"Чердачная игрушка"
статья по технологии (3 класс)

Мартынова Марина Михайловна

"Чердачная игрушка - средство формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к познанию и преображению окружающего мира"

1. Введение

     1.1.   Актуальность исследования          

     1.2.  Цели и задачи исследования                              

     1.3.   Гипотезы и противоречия          

     1.4.   Объект и предмет исследования          

     1.5.   Методы работы                                                    

2. Исследование чердачной игрушки

      2.1. История возникновения чердачной куклы        

      2.2. Технология изготовления игрушки            

      2.3. Воздействие цвета на психику человека                

      2.4. Влияние запахов на настроение            

      2.5.   Результаты исследования            

      3. Заключение

           3.1.   Выводы          

      3.2.  Заключение по теме          

Используемые источники информации           

В наше время интерес к рукоделию захлестнул весь мир. Рукоделие стало одним из популярных и ведущих видов творчества.

Сегодня в обиход прочно вошло словосочетание «hand made», которое наиболее полно отображает суть творчества – это то, что сделано своими руками, это воплощение в реальность своих идей и мыслей.

Игрушки, сувениры, предметы быта ручной работы, сделанные  с душой,  всегда ценятся, вызывают восхищение и восторг окружающих.  Каждая вещь индивидуальна в своем роде,  имеет неповторимый образ, свою историю, дает заряд положительной энергии.  

Актуальность в современном мире рукоделия приобрело творчество лоскутного шитья.  Сувенирные магазины заполнены фигурками кукол и зверюшек, сшитых из ткани в разных техниках. Необычно смотрятся и вызывают особый интерес у покупателей так называемые «чердачные игрушки». Они уникальны и неповторимы, не требуют больших материальных затрат в изготовлении. Увидев чердачную игрушку впервые, влюбляешься в неё, при этом возникает множество вопросов…

      1.2. Цель работы: изучить  историю создания «Чердачной игрушки»,

выявить характерные особенности, привлекающие внимание окружающих.

      Основные задачи:

1. Изучить историю появления «Чердачной игрушки»;

2. Познакомиться с технологией её изготовления;  

3.Изучить свойства чердачной игрушки, их влияние на человека;

4.Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы;

      1.3. Гипотеза исследования:

  • игрушка получила свое название из-за цвета состарившихся, давно найденных на чердаке предметов;
  • привлекает внимание окружающих необычный вид современной чердачной игрушки, её приятный запах.

       Противоречие

Согласно существующей, наиболее популярной  легенде происхождения чердачной игрушки, за все время, которое кукла провела на чердаке, она успела не только покрыться слоем пыли, но и состариться, а также впитать в себя все самые лучшие запахи, которые витали на кофейной фабрике. Корица, ваниль и, конечно же, кофе.

      1.4 Объект исследования: чердачная игрушка

      Предмет исследования: особенности изготовления современных чердачных игрушек

      1.5 Методы исследования:

теоретический (синтез и анализ);  эмпирический (опыт, сравнение)

Исследование чердачной игрушки

      2.1. История возникновения чердачной куклы

      История возникновения чердачной куклы доподлинно неизвестна, существует множество разнообразных версий. ( Приложение 1)                                                                   

      Одной из самых распространенных является легенда о  кукле, найденной на чердаке старой кофейни (или кондитерской).  Одна бедная женщина сшила ее для своей дочки из ненужного тряпья, и пока она работала,  дочь играла на чердаке с куклой. Забытая своей маленькой хозяйкой, кукла пролежала на чердаке очень долго, запылилась, пропахла кофе, шоколадом, ванилью и корицей.  Прошло много лет, и уже другая девочка нашла старенькую куклу, которая стала ее любимой игрушкой. Повзрослев, девочка стала шить кукол и делать их похожими на эту первую, любимую.

      Существует  версия о том, что примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев, которые  шили их для своих детей и набивали пахучими травами. В ход шли старые, заношенные личные вещи, которые выкинуть жалко, а носить уже нельзя. По этой причине эти куклы были чумазые, страшненькие, но с приятным ароматом.

      Более правдоподобной выглядит мнение, что первыми создателями этих игрушек были североамериканцы, которые  желая сохранить в доме частичку праздничных,  рождественских ароматов шили кукол из ткани и пропитывали их раствором кофе, корицы и ванили.

      Американцы, считают, что появление чердачной игрушки связано с названием «первой»  куклы в стиле – Реггеди Энн (Raggedy Ann), когда американский художник Джон Бартон Грюэль получил на нее патент. История создания куклы довольно печальная: однажды маленькая дочь Джона Грюэля нашла на чердаке их дома старую тряпичную куклу, пошила ей новенькое платье, а отец нарисовал ей угольком глазки. Это была любимая игрушка маленькой Марсель. 

      Однажды дочь Грюэля серьезно заболела, и он, проводя все время у постели дочери, сочинял сказки об этой кукле, ее путешествиях и других игрушках. После смерти любимой дочери Джон Бартон Грюэль решил издавать книги своих детских сказок.

Но как бы там не было, ароматная игрушка завоевала сердца многих людей и пользуется популярностью во всех странах. «Чердачная кукла» производит впечатление игрушки «найденной на чердаке, сделанной 100 лет назад бабушкой для внучки» - выкройка «чем примитивнее, тем интереснее», определенными приёмами окрашивания ткани придается кукле «состаренный вид» - так характеризуется эта игрушка в Энциклопедии рукоделия.

      Чердак, в свою очередь, по материалам свободной энциклопедии Википедия,  это пространство между поверхностью крыши (покрытия), наружными стенами и перекрытием верхнего этажа».

      2. 2. Технология изготовления   чердачной игрушки

       Особенностью современной ароматизированной текстильной игрушки является тот факт, что при её изготовлении нет необходимости соблюдать строгие пропорции и придерживаться точных выкроек. Чердачная кукла или примитивная игрушка примечательна тем, что шьётся из простых подручных материалов, лучше всего льна или хлопка, и кроится по вдохновению. При создании куклы автор обычно стремится добиться эффекта старой, потрёпанной игрушки. Кукле искусственно создают потёртости, делают небрежные швы, пришивают заплатки, большие пуговицы. Состаренный вид, специально добавленная асимметрия, подпалы и пятнышки придают игрушке особое очарование и уникальность. Изюминкой чердачной куклы является аромат кофе, корицы и ванили.

Начинающий мастер, может воспользоваться следующим алгоритмом действий по изготовлению игрушки, но это далеко не единственный способ изготовления куклы  (Приложение2):

  1. Изготовление чертежа и выкройки игрушки без определенных размеров;
  2. Застрачивание по контуру, отступив 3-5 мм от края, вывертывание;
  3. Заполнение синтепоном, зашивание края;
  4. Приготовление красильного раствора (заваривание кофе - 1 ч ложка, корицы 1 ч ложка и ванили – 1 пакетик), покраска игрушки;
  5. Прорисовка мелких элементов (глазки, усики, носик).

      2.3. Воздействие цвета на психику человека.

       Ещё во времена древнейших цивилизаций люди использовали цвет для лечения. В Древнем Египте были специальные помещения в храмах, где солнечные лучи преломлялись и давали разные цвета спектра. Человек буквально купался в цвете. Назывался этот способ лечения — Ра-терапия.

      В наши дни ей на смену пришла хромотерапия. Она изучает влияние цвета на здоровье человека, его воздействие на психику (Приложение 3).

      Так, научно установлено, что зеленые цвета влияют на расширение бронхов, способствуют улучшению умственной работоспособности, усиливают сердцебиение. Красный цвет, помогает быстрее восстановиться, после физической усталости, способствует более активному пищеварительному процессу и может иметь некоторое возбуждающее влияние. А вот коричневые и голубые мягкие тона способствуют расслаблению и отдыху.

      Цвет стимулирует возникновение определенных реакций, которые могут сказаться на принятии решений. Обычно мы не замечаем влияние цвета. Но это происходит почти всегда, поэтому цвет чердачной игрушки выбран не случайно.

      Но почему при покраске используют именно кофе? Можно попробовать другие природные красители, причем красить не готовую игрушку, а ткань для ее изготовления.  Посмотрев в интернете, какие красители дают коричневый цвет, возьмем для эксперимента дубовую кору и луковую шелуху. Сначала приготовим отвар, прокипятив в чугунке дубовую кору в течение 1часа, затем проделаем тоже с луковой шелухой. Получим насыщенный коричневый цвет отвара, более темный и мутный от дубовой коры и ярко коричневый прозрачный от луковой шелухи.

      В отвары погрузим лоскуток белой бязи и будем кипятить около 1часа. Для закрепления цвета, добавим 1ч ложку уксуса за 15 мин до окончания варки.

     Получили ровную покраску ткани разного коричневого тона: в первом случае – цвет слабый серо-коричневого оттенка, во втором -  насыщенный ярко коричневый. Оба цвета прекрасно подойдут для изготовления чердачной куклы. Все зависит от вкуса автора и выбранного для игрушки персонажа.

         2.4. Влияние запахов на настроение

      Ученые, исследовавшие развитие головного мозга человека, пришли к интереснейшим выводам. Оказывается, запахи, попадающие в нос с вдыхаемым воздухом, сначала растворяются во влажной слизистой оболочке носа, раздражают находящиеся там окончания обонятельных нервов, а затем переносятся по специальным клеткам прямо в гипоталамус мозга.

      Этот крошечный орган регулирует десятки функций в организме, таких как температура, жажда, голод, уровень сахара в крови, рост, сон, пробуждение, и такие эмоции, как гнев и радость (Приложение 4).

      В то же время сигнал запаха идет в область, называемую гиппокамп, — часть мозга, ответственную за память и вниманиеИменно поэтому запахи так живо вызывают у нас всевозможные воспоминания, то есть каждый запах в мире носит ассоциативный характер.

      Некоторые растительные ароматы стимулируют выработку в организме важнейших биологически активных веществ. Запах ванили, лаванды, жасмина, цитрусовых, а так же кофе, — стимулирует выработку очень важного гормона серотонина - гормона радости и счастья.

       При достаточном уровне серотонина человек пребывает в душевном равновесии, контролирует свои поступки, оптимально готов к психической и умственной нагрузке. Серотонин увеличивает бодрость духа и концентрацию внимания, укрепляет память и улучшает способность к обучению, создает психическую стабильность, душевное спокойствие, уверенность в себе. Он прогоняет тоску и возвращает радость жизни.

      Когда же в организме не хватает серотонина, человек постоянно чем-то недоволен, испытывает чувство беспокойства, появляется раздражительность, повышенная агрессии, высокая импульсивность.

      Бытует мнение, что вдохнув запах кофе, человек чувствует себя бодрым и полным сил,  появляется ощущение удовлетворенности и счастья.

      Ваниль ассоциируется с детством, сладостями, поднимает настроение, дарит ощущение спокойствия и душевного комфорта, побуждает людей чувствовать себя счастливыми.

      Запах корицы буквально окрыляет, дарит энергию и смелость, прекрасно повышает веру в себя и свои силы.  Довольно часто ее аромат сопоставляют теплому одеялу...

      2.5.   Результаты исследования

  • История возникновения чердачной куклы доподлинно неизвестна. Но как бы там не было,  ароматная игрушка пользуется популярностью во всех странах;
  • Технология изготовления не настолько проста, чтобы игрушку, достойную восхищения, мог изготовить каждый… Чердачная кукла – это великолепный  подарок для ребенка. Для взрослого – оригинальный сувенир, имеющий множество достоинств;
  • Цвет современной игрушки выбран не случайно. Пастельные и коричневые оттенки способствуют расслаблению и отдыху. Для получения необходимого цвета игрушки можно использовать другие природные красители: дубовую кору, луковую шелуху.
  • Сочетание запаха кофе, корицы, ванили вызывает приятные воспоминания о доме и детстве, дарит ощущение спокойствия и душевного комфорта.

     Заключение

           3.1.   Выводы

      Наши гипотезы подтвердились, игрушка получила свое название из-за цвета состарившихся, давно найденных на чердаке предметов.  Привлекает внимание окружающих необычный внешний вид игрушки и главное запах, специально подобранный современными изготовителями, с целью психологического воздействия на человека. Главной изюминкой чердачной игрушки является именно сочетание цвета и запаха кофе с корицей и ванилью.

3.2. Заключение по теме

      Чердачная кукла – это игрушка, которую любили, и потому вид у нее несколько потрепанный и затасканный. Это говорит о том, насколько она была важна для маленького человечка. Ведь она хранительница детских секретов, переживаний, и конечно воспоминаний...

Современная чердачная игрушка, благодаря мастерам рукоделия  приобрела новые свойства, стала любимой и популярной во всем мире.

      Прижмешь к себе ароматное чудо, вдохнешь запах домашнего очага и уюта, улыбнешься  -   и хорошее настроение, к прибыльному бизнесу обеспечено!

Используемые источники информации:

-  http://www.yoki.ru/social/psy/01-03-2015/434183-aroma-0/

-  http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/44255/

-  http://www.livemaster.ru/topic/1060711-chto-zhe-takoe-cherdachnaya-kukla

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Презентация "Изготовим сами"1.08 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Проект "Чердачная игрушка"

Проект был создан ученицей 4-А класса Бригадир Татьяной. В основу проекта легло изготовление игрушек своими руками. Данная работа заняла первое место на школьной НПК и третье место на районной НПК....