Технология. "Масленица"
план-конспект урока по технологии (3 класс)
Конспект урока по технологии 3 класс "Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_tehnologiya_25.02.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 14.02.2021 г.
База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1
Класс: 3 «А»
Образовательная система: «Школа России»
Учебный предмет: Технология
Тема урока: Конструирование. Изготовление куклы Масленицы
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели:
Содержательная: сознания условий для расширения представления учащихся о технологических возможностях конструктивно-модельной деятельности, знакомство с традициями народного праздника «Масленица».
Деятельностная: выполнение декоративного изделия "Масленица" на основе использования интегрированных приемов конструктивно-модельной деятельности..
Задачи:
Обучающие:
- Систематизировать и расширить знания учащихся о празднике Масленица.
- Совершенствовать композиционные и художественно - конструктивные умения.
- Формировать умение изменять образ создаваемого объекта в соответствии с собственным замыслом.
Развивающие:
- Развивать умение осуществлять элементы целеполагания;
- Развивать умение анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
- Развивать умение осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью технологического алгоритма), итоговый контроль общего качества выполненного изделия; вносить необходимые коррективы в изделие.
- Развивать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
Воспитательные:
- Воспитывать принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
- Воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа.
Планируемые результаты обучения:
Формируемые УУД:
Предметные:
- Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать преобразовательные действия в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
Личностные:
- Формировать у ученика широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- Желание расширить кругозор в области знаний по этой теме.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Планировать продуктивные действия в соответствии с учебной задачей;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль действий; адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные:
- Ориентироваться в разнообразии возможных способов решения преобразовательных задач;
- Осуществлять анализ объектов предметного мира;
Коммуникативные:
- Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Задавать вопросы;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- Развивать речь и умение общаться с одноклассниками в процессе работы.
Оборудование:
Цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны, образец.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Милана Янушевна, сегодня урок технологии проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности к уроку - Тихонько сели девочки, ещё тише сели мальчики. -Проверьте всё ли у вас готово к уроку -У вас на столах должны лежать: ножницы, клей, шаблоны, цветная бумага, шпажка. -Я желаю, чтобы этот урок для вас прошёл интересно, чтобы каждый для себя на уроке открыл что – то новое, а трудности, с которыми вы встретитесь, чтобы непременно были преодолены | Приветствуют учителя, садятся |
| К1 Р1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | -Сегодня урок технологии пройдет немного необычно. Посвятим его одному празднику, а какому, вы отгадаете, посмотрев видео. -Ребята, какой праздник здесь показан? -А что это за праздник? -А кто знает, какого числа будет проводиться Масленица в этом году? (8-14 марта) -А как люди празднуют Масленицу? (сл) (устраивались народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличными играми, песнями, плясками, ярмарками и соревнованиями) -А какие традиции этого праздника вы знаете? -А какой самый главный символ праздника? (Чучело Масленицы) -А что с ним делают? Зачем его сжигают? Масленица — самый весёлый, шумный народный праздник. Он длится целую неделю! В это время все пекут круглые, румяные, горячие блины, ходят друг к другу в гости, поют и пляшут, сжигают самодельное чучело Зимы, сделанное из соломы и наряженное в женскую одежду. Основным же эпизодом последнего дня масленицы были «проводы». К этому дню специально изготовляли чучело из соломы или тряпок, одевали его в женскую одежду и сажали на колесо. Затем с песнями и играми несли чучело через всю деревню, сажали на заранее приготовленный шест и сжигали. После того как чучело сгорало, оставшуюся золу и солому разбрасывали по полю для обеспечения будущего урожая. По преданию считается, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. | Вспоминают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя | Самоанализ | К1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | А знаете ли вы, как назывались дни масленичной недели? Каждый день масленичной недели имеет своё название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. ПОНЕДЕЛЬНИК — «встреча». В этот день нужно делать ледяные горки. Чем выше горка, тем лучше будет урожай. ВТОРНИК — «заигрыш». В этот день все играют в разнообразные весёлые игры. СРЕДА — «лакомка». В этот день накрывают особо обильный стол, то есть лакомятся от души. На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. ЧЕТВЕРГ — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают битвы за снежные городки и катания на лошадях. ПЯТНИЦА — «тёщины вечера». В этот день мужчины едут в гости к тёщам (мамам своих жён), а те угощают их блинами. СУББОТА — «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам и угощаются опять-таки блинами. ВОСКРЕСЕНЬЕ — «прощёный день». Это самый главный день масленицы. В этот день все люди просят друг у друга прощения за все свои грехи, дурные дела и поступки, нехорошие слова и все друг друга прощают. | Воспринимают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя | Самоконтроль, самоанализ | К1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | -Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься на уроке? -А сейчас, предположите, какова же тема нашего урока? (Масленица) - Какую цель вы поставите перед собой? - Какие качества и умения нам помогут в работе? (трудолюбие, усидчивость, творчество, умение выполнять различные технологические операции) | Воспринимают, анализируют | Самоконтроль | К1 Пр2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | -Ребята, посмотрите на слайд, сегодня я предлагаю сделать символ праздника - куклу «Масленица». -Какие материалы нам понадобятся? - Из каких деталей состоит образ? -Какие цвета мы подберём для работы? -Почему? - Какая технологическая операция может вызвать у вас затруднение?(гофрирование) -Что можно добавить к образу? -Какие инструменты нам понадобятся? (Ножницы, клей) | Самоконтроль, самоанализ, взаимопроверка | Пр2 П1 К1 | |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача:интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 6.1.Правила техники безопасности - Но, прежде чем начать работу, нам необходимо вспомнить технику безопасности. - не допускать попадания в глаза клея; - при работе пользоваться салфеткой, чтобы вытирать лишний клей, работу с клеем проводите на подкладном листе.
6.2.Демонстрация приемов работы. Кукол никогда не изготавливали в молчании. Обычно читали заговор. У нас своеобразным заговором будет песня «Прощай, Масленица». 1. Возьмите 2 листа цветной бумаги: например, белый и красный. 2. Сложите их пополам по ширине 3.Возьмите одну половину листа, согните ее пополам, сгиб прогладьте, еще раз согните пополам..... и так, пока у вас не получится многослойная полоска. (так мы намечаем будущие линии сгиба) 4. Разверните заготовку и сложите ее «гармошкой» по намеченным линиям. Линии сгиба тщательно проглаживайте. Все операции выполняются на столе! 5. Повторите операции со второй заготовкой. 6. Сложите заготовки вместе так, чтобы белая заготовка была сверху и согните их пополам. 3.Внутреннюю часть красного листа склейте между собой. Нижняя часть платья готова. 4.Белый " лист - гармошку" (рукава) приклеиваем к нижней части платья. Наряд для Масленицы готов. 5.По шаблону №1 вырезаем косынку из красной бумаги 6. Лицо наклеиваем на косынку 7.Соединяем две части: голову и наряд. Склеиваем их между собой. (Косынку освежаем белыми горошинками) 8.По шаблону №5 вырезаем из нежно-розовой бумаги две ладошки и приклеиваем к рукавам платья 6.3.Целевые обходы учителя: -Контроль организации рабочего места. -Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы. -Контроль, за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда. -Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. -Внимательно посмотрите на работы, что можно добавить, как можно изменить? - Проверьте правильность выполнения работы друг у друга. | Самостоятельное выполнение работы на уроке, составление композиции | Самоконтроль, самоанализ, взаимопроверка | К1 П1 Р2 П2 |
7. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -О каком народном празднику мы сегодня говорили?. -Что нового вы узнали о празднике? -Какие традиции существуют в этот праздник? С чем они связаны? -А теперь я предлагаю вам продемонстрировать результат сегодняшней работы. - Как можно использовать поделку? - Подводя итог нашему занятию, я бы хотела услышать ваше мнение об уроке. Но вы выскажите его в рисунке. Перед вами солнышко, которое заглянуло в наши окна, но у него нет лучиков, нарисуйте свой лучик. (на слайде показана расшифровка каждого цвета лучиков) Всё понравилось (красный) напрасно потратил время (синий). | Анализируют результат | Самоанализ взаимопроверка | К1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»
Разработка культуроогического проекта здоровьезберегающих технологий "Масленица"...