сбо 8 класс
рабочая программа по технологии
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ по сбо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo.docx | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
педагога первой квалификационной категории
Козорезовой Ольги Николаевны
по социально-бытовой ориентировке
8 класс
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 8 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.
Основной формой реализации программы является урок.
Учебный предмет «социально-бытовая ориентировка» включен в обязательную предметную область «обществознание.»
Программа составлена на основе программы учебного курса «социально-бытовая ориентировка» АООП ООО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся с нарушением интеллекта 8 года обучения в МБОУ СОШ г. Мамоново.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (8 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
- Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2017-2018 учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2017-2018 учебный год;
- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на 2017-2018 учебный год.
Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
- воспитывать стремление применять лингвистические знания в повседневной жизни.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по биологии решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)
- умение выражать свои чувства
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ.
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
Стандарт устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ
Общее количество обучающихся в классе 12 человек. Данная программа предусматривает обучение детей с нарушением интеллекта. Форма получения образования обучающимися – очная. Класс коррекционный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию.
Содержание курса.
Программа СБО включает разделы:«Личная гигиена», «Одежда», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения, организации, предприятия», «Экономика домашнего хозяйства».
По разделам « Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой и обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащённости кабинета могут использоваться различные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные.
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя до навыка.
В ряде разделов, например « Личная гигиена», « Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определённых умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятии проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приёмами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы. Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два. Эти занятия имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний, умений и навыков учащихся.
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определённого учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений, зарисовок. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.
Домашние задания, как правило, не задаются.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | Кол-во часов |
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА | ||
1. 2. | Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств. П.р. № 1 Подбор косметических средств. Лечебные травы нашей местности Р.К. | 1 1 |
ОДЕЖДА | ||
3. 4. | Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. П.р. № 2 Стирка изделий из синтетических и шерстяных тканей
| 1 1 |
5. 6. | Утюжка блузок, рубашек, платьев. П.р. № 3 Утюжка блузок, рубашек, платьев. | 1 1 |
7. 8. | Прачечная. Виды услуг. Прачечная самообслуживания. | 1 1 |
ПИТАНИЕ | ||
9. 10. | Приготовление изделий из теста. П.р. № 4 Приготовление пресного теста и блинов. Хлебобулочные предприятия нашего района. Р.К. | 1 1 |
11. 12. | Квашение, соление овощей, варка варенья. П.р. № 5 Запись рецептов соленья, консервирования, варенья из ягод и фруктов. Овощи, фрукты и ягоды нашего огорода.Р.К. | 1 1 |
13. 14. | Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, на неделю. П.р. № 6 Упражнения в составлении меню. | 1 1 |
СЕМЬЯ | ||
15. 16. | Грудной ребёнок в семье. П.р. № 7 Упражнения в купании, одевании, пеленании и кормлении куклы. | 1 1 |
17. 18. | Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек. П.р. № 8 Упражнения в мытье детской посуды и игрушек. | 1 1 |
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ | ||
19. 20. | Культура общения юноши и девушки. П.р. № 9 Сюжетная игра «Встреча молодых людей». | 1 1 |
21. 22. | Внешний вид молодых людей. П.р. № 10 Выбор косметических средств, украшений, причёски, одежды. | 1 1 |
ЖИЛИЩЕ | ||
23. 24. | Уборка кухни. Уборка санузла, ванной комнаты. | 1 1 |
25. 26. | Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла, ванной. П.р. № 11 Мытьё кафельных стен, чистка раковин. | 1 1 |
ТРАНСПОРТ | ||
27. 28. | Междугородний автотранспорт. Автовокзал. П.р. № 12 Упражнения в расчётах стоимости проезда до условного пункта назначения. | 1 1 |
29. 30. | Водный транспорт. П.р. № 13 Упражнения в расчётах стоимости проезда до условного пункта назначения. | 1 1 |
31. 32. | Автостанция. П.р. №14 Экскурсия на автостанцию. | 1 1 |
ТОРГОВЛЯ | ||
33. 34. | Специализированные магазины. П.Р. №15 Упражнения в подсчёте стоимости покупок. | 1 1 |
35. 36. | Специализированные магазины. П.р. №16 Экскурсия в специализированный магазин. Р.К.Магазины посёлка. | 1 1 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | ||
37. 38. | Виды телефонной связи. П.р. №17 Сюжетно – ролевая игра «Разговор по телефону» | 1 1 |
39. 40. | Междугородняя телефонная связь. П.р. №18 Упражнения в расчётах за междугородние телефонные разговоры. | 1 1 |
41. 42. | Телефонная связь. П.р.№19 Экскурсия на почту-телеграф. Р. К.Телеграф посёлка. | 1 1 |
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ | ||
43. 44. | Первая медицинская помощь при несчастных случаях (ожогах, обмораживании). П.р. №20 Сюжетная игра - оказание помощи при несчастном случае. | 1 1 |
45. 46. | Первая медицинская помощь при несчастных случаях (тепловом и солнечном ударах). П.р. № 21Сюжетная игра - оказание помощи при несчастном случае. | 1 1 |
47. 48. | Первая помощь утопающему. П.р. №22 Упражнения в оказании первой помощи утопающему. | 1 1 |
49. 50. | Глистные заболевания. Меры предупреждения глистных заболеваний. | 1 1 |
51. 52. | Работа поликлиники. П.р. №23 Экскурсия в поликлинику. Поликлиника посёлка .Р.К. | 1 1 |
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ | ||
53. 54. | Госучреждения: департамент, префектура, милиция, их назначение. | 1 1 |
55. 56. | Муниципалитет. П.р. №24Экскурсия в отдел социальной защиты. | 1 1 |
ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА | ||
57. 58. | Основные статьи дохода семьи. Основные статьи расходов. | 1 1 |
59. 60. | Расходы на питание. П.р. № 25 Упражнения в планировании расходов. | 1 1 |
61. 62. | Содержание жилища. П.р. № 26 Снятие показаний счётчика, расчёт стоимости, заполнение квитанций. | 1 1 |
63. 64. | Жилищно-коммунальное хозяйство. П.р. №27Экскурсия в ЖЭК. | 1 1 |
65. 66. | Крупные покупки. П.р. № 28 Упражнения в планировании крупных покупок на конкретном примере. | 1 1 |
67. 68. | Итоговый урок. | 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...