Волшебство своими руками
рабочая программа по технологии (4 класс)
Рабочая программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebstvo_svoimi_rukami.docx | 76.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом пионеров и школьников»
муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на Педагогическом совете Директор МБУ ДО ДПиШ
Протокол от ____________ г. № 1 с. Кармаскалы
_________Э.Р.Баязитова
от ______2020г. № ___
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебство своими руками»
Срок реализации программы: 80часов
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 9-10 лет
Составила:
Гайнетдинова Гюзель Салаватовна,
педагог дополнительного образования
с.Кармаскалы, 2020г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование».
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Актуальность. Декоративное прикладное искусство является основной частью художественного направления – поражает своим богатством и многообразием. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношении к собственной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебство своими руками», составлена по авторской разработке и имеет художественную направленность. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиции своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Отличительной особенностью. Структура программы предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к темам, техникам и технологиям на более высоком и сложном уровне. Это способствует тому, что получая первичные знания и навыки на первом году обучения, у ребят появляется интерес, который они могут закрепить и развить в последующие года обучения. Все задания разнообразны и соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия (поделки), таким образом, теоретические знания и технологические приемы подкрепляются практикой. Основные идеи программы: воспитание и обучение осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которая способна вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет в следствии этого, у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно чтобы в работе дети могли проявить выдумку творчество, фантазию, что несомненно будет способствовать повышению эффективности труда. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Адресат программы. На обучение принимаются дети младшего школьного возраста. Состав группы постоянный. Количество детей в группе 18-20 человек. Одна группа - дети 9-10 лет.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на обучения объемом 80 часов в год при нагрузке 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа), представляет собой прохождение следующего этапа:
Этап обучения предусматривает обширное владение основами декоративно – прикладного искусства, комбинированные работы из различных материалов. Учащиеся работают с различными художественными материалами, создают уникальные изделия, различные проекты, уделяя внимание их качеству, применяют теоретические знания и умения на практике. Ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже создают свои композиции, минимально прибегая к выкройкам и шаблонам. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, приобретения детьми коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Обучение осуществляется в группе. Состав группы - постоянный. Количественный состав 18-20 человек. Занятия могут посещать дети 9-10 лет . Это расширяет их общение, учит взаимодействовать, развивает коммуникабельность.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия - 45 минут, между ними 10-минутный перерыв.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи.
Личностные:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные:
- использование знаков о символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- воспитать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- воспитать и развитие творческих способностей и изобразительных навыков
Предметные:
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский.
Программа «Волшебство своими руками» предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях для организации кружковой работы.
Учебный план обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда. | 2 | 2 | Рассуждение анализ. | |
2 | Природные материалы | 10 | 3 | 7 | Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле |
3 | Модульное оригами. | 10 | 3 | 7 | Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле |
4 | Изобразительное искусство. | 12 | 4 | 8 | Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле |
5 | Искусство бумагокручения- «Квиллинг». | 14 | 3 | 11 | Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле |
6 | Ткани. Нитки. | 10 | 2 | 8 | Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле |
7 | Комбинированные работы из различных материалов. | 22 | 6 | 16 | Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле |
Итого | 80 |
Содержание учебного плана обучения
1.Правила техники безопасности и охрана труда.
Теория: Правила техники безопасности и охрана труда, ПДД.
Начальное анкетирование учащихся.
2. Природные материалы
Теория: Урок – экскурсия в парк. Сбор и сортировка природного материала
Практика: Изучение и выполнение букета из веток деревьев. «Дары природы». Изготовление декоративного панно из сухих веток. «Корона Зимы». Изготовление декоративного панно из веток. « Зимний пейзаж », « Веер».
3. Модульное оригами
Теория: Модульное оригами. Художественные образы объемной формы. Изучение схем оригами и основные базовые формы.
Практика: Художественные образы объемной формы. Выполнение схем оригами и основные базовые формы. Складывание из модулей кусудамы. «Японский журавлик». Складывание из модулей кусудамы. Способы соединения модулей между собой. Геометрическая кусудама. Выполнение треугольного модуля оригами. «Лебедь». Выполнение треугольного модуля оригами. «Лебедь». Схема сборки треугольного модуля. «Лебедь».
4. Изобразительное искусство
Теория: Методы и приёмы выполнения рисунка. Живопись по сырому. «Радуга цвета». Выполнение индивидуального проекта, «Времена года». Изучения последовательности рисунка глазок для художественных работ.
Защита индивидуального творческого проекта.
Практика: Рисунок на плоскости. «Иван да Марья». Рисунок на плоскости. «Иван да Марья». Живопись по сырому. «Радуга цвета». Выполнение индивидуального проекта. «Времена года». Выполнение индивидуального проекта. «Времена года». Выполнение индивидуального проекта, «Времена года».
5. Искусство бумагокручения - «Квиллинг»
Теория: Искусство бумагокручения - «Квиллинг». История возникновение технологии квиллинга.
Практика: Конструирование из основных форм квиллинга. «Капля», «Треугольник», «Долька», «Квадрат», «Прямоугольник». Техника « Квиллинг». Конструирование из полоски бумаги. «Завитки». Коллективная работа. Композиция из основных форм. Цветочная композиция. Изготовление декоративного панно. Конструирование из основных форм квиллинга. Фантазия из бумаги . Изготовление панно « Цветы», « Козлик не лужайке».
6. Ткани. Нитки.
Теория: Ткани. Нитки. История изготовления тканей, ниток. Практика: аппликации из тканей, разных видов ниток.
Практика Виды тканей, ниток. Их применение. Основные приемы выполнения. Рукавичка. Шарик. Способы комбинирование ткани и ниток изделий. Рукавичка и шарик. Украшение «Браслет».
7. Комбинированные работы из различных материалов
Теория: Комбинированные работы из различных материалов. Работа с капроном, знакомство с материалом, его свойством. Обучение разметки изделия на глаз, сшивание и связывание материала, передача формы. Изучение приемов изготовление игрушек.
Итоговое анкетирование учащихся.
Практика: Изготовление Работа с капроном. Знакомство с материалом, его свойством. Игрушки из капрона. Игрушки из капрона. Выкройка, разметка костюма сказочного персонажа. Игрушки из капрона. Пошив одежды и декоративная обработка костюма. Игрушки из капрона. Капрон, ткани, нитки. Композиции в соединении. Изготовление журналов собственного производства. Оформление итоговой выставки «Волшебство своими руками»
Учащиеся будут знать:
- технику безопасности при работе с инструментами и их хранением;
- этапы работы при создании модульного оригами и природного материала;
- приемы комбинирования работы из различных материалов.
Будут уметь:
- работать с инструментами;
- работать с нетрадиционными материалами;
- конструировать, планировать, придумывать образы;
- работать с натуры, по памяти и воображению на заданную тему;
- конструировать объемно-пространственные объекты;
- использовать разнообразные материалы и технологии в работе.
Планируемые результаты реализации программы
В процессе обучения по программе учащиеся будут знать:
- правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами и электроприборами;
- свойства различных материалов и приемы работы с ними;
- технологию изготовления бумагопластики;
- сведения о цвете в изобразительно искусстве;
- иметь представления о работы с ватным материалом
В процессе обучения по программе учащиеся будут уметь:
- работать с красками: акварель, гуашь;
- работать с разными видами бумагой;
- работать с колющими и режущими инструментами;
- работать с пластиком, капроном;
- материалом, ватным материалом;
- создавать творческие проекты изделий;
- сочетать различные материалы и техники исполнения при изготовлении изделий; ориентироваться на качестве изделий;
- строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности;
- воплощать теоретические знания и умения в практические навыки.
Личностные:
- проявлять у учащихся усидчивости, сосредоточенность, навыков самоконтроля и самостоятельности;
- потребность трудиться самостоятельно, в паре, группе; развитие у учащихся коммуникативных качеств;
- проявлять у учащихся аккуратности при выполнении изделий и проектов;
- развитие у учащихся познавательных, художественных качеств.
Предметные результаты:
- знать историю каждого материала;
- знать виды бумаги и технологию выполнения;
- изучить конструкции предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов;
- уметь создавать оригинальные сувенирные предметы.
Метапредметные результаты:
- уметь самостоятельно подбирать и анализировать новые знания, литературу, составлять план действий, ориентироваться на выполнение задания, творчески подходить к выбору самостоятельной работы;
- результативно участвовать со своими проектами и работами в конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня;
- проявлять компетенции в области информационно-коммуникационных технологий, применять их в создании собственных проектов;
- проявлять познавательные процессы: воображение, абстрактное и пространственное мышление, внимательность, усидчивость, творческую фантазию;
- проявлять эстетический вкус, интеллектуальные и творческие способности учащихся, их эрудицию.
Календарный учебный график
Календарный учебный год включает в себя период с 09января по 30 мая 2020года. Количество учебных недель - 13, количество учебных дней - 80 дней. Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Календарный учебный график занятий составляется ежегодно и является приложением к программе (приложение 1). В период школьных каникул занятия проходят по расписанию в соответствии с содержанием программы.
Условия реализации программы
Учебно-материальное обеспечение
Помещение для проведения занятий в творческом объединении «Волшебство своими руками» просторное, теплое, светлое, удобное, с естественным доступом воздуха, с естественным и искусственным освещением, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам. Освещение в кабинете лучше всего обеспечивается с помощью ламп дневного освещения. Красивое, стильное оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места, имеют больше воспитательное значение. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, компьютерное оборудование: компьютеры, ноутбук, принтер, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий, стеллажи для выставочных работ учащихся, столы для работы в учебном кабинете размещаются так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди.
Материалы и инструменты. Необходимые материалы и инструменты
- для обучения: сушенные листья, пинцет, цветная бумага для оригами, картон, ножницы, резак, клей, краски, кисти, тетрадь, ручка, карандаш, нитки различных цветов, зажигала, свеча, нитка с иголкой, клей кристалл, горячий клей, синтепон, капрон, различные виды тканей, аксессуары.
Инструменты и приспособления необходимо хранить так, чтобы не испортить их рабочие части. Размещение каждого вида инструментов в отдельных ящиках и в определенном порядке.
Информационное обеспечение. Для реализации программы «Волшебство своими руками» наименование объектов и средств материально-технического обеспечения является:
- аудиозаписи с музыкой, литературными произведениями;
- DVD-фильмы: народные промыслы, декоративно- прикладное искусство, виды изобразительного искусства, художественные технологии;
- презентации на CD или DVD – дисках: по стилям и направлениям в искусстве, по народным промыслам, по декоративно – прикладному искусству;
- схемы, задания, раздаточный материал, наглядные пособия;
- литература по годам обучения;
- фотографии, раздаточный материал;
- https://infourok.ru/; http://stranamasterov.ru/.
Кадровое обеспечение. Ведёт занятия по программе «Волшебство своими руками» педагог дополнительного образования Гайнетдинова Г. С., которая имеет высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения. Пройдённые курсы: ГАО ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан курсы повышения квалификации по программе «Содержание и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС НОО».
Формы аттестации
Обучение по программе «Волшебство своими руками» предполагает активную самостоятельную работу учащихся по отработке и закреплению полученных знаний и умений, а также серьёзную внутреннюю работу по воспитанию необходимых качеств личности: терпение, трудолюбие, целеустремленность, взаимопомощь, бережное сохранение и продолжение традиций своего народа, умение общаться с взрослыми и сверстниками.
На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие формы подведения итогов усвоения программы:
- демонстрационные: конкурсы, презентация;
- анкетирование;
- проект;
- педагогическая диагностика;
- день творчества в кружках;
- самооценка обучающихся своих знаний и умений;
- групповая оценка работ;
- Участие детей районных, региональных, всероссийских выставках и фестивалях творческий отчет (выставка.).
Формами фиксации образовательных результатов является протокол и журнал учета работы объединения.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов является индивидуальная карта, в которую заносятся результаты, практических умений, виды практических работ (проектов), участие в конкурсах и выставках разного уровня и рекомендации педагога.
1. Выставка – показывает форму итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.
2. Зачет - показывает форму текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (практические) в устной или письменной форме (анкетирование). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.
3.Конкурс творческих работ – показывает форму итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду среди разных творческих продуктов: творческих изделий, рисунков, показательных выступлений, проектов.
4. Игра (дидактическая, деловая) - одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.
Из вышеизложенных формам предъявления и демонстрации образовательных результатов: является для учащихся формирование ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а так же сохранение устойчивого интереса к творческой деятельности.
Оценочные материалы
Для оценивания результатов текущей и промежуточной диагностики используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень. Диагностические материалы и критерии результативности программы отражены в приложении 2.
Методические материалы
Основной формой организации образовательного процесса является групповая. Обучение проводится очно.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения :
- словесный (рассказ, пояснение, учебный диалог);
- наглядно – иллюстрационный ( показ работ);
- репродуктивный (воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя);
- творческий (предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);
- практический (используется для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний).
Для усвоения программы используются в основном объяснительно-иллюстративные и практические методы обучения. В начале занятия даются теоретические сведения по теме занятия, затем начинается практическая часть занятия. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов. Обучение имеет более глубокого изучения, входящих в них более разнообразные виды декоративно- прикладного искусства. Что позволяет использовать разнообразные формы организации работы: выставки авторских и коллективных работ; представление и защита индивидуальных исследовательских.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая.
Индивидуальная работа учащихся осуществляется в рамках как фронтальных, так и групповых форм. Она не предполагает непосредственного контакта с другими обучающимися и по своей сущности не что иное, как самостоятельное выполнение обучающимися одинаковых для группы заданий. Если учащиеся выполняет по указанию педагога самостоятельное задание, как правило учитывающее его учебные возможности, то такую индивидуализированную форму использует педагог. С такой целью специально уделяет внимание нескольким учащимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно, такую форму учебной работы называют индивидуализированно-групповой.
Формы организации учебного занятия:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются различными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
- практические занятия, где дети осваивают приемы работы с бумагой, разнообразными материалами для декоративно- прикладного искусства, клеем, учатся работать с инструментом;
- праздник проводится для детей, педагогов, родителей.
- творческий отчет – занятие, завершающее полугодие. Проводится для детей, педагогов, родителей;
- экскурсия – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Педагогические технологии. При обучении по программе используются следующие технологии: группового обучения, игровые, коллективной творческой деятельности, проектного обучения, здоровьесберегающие.
Групповые технологии – обучение проходит в разновозрастных группах, объединяющих старших и младших общим делом. Применяются при создании крупных проектов, коллекций. Коллективная деятельность организуется, если при наименьших затратах времени и сил нужно выполнить трудоёмкую работу.
Игровые технологии – это игры, способствующие развитию качеств, присущих творческой личности. Эмоциональность, память, наблюдательность, любознательность, чувство юмора, развиваются через коллективные игры, которые сплачивают группу, поднимают настроение, активизируют детей.
Технология коллективной творческой деятельности - организуется совместная деятельность детей и педагога, вместе продумываются все этапы и тонкости изготовления задуманного изделия. Коллективная работа способствует разностороннему развитию учащихся, формирует нравственные качества детей. Дружно творить – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом.
При выполнении коллективных заданий, на учащегося возлагается большая ответственность, от качества их работы, зависит результат коллективной работы. Коллективное исполнение работ – это наиболее эффективная форма организация труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Такая форма работы способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить ее качество. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе.
Технология проектного обучения - ребята учатся создавать дизайн - проекты по решению доступных им проблем и умело защищать их перед другими. Поощряется смелость в поисках новых форм, проявление фантазии, воображения. Здоровьесберегающие технологии. Важное значение в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнений в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких пауз (физкультминутки) в течение занятия зависит от возраста детей, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности. Занятия строятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, степени подготовленности, имеющихся знаний и навыков.
Алгоритм учебного занятия
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этaп - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действии.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний и способов действуй. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
VIII этап - информационный.
Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Дидактические материалы
- Наглядные пособия: фотографии, альбомы, книги, журналы, слайды с изображениями видов декоративно- прикладного искусства;
- Раздаточный материал: образцы схемы работы, образцы выполнения;
- Диагностические материалы: опрос «Мои интересы», тест на усвоение дополнительной общеобразовательной программы «Волшебство своими руками», индивидуальные карты результативности.
Список литературы
Нормативно – правовые документы:
- Федеральный закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование».
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Для педагога:
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким.- 2015г. – 190с.
- Зайцева А. "Цветы из гофрированной бумаги", М.: Эксмо.- 2014г. – 64с.
- Зеленина Е. Л. Играем, познаём, рисуем.- М.; Просвещение,2016г.-205с .
- Кочеткова Г.Г. Развитие пространственного мышления младших школьников.- М.; Просвещение,2015г.-300с.
- Путляева Л.В. Развиваем мышление.- М.;Феникс,2017 г.-118с.
- Сержантова Т. Б., Оригами. Новые модели. М.:Айрис-Пресс, 2014г.-305с.
- Черныш И.И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2017г. – 160 с.
Интернет источники:
- Мастер-классы для Вас. - http://masterclassy.ru
- Страна Мастеров. - http://stranamasterov.ru
Для учащихся и родителей (законных представителей):
Интернет источники:
1 Электронный доступ: Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php
2 Электронный доступ : http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm
3 Электронный доступ: Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/
4 Электронный доступ: Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/
5 Электронный доступ: Дизайн http://www.excentrika.ru/design
Приложение 1
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Волшебство своими руками» на 2019-2020 учебный год,
время занятий пятница с 11.35-12.20, 12.30-13.15
суббота с 10.00-10.45, 10.55-11.40
место проведения МОБУ СОШ д. Улукулево
№ п/п | Число, месяц | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | 10.01 | Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда. | 2 | Лекция. Коллективная | Собеседование |
2 | 11.01 | Урок – экскурсия в парк. Сбор и сортировка природного материала | 2 | Экскурсия | Беседа, Просмотр работ |
3 | 17.01 | Изучение и выполнение букета из веток деревьев«Дары зимы». | 2 | Индивидуально-групповая | Просмотр работ |
4 | 18.01 | Изготовление декоративного панно из веток «Корона Зимы». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
5 | 24.01 | Изготовление декоративного панно из веток и плодов семян. « Зимний пейзаж». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
6 | 25.01 | Изготовление декоративного панно из листьев и плодов семян. «Веер». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
7 | 31.01 | Художественные образы объемной формы. Выполнение схем оригами и основные базовые формы | 2 | Лекция Индивидуальная | Беседа, Просмотр работ |
8 | 01.02 | Складывание из модулей кусудамы. «Японский журавлик». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
9 | 07.02 | Способы соединения модулей между собой. | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
10 | 08.02 | Способы соединения модулей между собой. Геометрическая кусудама. | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
11 | 14.02 | Выполнение треугольного модуля оригами «Лебедь». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
12 | 15.02 | Методы и приёмы выполнения рисунка | 2 | Лекция Коллективная | Беседа, Просмотр работ |
13 | 21.02 | Рисунок на плоскости. «Иван да Марья». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
14 | 22.02 | Живопись по сырому. «Радуга цвета». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
15 | 28.02 | Выполнение индивидуального проекта. «Времена года». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
16 | 29.02 | Выполнение индивидуального проекта. «Времена года». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
17 | 06.03 | Защита индивидуального творческого проекта | 2 | Коллективная, выставка детских работ | Защита работ |
18 | 07.03 | Искусство бумагокручения- «Квиллинг». История. Технологии квиллинга | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
19 | 13.03 | Техника «Квиллинг». Конструирование из основных форм квиллинга. «Капля», «Треугольник» | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
20 | 14.03 | Техника « Квиллинг». Конструирование из полоски бумаги. «Завитки». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
21 | 20.03 | Коллективная работа. Композиция из основных форм. Изготовление несложных цветов на основе базовых форм. Цветочная композиция | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
22 | 21.03 | Изготовление декоративного панно. Конструирование из основных форм квиллинга. Фантазия из бумаги | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
23 | 27.03 | Изготовление декоративного панно. «Цветы» | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
24 | 28.03 | Изготовление декоративного панно. «Козлик на лужайке» | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
25 | 03.04 | Ткани. Нитки. Технологии изготовления. Изделия из тканей и ниток | 2 | Лекция. Коллективная | Беседа. Просмотр работ |
26 | 04.04 | Ткань. Основные приемы выполнения. Рукавичка | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
27 | 10.04 | Нитки. Основные приемы выполнения. Шарик. | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
28 | 11.04 | Способы комбинирования ткани и ниток изделий. Руковичка и шарик. | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
29 | 17.04 | Украшение «Браслет». | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
30 | 18.04 | Работа с капроном. Знакомство с материалом, его свойством. Игрушки из капрона.. | 2 | Лекция. Коллективная | Беседа, Просмотр работ |
31 | 24.04 | Обучение разметки изделия на глаз, сшивание и связывание материала, передача формы. Игрушки из капрона. | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
32 | 25.04 | Выкройка, разметка костюма сказочного персонажа. Игрушки из капрона | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
33 | 02.05 | Пошив одежды и декоративная обработка костюма. Игрушки из капрона | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
34 | 08.05 | Игрушки из капрона. Квадрат, треугольник, прямоугольник. | 2 | индивидуально-групповая | Просмотр работ |
35 | 15.05 | Капрон, ткани, нитки. Композиции в соединении | 2 | индивидуально-групповая | Опрос, беседа |
36 | 16.05 | Комбинированные работы из различных материалов | 2 | Коллективная, выставка детских работ | Защита работ |
37 | 22.05 | Картины и панно с использованием заготовок. Коллективная работа | 2 | индивидуально-групповая | Опрос, беседа |
38 | 23.05 | Изготовление журналов собственного производства | 2 | Коллективная, выставка детских работ | Защита работ |
39 | 29.05 | Итоговое анкетирование учащихся | 2 | индивидуально-групповая | Опрос, беседа |
40 | 30.05 | Оформление итоговой выставки «Калейдоскоп творчества» | 2 | Коллективная, выставка детских работ | Защита работ |
Итого | 80 |
Приложение 2
Тест на усвоение дополнительной общеобразовательной программы
«Волшебство своими руками »
- Что такое природные материалы?
- В каких изделиях прикладного искусства можно использовать природные материалы?
- Что такое ткань и нитки?
- Какие бывают виды тканей и ниток?
- Назовите изделия из ткани, которые можно выполнить?
- Назовите изделия из ниток, котрые можно выполнить?
- Что такое квиллинг?
- Какие конструируют формы, при работе в технике квиллинга?
Результаты опроса оцениваются по следующим критериям:
7-8 правильных ответов из 8вопросов – высокий уровень;
5-7 правильных ответов из 8 вопросов – средний уровень;
3-5 правильных ответов из 8 вопросов – низкий уровень.
По результатам проверки уровня и качества подготовки, учащихся можно будет судить сколько учащихся освоили программу на 100% и на сколько уровень знаний для учащихся 4 года обучения, соответствует требованиям программы 4 года обучения.
Оценивание творческого проекта осуществляется в соответствии с критериями:
Критерии | количество баллов | Самооценка | Оценка одногруппника | Оценка педагога |
| 0-10 | |||
| 0-10 | |||
| 0-10 | |||
| 0-10 | |||
| 0-10 | |||
| 0-10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Украшения своими руками"
Работа посвящена изучению различных материалов для создания собственных украшений, исследованы свойства, ценность материалов, простота изготовления, доступность, ... данных материалов, выбраны наиболе...
Планирование кружка "Творим своими руками" для учащихся 9-10 лет.
Планирование кружка....
Тематический план кружка "Своими руками"
Подробный план кружка "Своими руками" с методическими рекомендациями ,результатами обучения....
Волшебство своими руками
Мастер-класс по обратному декупажу на стекле для учителей и родителей...
Проект "Волшебство своими руками"
Проектная деятельность...
Рабочая программа по экспериментированию для детей подготовительной группы "Волшебство своими руками".
Данная программа поможет легче освоить наблюдение и экспериментирование в подготовительной группе....
Проект на тему "Волшебство своими руками"
В данной работе рассматривается вопрос о возможностях создания плоских и объёмных моделей с помощью 3 -D ручки. Полностью показан процесс создания модели Эйфелевой башни....