Изобразительное искусство (1 дополнительный класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Сыч Наталья Владимировна

Программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1_dop.klass_.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета

В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.

Основные задачи изучения предмета:

 Воспитание интереса к изобразительному искусству.

 Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

 Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

 Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

 Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

 Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

 Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

 Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

 Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

 Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

 Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

 Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Программой предусматриваются следующие виды работы:

‒ рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

‒ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

‒ выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

В пропедевтический период урок по обучению изобразительному искусству может строиться на основе использования нескольких видов работ: упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти и других познавательных процессов, обучение приемам организации рабочего места, приемам работы в лепке, рисовании, при составлении аппликации; работа над развитием речи.

3. Описание места учебного предмета

Учебные предметы предметной области «Искусство», наряду с другими предметами основных образовательных областей «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Технологии», «Физическая культура», составляют обязательную часть учебных планов АООП образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) 1 дополнительного класса (вариант 1). Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную образовательную программу по ФГОС образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости обучающихся (интеллектуальных нарушений) (вариант 1), предусмотрено в учебное (урочное) время.

При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 1 дополнительном классе отведено по 2 часа в неделю, что составляет 66 часов за учебный год. Продолжительность урока составляет 35 минут.

4. Личностные и предметные результаты освоения предмета

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практикоориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты обучения в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству: 9В отличие от ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, метапредметные результаты не входят в число требуемых результатов обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и не включены в содержание обучения данной группы обучающихся.

Особое внимание уделяется формированию базовых учебных действий.

 положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;

 понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

 привычка к организованности, порядку, аккуратности;

 установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности;

 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

 овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

 элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося;

 развитие эстетических потребностей и чувств;

 проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих результатов:

- первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека;

- интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве;

- практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;

- элементарные практические умения и навыки изобразительной деятельности;

- понятия и представления по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.

5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В 1 дополнительном классе основополагающим разделом является «Подготовительный период».

Подготовительный период обучения предполагает пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических видов деятельности обучающиеся 1 дополнительного класса получают первоначальные представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения.

Направления работы:

1. Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

а) Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

2. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

 разминание куска пластилина;

 отщипывание кусков от целого куска пластилина;

 размазывание по картону;

 скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;

 примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

 складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

 совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

 расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;

 составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги:

 приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);

 раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;

 приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;  приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

 рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);

 рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);

 удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;

 осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;

 рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;

 завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);

Приемы работы красками:

 примакивание кистью;

 наращивание массы.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

 правила обведения шаблонов;

 обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема

Основные виды деятельности

Дата

По плану

По факту

1.

Осень золотая наступает

Наблюдение за красотой осенней природы, особенностями красоты осенних листьев, их цвет и разнообразие форм.

2.

Аппликация «Цвета осени»

Изображение особенностей осеннего леса с помощью цветной бумаги (отрывание кусочков, наклеивание на предложенный шаблон).

3.

Осенний листопад

Умение рационально распределять шаблоны листьев на бумаге, обводить шаблоны листьев простым карандашом, штриховка листьев вертикальными и горизонтальными линиями.

4.

Разноцветный мир.

Восприятие и оценивание красоты природы в различное время года и разную погоду.

5.

Рисуем настроение природы

Умение изображать с помощью красок состояние природы. Овладеть навыками работы с гуашью. Умение работать самостоятельно.

6.

Фрукты и овощи разного цвета.

Умение различать фрукты и овощи. Овладеть навыками работы с трафаретом. Изображать с помощью живописных средств различные фрукты и овощи.

7.

Простые формы предметов

Знакомство с простыми формами предметов. Развитие наблюдательности при восприятии простых форм предметов.

8.

Рисуем простые формы предметов

Закрепление простых форм предметов. Умение работать с трафаретом и шаблоном, умение дорисовывать формы по штрихам.

9.

Аппликация «Мой дом»

Умение из вырезанных простых форм составить аппликацию дом, дерево, солнце, зайчика.

10.

Сложные формы предметов.

Знакомство со сложными формами предметов. Развитие наблюдательности при восприятии сложной формы и умение «разделить» ее на множество простых.

11.

Рисунок «Волк и заяц»

Умение создавать изображения на основе сложных форм.

12.

Линия. Точка. Пятно.

Готовность правильно удерживать карандаш в руке. Овладеть навыками изображения на листе с помощью линий (прямые, косые, волнистые), точек, пятен.

13.

Рисунок «Караблик»

Умение создавать изображение на основе линий, пятен, точек с помощью красок, карандашей, фломастеров.

14.

Лист сирени

Умение сравнивать форму листа сирени с другими формами, видеть ритмические повторы узоров в природе. Изображение листа сирени с помощью акварельных красок.

15.

Лепка.

Правила готовности рабочего места для занятия лепкой. Знакомство с материалами для лепки. Правила работы с пластилином.

16.

Лепим простые формы.

Умение с помощью пластилина слепить простые формы: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Научится изображать с помощью слепленных форм разные предметы (машина, дом, дерево).

17.

Лепим лист сирени.

Изображать (лепить) предмет максимально, копируя форму, созданную природой с помощью трафарета листа и пластилина способом размазывания.

18.

Лепим матрешку

Овладеть первичными навыками изображения в объеме, изобразить в объеме способами вдавливание и размазывания.

19.

Рисуем куклу неваляшку

Закрепить умения работы с шаблоном. Повторение ранее изученных форм.

20.

Деревянный дом в деревне. Лепка.

Знакомство с архитектурой. Наблюдение за постройками, созданными человеком, анализ их форм. Изображение с помощью пластина деревянного дома, выявляя его форму, конструкцию. Умение работать по образцу.

21.

Учимся работать с ножницами

Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с ножницами. Подготовка рабочего места. Учимся правильно резать цветную бумагу, картон (по прямой, волнистой линиям) по образцу учителя.

22.

Вырезаем фигуры.

Повторение и закрепление правил безопасности при работе с ножницами. Овладение навыками вырезания изображений по нарисованным силуэтам.

23.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Освоить приемы работы с аппликацией. Овладеть приемами работы с бумагой. Закрепление навыков по работе с трафаретами. Изготовление аквариума с помощью картона и цветных карандашей.

24.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Освоить приемы работы с аппликацией. Овладеть приемами работы с бумагой. Закрепление навыков по работе с трафаретами и ножницами. Приклеивание вырезанных рыбок в изготовленный аквариум.

25.

Зима. Снеговик.

Развить наблюдательность, восприятие красоты зимнего пейзажа и радости зимних развлечений. Научиться видеть красоту природы, разнообразие ее цветов (снег, мороз, иней).  Изготовление аппликации «Снеговик».

26.

Новый год. Лепка «Снеговик».

Развитие навыка умения работать самостоятельно и при помощи учителя. Повторение и закрепление навыков работы с пластилином.

27.

Аппликация с элементами рисования «Зимний лес»

Подготовка деталей из цветной бумаги для изготовления деревьев. Изготовление на картоне снега с помощью ваты.

28.

Аппликация с элементами рисования «Зимний лес»

Приклеивание деревьев на изготовленную основу, рисование зимних деревьев. Украшение аппликации блесками (имитация инея).

29.

Флажки на веревке для елки. Рисование, аппликация.

Самостоятельное вырезание флажков из полосок цветной бумаги. Украшение полученных флажков узорами из линий и точек фломастером.

30.

Флажки на веревке для елки. Рисование, аппликация.

Наклеивание вырезанных флажков на нитку. Украшение елки изготовленными и украшенными флажками.

31.

Изображаем человека

Называние частей тела человека с одновременным показыванием их на себе. Явление схожестей и различий между людьми. Рисование по штриховой линии человека. Дорисовывание человека. Самостоятельное рисование человека.

32.

Лепим человека из пластилина.

Знакомство с понятием скульптура. Умение передавать основные черты фигуры человека в лепке. Расположение частей тела и их соединение по образцу. Умение оценивать свою работу.

33.

Рисунок «Белый зайка».

Сравнивание внешнего вида зайка летом и зимой, выделяя различия. Знать и называть части тела зайца. Рисование частей тела зайца по образцу.

34.

Лепка «Белый заяц».

Повторение частей тела зайца. Закрепление навыков отщипывания и скатывания пластина в части тела зайца. Умение соединить полученные детали между собой согласно инструкции учителя.

35.

Знакомимся с картинами великих художников.

Умение рассматривать и сравнивать картины разных жанров. Умение рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом.

36.

Расположи картинку на листе.

Изучение формы и создание композиции внутри заданной формы. Умение создавать и изображать на плоскости средствами аппликации заданный образ (пирамидка, рыбка)

37.

Аппликация «Пирамидка, рыбка, колобок».

Вырезание изображений колобка, пирамидки, рыбки самостоятельно по нарисованному силуэту и рациональное наклеивание их на предложенные листы бумаги. Дорисовывание недостающих деталей колобку и рыбке. Раскрашивание картинок цветными карандашами.

38.

Аппликация «Ваза с цветами».

Закрепление навыков работы с ножницами и цветной бумагой, вырезания по шаблону. Составление композиции на предложенном листе бумаги.

39.

Колобок.

Просмотр сказки «Колобок». Ответы на вопросы учителя по просмотренной сказке. Закрепление ранее изученных форм предметов. Умение устно описывать предложенную иллюстрацию.

40.

Рисунок «Колобок».

Умение изображать композицию по сюжету сказки, анализируя форму частей и соблюдая пропорции.

41.

Дома в городе.

Рассмотрение и сравнивание реальных зданий. Умение составлять из различных геометрических фигур (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник) изображение здания в технике аппликации.

42.

Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

Изображение одноэтажного и трехэтажного дома. Передача пропорций и структуры дома. Развитие наблюдательности и аналитических способностей. Сравнение по форме и размеру одноэтажного и трехэтажного дома.

43.

Многоэтажный дом. Аппликация

Создавать и конструировать из простых геометрических форм. Создавать изображение дома в технике аппликации с передачей пропорций и учетом композиционного центра.

44.

Аппликация «Мой дом».

Называние частей дома (стены, окно, крыша, крыльцо). Составление аппликации с помощью деревянных палочек, цветного картона, клея.

45.

Весна пришла. Составить рассказ

Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Знакомство с именами знаменитых художников. Умение рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы учителя по содержанию произведений художников

46.

Весна. Деревья.

Развитие навыков работы с живописными материалами (гуашь). Изображение деревьев по инструкции учителя (наклон дерева вправо, влево, прямо).

47.

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик.

Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых художников (И. Левитан и др.). Пейзажи. Выражение в картине настроения, состояния души.

48.

Рисунок «Весенняя радость».

Рисование по описанию. Выстраивание композиции рисунка и центр композиции. Выбор необходимой палитры красок.

49.

Рисунок «Ветка акации с листьями».

Рисование по образцу. Закрепление навыков работы с трафаретами. Развитие наблюдательности и фантазии. Практика работы с красками (гуашь), цветом.

50.

Аппликация «Весенний орнамент»

Овладение навыками работы в аппликации. Рассматривание орнаментов и умение находить в них природные и геометрические мотивы. Получение первичных навыков декоративного изображения. Закрепление навыков по работе с цветной бумагой, клеем, ножницами.

51.

Весенние праздники.

Знакомство с весенними праздниками. Развить наблюдательность, восприятие красоты весенних праздников и радости весенних развлечений. Научиться видеть красоту природы, разнообразие ее цветов.

52.

Аппликация «Хоровод».

Овладеть навыками работы в аппликации. Понимать роль цвета в создании аппликации. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании наряда (рубаха, сапоги, штаны).

Аппликация «Хоровод».

Продолжить работу по выполнению аппликации «Хоровод».

53.

Дом в деревне.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Красота природы. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Пропорции. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого.

54.

Рисунок «Дом в деревне»

Изображать живописными средствами (гуашь) образ деревянного деревенского дома, природы (деревья). Осваивать навыки творческой работы в технике акварели.

55.

Рисунок «Дом в деревне»

Изображать живописными средствами (гуашь) образ деревянного природы (деревья) возле нарисованного, на предыдущем занятии, дома. Продолжить освоение навыков творческой работы в технике акварели.

56.

Изучение понятий «вверху», «внизу». Повторение понятий «слева», «справа».

Отбор объектов изображения по инструкции учителя. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Передача сравнительных размеров. Понятие двух плоскостей: горизонтальная (пол — земля), вертикальная (небо или стена). Развитие пространственных представлений.

57.

Рисунок «Пейзаж».

Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Составлять рассказ по нарисованной картинке.

58.

Грибы. Грибы на пеньке.

Эмоционально откликаться на красоту природы. Называние съедобных/несъедобных грибов. Составление рассказа по картинке.

59

Аппликация «Грибы на пеньке».

Понимать выразительные возможности цветной бумаги для создания художественного образа. Осваивать приемы работы в технике аппликации. Развивать навыки работы в технике аппликации.

60.

Знакомство с понятиями: «над», «под», «посередине», «в центре».

Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Передача сравнительных размеров. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре».

61.

Аппликация «Лесные жители».

Располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Составлять рассказ по картинке.

62.

Рисунок «Мир вокруг меня».

Изображение рисунка с помощью ранее изученных понятий: «вверху», «внизу», «слева», «справа», «над», «под», «посередине», «в центре».

63.

Аппликация «Голубь мира».

Работа с трафаретом. Уметь украшать предмет с помощью красок, карандашей.

64.

Аппликация «Наша Земля».

Закрепление навыков работы с пластилином с технике «размазывание».

65.

Рисунок «Моя школа».

Выполнения рисунка с помощью акварельных красок с применением различных техник.

66.

Выставка работ.

Выставка работ, выполненных в течении учебного года. Повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА» курса дополнительного образования по изобразительному искусству 1 - 2 классы (в соответствии с ФГОС)

ПРОГРАММА «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА» курса дополнительного образования по изобразительному искусству 1 - 2 классы...

Конспекты занятий по изобразительному искусству в дополнительном образовании

Материалы включают в себя конспекты занятия изобразительным искусством в дополнительном образовании. Занятия рассчитаны на возраст младших школьников (1-2 классы)....

Инновационные методы и технологии обучения изобразительному искусству в дополнительном образовании.

Задача современного образования – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более ...

Реализм и стилизация. Дидактические презентации для занятий изобразительным искусством в дополнительном образовании

Данные материалы для занятий изобразительным искусством направлены на освоение учащимися понятия "стилизация", возможности его практического применения в творческой деятельности. При освоени...

Формирование кооперативной компетенции на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании

В методическом описании представлен опыт реализации заданий по формированию кооперативной компетенции на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании...