Исследовательская работа "Изготовление бумаги в домашних условиях"
проект по технологии (4 класс)
Цель исследования: изучение способов получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов.
Задачи исследования:
1. изучить историю возникновения бумаги;
2. познакомиться со способами получения бумаги из древесины и ее использование;
3. опробовать некоторые способы получения бумаги в домашних условиях, показать применение полученной бумаги;
4. выявить осведомленность учащихся об использовании вторичного бумажного сырья.
Объектом исследования: является ненужная бумага (макулатура).
Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_bumagi_v_domashnih_usloviyah_vosstanovlen.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мотмосская средняя общеобразовательная школа
городского округа г.Выкса Нижегородской области
Изготовление бумаги в домашних условиях
Отделение: начальная школа
Работу выполнили:
обучающиеся 4- б класса
Махров Кирилл,
Храмов Дмитрий,
Уткин Максим,
Стёпина Мария
Научный руководитель:
учитель нач. классов
Докуз С.А.
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I .ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...........................4
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………...................…………...5
1. Литературный обзор по теме………………………….................... 5
1.1.История возникновения бумаги................................................... 5
1.2. Классификация бумаги……………………….............................9
1.3.Где и как используют бумагу? ................................................... 12
1.4.Из чего и как делают бумагу?..................................................... 14
2. Практическая часть работы………………………….................... .14
2.1.Практическая работа "Изготовление бумаги
в домашних условиях", её результаты.............................................16
2.2. Социологический опрос учащихся на тему:
«Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»18
III.ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………… .. 19
IV.Заключение....................................................................................... 20
V.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….............. .22
VI.ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… 23
В лесу густом и темном Елочка жила,
И выше и стройнее всех она была.
Была она прекрасною в солнечных лучах,
В своих великолепных зеленых кружевах
Но вот пришли машины
В лес темный и густой,
И елочка упала под острою пилой.
Грустила наша Елочка о срубленных корнях,
И не было той прелести в зеленых кружевах.
Вот Елочке приснился
Какой –то страшный сон:
Как будто обрубили ее со всех сторон
И превратили в стружки
Красивый стройный ствол,
По разным коридорам куда-то он пошел.
Купалась наша Елочка
В различных веществах,
Во многих побывала талантливых руках.
И вот когда закончился
Весь этот страшный сон,
Оглядывает Елочка себя со всех сторон:
«Ах! Я теперь покрашена в различные цвета!
В бумагу превратилась я- какая красота!
I. ВВЕДЕНИЕ
Мы все в той или иной степени каждый день сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам- паспорту, диплому, справке и т.д., когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.
Но что мы знаем о бумаге? Бумага приходит к нам во всём разнообразии видов и форм, во множестве изделии. Чертёж и график, каталог и карта, справка и товарная упаковка – всё это и многое другое сделано из бумаги. Бумага дает нам широкие возможности для творчества: ее можно складывать, резать, клеить. На ней можно рисовать и печатать.
Актуальность выбранной темы: с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.
У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.
Мы выдвинули следующую гипотезу: возможно ли использование макулатуры для получения бумаги в домашних условиях.
Цель исследования: изучение способов получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов.
Задачи исследования:
1. изучить историю возникновения бумаги;
2. познакомиться со способами получения бумаги из древесины и ее использование;
3. опробовать некоторые способы получения бумаги в домашних условиях, показать применение полученной бумаги;
4. выявить осведомленность учащихся об использовании вторичного бумажного сырья.
Объектом исследования: является ненужная бумага (макулатура).
Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.
Нами были использованы следующие методы:
· метод анализа литературы по теме работы;
· метод эксперимента;
· социологический опрос.
Значимость и прикладная ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории изготовления бумаги.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Литературный обзор по теме
1.1. История возникновения бумаги
Без бумаги невозможно себе представить современный мир. Без нее не было бы газет, журналов, книг. Но до ее изобретения, какие только материалы не пытался приспособить для письма человек в процессе своего длительного исторического культурного развития. Древнейшие люди рисовали пиктограммы (надписи – рисунки) на пальмовых листьях с помощью острой рыбьей косточки, вырезали эти рисунки на костях животных.
Древние китайцы писали свои иероглифы тушью (специальной жидкостью) с помощью кисточки на бамбуковых дощечках и шелковых свитках. Финикийцы тоже писали составом, похожим на тушь, на глиняных черепках. На сырой глине деревянной палочкой выдавливали клинышки жители Междуречья. А в древнем Новгороде в ходу была береста – берёзовая кора, на ней надписи делали с помощью заострённой палочки – «писала».
В разных концах земли искали более удобный материал для письма. Первым специально созданным для письма материалом стал папирус. Изготовление папируса возникло в древнем Египте примерно около 3,5 тысяч лет до нашей эры. Его готовили из одного тростникового растения, произрастающего в низовьях Нила. Это растение имеет прямой стебель высотой до 5 метров. Для приготовления материала для письма использовалась только нижняя часть стебля длиной около 60 сантиметров. Её освобождали от наружного зелёного слоя, а белую сердцевину разрезали ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Размягчённые полоски прокатывали деревянной каталкой по доске, затем снова замачивали на сутки, прокатывали и опять погружали в воду. После этих операций полоски становились полупрозрачные и имели кремовый оттенок. После этого полоски стебля укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, после чего сушили под прессом и разглаживали гладким камнем.
Этот материал так и называли папирус. Он не только является ближайшим предком бумаги, но и передал ей свое название. На многих языках бумага до сих пор называется папирусом: по-немецки – папир, по-французски – папье, по-английски – пэйпер. Папирус не отличался прочностью: сделанный из него лист нельзя было складывать или перегибать. Поэтому из него стали делать длинные ленты, которые наматывали на палочку с ручкой. Получались свитки, на которых переписывали книги и документы. Читали свиток таким образом: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой рукой разворачивали перед глазами текст. Кроме папируса стали использовать стебли некоторых пальм. Из них также делали свитки и небольшие листки. На них писали в Древней Индии и Тибете. Свитки складывали в специальные корзины. В производстве папируса египтяне достигли высокого совершенства. Его охотно покупали в соседних странах. Из папирусных свитков создавали целые библиотеки. Так, библиотека в городе Александрии насчитывала более 500 тыс. свитков.
Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в Пергамском царстве в городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергамент. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нём было легче писать, причём с обоих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоёмко и он был дорогим материалом.
Так как папирус и пергамент были дорогими материалами, то для кратковременных записей и для обучения письму использовали церы – скреплённые вместе деревянные таблички, покрытые воском. Записи делали стилем - металлической палочкой, один конец которой был заострён, а другой расплющен так, чтобы можно им было загладить надпись.
Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Однако бумагу начали производить в Китае ещё раньше.
Заслуга Цай Луня состоит в том, что он обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и впервые открыл основной технологический принцип производства бумаги. Согласно легенде император поручил Цай Луню найти материал для письма не хуже шелка, но гораздо дешевле. Поиски привели Цай Луня к осам. Тонкий, но прочный материал, из которого были сделаны осиные гнезда, больше всего походил на то, что он искал. Проведя сотни опытов, ученый пришел к выводу, что получить нечто подобное можно из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей. Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых. Полученную массу нужно зачерпнуть ситом из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой рамке. Когда вся вода стечет, оставшийся влажный листок следует пропитать секретным составом. Остается только высушить и разгладить его между каменными плитами. И вот он - желанный материал, не впитывающий тушь, на котором не размываются контуры начертанного. Рецепты изготовления бумажных листов хранились, как большая государственная тайна. В 610 году бумажный секрет был вывезен буддистскими монахами Донхо и Годзо в Корею.
В 650 году бежавшие из китайского плена воины, работавшие на бумажных «фабриках», стали заниматься изготовлением бумаги в Самарканде. Так от китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру.
Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова "бумуг", что значит хлопок. Впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаги, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.
Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине XVI века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, несмоленые канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных полотняных вещей в канцелярию полицмейстерских дел "за вознаграждение", с крестьян брали "тряпичный" налог. Развитию бумажного дела поспособствовал указ 1721 года об обязательном употреблении в официальном делопроизводстве отечественной бумаги.
Сейчас бумага остаётся одним из самых распространённых канцелярских товаров. Бумагаслужит не только для письма и печати, она находит самое широкое применение везде.
1.2. Классификация бумаги
Известно более 600 видов бумаги. В ряде случаев бумага и картон успешно конкурируют с продукцией текстильной, деревообрабатывающей, стекольной промышленности, они заменяют различные металлические изделия, применяются как конструкции, изолирующие, прокладочные, фильтрующие, отделочные и др. материалы. В зависимости от назначения бумага характеризуется различными показателями: массой 1 м2 — 4—250 г, толщиной — от 4 мм до 400 мкм, механическими свойствами — разрывная длина, излом, продавливаемость, истираемость, сжимаемость, скручиваемость и т.д., степенью проклейки, зольностью, влажностью, цветом, белизной, гладкостью, впитывающей способностью, воздухо-, паро-, жиронепроницаемостью, диэлектрическими и др. свойствами. Разнообразие свойств бумаги достигается выбором волокнистого материала и характером его размола, введением в бумажную массу различных добавок, режимом отлива, прессования и сушки бумажного полотна, операциями каландрирования и окончательной отделки, а также специальной обработкой бумаги — облагораживанием.
По принятой в СССР классификации бумага делится на 11 классов. 1. Для печати (типографская, офсетная, иллюстрационная для глубокой печати, картографическая, мелованная и др.) — отличается высокой гладкостью, белизной; хорошо впитывает печатную краску. К этому классу относятся также газетная бумага из более дешёвых волокнистых материалов без проклейки и наполнителей или с низким содержанием наполнителей и бумага для обоев. 2. Для письма (писчая, почтовая, конвертная, для карточек и др.) — отличается хорошей проклейкой, малой впитывающей способностью и высокой гладкостью. Бумага первых двух классов выпускается из небелёной и белёной сульфатной и сульфитной целлюлозы, а также с применением тряпичной полумассы и древесной массы. 3. Чертёжно-рисовальная (рисовальная, чертёжная, чертёжная прозрачная, чертёжная калька и др.) — вырабатывается обычно без наполнителя или с небольшим его содержанием, хорошо проклеивается, а для придания прозрачности некоторые сорта сильно увлажняются и каландрируются при высоком давлении валов. Изготовляется из сульфатной белёной целлюлозы с добавлением в отдельные виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы. 4. Электроизоляционная (конденсаторная, кабельная, телефонная, изоляционно-намоточная и др.) — отличается высокой механической прочностью, хорошими диэлектрическими свойствами. Вырабатывается обычно из сульфатной небелёной целлюлозы с малой зольностью и высокой чистотой, без наполнителей и проклеивающих веществ. 5. Папиросная (мундштучная, папиросная, сигаретная, курительная) — по композиции, свойствам и технологии изготовления бумаги этого класса весьма разнообразны. Сырьё — белёная или небелёная сульфитная целлюлоза с добавлением белёной древесной массы или отходов льнопенькового производства (очёсы). 6. Впитывающая (фильтровальная, промокательная, пропиточная) — применяется для производства фибры, пергамента, санитарно-гигиенических изделий и т.п.; отличается высокой пористостью, хорошо впитывает жидкости. 7. Бумага для аппаратов (телеграфная лента, лента Крида, перфокарточная и др.) — характеризуется повышенной механической прочностью. Изготовляется из небелёной сульфитной или сульфатной (перфокарточки) целлюлозы с добавлением в отдельных случаях белой древесной массы.
8. Светочувствительная (основы) — фотоподложка, служащая для изготовления фотографической бумаги, светочувствительная для светокопий и др.; отличается высокой механической прочностью, хорошей проклейкой и рядом специальных свойств. Вырабатывается из белёной и небелёной сульфитной и сульфатной целлюлозы (см. Бумага фотографическая). 9. Переводная (основы — копировальная, переводная и др.)— подвергается специальной обработке. 10. Обёрточная — применяется для упаковки пищевых продуктов и промышленных товаров — мешочная, чайная, спичечная, бутылочная, фруктовая, растительный пергамент, светонепроницаемая, основа для парафинирования, армированная и др. Изготовляется из прочных волокнистых материалов, а также отходов производства. Некоторые виды бумаги этого класса подвергаются битумированию, парафинированию, ламинированию (получение бумаги слоистой структуры) и т.п. 11. Промышленно-техническая разного назначения. Наиболее обширный класс бумаги: патронная, наждачная, диффузорная, для звукозаписи, для пряжи и др. К этому классу относятся так называемые длинноволокнистые бумаги (шелковка, асбестовая, стеклянная и др.), изготовляемые из хлопкового волокна, асбеста и искусственного волокон обычным способом бумажного производства, а также и "сухим формованием". Отличается высокой эластичностью и механической прочностью.
Приготовление бумажной массы включает: размол волокнистых материалов; составление композиции по волокну; проклейку, наполнение и окраску бумажной массы; приготовление суспензий и растворов проклеивающих веществ, наполнителей и красителей; переработку бумажного брака. Размол волокнистых материалов — одна из основных операций производства бумаги. При размоле волокна укорачиваются, расчёсываются и расщепляются в продольном направлении на отдельные фрагменты. Размол выполняется аппаратами периодического (роллы) и непрерывного (конические и дисковые мельницы) действия. В размолотую волокнистую суспензию вводятся необходимые добавки, полученная бумажная масса разбавляется водой до требуемой концентрации, очищается на аппаратах центробежного и сортирующего типа и направляется на бумагоделательную машину. Отделка бумаги — придание бумажному полотну формы готовой продукции — листов, рулонов, бобин (сюда входит и глазировка бумага на суперкаландрах). Некоторые виды бумаги проходят специальную обработку (облагораживание): поверхностная проклейка, мелование, нанесение покровных эмульсий, плёнок, смол и фольги, ламинирование, крепирование и др.
1.3. Где и как используют бумагу?
Различные бумажные предметы мы постоянно носим при себе. В карманах или сумке каждого хранятся документы. Редко кто обходится без записной книжки. В редкой семье теперь не знают таких удобных и практичных вещей, как бумажные скатерти, полотенца, салфетки, одноразовая посуда.
И конечно, всем приходилось иметь дело с бумажными денежными знаками.
На улице бумага представляет перед нами театральной афишей, в школьном классе – географической картой. Бумага дала жизнь множеству непохожих, но нужных людям предметов – конверту и марке, билету на самолёт и ученической тетрадке. Если раньше бумага предназначалась главным образом для письма и печатных изданий, то теперь границы её службы раздвинулись. В 1960 г. Люди узнали, как выглядит обратная сторона Луны. Космический корабль сфотографировал её и передал изображение на Землю, где оно было воспроизведено на специальной бумаге.
Бумага всё стремительнее завоёвывает различные области техники. Сегодня бумагу делают огнестойкой, противостоящую газам, парам, влаге, кислотам.
Бумага сегодня – верный помощник строителей. Она успешно заменяет дерево, мрамор, железо, камень. В американском штате Небраска построен настоящий бумажный мост длиной 11 м, по которому открыто автомобильное движение. В США близи Филадельфии работает завод по изготовлению жилых бумажно-картонных домов. Стены делают из двухслойного гофрированного картона, а детали оконных рам, дверей, крыш прессуются их бумаги.
С каждым годом строителям требуется всё больше кирпича, камня, цемента. Раньше цемент перевозили в деревянных бочках. А теперь цемент засыпают в бумажные мешки, которые делают из прочной сульфатной целлюлозы. Они занимают меньше места, легче и дешевле бочек.
Выпускают из бумаги и такие мешки, в которые можно класть овощи и спокойно оставлять их надолго под дождём или на снегу. В последние годы во многих странах в бумажные мешки стали собирать мусор. Это гораздо удобнее и гигиеничнее, чем пользоваться более привычной металлической или пластмассовой тарой - бочками, вёдрами, ящиками. Пищевые отходы в бумажных мешках не разлагаются потому, что через бумагу непрерывно поступает воздух, они не нагреваются. Мешки с мусором сжигают, зарывают в землю или отправляют на переработку.
Современная мебель тоже имеет отношение к бумаге. Сверкающая поверхность стола, створок шкафа с замысловатым рисунком не что иное, как лист бумаги, запрессованный на древесностружечной плите. Такая мебель прочна, красива и долговечна. В последнее время стало модным облицовывать стены рабочих комнат и служебных кабинетов, прихожих и гостиных панелями из древесноволокнистых плит. Всё это стало возможным благодаря бумаге.
В наше время создают из бумаги и саму мебель. Бумажные столы, стулья, этажерки, кресла легки и удобны.
Из бумаги шьют одежду, изготовляют бельё. Уже много лет в Швеции вырабатывают одеяла, состоящие из 10-30 слоёв эластичной крепированной бумаги, вложенные в пододеяльник из льняной или хлопчатобумажной ткани. Под таким одеялом не замёрзнешь и в холодной комнате. Бумага, из которой делают бельё и одежду, не похожа на обыкновенную. На ощупь она напоминает хлопчатобумажную ткань или шелковистую пушистую шерсть – для зимней одежды. Бумажную ткань можно сделать даже непромокаемой.
Серебряные изделия – вилки, ложки, бокалы – чернеют на воздухе вследствие образования на поверхности серебра сернистых соединений. Бумага, пропитанная особым химическим составом, предохраняет серебро от потускнения в течение полугода.
Все шире применяется бумага для изготовления посуды. Из нее делают тарелочки, стаканчики, бутылки. Дешевые, удобные, гигиеничные они пользуются заслуженным успехом у потребителя. Если все стеклянные бутылки заменить бумажными пакетами, государство сэкономит сотни миллионов рублей. Освободится много рабочих рук - закроют пункты по приему стеклянной молочной посуды, не нужны будут моечные машины. А стеклянные заводы начнут вырабатывать более ценные изделия. Из особых сортов бумаги изготавливают моющиеся обои, самоклеящиеся обои.
В фармацевтической практике часто приходится фильтровать различные растворы. И тут на помощь приходит бумага. Около 400 разных изделий для фармацевтической промышленности изготавливают сегодня из бумаги.
Для всего этого нужно много бумаги и ее выпуск ежегодно стремительно растет, но также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете. А этого допустить нельзя. Поэтому ученые во всем мире ищут дереву замену, чтобы больше не вырубать лес и не отправлять его на целлюлозно-бумажные комбинаты. Бумагу уже пробуют изготавливать из стекла и камня, синтетических волокон, полимерных пленок, очень важен сбор макулатуры.
1.4. Из чего и как делают бумагу?
Для производства бумаги требуется древесина и много воды, поэтому бумажные фабрики строят обычно на берегах больших рек. Начальным звеном в технологической цепочки изготовления бумаги служит открытый склад древесного сырья, называемый лесной биржей. Такие склады есть у любого целлюлозно-бумажного комбината. Древесина поступает на целлюлозно-бумажные комбинаты издалека. Лес сплавляют по рекам и озёрам в плотах, связанных из пучков брёвен, доставляется на предприятия на самоходных баржах. Связка длинных брёвен, поднятых краном из воды, поступают на разделочный стол. Специальные машины – слешеры – быстро пилят стволы деревьев на несколько полутораметровых бревен – балансов. С него балансы попадают в огромный вращающийся барабан, где они за счет трения друг о друга и о ребристую поверхность стенок очищаются от коры и промываются водой. Транспортер несет их под гигантские ножи рубительных машин, которые превратят балансы в технологическую щепу. Непрерывным потоком сыплется очищенная и отсортированная щепа на ленту транспортера, который несет ее в бункеры огромного, высотой в десятиэтажный дом варочного цеха. Здесь в высоких металлических котлах при высоких давлениях и температуре в союзе с химическими реагентами происходит превращения щепы в целлюлозу. Но прежде чем стать бумагой целлюлоза промывается, процеживается, очищается от непроварившихся кусочков щепы и мелких сучков, отбеливается. Моторы и насосы по трубопроводам поднимают её с этажа на этаж, перекачивают из ёмкости в ёмкость, передают из одного аппарата другому. Только, потом целлюлоза поступает в бумагоделательную машину. Каждую минуту 700-800 м бумажного полотна шириной 4-7 метров и более наматывается на большой тамбурный вал в рулон. Рулон осторожно снимают краном и разглаживают на специальных машинах. Бумажная лента перематывается между несколькими расположенными друг над другом металлическими и бумажными валами, после чего становится еще более гладкой. Ее режут на рулоны определенного размера и отвозят на склад. Теперь на ней можно отпечатать любую книгу. Вот какой сложный и долгий путь проходит то или иное дерево, прежде чем стать бумагой.
Важную роль в производстве бумаги играет макулатура. Её применение способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Технологии с использованием бумажных тряпичных отходов позволяют получать бумагу высокого качества, не затрагивая при этом естественных природных источников.
Не смотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство бумаги, с каждым днём растёт интерес к бумаге ручного отлива. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного отлива.
«Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности — вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.
2. Практическая часть работы
2.1. Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях», её результаты
Цель: 1. Получить бумагу в домашних условиям из использованных газет и исписанных тетрадных листов.
Для реализации поставленной цели были проведены опыты.
Опыт №1.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов была применена следующая методика. (Приложение 1).
Что делать:
1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь.
2. Добавить большое количество воды и размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, полное ведро пульпы.
3. Согнуть квадратную или круглую рамку.
4. Натянуть на рамку одну штанину колготок. Концы завязать.
5. Наполнить таз пульпой и погрузи в него рамку.
6. Аккуратно поднять рамку, держа ее горизонтально. Не дотрагивайся до нее и не капай на нее водой!
7. Положить рамку на пять минут на ровную поверхность, а затем повесить для просушки.
8. Через несколько часов лист бумаги высохнет. Аккуратно отделить его тупым ножом от рамки.
Вывод: Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате получилась бумага серого цвета, мягкая и тонкая. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд.
Опыт №2. Получение цветной бумаги.
Для того чтобы получить цветную бумагу было применено окрашивание ранее полученной пульпы красителем (зеленка, гуашь).
Вывод: была получена цветная бумага. Такую бумагу можно использовать для детского творчества на уроках технологии.
Опыт №3. Получение бумаги из тетрадных листов.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из чистых тетрадных листов была применена эта же методика.
Вывод: бумага получилась более нежная и бело-голубоватого цвета.
Опыт №4. Получение белой бумаги.
Чтобы получить белую бумагу, мы в приготовленную пульпу из исписанных тетрадных листов добавили хлорный отбеливатель.
Вывод: получилась бумага белого цвета.
2.2. Социологический опрос на тему:
«Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Цель опроса: выявление осведомленности учащихся об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).
Учащимся 3-4 классов было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Как известно бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
2.Известно ли вам для производства чего используют макулатуру?
3.Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
Анализ социологического опроса.
В опросе приняло участие 64 человек (Приложение 2).
В результате проведенного опроса выяснилась, что 70,3 % учащихся знает, как сохранить запасы древесины. Решением этой проблемы дети предложили сбор макулатуры, 29,7 % - не знают, как решить проблему сохранности лесов.
О вторичном использовании бумажного сырья:
· знают - 62,5% учащихся
· не знают – 37,5 % учащихся
Из 40 учащихся считают, что макулатура используется для производства:
· газет - 19чел. (47,5%);
· туалетной бумаги и салфеток - 25чел. ( 62,5 %);
· книг – 10 чел. (25 %);
· коробок – 30 чел. (75%)
· 75% считают, что сбор макулатуры необходим;
· 21,8 % не считают нужным участвовать в сборе и сдаче макулатуры;
· 3,2% затрудняются ответить.
III. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате.
2.Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя мы смогли получить бумагу разного цвета.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях.
Итак, сделать бумагу в домашних условиях — это, оказывается, совершенно несложно, да и, к тому же, весьма доступной. А полученный результат непременно порадует своей уникальностью, ведь нигде в мире больше не найти такой же бумаги — каждый лист неповторим.
Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на уроках технологии в школе, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы нашей страны.
Мы познакомили со способом изготовления бумаги в домашних условиях учащихся нашей школы и предложили им использовать бумагу ручной работы для детского творчества на уроках технологии.
3. В результате социологического опроса, проведённого среди учащихся нашей школы, выяснилось, что большинство ребят осознают необходимость личного вклада в дело сохранения лесных богатств и готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.
Так ежегодно ребята нашей школы принимают участие в акции по сбору и сдаче макулатуры и на вырученные деньги приобретены учебники и энциклопедии для школьной библиотеки.
Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом некоторые свойства, мы предлагаем:
· шире вести разъяснительную работу среди учащихся по сбору и сдаче макулатуры на темы: «Отходы в доходы», «Книжке – ворую жизнь».
Заключение
Таким образом, цель, поставленная нами в самом начале, была достигнута: были освоены описанные в литературе способы изготовления бумаги в домашних условиях.
Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Нами было собрано 38 килограммов макулатуры: основная её часть была сдана в школьную библиотеку для последующего её обмена в пункте вторсырья на книги. Собранные газеты были нами использованы для изготовления бумаги. Сами изготовленные образцы мы можем представить. Поделки, изготовленные из вторсырья, мы подарили учащимся группы продлённого дня нашей школы.
Надеемся, что данная маленькая работа принесла пользу природе.
Ведь это и было главной нашей задачей.
Не так давно мы узнали методы, как в домашних условиях можно получить бумагу. Нам не составило большого труда собрать все необходимые материалы и последовать советам на деле. И вот у нас в руках собственноручно полученная бумага. На первый взгляд, ничего особенного: серый неровный кусок, чем-то напоминающий упаковочный материал.
Но ведь если в сырье добавить краску и разложить все тонким слоем, то можно получить изделие более высокого качества. Да к тому же это один из способов вторичной переработки бумаги. А ведь ежедневно небольшим населенным пунктом выбрасывается и сжигается немалое количество бумаги в отсутствии пунктов ее приема. Возможно, наши действия помогут сберечь хотя бы одно дерево.
Мы считаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы.
Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать- природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексин А. Г. Что такое. Кто такой. - М., Издательство педагогика, 1990. с.188-190
2. Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980, с 15, с. 96
3. Орлова Н. Д. Я познаю мир.- М.: Издательство АСТ, 2000. с. 97
4. Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980 г. с 9-13, с. 79 – 92, с 150 – 208.
5. Новая Газета" № 49 (492), 2005 г
6. Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht
5. Источники интернет:
http://www.ceu.hu/medstud/manual/MMMru/frame5.html
livemaster.ru ›topic…bumaga-ruchnoj-raboty
creative-handmade.org ›…master…bumaga-ruchnoj…
V. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методика изготовления бумаги в домашних условиях
1.Разорвать бумагу на мелкие кусочки и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь.
2. Добавить большое количество воды и размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, полное ведро пульпы
3. Согнуть квадратную или круглую рамку. Натянуть на рамку одну штанину колготок. Концы завязать. Наполнить таз пульпой и погрузи в него рамку. Аккуратно поднять рамку, держа ее горизонтально. Не дотрагивайся до нее и не капай на нее водой! Положить рамку на пять минут на ровную поверхность, а затем повесить для просушки.
Приложение 2
Результаты социологического опроса
1. Как известно бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
Варианты ответов | |||
Предложили участвовать в сборе и сдаче макулатуры | Не смогли ответить на вопрос | ||
Количество учащихся | % | Количество учащихся | % |
45 | 70,3% | 19 | 29,7% |
2. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру?
О вторичном использовании бумажного сырья
знают - 62,5 % учащихся,
не знают – 37,5 % учащихся.
Макулатура идёт на производство: | Количество учащихся | % |
газет | 19 | 47,5% |
туалетной бумаги и салфеток | 25 | 62,5% |
книг | 10 | 25% |
коробок | 30 | 75 % |
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
Положительно ответили | Ответили отрицательно | Не могут ответить | |||
количество | % | количество | % | количество | % |
48 | 75% | 14 | 21,8% | 2 | 3,2% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Как получить радугу в домашних условиях"
Как много удивительного и полезного для практической деятельности может заключаться в явлении преломлении света. Именно оно позволяет объяснить такую «загадку» природы, как радуга. Получе...
Исследовательская работа "Домашние условия хранения хлеба"
Исследовательская работа эколого - биологического направления....
Исследовательская работа учащихся 4 б класса ГБОУ Лицея № 281 Адмиралтейского района Ивановой Дарьи, Гребельной Елизаветы Тема: «Создание и содержание искусственного водоёма в домашних условиях»
Исследовательская работа учащихся 4 класса по теме: "Создание и содержание искусственного водоёма в домашних условиях"...
Исследовательская работа учащихся 4 б класса ГБОУ Лицея № 281 Адмиралтейского района Жука Евгения, Куликова Дмитрия Тема: «Особенности содержания кроликов в домашних условиях»
Исследовательская работа учащихся 4 класса по теме: "Особенности содержания кроликов в домашних условиях"...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Определение качества воды в домашних условиях»
Цель исследования: изготовить PH-индикатор из краснокачанной капусты в домашних условиях и определить с его помощью качество воды из разных источников....
Исследовательская работа "Выращивание грибов вешенка в домашних условиях"
Работа - победитель муниципального конкурса...
Проект "Изготовление бумаги в домашних условиях"
Каждый день мы сталкиваемся с бумагой, используем ее в различных целях. Потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Экологи подсчитали, что 100 кг...