Планирование УМК "Школа России" 3 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Технология»
Пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана на 2020-2021 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Нахабинская гимназия №4», авторской программы под редакцией Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П.и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочие программы. 1–4 классы. - М.: Просвещение, 2014.
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020.
Цели и задачи курса
Цель изучения курса технологии – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Общая характеристика курса
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции - процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замыслов, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отраженных в народном быту, творчестве.
Программа «Технология» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. В программу включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов. Результатом учебной деятельности ребенка становится изменение самого ученика, его развитие.
Изготовление изделий не является целью урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Любое изготовляемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления.
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенных знаний и умений.
При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Место курса в учебном плане
В 3 классе на уроки технологии отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели), но с учётом праздничных и каникулярных дней запланировано 33ч.
Логика изложения и содержание программы «Технология» полностью соответствует авторской программе Лутцевой Е.А.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- испытывать чувство патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формировать установки на безопасный и здоровый образа жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- следовать определённым правилам при выполнении изделия;
- дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно;
- выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
- корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;
- вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
- действовать в соответствии с определенной ролью;
- прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель;
- составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
- проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
- выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
- прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта;
- оценивать качества своей работы.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- выделять информацию из текстов заданную в явной форме;
- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника,
- проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
- выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
- проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
- высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
- находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;
- находить точки соприкосновения различных мнений;
- приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;
- осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
- оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
- формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
- договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
- задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
- осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- владеть технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- первоначальным представлениям о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- усваивать первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- приобретать знания о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
Название раздела (темы) | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Информационная мастерская (3ч) | Знакомимся с компьютером. Практическое знакомство с возможностями компьютера. Компьютер – твой помощник. Работа с учебной информацией. | При помощи учителя искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и др. дидактических материалов). Познакомиться с компьютером как средством информационно-технологической поддержки деятельности человека, с основными профессиями, связанными с компьютерными технологиями. Повторить и закрепить приёмы работы на компьютере. Характеризовать компьютер как современное техническое средство, позволяющее искать, хранить, создавать и передавать информацию. |
Мастерская скульптора (6ч) | Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов. Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? Изготовление изделий с рельефной отделкой из пластичных материалов. Конструирование из фольги. Изготовление изделий из фольги с использованием изученных приёмов обработки фольги. | Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Анализировать образцы, обсуждать их сравнивать. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края. Знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов, называть используемые в рукотворной деятельности материалы, оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать то новое, что усвоено. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного). Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. |
Мастерская рукодельниц (9ч) | Вышивка и вышивание. Вышивка «Болгарский крест». Строчка петельного стежка. Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением (сшивание или отделка) строчки петельного стежка. Пришивание пуговиц. Изготовление изделия с использованием пуговиц с дырочками. История швейной машины. Секреты швейной мастерской. Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей. Футляры. Изготовление футляра из плотного не сыпучего материала с застёжкой из бусины или пуговицы с дырочкой. Наши проекты. Подвеска. Изготовление изделий из пирамид, построенных с помощью линейки и циркуля. | Организовывать рабочее место экономно и рационально. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия образцу или заданию). При помощи учителя искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и др. дидактических материалов); при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Рассматривать иллюстрации в учебнике. Выполнять задания в рабочей тетради. Осваивать новые виды стежков, упражняться в выполнении петельного стежка. Понимать значение вышивки на одежде, предметах быта. Выполнять тренировочное упражнение. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора (11 ч) | Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий с элементами декора из гофрокартона. Объём и объёмные формы. Развёртка. Изготовление изделия кубической формы на основе развёртки. Подарочные упаковки. Изготовление коробок – упаковок призматических форм из картона. Декорирование (украшение) готовых форм. Декорирование коробок – упаковок оклеиванием тканью. Конструирование из сложных развёрток. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам и деталей объёмных и плоских форм. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Изготовление макетов и моделей техники из наборов типа «Конструктор». Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки. Художник – декоратор. Филигрань и квиллинг. Изготовление изделия с использованием художественной техники «квиллинг». Изонить. Изготовление изделий в художественной технике «изонить». Художественные техники из креповой бумаги. Изготовление изделий в разных художественных техниках с использованием креповой бумаги. | Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения. Анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертёжи, и эскизы, схемы). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла поставленной задачи. Понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями. При помощи учителя конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного). Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических задач. Оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы. Понимать особенности организации работы над проектом. Осознавать задачи, которые предстоит решить каждому автору проекта. Находить сходство и различие в работах взрослых и школьников при выполнении проекта. Осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия образцу или заданию). Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. |
Мастерская кукольника (5 ч) | Может ли игрушка быть полезной? Изготовление декоративных зажимов на основе прищепок, разных по материалам и конструкциям. Театральные куклы – марионетки. Изготовление марионетки из любого подходящего материала. Игрушки из носка. Изготовление изделий из предметов и материалов одежды (из старых вещей). Игрушка - неваляшка. Изготовление игрушки – неваляшки и з любых доступных материалов с использованием готовых форм. | Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. При планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами; организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приемы работы приспособлениями и инструментами. Осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия образцу или заданию); обобщать новое, что открыто и усвоено на уроке. Оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы. |
Формы организации учебных занятий и средства текущего контроля
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: здоровьесберегающие, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития критического мышления, личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности, поэтапного формирования умственных действий и др.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль — в форме устного фронтального опроса, выставка готовых изделий (индивидуальных и коллективных); тематический контроль «Проверим себя» по окончании каждого раздела; проектные работы.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | |
По плану | По факту | ||
Знакомимся с компьютером | |||
Компьютер - твой помощник | |||
Создание текста на компьютере | |||
Как работает скульптор? | |||
Скульптуры разных времён и народов | |||
Статуэтки | |||
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? | |||
Конструируем из фольги | |||
Проверим себя | |||
Вышивка и вышивание | |||
Строчка петельного стежка | |||
Пришивание пуговицы | |||
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» | |||
История швейной машины | |||
Секреты швейной машины | |||
Футляры | |||
Наши проекты. Подвеска | |||
Проверим себя | |||
Строительство и украшение дома | |||
Объём и объёмные формы. Развёртка | |||
Подарочные упаковки | |||
Декорирование (украшение) готовых форм | |||
Конструирование из сложных развёрток | |||
Модели и конструкции | |||
Наши проекты. Парад военной техники (конкурс технических достижений) | |||
Наша родная армия | |||
Филигрань и квиллинг | |||
Художественные техники из креповой бумаги | |||
Проверим себя | |||
Что такое игрушка? | |||
Театральные куклы – марионетки | |||
Игрушка из носка | |||
Кукла-неваляшка | |||
Проверим себя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса
Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...
Рабочая программа по математике 1-4 классы (Школа России) с планированием для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс
Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы УМК "Школа России"...