Рабочая программа по предмету "Технология". 1 класс. УМК "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс)
Рабочая программа по предмету "Технология". 1 класс. УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_tehnologii.docx | 37.75 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 43.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
№ урока | Тема урока | Тип урока | Кол-во ча сов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, продукт | УУД | Дата |
I ТРИМЕСТР | ||||||||
«Пластилиновая страна» - 3 часа | ||||||||
1 | Вводный урок. Пластилиновый мир и его законы. Практическая работа № 1 «Свойства пластилина». | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с глиной и пластилином. Получение первичных навыков работы с пластилином, техника безопасности. Обучение технике печати и процарапывания на пластилине. | Уметь работать с учебником. Знать: - правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами; - правила безопасности работы с пластилином; - технологию подготовки пластилина к работе (разогрев), инструментальное воздействие на пластилин (оттиски-отпечатки, бороздки для создания декоративной поверхности) | Текущий Поделки «Забавная рожица», «Одуванчик» | Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок вовремя работы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из пластичных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приемов работы с инструментами. | СЕНТЯБРЬ 01.09. – 04.09. |
2 | Волшебные превращения комочка пластилина. Практическая работа № 2 «Приёмы работы с пластилином». | УИПЗЗ | 1 | Овладение приёмами лепки: раскатывание, вытягивание, заострение, сплющивание, гофрированиме, каркасная лепка. Изучение способов лепки (скульптурный, конструктивный, комбинированный) | Знать приемы лепки. Уметь изготавливать изделия из пластилина, используя изученные приемы | Текущий Коллективная работа «Волшебный сад» | Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок вовремя работы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из пластичных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приемов работы с инструментами. | |
3 | Пластилин-строитель. | УИПЗЗ | 1 | Овладение приёмами лепки: кубик, конус, вырезание из пластилина | Знать приемы лепки. Уметь изготавливать изделия из пластилина, выполнять их отделку, используя изученные приемы | Текущий Коллективная работа «Замок» | Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок вовремя работы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из пластичных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приемов работы с инструментами. | |
«Бумажная страна» - 3 часа | ||||||||
4 | История бумаги. Законы бумажного мира. Практическая работа № 3 «Свойства бумаги». | УИПЗЗ | 1 | Свойства бумаги. Приемы работы с бумагой. Изготовление объемной аппликации из мятой бумаги, из крученой бумаги и из влажной окрашенной бумаги на выпуклом предмете. Организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности | Знать: - свойства бумаги, приемы работы с бумагой. Уметь изготовлять изделия из бумаги, используя изученные приемы | Текущий Объёмная аппликация «Бабочка» | Исследовать материалы (бумагу), физические свойства (цвет, фактуру, форму). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из бумаги по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приемов работы с инструментами. | ОКТЯБРЬ |
5 | Мозаика бумажной мостовой. Практическая работа № 4 «Приёмы работы с бумагой и клеем». | УИПЗЗ | 1 | Правила безопасной работы с клеем. Приемы работы с бумагой и клеем (обрывание бумаги, приклеивание бумаги). Изготовление поделок в технике обрывной мозаичной аппликации. Организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. | Уметь разрывать бумагу по прямым линиям. Знать: - правила безопасной работы с клеем; - приемы работы с бумагой и клеем; - приемы наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу, | Текущий Поздравительная открытка | Исследовать материалы (бумагу), физические свойства (цвет, фактуру, форму). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из бумаги по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приемов работы с инструментами. | НОЯБРЬ |
6 | Бумажные силуэты. Практическая работа № 5 «Приёмы обрыва по контуру». | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с понятиями «тень», «силуэт», «контур». Изучение приемов обрыва по контуру и отделения от общего листа. Изготовление поделок в технике обрывной аппликации по контуру. | Знать: - приемы обрыва по контуру. Уметь работать с бумагой и клеем | Текущий Коллективная работа «Курица с цыплятами» | Исследовать материалы (бумагу), физические свойства (цвет, фактуру, форму). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из бумаги по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приемов работы с инструментами. | |
«Кладовая природы» - 3 часа | ||||||||
7 | Урок-экскурсия «Сокровища природной кладовой». | Э | 1 | Наблюдение за формами и образами природы. Представление о природе, её красоте и неповторимости. Знакомство с многообразием природных материалов, их свойствами и особенностями. Сбор образцов природного материала. | Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала. Уметь: - работать с природным материалом; - различать породы деревьев | Текущий | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе | |
II ТРИМЕСТР | ||||||||
8 | Конструктор – природа. Изготовление скульптур из природных материалов. | УИПЗЗ | 1 | Правила безопасной работы с семенами растений. Изготовление скульптур из природных материалов. Изучение способов скрепления природных материалов в поделке. | Знать: - правила безопасной работы с семенами; - способы скрепления. | Текущий Объёмная аппликация «Портрет осеннего месяца» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе | ДЕКАБРЬ |
9 | Кружево листьев. Практическая работа № 6 «Свойства сухих листьев. Сравнение с листом бумаги». | УИПЗЗ | 1 | Продумывание замысла композиции и хода работы при изготовлении плоскостной аппликации из листьев. Знакомство с особенностями работы с листовой крошкой. | Знать: -свойства засушенного листа как плоскостного материала; -особенности работы с листовой крошкой | Текущий Поделка «Ваза с букетом», «Фантазия из листьев» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе | |
«Страна волшебных ножниц» - 4 часа | ||||||||
10 | История возникновения ножниц. Золотые ножницы. Практическая работа № 7 «Секреты работы с ножницами». | УИПЗЗ | 1 | Правила безопасной работы с ножницами. Изучение технологии и приемов вырезания различных фигур из бумаги. Изготовление поделок из вырезанных деталей | Знать: -правила безопасной работы с ножницами, - приемы создания композиций на плоскости Уметь: - разрезать бумагу по прямым линиям | Текущий Коллективная работа-вырезная аппликация «Змеиное царство» | Использовать безопасные приемы работы с инструментами | |
11 | Вырезной конструктор. Плоскостная аппликация из геометрических фигур. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с экспресс-методом вырезания. Обучение созданию композиции при изготовлении плоскостной аппликации из геометрических фигур. | Знать: - приемы рационального использования материала, -приемы изготовления аппликации из бумаги, -основные способы соединения изделий. Уметь: - создавать изделия по собственному замыслу | Текущий Поделка «Радужный витраж» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе | |
12 | Зимняя сказка из бумаги. Изготовление бумажных украшений по шаблону и наметке. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с традициями самодельных новогодних украшений. Знакомство с технологией изготовления различных украшений из бумаги. | Знать приемы рационального использования материала | Текущий (по эталону) Поделка «Волшебная снежинка» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе | ЯНВАРЬ ЯНВАРЬ |
13 | Бумажный карнавал. Самостоятельное изготовление аппликации из бумаги. | УКИЗ | 1 | Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущем уроке. Создание изделий по собственному замыслу с использованием изученных технологий | Текущий (самопроверка) Коллективная работа «Радужный павлин» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе | ||
«Город ткачей», 5 часов | ||||||||
14 | От веретена к прядильной машине. На улице прядильщиков. Практическая работа № 8 «Знакомимся с нитями и верёвками». | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с историей и технологией изготовления нитей и веревок, их применением. Изготовление нитей и веревок ручным способом (прядение, скручивание). Изучение особенностей работы с ватой. Создание плоскостной выпуклой аппликации | Уметь: - выполнять аппликации из ваты и самодельных нитей | Текущий Коллективная работа «Барашки на лугу» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии | |
15 | Иголка-вышивальница. Виды швов. Наметочный шов. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с инструментами (игла, шило), правилами безопасной работы с ними. Получение навыков завязывания узелков, вдевания нитки в иголку, вышивания. Виды швов: наметочный, машинный | Знать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Уметь выполнять наметочный шов | Текущий (контроль по эталону) Поделки «Кисточка», «Весёлый заяц», «Совята в зимний день» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии | ФЕВРАЛЬ |
16 | Пришивание пуговиц. | УИПЗЗ | 1 | Правила работы с иглой. Тренировка в пришивании пуговиц различных видов, с различными отверстиями | Знать правила работы с ножницами. Уметь пришивать пуговицы, выполнять работу аккуратно | Текущий Пришитые пуговицы-глазки совят | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии | |
17 | Царство ткани. Практическая работа № 9 «Свойства ткани». Коллаж из ткани. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с различными тканями, их свойствами и особенностями. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Обучение кройке ткани. Изготовление поделки-коллажа из ткани | Уметь выполнять аппликации из ткани по собственному замыслу | Текущий (самопроверка) Поделка «Зимняя картина» | Использовать безопасные приемы с инструментами | |
III ТРИМЕСТР | ||||||||
18 | Калейдоскоп заданий. Самостоятельное изготовление коллажа из ткани на фигурной картонной основе. | УОСЗ | 1 | Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Создание изделий по собственному замыслу: коллаж из ткани различных видов на фигурной основе из картона с использованием элементов декора: вышивки, фурнитуры (пуговиц) и декоративной текстильной продукции (ленты, тесьма, кружево) | Знать: - основные приемы работы с тканью; - приемы создания композиций на плоскости. | Текущий Поделка «Праздничное сердечко» | Применять информацию при решении различных практических задач | МАРТ |
«Страна оригами», 4 часа | ||||||||
19 | Родом из Японии. Волшебный квадрат. Изготовление заготовок для оригами. | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с историей оригами. Изучение технологии складывания бумаги для получения объемных поделок. Навыки чтения схем. Знакомство с базовыми формами оригами (конверт, воздушный змей, треугольник, бутон). | Знать: - что такое оригами. Уметь: изготовлять квадрат из прямоугольника | Текущий Поделки «Конвертик», «Пароходик - подставка для бумаги» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги | |
20 | Цветочное оригами. Изготовление поделок на основе базовой формы бутон. | УИПЗЗ | 1 | Отработка базовых приемов складывания и сгибания бумаги. Закрепление навыков чтения чертежей. | Знать: - что такое оригами. Уметь: - изготовлять поделки, выполнять различные приемы подвижных соединений на основе базовой формы – бутон | Текущий Поделка «Тюльпан-бутон» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги | |
21 | Цветочное оригами. Изготовление поделок на основе базовой формы бутон. | УИПЗЗ | 1 | Текущий Коллективная работа «Праздничный плакат» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги | АПРЕЛЬ | ||
22 | Калейдоскоп заданий. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами по схеме. | УОСЗ | 1 | Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Создание изделий по собственному замыслу на основе изученных базовых форм. Декоративное оформление поделок в технике мозаичной обрывной аппликации и обрывной аппликации по контуру | Знать: - что такое оригами; Уметь: - выполнять различные приемы подвижных соединений | Текущий (самоконтроль) | Применять информацию при решении различных практических задач | |
«Страна фантазии», 6 часов | ||||||||
23 | Веселые проделки бумаги. Подвижные игрушки. | УЗНЗВУ | 1 | Освоение технологии изготовления нестандартных поделок (подвижные игрушки). Знакомство с техникой прорезания бумаги по условным обозначениям. Конструирование из плоского листа с прорезями | Знать: - что такое оригами. Уметь: -изготовлять нестандартные поделки (подвижные игрушки), используя технику прорезания бумаги | Текущий Поделки «Многоликая маска», «Говорящие игрушки», «Мой птенец» | Использовать безопасные приемы с инструментами. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии | |
24 | Веселые проделки бумаги. Выход в открытый космос. | УЗНЗВУ | 1 | Работа с новыми материалами: воздушный шар, картонный цилиндр, скрепки. Освоение приемов завязывания воздушного шарика, продавливание бумаги карандашом, закрепление бумажного цилиндра разными способами | Уметь: -выполнять работы с новыми материалами (воздушный шар, картонный цилиндр); -действовать по инструкции: переносить точный рисунок шаблона на бумагу | Текущий Поделки «Телескоп», «Галактика на шарике» | Применять информацию при решении различных практических задач | |
25 | Подарок курочки Рябы. Изготовление объемных сувенирных поделок на основе куриного яйца и круп разных сортов. | УКИЗ | 1 | Знакомство с крупами и возможностью работы с ними. Изготовление поделки «Необычная аппликация». Изучение приемов наклеивания круп на шарообразную поверхность. Расписывание готового изделия гуашью | Знать приемы работы с разными материалами. Уметь: - анализировать образец изделия; - составлять план работы, определять последовательность; - выбирать различные материалы для воплощения своего замысла | Текущий Поделки «Пасхальная открытка», «Яйцо-фантазия» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из природных материалов по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе | МАЙ |
26 | Подарок курочки Рябы. Продолжение работы. | УКИЗ | 1 | |||||
27 | Бумажные вестники мира. Изготовление поделок из бумаги в технике оригами на основе гофрирования. | УКИЗ | 1 | Изучение нового приема работы с бумагой - гофрирования. Обучение вырезанию сложных фигур по контуру. Изучение технологии прорезания отверстий в бумаге и бесклеевого скрепления деталей. | Знать приемы гофрирования бумаги. Уметь: - выполнять поделки с прорезанием и гофрированием бумаги | Текущий Поделки «Губная гармошка», «Голубь мира» | Контролировать правильность выполнения своих действий; работать в паре, коллективе. Оценивать результат деятельности | |
28 | Праздничные поделки. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами. | УОСЗ | 1 | Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Изготовление поделок на основе гофрирования | Знать приемы гофрирования бумаги. Уметь: - выполнять поделки с прорезанием и гофрированием бумаги | Текущий Поделки: «Праздничный наряд», «До свидания, первый класс!» | Контролировать правильность выполнения своих действий; работать в паре, коллективе. Оценивать результат деятельности |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы
«Рекомендовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. |
| «Утверждено» Директор МБОУСОШ №8 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
1 класс
Учитель: Позднова Оксана Николаевна
2015- 2016 учебный год
Технология
Пояснительная записка
Курс «Технология» в 1 классе – это первоначальная ступень трудовой технологической подготовки учащихся, призванная стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции познавательной, созидательной и преобразовательной деятельности учащихся, что особенно важно в начальных классах.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, авторской программы курса «Технология», 1 класс, О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой (УМК «Планета знаний); Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Цели курса
Формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи
Реализация целей программы рассматривается в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Образовательные задачи:
- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- освоение технологических приемов (знакомство с инструментами и материалами, а также — техника безопасности при работе с ними);
- формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.
Воспитательные задачи:
- формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
- развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари;
- формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребенка;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
- формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну.
Развивающие задачи:
- развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать;
- развитие речи, памяти, внимания;
- развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентировка, в пространстве и т. д.;
- развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т. д.;
- развитие коммуникативной культуры ребенка.
Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования – приобщению к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одаренности ребенка. В результате дети, в соответствии с их возрастными особенностями, учатся обращаться с наиболее распространенными материалами, такими, как пластилин, бумага, ткань, нити, веревки, природные материалы, крупы и пр., овладевают основными приемами мастерства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время сделать своими руками без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку, которой ребенок сможет гордиться.
Концентрический принцип построения курса способствует изучению основных тем в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углубленном уровне обобщения и практического применения подачи материала
Программа делится на инвариантную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников и на вариативную часть, позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.
Программа предполагает динамичную смену рода деятельности. Особое внимание уделяется правилам безопасной работы с инструментами и материалами.
В программе выделено семь структурных линий – семь разделов. Разделы формируются как волшебные страны:
- работа с пластилином (Пластилиновая страна);
- работа с бумагой без помощи ножниц (Бумажная страна);
- работа с природными материалами (Кладовая природы);
- работа с бумагой при помощи ножниц (страна Волшебных ножниц);
- работа с текстильными материалами (город Ткачей);
- работа с бумагой в технике оригами (страна Оригами);
- работа с различными материалами с применением изученных технологий (страна Фантазия).
Технология - 33часа (1 час в неделю)
Работа с пластилином – 5 часов
Знакомство с учебником, его структурой, маршрутными картами, организация рабочего места. Глина как предшественник пластилина. Применение глины. Профессии людей, связанные с применением пластических материалов. Пластилин как поделочный материал. Инструменты для работы с пластилином. Правила безопасной работы с пластилином и инструментами. Свойства пластилина. Подготовка к лепке. Отпечатывание. Процарапывание. Приёмы лепки (скатывание). Способы скрепления. Сравнительные характеристики приёмов лепки (раскатывание, заострение, вытягивание, сплющивание, складывание волной). Способы лепки (скульптурный, конструктивный и комбинированный). Каркасный способ создания поделок. Вырезание из пластины. Создание кубических форм. Конструктивное создание макета. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Работа с бумагой – 12 часов
-без ножниц (4 часа)
История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Профессии людей, связанные с применением бумаги и изготовлением мозаики. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги. Применение свойств бумаги при изготовлении поделок из неё. Мятая бумага и поделки из неё. Скручивание бумаги. Скатывание из мятой бумаги. Мозаика. Витраж. Калейдоскоп. Правила безопасной работы с клеем. Приёмы работы с бумагой и клеем. Обрывная мозаичная аппликация. Приёмы обрыва по контуру. Техника обрыва по намётке. Отделение от общего листа. Обрывная аппликация по контуру. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
-при помощи ножниц (4 часа)
История возникновения ножниц. Профессии людей, связанные с применением ножниц. Различные виды ножниц. Устройство ножниц. Правильное обращение с ножницами. Правила безопасной работы с ножницами. Секреты работы с ножницами. Прямая линия разреза. Изогнутая линия разреза. Длинные и короткие линии разреза. Ломаные и кривые линии разреза. Вырезание крупных и мелких фигур. Поделки из вырезанных деталей. Плоскостная аппликация. Аппликация на объёмном предмете. Витраж. Бумажный конструктор. Танграм. Аппликация из полукругов. Экспресс-метод вырезания. Аппликация из различных геометрических фигур. Аппликация из кругов. Объёмные украшения из бумаги. Растяжные украшения из бумаги. Растяжные украшения из бумаги с прорезами. Симметричные прорезные украшения из бумаги. Комбинированная аппликация.
-работа с бумагой в технике оригами (4 часа)
История развития искусства оригами. Профессии людей, связанные с применением бумаги и изделий из неё. Линия сгиба – «гора» и «долина». Базовые формы оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Летающие и плавающие модели. Развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера. Воспитание аккуратности и точности при изготовлении поделки. Рассмотрение свойств бумаги, позволяющих применять её для техники оригами. Базовые приёмы техники оригами, деление прямоугольного листа линиями складывания на нужные части. Самостоятельное прочтение чертежей к первым этапам работы. Продолжение традиций патриотического воспитания. Актуализация роли каждого члена общества в защите отечества, своей семьи, заботливого отношения к окружающим, любви и внимания к близким, помощи членам своей семьи и соотечественникам. Совершенствование навыков техники оригами, отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Установление пространственных отношений между частями плоского листа бумаги и их расположением на объёмном готовом изделии. Самостоятельное декорирование и доработка поделок по собственному замыслу. Ознакомление учащихся с традициями праздника 8 Марта. Обобщение знаний, умений и навыков по технике оригами. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами из различных видов бумаги и их декоративное оформление в технике мозаичной обрывной аппликации и обрывной аппликации по контуру. Самостоятельный произвольный раскрой деталей, продумывание последовательности этапов работы, разработка композиции и воплощение этого плана в жизнь. Самоконтроль и оценка своей работы.
Работа с природными материалами – 5 часов
Многообразие природного материала. Профессии людей, связанные с растениями и охраной природы. Флористика. Причудливые формы, созданные природой. Скрепляющие материалы, материалы для декорирования. Использование силуэтов растений и цветов для создания художественного образа. Правила безопасной работы с семенами растений и ягодами. Продумывание замысла: от образа к материалу; от материала к образу. Способы скрепления природных материалов. Скульптуры из природных материалов. Объёмная аппликация из природных материалов. Сравнение плоскостных материалов – листа бумаги и листа засушенного растения. Свойства листа засушенного растения. Плоскостная аппликация из листьев засушенных растений. Листовая крошка, её свойства и применение. Аппликация из листовой крошки на объёмном предмете. Способы создания аппликации из семян (конструктивный, мозаичный, комбинированный). Плоскостные аппликации из семян. Изготовление пособия для уроков математики. Имитация наскальной росписи. Объёмное конструирование. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Работа с текстильными материалами – 5 часов
Ознакомление с технологическим процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Изготовление нитей и верёвок ручным методом. Особенности работы с ватой. Знакомство с иглой, шилом, их практическое назначение, навыки работы с ними. Технология завязывания узелков, вдевание нити в иголку, вышивания, пришивания пуговиц на картонной основе. Первичные сведения о роли узлов и пуговиц. Освоение последовательности технологических операций при шитье и пришивании пуговиц. Ознакомление с видами швов. Формирование представлений о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира. Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенности их изготовления и обработки. Определение лицевой и изнаночной сторон. Изготовление плоскостной аппликации из текстильных материалов, моделирование из ткани и нитей в технике лоскутной пластики. Осуществление разметки и раскроя ткани по шаблону – выкройке. Самостоятельное изготовление коллажа из ткани различных видов на фигурной основе из картона с использованием элементов декора.
Работа с различными материалами с применением изученных технологий – 6 часов
Продолжение знакомства с традициями оригами. Отработка технологических навыков при изготовлении нестандартных поделок. Техника прорезания бумаги. Пространственное конструирование из плоского листа с прорезями. Отработка технологии работы с новыми материалами. Приёмы закрепления бумажного цилиндра. Наблюдение за сочетаемостью и контрастом круп, исходя из их размера, формы, фактуры. Технология оклеивания скорлупы крупой по одному зёрнышку и поточным методом. Изготовление объёмной поделки на основе куриного яйца и различных природных искусственных материалов небольшого размера. Технология складывания бумаги гармошкой. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами из различных видов бумаги.
Планируемые результаты освоения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к урокам технологии;
• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
• уважительного отношения к людям труда, к разным профессиям;
• внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
• эмоционально-ценностного отношения к результатам труда.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• определять и называть виды материалов (пластилин, бумага, ткань, нити, верёвки, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
• определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
• понимать назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла);
• использовать заданную последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов;
• называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и т. д.);
• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку и пр.);
• использовать в практической работе шаблон, образец, рисунок;
• сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам (точность, аккуратность).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять неподвижные соединения деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип);
• организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя);
• экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
• выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, шов «вперёд иголка» и пр.);
• удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему, по своему желанию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• организовывать свое рабочее место (под руководством учителя);
• выполнять работу по заданной инструкции;
• использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
• вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий;
• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
• осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
• включаться в самостоятельную практическую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике, простые чертежи;
• различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;
• находить нужную информацию в учебнике;
• выявлять особенности оформления и обработки;
• наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о свойствах материала.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• характеризовать материалы по их свойствам;
• группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
• конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• рассказывать о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• комментировать последовательность действий;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, включающих такие виды работы, как: экскурсия в прошлое, сегодня, завтра (тематическая беседа), лабораторная работа, эксперемент, практическая работа и др.; завершает каждый раздел контрольный урок. Используются фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная: по бригадам, по рядам и всем классом..
Объем и сроки изучения
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего – 33 часа.
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
- Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ
- Урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ
- Урок комплексного использования знаний – УКИЗ
- Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
- Экскурсионный урок - Э
Программное и учебно – методическое оснащение
КЛАСС | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа | УМК обучающегося | УМК учителя |
1 | 1 | 1. Примерная программа начального общего образования по технологии М.: Просвещение, 2010 | 1. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2015. 2. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель, 2015. | 1. Обучение в 1 классе по учебнику «Технология» О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой. Программа. Тематическое планирование. Методические рекомендации./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М: АСТ, Астрель, 2015. |
Тематическое планирование
Содержание курса | Темы | Характеристика деятельности учащихся |
Многообразие материалов и область их применения. Правила безопасности работы с пластилином. Овладение различными приёмами лепки. Приемы работы с бумагой. Выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Правила безопасной работы с клеем. Приемы работы с бумагой и клеем. Организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Приемы обрыва по контуру. Техника обрыва по наметке, отделение от общего листа. Правила безопасной работы с клеем. Представление о природе, её красоте и неповторимости. Сбор образцов природного материала. Скульптуры из природных материалов. Плоскостное конструирование. Приемы изготовления украшений из бумаги. Изготовление изделий по шаблону. Вышивка на картоне. Тренировка в пришивании пуговиц различных видов, с различными отверстиями. Виды, свойства ткани. Разметка по шаблону. Композиция на плоскости. Базовые формы. Прием изготовления квадрата из прямоугольника. Создание изделий по собственному замыслу с использованием изученных природных материалов | Пластилиновая страна Вводный урок. Пластилиновый мир и его законы. Волшебные превращения комочка пластилина. Пластилин-строитель. Пластилиновая сказка. Калейдоскоп заданий. Бумажная страна История бумаги. Законы бумажного мира. Мозаика бумажной мостовой. Бумажные силуэты. Бумажная история. Обрывная мозаичная аппликация. Кладовая природы Сокровища природной кладовой. Конструктор- природа. Кружево листьев. Мозаика семян. Страна волшебных ножниц История возникновения ножниц. Золотые ножницы. Зимняя сказка из бумаги. Волшебная снежинка. Бумажный карнавал. Город ткачей От веретена к прядильной машине. На улице прядильщиков. Иголка-вышивальщица. Пришивание пуговиц. Царство ткани. Страна оригами Родом из Японии. Волшебный квадрат. Цветочное оригами. Бравая бумага. Страна фантазии Веселые проделки бумаги. Играем с поделками. Подарок курочки Рябы. Бумажные вестники мира. Праздничные поделки. | Использовать материалы и инструменты, предусмотренные программой. Соблюдать правила безопасности труда; правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных, дидактических материалов). Контролировать правильность выполнения своих действий; работать в паре, коллективе, распределять и согласовывать свой труд с другими. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы, их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму); способы обработки материалов, конструктивные особенности используемых инструментов, приемы работы приспособлениями и инструментами. Самостоятельно правильно осуществлять выполнение простейших поделок, используя изученные технологии. Реализовывать свой замысел с учётом особенностей и формы материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 3 класса Планета знаний
Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.
В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....
Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний
.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...
Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний
.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...