Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»
методическая разработка на тему
Разработка культуроогического проекта здоровьезберегающих технологий "Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Жилина Н.И.
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 37»,
г. Ростова-на-Дону
Культорологический проект здоровьесберегающих технологий
«МАСЛЕНИЦА»
Обоснование проблемы
Праздник Масленицы выпадает обычно на конец февраля - начало марта, т.е. период весенней усталости, витаминного голодания, сонливости.
В условиях длительной третьей четверти учащиеся нуждаются в физической и духовной разрядке, позволяющей избежать столь опасной в это время депрессии и иных отрицательных факторов, способствующих развитию заболеваемости у детей.
Авторы проекта максимально задействовали в нем двигательную и эмоциональную активность учащихся. Учащиеся были увлечены подвижными играми, ориентированными на развитие стремительности, силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, наконец, умение ориентироваться в незнакомом месте.
Цель проекта:
В условиях гиподинамии и «зимней» усталости учащихся провести яркое, эмоционально насыщенное мероприятие с использованием здоровьесберегающих технологий: (здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ), технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Задачи проекта, направленные на здоровьесбережение обучающихся:
- предотвращение состояния переутомления, гиподинамии;
- формирование психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности и активизация резервных сил организма;
- достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу;
- воспитание у учащихся личным примером культуры здоровья;
установление доверительных, партнерских отношений;
- предотвращение возникновения дискомфортных (дезадапционных) состояний;
- обучение правилам безопасности обращения с огнем и способам ориентирования в обширном лесопарковом массиве;
- формирование навыка сохранения чистой экологической среды в процессе отдыха и развлекательных мероприятий в культурно-исторических зонах;
- познакомить с традициями народного праздника;
- дать детям представления о русских народных играх – забавах;
- познакомить детей с обрядовой кухней;
- дать представление о «русской тройке»;
- приобщать к истокам народных традиций.
Развивать следующие компетентности:
- коммуникативную;
- социально-трудовая;
- информационная.
Программа реализации проекта
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология.
Технология: коллективное изготовление куклы – Масленицы.
Литературное чтение: чтение стихотворений рассказов о русской тройке, потешек, дразнилок, небылиц. Рассматривание энциклопедий: “О лошадях”, “Русский дом”, “Наш дом”.
Окружающий мир: дети узнают, что из далёких языческих времён пришла к нам Масленица. У древних славян этот праздник был посвящён проводам зимы. Народ называл Масленицу «честная», «сударыня», «весёлая». Теперь Масленица - это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту.
Русский язык: этимология появления названия праздника «Масленица». Традиция выпекания блинов. Производить различные действия, связанные с кругом. Мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять.
Изобразительное искусство: рассматривание картин Кустодиева “Масленица”, Соловьёва “Тройка”. Рассматривание игрушек народных мастеров, палехских шкатулок. Рисование лошади, аппликация “Украшение колокольчиков орнаментом”. Изготовление поздравительных открыток, рисование матрёшки, Масленицы.
Музыка: слушание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание хороводов “Веснянка”, “Маслёна”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”, частушек.
Физическая культура: русские игры – забавы: “Тачка”, “Три ночи”, “Русская метла”, перетягивание каната, штурм снежного городка.
Экскурсия - игра
Выезд в Азовский музей-заповедник (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды (экскурсия-игра «Поиск клада Масленицы», масленичные состязания, хороводы вокруг масленичного чучела с его проводами, сжиганием и традиционный масленичный обед).
Авторы Проекта максимально задействовали в празднике двигательную активность учащихся. Во время празднования Масленицы в Азовском музее-заповеднике были использованы такие подвижные игры, как «Дрема», «Сиди, сиди, лети!», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Коза и Медведь» и др., а также состязание «Перетягивание каната». Обучающиеся участвовали в спортивном соревновании - беге на самую быструю лошадку, в петушиных боях, искали спрятанный Масленицей весенний клад в глубине парка.
Данный сценарий ориентирован на интерактивность самих детей, которые в процессе праздника не только познали старинные русские традиции и забавы, но и проводили их либо самостоятельно, либо с помощью взрослых.
В Декларации и программе в области культуры мира 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 1999 года в разделе А статья 1 говорится: «Культура мира – является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, при котором человек уважает жизнь каждого человека, отвергает насилие, является щедрым, умеет слушать и стремится понять, оберегает нашу планету, укрепляет солидарность». Все эти параметры в том или ином объеме были задействованы в многодневном праздновании Русской Масленицы.
Учёные называют традиционные праздники лучшим средством от наркомании и компьютерной зависимости, агрессии, депрессии и склонности к самоубийству. Ритмы народных песен, танцев, хороводов обеспечивают психическую и духовную безопасность детей. Эта гармоничная радость помогает детям, участвующим в народных праздниках, стать психически устойчивыми, открытыми всем лучшим достижениям культуры мира. Такие праздники способствуют не только физическому и психологическому оздоровлению детей, но и пониманию русской культуры, ее традиций, а также психологического склада и характера русского народа, а значит, и рождению осознанной, естественной, а не навязанной извне толерантности.
В ходе реализации проекта учащиеся получили навыки ориентирования в обширном лесопарковом массиве, безопасного обращения с огнем, усвоили меры безопасности во время спортивных состязаний, научились сохранять чистой окружающую среду во время массовых гуляний в историко - культурных местах.
Данный Проект может служить основой для ежегодного проведения Масленичной недели.
Литература
Декларация и программа в области культуры мира 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (https://www.lawmix.ru/abro/4853)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект « Здоровьесберегающие технологии на уроках"
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческ...
Презентация проекта «Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе»
В презентации показана актуальность, цель и задачи, новизна, результаты проекта...
Проект "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе с младшими школьниками"
Проктно-исследовательская работа по теме: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе с младшими школьниками"....
ПРОЕКТ «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС»
Проект учителя-логопеда. Применение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в условиях реализации ФГОС. Проект долгосрочный. Расписаны этапы работы, план реализации ...
Проект Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Многие годы ребёнок проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло...
Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно- воспитательного процесса»
laquo;Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». (Василий Александрович Сухомлинский...
Проект Здоровьесберегающая технология для обучающихся начальной школы
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. П...