Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по технологии (4 класс)
Данный документ содержит рабочую программу для 4 класса по технологии УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_razdel._nov.docx | 77.35 КБ |
razdel2_.docx | 39.25 КБ |
razdel3.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Бурный»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО /_____________/ Протокол № 1 от ___________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ п.Бурный» __________ /Шрайнер Т.А./
_____________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ п.Бурный» ___________ /И.Н.Терсина/ Приказ № ____ от ___________ 20__г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Технология»
для обучающихся 1-4 классов
МОУ «СОШ п. Бурный»
Энгельсского муниципального района
Программу разработали:
Дроздова Анна Николаевна,
Мустафенова Менслу Айдынгалиевна,
Рыль Марина Викторовна,
Шрайнер Елена Александровна,
учителя начальных классов
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Уставом Учреждения.
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МОУ «СОШ п.Бурный».
- Положением о внутренней системе оценки качества образования в МОУ «СОШ п.Бурный».
- Программы курса: Технология. ФГОС. 1-4 класс Н.И. Роговцева М: Просвещение, 2017.
- Приказ Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Основная образовательная программа начального общего образования на 2015-2020 учебные годы; учебный план начального общего образования МОУ «СОШ п.Бурный» Энгельсского муниципального района на 2018-2019 г.
- Положения о рабочей программе МОУ «СОШ п. Бурный».
В качестве базовой программы используется программа авторского коллектива Н.И. Роговцева Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива».1-4 классы.М: Просвещение, 2011.
Для составления программы также использовалось электронные образовательные ресурсы и методические пособия:
- Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1-4 класс/ [Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова , Н.В. Шпикалова]. — М.: Просвещение, 2016», размещенные в сети Интернет по адресу https://catalog.prosv.ru/category/8, а именно разделы «Поурочное планирование учебного материала» и «Рекомендации по организации учебного процесса».
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов средней общеобразовательной школы.
В учебном плане школы на изучение технологии в 1- 4 классах отводится 1 уроку в неделю в течение каждого года обучения, 33-34 учебные недели, 33 урока за учебный год в 1 классе, 34 урока за учебный год во 2-4 классах, 135 уроков за курс.
Основная цель обучения приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью, формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
- бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;
- представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;
- представление об основных правилах и нормах поведения;
- умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
- представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;
- стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты; уход за мебелью, комнатными растениями).
учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
- этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
- эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного);
- потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
учащиеся научатся:
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;
- составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
- осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
- контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.
учащиеся получат возможность научиться:
- работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;
- воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные:
учащиеся научатся:
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
- использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;
- выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
- высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
- проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;
- сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.
учащиеся получат возможность научится:
- использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных учебнике;
- выделять информацию из текстов учебника;
- использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
- использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности.
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
- слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
- выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
- выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
учащиеся получат возможность научится:
- приводить аргументы и объяснять свой выбор;
- вести диалог на заданную тему;
- соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.
Предметные умения:
Общекультурные и общетрудовые компетенции
Основы культуры труда
учащиеся научатся:
- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
- называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
- организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
- различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
- проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;
- объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
учащиеся получат возможность научится:
- уважительно относится к труду людей;
- определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
- организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
- отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
- анализировать предметы быта по используемому материалу.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
учащиеся научатся:
- узнавать и называть основные материалы и их свойства;
- узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств.
Бумага и картон:
- называть основные свойства бумаги (цвет, прочность), ее состав (растительные волокна, древесина);
- определять при помощи учителя виды бумаги и картона;
- классифицировать по толщине (тонкая бумага, картон), по поверхности (гофрированная, гладкая);
- сравнивать свойства бумаги и ткани (сминаемость, прочность);
- выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия;
- выбирать под руководством учителя приёмы и способы работы с бумагой: склеивание, отрезание, рисование, складывание, проглаживание гладилкой, вырезание, отрывание, обрывания по контуру;
- размечать детали изделия при помощи шаблона, по линейке;
- соблюдать правила экономного расходования бумаги;
- составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов, моделирование, макетирование);
- выполнять изделия на основе техники оригами;
- изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры;
- использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея, а также мыльным раствором к стеклу;
- использовать в практической работе разные виды бумаги: журнальную, цветную, гофрированную, картон;
- выполнять раскрой деталей при помощи ножниц и обрыванием по контуру.
Текстильные и волокнистые материалы
- определять под руководством учителя виды ткани и нитей по составу;
- определять свойства ткани (сминаемость, прочность);
- определять виды ниток по назначению и использованию: швейные, вышивальные, вязальные.
- отмерять длину нити;
- выполнять строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью;
- использовать различные виды стежков в декоративных работах для оформления изделий;
- выполнять разметку деталей изделия при помощи выкройки;
- выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц;
- создавать разные виды кукол из ниток по одной технологии;
- использовать ткани и нити для украшения одежды и интерьера;
- расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;
- пришивать пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями (пуговицы с 2, 4 отверстиями)
Природные материалы
- называть свойства природных материалов;
- сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности;
- применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение, деление на части;
- использовать различные способы хранения природных материалов и подготовки их к работе;
- оформлять изделия из природных материалов при помощи окрашивания их гуашью;
- выполнять изделия с использованием различных природных материалов;
- выполнить сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина.
Пластичные материалы
- называть свойства пластилина: цвет, пластичность, состав (глина, воск, краски);
- сравнивать свойства пластилина и глины (форма, пластичность, цвет);
- использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки;
- использовать пластичные материалы в качестве материала для соединения деталей;
- выполнять рельефную аппликацию из пластилина;
- использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путем примазывания одной части к другой;
- использовать пластический способ лепки: лепка из целого куска;
- использовать пластилин для декорировании изделий.
Конструктор
- определять детали конструктора;
- использовать приёмы работы завинчивание и отвинчивание;
- выбирать и заменять детали конструктора в зависимости от замысла.
Растения, уход за растениями
- уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной технологии;
- осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их под руководством учителя;
- проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян;
- наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
- использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок;
- чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;
- использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, гаечным и накидным ключами;
- использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании изделия.
учащиеся получат возможность научится:
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- использовать одну технологию для изготовления разных изделий;
- применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности;
- оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
Конструирование и моделирование
учащиеся научатся:
- выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме;
- изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям.
учащиеся получат возможность научится:
- создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале;
- изменять вид конструкции.
Практика работы на компьютере
учащиеся научатся:
- понимать информацию, представленную в разных формах;
- наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план);
- выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную и / или табличную форму);
- работать со «Словарём юного технолога».
учащиеся получат возможность научится:
- понимать значение компьютера для получения информации;
- различать и использовать информацию, представленную в различных формах;
- наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации;
- соблюдать правила работы на компьютере;
- находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность.
учащиеся научатся:
- составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике;
- распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре.
учащиеся получат возможность научится:
- первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя;
- ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
- развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
- применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
2 класс
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
- ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
- интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»;
- этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
- потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
- представления о значении проектной деятельности.
- интерес к конструктивной деятельности;
- простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды);
учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
- этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
- ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
- способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность;
- представление о себе как о гражданине России;
- бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны и родного края;
- уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
- эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
- потребность в творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
- дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
- изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
- осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
- контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
- проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.
учащиеся получат возможность научится:
- работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
- проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- выделять познавательную задачу из практического задания;
- воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия;
Познавательные:
учащиеся научатся:
- находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
- проводить защиту проекта по заданному плану;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;
учащиеся получат возможность научится:
- создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт;
- выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;
- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
- находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
- читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
- уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;
- выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
- формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
учащиеся получат возможность научится:
- воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
- соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
- приводя аргументы «за» и «против»;
- учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
- вести диалог на заданную тему;
- использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда.
учащиеся научатся:
- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия ( на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
- называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
- организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
- с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
- с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания), циркуль
- соблюдать правила безопасной работы с инструментамипри выполнении изделия;
- различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
- при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению;
- объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.
учащиеся получат возможность научится:
- определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
- называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
- осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.
- познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью, Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
учащиеся научатся:
- узнавать и называть основные материалы и их свойства;
- узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств;
- узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:
Бумага и картон:
- виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их свойства (поверхность, использование);
- особенности использования различных видов бумаги;
- практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги.
- выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия;
- приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
- выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный);
- выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
- осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.
Текстильные и волокнистые материалы:
- структура и состав тканей;
- способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества);
- производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
- способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон натурального происхождения;
- приемы работы с нитками (наматывание);
- различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
- выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
- научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов»;
- освоить новые технологические приемы:
- моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов;
- конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;
- «изонить»;
- украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;
- плетения в три нитки;
Природные материалы
- различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;
- сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования;
- осваивают технологию выполнения мозаики:
- из крупы,
- из яичной скорлупы (кракле),
- создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,
- оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.
Пластичные материалы
- сравнение свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов;
- знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в жизнедеятельности человека;
- знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
- сравнение различных видов рельефа на практическом уровне;
- экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
- выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
- выполнять простейшие эскизы и наброски;
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;
- выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
- выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона на ткани.
- выполнять разметку симметричных деталей;
- оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
- используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
- осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;
- осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием.
Растения, уход за растениями
- уметь выращивать лук на перо по заданной технологии;
- проводить долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать результаты;
- использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
- использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
- чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
- вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
- применять приемы безопасной работы с инструментами:
- использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
- использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой;
- осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальцлинейке;
учащиеся получат возможность научится:
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
- осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
- оформлять изделия по собственному замыслу;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
- подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
учащиеся научатся:
- выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
- изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
- анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
- изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
учащиеся получат возможность научится:
- изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
- создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
учащиеся научатся:
- понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах;
- воспринимать книгу как источник информации;
- наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы;
- выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию в табличную форму;
- заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
- осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого
учащиеся получат возможность научится:
- понимать значение использования компьютера для получения информации;
- осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
- соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике;
- набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
- отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность.
учащиеся научатся:
- восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому плану;
- проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;
- выделять этапы проектной деятельности;
- определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
- распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
- проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
учащиеся получат возможность научится:
- определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
- ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
- развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
3 класс
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;
- ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;
- интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;
- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»;
- этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;
- потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
- представления о значении проектной деятельности.
- интерес к конструктивной деятельности;
- простейшие навыки самообслуживания;
учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
- этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей;
- ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
- способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки;
- представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;
- бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
- уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
- эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
- потребность в творческой деятельности;
- учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
учащиеся научатся:
- следовать определенным правилам при выполнении изделия;
- дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно;
- выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
- корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;
- вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
- действовать в соответствии с определенной ролью;
- прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;
учащиеся получат возможность научится:
- работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
- выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
- прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:
- оценивать качества своей работы.
Познавательные:
учащиеся научатся:
- выделять информацию из текстов заданную в явной форме;
- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника,
- проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
- выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
- проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
учащиеся получат возможность научится:
- осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
- высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
- находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;
- находить точки соприкосновения различных мнений;
- Приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;
- осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
- оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
- формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
учащиеся получат возможность научится:
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
- учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
- задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
- осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.
Предметные:
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда.
учащиеся научатся:
- воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
- называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д.
- бережно относиться к предметам окружающего мира;
- организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
- отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
- проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
- проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
- осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой.
учащиеся получат возможность научится:
- осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
- уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
- осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
учащиеся научатся:
- узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни;
- узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе:
Бумага и картон:
- свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность поверхности; влагопрочность;
- деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность;
- приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
- выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный).
- выбирать или заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
- выполнять изделия при помощи технологии выполнение папье-маше;
- осваивать технологию создания объемных изделий из бумаги, используя особенности этого материала, создания разных видов оригами;
- выполнять раскрой вырезанием симметричных фигур в гармошке, подгонкой по шаблону;
- освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок);
- выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы:
- структура и состав тканей;
- способ производства тканей (ткачество, гобелен);
- производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
Природные материалы:
- умения сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.
- знакомство с новым природным материалом - соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве;
- знакомство с новым материалом — пробкой, ее свойствами и особенностями использования.
Пластичные материалы
- систематизация знаний о свойствах пластичных материалов;
- выбор материала в зависимости от назначения изделия;
- использовать пластичные материалы для соединения деталей;
- освоение нового вида работы с пластичным материалом – тестопластикой
- наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека.
Конструктор:
- сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора;
- выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора.
Металл:
- знакомство с новым материалом проволокой, ее свойствами;
- освоение способов работы с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание.
Бисер:
- знакомство с новым материалом бисером;
- виды бисера;
- свойства бисера и способы его использования;
- виды изделий из бисера;
- леска, её свойства и особенности;
- освоение способов бисероплетения.
- использование лески при изготовлении изделий из бисера.
Продукты питания:
- знакомство с понятием продукты питания;
- виды продуктов;
- знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;
- экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
- выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
- выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски;
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам;
- выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
- выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона.
- выполнять разметку симметричных деталей;
- оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
- готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки;
- заполнять простейшую техническую документацию «Технологическую карту»
- выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств;
- освоение способов приготовление пищи (без термической обработки и с термической обработкой);
- готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способ его приготовления;
- использование для определения веса продуктов «мерки»;
Ткани и нитки
- знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток);
- конструирование костюмов из ткани
- обработка ткани накрахмаливание;
- различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение);
- выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
- выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков;
- освоить новые технологические приемы:
- создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки);
- производства полотна ручным способом (ткачество– гобелен);
- изготовления карнавального костюма;
- украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками.
- украшения изделия при помощи вышивки и вязанных элементов;
- вязания воздушных петель крючком;
- вид соединения деталей — натягивание нитей.
Природные материалы
- применять на практике различные приемы (склеивание, соединение, дел осваивать приемы работы с соломкой:
- подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы;
- выполнение аппликации из соломки;
- учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции;
- использовать свойства пробки при создании изделия;
- выполнять композицию из природных материалов.
- оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.
Растения, уход за растениями
- освоение способов ухода за парковыми растениями
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
- использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
- чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
- вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
- выполнять «эскиз» и «технический рисунок»;
- применять масштабирование при выполнении чертежа;
- уметь «читать» простейшие чертежи;
- анализировать и использовать обозначения линий чертежа.
- применять приемы безопасной работы с инструментами:
- использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
- использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой.
- осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;
- осваивать правила работы с новыми инструментами: контргайка, острогубцы, плоскогубцы;
- осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
- использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
При сборке изделий использовать приемы
- окантовки картоном
- крепления кнопками
- склеивания объемных фигур из разверток (понимать значение клапанов при склеивании развертки)
- соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев
- скручивание мягкой проволоки
- соединения с помощью ниток, клея, скотча.
- знакомство с понятием «универсальность инструмента».
учащиеся получат возможность научится:
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
- осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности
- оформлять изделия по собственному замыслу;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
- подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
учащиеся научатся:
- выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу;
- частично изменять свойства конструкции изделия;
- выполнять изделие, используя разные материалы;
- повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
- анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.
учащиеся получат возможность научится:
- сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия;
- соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки;
- создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
учащиеся научатся:
- использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите проекта;
- воспринимать книгу как источник информации;
- наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения;
- выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в табличную форму;
- самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу;
- использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
- различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы;
- находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.
учащиеся получат возможность научится:
- переводить информацию из одного вида в другой;
- создавать простейшие информационные объекты;
- использовать возможности сети Интернет по поиску информации
Проектная деятельность.
учащиеся научатся:
- составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану;
- определять этапы проектной деятельности;
- определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
- распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
- проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
- проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
учащиеся получат возможность научится:
- осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности;
- выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
- распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
- проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;
- развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
4 класс
Личностные результаты
у выпускника будут сформированы:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Предметными результатами обучения учащихся являются:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование» выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере» выпускник научится:
- соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание учебного раздела | ||
Теоретические основы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Формы организации учебных занятий | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Давайте познакомимся | 3 | Как работать с учебником. Материалы и инструменты. Человек, природа, техника. Профессии. Организация рабочего места. | Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника. Осуществлять поиск необходимой информации. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить её в знаково-символическую систему. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
2 | Человек и земля | 21 | Природный материал. Пластилин. Растения. Получение и сушка семян. Бумага. Насекомые. Дикие звери. Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Одежда, ткань, нитки. | Обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Создавать макет дома из разных материалов. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу. Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
3 | Человек и вода | 3 | Вода в жизни человека. Выращивание растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. | Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком, о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и ее оформления. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
4 | Человек и воздух | 3 | Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека. | Осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах. Сопоставлять полученную информацию со знаниями, полученными на других предметах, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Использовать приемы работы с бумагой. Выполнять украшение изделия по собственному замыслу. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
5 | Человек и информация | 3 | Способы общения. Важные номера телефонов. Правила дорожного движения. Компьютер. Интернет. | Осуществлять поиск информации о способах общения. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их. Осваивать способы работы с новым материалом - глина - и нанесение на нее рисунка с помощью стеки. Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника ОБЖ и собственный опыт. Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в Интернете с помощью взрослого. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание учебного раздела | ||
Теоретические основы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Формы организации учебных занятий | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Как работать с учебником | 1 | Как работать с учебником. | Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
2 | Человек и земля | 22 | Земледелие. Посуда. Работа с пластилином. Глина. Народные промыслы. Хохлома. Городец. Работа с бумагой. Дымково. Работа с текстильными материалами. Домашние животные и птицы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Работа с бумагой. Конструирование. Строительство. Работа с бумагой. Внутреннее убранство избы. Народный костюм. | Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз. Составлять рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать её с домами, которые строятся в местности проживания. Выполнять разметку деталей по шаблону. Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании. Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлять композицию и презентовать её, использовать в презентации фольклорные произведения. Самостоятельно организовывать свою деятельность. Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников). Сравнивать и находить общее и различия в женском и мужском национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные особенности. Расширить представление учащихся о видах обработки ткани; совершенствовать умение работы с пяльцами; познакомить с технологией выполнения тамбурного шва; развивать художественно -эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду и продуктам труда. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
3 | Человек и вода | 4 | Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Работа с природными материалами. | Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по материалам учебника, из собственного опыта и других источников. Составлять рассказ о рыболовстве и объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли. Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток (по контрасту) для выполнения орнамента, применять правила работы иглой, ножницами.Познакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации; составлять композицию на определенную тему, повторять приемы работы, над созданием аппликации. Контролировать и корректировать свою деятельность, предъявлять и оценивать изделия | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
4 | Человек и воздух | 3 | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Работа с фольгой. | Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Осмыслять важность использования ветра человеком. Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня). Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу по плану в учебнике. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
5 | Человек и информация | 4 | Работа с бумагой и картоном. Поиск информации в интернете. | Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия. Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планам. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. Выделять с опорой на план и технологическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание учебного раздела | ||
Теоретические основы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Формы организации учебных занятий | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Как работать с учебником | 1 | Вопросы юного технолога. Путешествие по городу. | Объяснять новые понятия: «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Подбирать необходимые материалы, необходимые для изготовления изделия. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
2 | Человек и земля | 22 | Архитектура. Городские постройки, парк. Ателье мод, одежда, пряжа и ткани. Вязание. Одежда для карнавала, бисероплетение. Кафе; фруктовый завтрак. Колпачок – цыплёнок. Магазин подарков. Золотистая соломка, упаковка подарков. Автомастерская; грузовик. | Объяснять понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа. Называть профессии: архитектор, инженер – строитель, прораб. Осваивать правила безопасной работы ножом. Объяснять понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня. Применять при изготовлении изделия правила безопасной работы новыми инструментами: плоскогубцами, острогубцами – способы работы с проволокой Объяснять понятия: лесопарк, садово – парковое искусство, тяпка, секатор. Называть профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Составлять эскиз композиции. Объяснять понятие: карнавал. Применять правила безопасной работы ножницами, иглой. Выполнять разные виды стежков. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
3 | Человек и вода | 4 | Мосты, водный транспорт. Океанариум. Фонтаны. | Объяснять понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция. Осваивать работу с различными материалами. Объяснять понятия: верфь, баржа, контргайка. Называть профессию: кораблестроитель. Осваивать конструирование изделия. Объяснять понятия: мягкая игрушка, океанариум. Называть профессию: ихтианолог. Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Применять правила безопасной работы иглой. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
4 | Человек и воздух | 3 | Зоопарк; вертолётная площадка; воздушный шар. | Объяснять понятия: оригами, бионика. Осваивать приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Объяснять понятия: вертолёт, лопасть. Называть профессии: лопасть, штурман, авиаконструктор. Осваивать приёмы работы с различными материалами. Объяснять понятия: папье – маше. Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технике. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
5 | Человек и информация | 4 | Переплётная мастерская. Почта. Кукольный театр. Афиша. | Объяснять понятия: переплёт. Называть профессии: печатник, переплётчик. Осваивать технику переплётных работ. Применять приёмы работы с бумагой. Объяснять понятия: театр, театр кукол, программа. Называть профессии: кукольник, художник – декоратор, кукловод. Объяснять понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор. Осваивать правила набора текста | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание учебного раздела | ||
Теоретические основы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Формы организации учебных занятий | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Как работать с учебником | 1 | Знакомство с учебником. | Обобщить знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
2 | Человек и земля | 21 | Вагоностроительный завод. Знакомство с конструкцией вагонов разного назначения. Знакомство с полезными ископаемыми. Изготовление модели буровой вышки. Малахитовая шкатулка. Автомобильный завод. Знакомство с циклом создания автомобиля. Чеканка медалей. Овладение приемом – тиснение на фольге. Особенности изготовления фаянсовой посуды, профессиями художник, скульптор. Знакомство с историей создания обуви, видами материалов, используемых для производства обуви. Абажур для настольной лампы. Тепличное хозяйство. | Создавать условные обозначения видов железных дорог и размещать их на карте России. Конструировать состав пассажирского поезда и описывать название вагонов, из которых он состоит. Выполнять чертёж и сборку конструкции вагона. Составлять и оформлять текст инструкции о составе вагонов в пассажирском поезде дальнего следования. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых, косых и петельных стежков. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. Оформлять суждение о человеческих ценностях. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
3 | Человек и вода | 3 | Изготовление фильтра для очистки воды. Канатная лестница. Знакомство с правилами работы в технике макраме. | Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
4 | Человек и воздух | 3 | Знакомство со сведениями о самолётостроении. Изготовление модели самолета. Функции самолетов и космических ракет. Воздушный шар. | Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
5 | Человек и информация | 6 | Работа издательства. Знакомство с правилами работы на компьютере. Создание таблиц в программе MicrosoftWord. Переплётные работы. Способ соединения листов втачку. Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу. | Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. Закрепить знание и умение работы на компьютере. Освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе MicrosoftWord. Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Бурный»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО /_____________/ Протокол № 1 от ___________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ п.Бурный» ___________ /Шрайнер Т.А./ _____________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ п.Бурный» ___________ /И.Н.Терсина/ Приказ № ____ от ___________ 20__г. |
Календарно- тематическое планирование
по учебному предмету «Технология»
для обучающихся 4 класса
МОУ «СОШ п. Бурный»
Энгельсского муниципального района
Шрайнер Елены Александровны,
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Кол-во часов по плану: в год 34 , в неделю 1
Плановых контрольных работ: 2
Учебник: «Технология» 4 класс, под редакцией Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой , Н.В. Шпикаловой. М: Просвещение, 2017.
2019-2020 учебный год
РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
(1 час в неделю, 34 часа за учебный год)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | Проекты | Исследовательские работы | |
уроки | контроль ные работы | |||||
1 | Как работать с учебником | 1 | 1 | |||
2 | Человек и земля | 21 | 19 | 1 | 1 | |
3 | Человек и вода | 3 | 2 | 1 | ||
4 | Человек и воздух | 3 | 2 | 1 | ||
5 | Человек и информация | 6 | 4 | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 28 | 2 | 2 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
(1 час в неделю, 34 часа за учебный год)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | ||
по плану | фактически | корректировка | |||
I четверть | |||||
Как работать с учебником | 1 | ||||
1 | Урок техники безопасности. Как работать с учебником | 1 | 02.09.19 | ||
Человек и земля | 21 | ||||
2 | Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон. | 1 | 9.09.19 | ||
3 | Полезные ископаемые. Буровая вышка. | 1 | 16.09.19 | ||
4 | Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. | 1 | 23.09.19 | ||
5 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. | 1 | 30.09.19 | ||
6 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. | 1 | 7.10.19 | ||
7 | Монетный двор. | 1 | 14.10.19 | ||
8 | Монетный двор. Стороны медали. Медаль. | 1 | 21.10.19 | ||
II четверть | |||||
9 | Фаянсовый завод. | 1 | 11.11.19 | ||
10 | Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. | 1 | 18.11.19 | ||
11 | Швейная фабрика. Прихватка. | 1 | 25.11.19 | ||
12 | Защита проекта «Мягкая новогодняя игрушка Птичка» | 1 | 2.12.19 | ||
13 | Обувное производство. | 1 | 9.12.19 | ||
14 | Обувное производство. Модель детской летней обуви. | 1 | 16.12.19 | ||
15 | Деревообрабатывающее производство. | 1 | 23.12.19 | ||
III четверть | |||||
16 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. | 1 | 13.01.20 | ||
17 | Кондитерская фабрика. | 1 | 20.01.20 | ||
18 | Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» | 1 | 27.01.20 | ||
19 | Бытовая техника. Настольная лампа. | 1 | 3.02.20 | ||
20 | Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. | 1 | 10.02.20 | ||
21 | Контрольная работа | 1 | 17.02.20 | ||
Человек и вода | 3 | ||||
22 | Водоканал. Фильтр для воды. | 1 | 24.02.20 | ||
23 | Порт. Узелковое плетение. Браслет. | 1 | 2.03.20 | ||
24 | Исследовательская работа «Речное судоходство» | 1 | |||
Человек и воздух | 3 | ||||
25 | Самолетостроение. Самолет. | 1 | 9.03.20 | ||
26 | Самолетостроение. Самолет. | 1 | 16.03.20 | ||
IV четверть | |||||
27 | Исследовательская работа «Человек и мечта о полете» | 1 | 30.03.20 | ||
Человек и информация | 6 | ||||
28 | Создание титульного листа. | 1 | 6.04.20 | ||
29 | Работа с таблицами. | 1 | 13.04.20 | ||
30 | Работа с таблицами. | 1 | 20.04.20 | ||
31 | Создание содержания книги. | 1 | 27.04.20 | ||
32 | Создание содержания книги. | 1 | 4.05.20 | ||
33 | Переплетные работы. Защита проекта «Создание книги «Дневник путешественника». | 1 | 11.05.20 | ||
34 | Контрольная работа | 1 | 18.05.20 | ||
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...