Столик и скамья для русской избы.
план-конспект урока по технологии (2 класс)

Машнева Надежда Григорьевна

Урок технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Cтолик и скамья для русской избы.

Цели:

- закрепить умение учащихся работать с картоном;

- развивать мягкую мускулатуру рук, творческие способности;

- воспитывать аккуратность, бережливость, дружеские отношения и дисциплинированность.

УУД:

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов.

Коммуникативные УУД

  • уметь донести свою позицию до собеседника;
  • уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного

предложения или небольшого текста).

• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.

Оборудование: 

- для учителя: шаблоны, образец скамьи и столика, ножницы, клей.

- для учащихся: картон, шаблоны, клей, ножницы, простой карандаш, клеенка, кисточка для клея.


Сценарий  урока

I. Организация класса и проверка готовности к уроку.

1. Приветствие обучающиеся. Проверка материально–технической базы.

-Здравствуйте, ребята! Подарите улыбку друг другу, учителю. Вы заметили, как в классе стало веселее, теплее, уютнее? Это заслуга ваших улыбок. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение.

2. Проверка готовности к уроку

- Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Проверьте, чтобы на столе лежал картон, тетрадь с шаблонами, клей, ножницы.

II. Актуализация знаний

1.Вступительная беседа.

- Много лет назад,  люди жили в домах, которые назывались? (избами). 
- Раньше не было многоэтажных домов, и  у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.

-Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).

-Что же было в каждой избе? (В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.)

- Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. 
-По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым».

Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

-Что же значит название Красный угол?( Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».) 
-В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Вот так жили люди раньше!

 - А сейчас давайте вспомним  о предметах быта русской избы. И  помогут  нам в этом загадки:
Стоит толстячок,                                   
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит – 
Всем пить чай велит.
(Самовар)


Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(Печь)

Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват)

То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит 
(Утюг)

-Молодцы ребята, а сейчас рассмотрим, какая изба представлена в учебнике, откройте стр.57

-Какая мебель русской избы здесь изображена?

-Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала русская печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

Обстановка в избе была скудной. Главным предметом мебели являлись лавки, на которых не только сидели, но и спали. В горнице ставили горки, в которых держали посуду, и кровати с резными спинками, полные подушек и лоскутных одеял. На кроватях редко спали, ведь эта обстановка служила скорее украшением дома и демонстрацией благосостояния семьи. 

-Посмотрите, что размещено справа на иллюстрации?

-Для каких целей использовались скамейки и столы?

2. Сообщение темы и целей урока

-Что мы будем выполнять на уроке?

-Как вы думаете, какая тема урока?

-Из каких материалов можно выполнить эти предметы?

3. Вводный инструктаж;

А) Рассматривание образца

- Посмотрите внимательно на образец! В какой технике выполнена работа?

-Из какого материала выполнены предметы?

- Какого они цвета?

-Из каких деталей состоит стол?

-Какую форму имеет столешница?

Б) Предварительное планирование

-Для нашего изделия нам понадобится шаблоны из тетради и картон.

Рассматривание шаблонов в тетради.

-Для чего необходим этот шаблон?

-Шаблоны нужно приложить на картон. При прикладывании необходимо помнить об экономном расходовании материала.

-Таких деталей нам необходимо 2.

Показ правильного расположения шаблонов на бумаге.

-Обвести шаблоны.

-Вырезать детали.

-Вырезать дополнительные клапаны для стола. 2*1см.

-Перенести линии разметки с шаблонов на детали.

-Посмотрите внимательно на эту деталь, переносить линии разметки необходимо на лицевую сторону картона.

-Что обозначают вертикальные линии?

-Что обозначают пунктиры?

-По линиям, которые имеются на деталях, слегка провести лезвием ножниц, для того, чтобы при сгибании не было заломов на картоне.

-Склеить изделие.

-Давайте повторим план работы.

1. Вырезать шаблон, приложить его к картону, обвести.

2. Вырезать из картона детали для стола и скамьи.

3. Перенести линии с шаблона на детали.

4.По линиям, которые имеются на деталях слегка провести лезвием ножниц, чтобы при сгибании не было заломов на картоне.

5.  Вырезать дополнительные клапаны для стола.

6. Склеить изделия.

В) инструктаж по технике безопасности

При выполнении работы помнить о ТБ.  

1. Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.  Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8.  Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

2. Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.  Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

III. Практическая часть. 

У учащихся на парте находится учебник с инструкционной картой, с помощью которой дети выполняют изделие. В ходе практической работы наблюдаю, осуществляю текущий инструктаж.

IV Итог урока.

  1. Выставление оценок
  2. Выставка лучших работ с анализом
  3. Рефлексия (какая мордашка соответствует вашему настроению, данный элемент игры вводится с помощью презентации с изображением лица улыбающегося, серьёзного и грустного)

- Я вижу, ребята, что у вас хорошее настроение. Значит, всем вам понравилось конструировать из бумаги.

  1. Беседа

- Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

-Какую поделку вы сегодня выполнили?

-Из какого материала?

-В какой технике выполнена работа?

  1. Уборка рабочих мест.

Правила уборки своего рабочего места

1.  Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

3. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

4. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

5. Сними рабочую одежду.

6.  Все принадлежности убери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русская изба. Быт русского народа»

Пояснительная запискаКаждый педагог на протяжении всей своей работы стремиться дать детям как можно больше в образовательном, воспитательном и эстетическом смысле. Всегда хочется придумать для ученико...

Методическая разработка урока технологии в 3 классе по теме "Древние русские постройки. Изготовление русской избы" (технологическая карта)

Цель урока: создать условия для совершенствования конструкторско – технологических способностей и навыков учащихся в форме активной деятельности и способствовать формированию творческих способностей и...

Урок технологии во 2 Б классе. Тема: Внутреннее убранство русской избы.Работа с бумагой и картоном. Конструирование. Изделие: стол и скамья. УМК "Перспектива".

Урок технологии во 2Б классе. Тема: Внутреннее убранство русской избы. Работа с бумагой и картоном. конструирование. Изделие: стол и скамья. УМК "Перспектива"....

Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.

Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс

Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...