитие навыков системного анализа текста задачи с помощью тестовых заданий.
2. Тест – одна из форм работы при подготовке к контрольной проверке знаний.
* Выбери действие, нужное для решения каждой задачи.
* Выбери правильное решение задачи. В тест входят те виды задач, которые могут быть предложены в к/ р и, в которых было допущено много ошибок в предыдущем тесте.
На мой взгляд, данные тестовые задания носят диагностирующий и обучающий характер. Дети умело применяют и схемы решений, и краткую запись, и чётко устанавливают количество действий. Качество решений задач улучшается. Другие виды заданий развивают вычислительные навыки, логическое мышление, «быстроту математической реакции».
Применение тестированных технологий на уроках литературы.
дают возможность педагогу сформировать у детей навык правильного чтения, проверять понимание прочитанного, но не формируют навык беглого и выразительного чтения. Тестированный материал, используемый на уроках литературы, активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает интерес к чтению.
На уроках окружающего мира использую разные виды тестированных заданий: стандартные виды и практические виды тестированных заданий. Тесты носят диагностирующий и обучающий характер.
Автор- Джеймс Кэттел
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование по технологии 3 класс
тесты по Технологии ,з класс...
Доклад "Тестирование на уроках технологии в начальной школе"
В этом докладе подробно описаны различные виды тестовых заданий по технологии....
Итоговое тестирование по технологии, 2 класс
Итоговое тестирование по технологии, 2 класс...
Итоговое тестирование по технологии
Итоговый контроль по технологии (Роговцева А., 4 класс, "Школа России")...
Тестирование по технологии 2 класс
Итоговое тестирование по технологии (2 класс)...
Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов
В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в начальной школе и является актуальной темой. Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы Те...
Итоговое тестирование по технологии (термины) за 2 класс
Данное тестирование проверяет знания терминов по технологии за 2 класс...