Открытое внеурочное занятие "Волшебный мир Оригами"
план-конспект занятия по технологии (3 класс)
Открытое внеурочное занятие "Волшебный мир Оригами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravlik_mashushchiy_krylyami.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Мотмосская средняя школа
Открытое внеурочное занятие по оригами
«Журавлик, машущий крыльями»
Учитель: Докуз С.А.
Класс: 3-а
Апрель 2018 г.
Тема занятия: Журавлик, машущий крыльями.
Цель: научить складывать двигающуюся фигурку журавлика на основе базовой формы «Птица».
Оборудование: название темы, бумага формата А4, ножницы, поделки, оформление доски.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- формирование культуры труда;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные:
- умение принимать учебную задачу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в алгоритме по изготовлению журавлика;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль в процессе изготовления журавлика;
- умение планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность учащимися.
Познавательные:
- умение осознанно и произвольно строить сообщения;
- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к изготовлению журавлика
Коммуникативные:
- учитывать и координировать в сотрудничестве одноклассников;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: название темы, бумага формата А4, ножницы, поделки, оформление доски.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
1.Организационный момент.
- Ребята, давайте поприветствуем, друг друга,
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете,
«Добрый день!» - скажем мы вместе,
«Добрый день!» и взрослые и дети.
2.Вступительная часть. (слайд 1)
Я рада вас приветствовать в городе «Оригами»!
За лесами, за горами лежит город «Оригами».
Там кораблик из бумаги. Там живут и феи, маги.
Домик беленький стоит, а живёт в нём Айболит,
Там ведь лето круглый год: Чудо-дерево растёт –
Всё сложили из бумаги, словно мы и вправду маги!
2. Основная часть.
1.Повторение. (слайд 2)
Д.- Мы уже знакомы с искусством оригами и сделали много разных поделок.
- А что же такое оригами? (слайд 3)
Д.- Оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги.
- Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов «ори»- сложенный и «ками» - бумага, т.е. оригами – это складывание фигурок из бумаги.
- В какой стране зародилось оригами?
Д.- Оригами зародилось в Японии.
- Родина оригами – это Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. А сейчас оригами уже известно во всём мире.
- А какие вы знаете базовые формы, принятые в оригами?
Д.- Треугольник, блинчик, книга, дверь, птица, рыба, воздушный змей, двойной квадрат, двойной треугольник, катамаран. (слайд 4)
- Какая геометрическая фигура используется для изготовления поделок в оригами?
Д.- Для изготовления поделок используется квадрат.
- Молодцы, ребята!
2.Выступление детей. (слайд 5)
1)Что такое оригами? Задала вопрос я маме.
"Это целая страна», - мне ответила она!
Там чудесно оживают птицы, звери и цветы.
Там таинственно, как в сказке все сбываются мечты.
И тогда решила я: это чудо - оригами
Буду я любить всегда!
2) Что такое оригами,
Мы сейчас вам объясним:
Это значит, из бумаги
Делаем мы, что хотим.
Прямоугольники, квадраты
Мы сгибаем много раз,
Получаются игрушки
Для прогулок и проказ.
Нам сказали: оригами
Родилось в Японии
Очень рады, что и нас
С ними познакомили.
3) Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар -птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком.
Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье -
Чудесная страна!
4) Таинственный мир превращенья бумаги,
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказку своими руками,
И мир тот чудесный зовут оригами.
5) Оригами – наше счастье,
Будем мы с тобой играть.
И поделки из бумаги переделывать опять…
-Ребята, Оригами, действительно, замечательный город, в котором происходят удивительные, сказочные превращения. Кто из вас может рассказать нам сказку, с которой мы познакомились на прошлом занятии?
Сказка Оригами (приложение 1)
-Молодец! Спасибо!
- Ребята, город Оригами очень волшебный. Но у него есть определённые правила. Давайте их вспомним.
3.Правила оригамистов. (слайд 6)
1) Работай старательно.
2) Складывай на столе.
3) Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.
4) Всегда держи фигурку так, как держит её учитель.
5) Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.
6) Сделал правильно сам – помоги соседу.
7) Соблюдай правила работы с ножницами.
8) После работы убери за собой весь мусор.
- Сегодня мы познакомимся с вами с новой фигуркой оригами. А какой вы узнаете, если отгадаете загадку. (слайд 7)
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали,
Кто скажите? … (журавли)
- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем создавать на занятии?
- Правильно!
-Девиз нашего занятия:
« Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому -я пойму».
Мы познакомимся сегодня с вами
С новою фигуркой оригами.
А вот журавлик на моей ладони,
И, кажется, сейчас он оживёт...
Он прилетел к нам из Японии,
Из той страны, где солнышко встаёт.
-Сегодня мы с вами совершим чудо, сложим фигурку оригами «Журавлик». А я вам помогу в этом. Это ведь не просто журавлик, он имеет удивительную историю. Сейчас я её вам расскажу, а вы внимательно слушайте.
4.Легенда о тысячи журавликов. (слайд 8, 9)
Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. В Японии существует легенда о тысячи журавликов. Во время второй мировой войны в Хиросиме жила маленькая девочка по имени Садако Сасаки. Она родилась в 1943 г. и была ещё маленькой, когда при бомбёжке Хиросимы погибли её отец и мать. Сама Садако выжила, но заболела лучевой болезнью. В больнице врач рассказал девочке о легенде про тысячу журавликов и что, если Садако сделает тысячную фигурку, она поправится. Согласно легенде, человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Садако мечтала о мире на земле и о том, чтобы поправиться. Девочка стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. Но …она умерла, сделав 644 журавлика. Закончили работу её друзья и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов. С тех пор, вдохновлённые мужеством и силой воли маленькой девочки, японцы делают тысячу бумажных журавликов и преподносят тяжело больному близкому человеку, родственнику, другу. Часто подобная демонстрация любви действительно придаёт больному силы и помогает побороть недуг. А бумажный журавлик стал символом мира, надежды и веры в чудо.
Давайте научимся складывать таких журавликов.
5.Физкультминутка.
- Но сначала приготовим наши пальчики к работе.
Много могут пальчики
Озорные мальчики,
Могут карандаш держать,
Чтоб картинки рисовать.
Могут пальчики лепить,
Из бумаги птиц сложить,
И машины, и зверей,
Приготовьтесь поскорей.
- Птичка хочет есть? (вверх-вниз)
- Птичка хочет пить?
- Птичка хочет спать? (влево-вправо)
- Птичка хочет играть?
- Молодцы!
6.Практическая часть. (слайд 10)
- Возьмите волшебные квадраты.
.- Сложите базовую форму «Двойной квадрат» и положите «глухим» углом от себя.
- Делаем базовую форму «Птица»: - спереди согните две нижние стороны к центральной линии,
- перегните верхний треугольник,
- отогните согнутые стороны,
- потяните кверху один слой бумаги, сгибая его по указанным линиям,
- поверните результат и повторите действия сзади. Базовая форма «Птица» готова.
- Складываем журавлика: - спереди согните боковые стороны к центральной линии. Переверните, повторите тоже самое с другой стороны,
- обе «ножки» согните наверх и немного в стороны. Опустите вниз,
- теперь вогните внутрь обе «ножки» по намеченным линиям,
- это хвост, это шея, сделайте головку,
- опустите крылья вниз до упора,
- держите фигурку за грудку и начните потягивать за хвостик. Журавлик начнёт махать крыльями.
- журавлик, машущий крыльями, готов.
Дорисуем мелкие детали: крылышки, перья, клюв, глазки.
Ребята, представим, как наши птички оживают и они машут крыльями. Как здорово! У нас свершилось чудо! Наши птицы оживили. Посмотрите, сколько у нас птичек получилось! У каждого своя птица! Да какие они все красивые! (показ работ).
(слайд 11)
В. - Ребята, а вы знаете, что самый большой журавлик был сложен из квадрата со стороной 33 метра. А самый маленький - из квадрата со стороной 1мм. Он был сделан с использованием микроскопа и игл.
3. Заключение.
В. Сегодня мы с вами научились складывать фигурку оригами «Журавлик».
Давайте вспомним:
В.- Где мы сегодня побывали?
Д.- Мы были в городе Оригами.
В.- Какую поделку мы сделали?
Д.- Мы сделали журавлика.
о чём нам поведала японская легенда?
В.- Что означает символ журавлика?
Д.- Журавлик означает символ надежды, мира и веры в чудо (дети вешают напечатанные символы на доску).
- А для того, чтобы весь мир наш был яркий, мы должны беречь и сохранять всё живое на земле.
- Вы уже узнали, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают – покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются? В чём же здесь секрет? А секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются!
И поэтому, давайте те, кто желает подарите своих журавликов нашим гостям, а в ответ они подарят вам улыбку. А остальные запустят журавликов в небо, прикрепим их на плакат, составим композицию "Журавлик в небе".
Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась. Но на ней чего- то не хватает... Как вы думаете чего? (солнышка).
Рефлексия. (слайд 12)
Соберём солнышко. Из жёлтых квадратов сделаем лучики из базовой формы бумажный змей. Если вам было интересно на занятии, вы узнали что - то новое и хотите поделиться этим со своими друзьями - нарисуйте на лучиках весёлую добрую улыбку, если было интересно, но возникали трудности- нарисуйте прямую линию. Если было неинтересно - нарисуйте улыбку опущенную вниз. Прикрепите лучики к солнышку. (Солнышко приклеивается на композицию).
-Посмотрите какая великолепная картина у нас получилась.
Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
- Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковых журавликов, но у всех они получились разные. Я считаю, что все сегодня на занятии справились с заданием. Наше занятие закончено. Спасибо всем! До свидания!
Приложение 1 Жил-был один человек. Была у него земля (показывается квадрат бумаги) | |
Решил он продать землю и на вырученные деньги отправиться в путешествие. Он продал часть земли (квадрат складывается пополам по диагонали), но денег ему не хватило. | |
Тогда он решил продать другую часть земли (квадрат разворачивается и складывается ещё раз пополам по другой диагонали). | |
Но денег ему всё равно показалось мало. Тогда он решил продать побольше (квадрат разворачивается и каждый угол складывается к центру листа попарно /правый к левому, верх к низу/), | |
и ещё больше (сложенный квадрат переворачивается и складывается ещё раз так же), | |
а потом продал и всю остальную землю (квадрат опять переворачивается и складывается третий раз /заготовка к базовой модели – двухтрубный пароход/). | |
На эти деньги он решил отправиться в путешествие и заодно принарядиться. Захотел на мир посмотреть, да и себя показать (квадрат переворачивается). |
Путешествовать он собрался на пароходе (квадрат разворачивается в пароход – в верхнем и нижнем квадратиках вытягивают середины (половинки) вверх по очереди и разглаживают – получают вверху и внизу трубы (рис.1), а левый и правый квадратики поддевают изнутри целиком указательными пальцами и тянут соответственно вправо и влево (фигура как бы складывается) и разглаживают до рис.2). | рис.1 рис.2 |
Купил он себе красивую шляпу, (пароход берут двумя руками, на корму и нос парохода надавливают указательными пальцами и складывают их внутрь, прижимают большими пальцами) | |
крепкие надёжные сапоги, (изделие складывается пополам справа налево) | |
кожаные штаны (сапоги разворачиваются обратно в шляпу, шляпа (только передняя часть) разворачивается вниз (рис.3). Затем левый и правый квадратики поддеваются указательными пальцами изнутри и растягиваются в пароход, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние углы кормы и носа парохода внутрь; разглаживаем бумагу вверх рис.4) | рис.3 рис.4 |
и тёплый свитер (указательными пальцами сверху отгибаем переднюю часть фигуры свитер на себя и вниз, разглаживаем). | |
И в таком нарядном виде он плыл и плыл, пока не проголодался. Решил он перекусить и сел за стол (сложный этап – берём свитер, верхнюю и нижнюю трубу сдавливаем по очереди с боков, складывая их обратно в квадратики /рис.5/; затем изделие поворачиваем вправо на 90 градусов, указательными пальцами левый и правый квадраты глубоко изнутри вытягиваем вправо и влево соответственно рис.6, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние /правый и левый/ углы изделия внутрь, поправляем до формы стола рис.7). | рис.5 рис.6 |
Заказал он себе много разной еды и хорошо пообедал. | рис.7 |
После обеда поплыл он дальше и через некоторое время причалил к берегу небольшого островка. Погостил он на этом островке, продал пароход и решил отправиться дальше на новом паруснике (фигура стол разворачивается к себе углом, берётся правой и левой рукой за противоположные углы и стол по диагональному сгибу складывается вверх в фигуру 8; образовавшиеся треугольные выступы (к себе и от себя) проглаживают влево вверх правой рукой до фигуры 9; для нормального вида изделие поворачивают где-то на полкруга вправо). | рис.8 рис.9 |
На паруснике он плыл по морю, пока не приплыл к пристани небольшого города. Денег у него оставалось совсем немного, т.к. он их потратил во время путешествия. Он продал парусник и отправился он дальше на лодке (фигура парусник - правый угол /край/ изделия (только передняя часть) отгибается и прикладывается ровно к левому краю, выступившая центральная /передняя/ часть отгибается к правому краю, разглаживается рис.10). | рис.10 |
Плыл он, плыл и доплыл до морского залива. Залив этот переходил в пруд. Там наш путешественник сошел на берег и на оставшиеся деньги взял напрокат катамаран (фигура лодка сверху большими пальцами немного раскрывается за края, рис.110). |
Катался он на катамаране, пока время его не вышло. Но вот время закончилось, и человек, вполне довольный путешествием, сошёл на берег. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! (по ходу рассказа - в фигуре катамаран внутри торчат как бы язычки /треугольники, рис.11/, придерживая фигуру, аккуратно вытаскиваем первый язычок целиком вверх рис.12, после чего верхний треугольник сгибаем вниз рис.13 и боковые треугольные части сгибаем к центру. Затем полученный квадрат сгибаем пополам вниз.) | рис.11 рис.12 рис.13 рис.14 |
(Переворачиваем фигуру и точно такую же операцию повторяем с оставшейся половиной катамарана.) А ты любишь сказки слушать – люби и денежки платить. (полученная фигура растягивается за края в разные стороны в кошелёк-коробочку рис.16). | рис.15 |
Вот так и закончил он своё путешествие. Теперь он зарабатывает себе на жизнь тем, что рассказывает сказки прохожим. | рис.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности "Чудеса оригами"
программа по внеурочной деятельности...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Мир оригами. Лебедь.
Представлен материал по проведению внеурочной деятельности 1 класс фгос...
Внеурочная деятельность. Мир оригами.
Представлено занятие по внеурочной деятельности в 1 классе....
ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе—выставке оригами, посвященный Международному Женскому Дню «Весенний букет»
1. Цель и задачи школьного конкурса—выставки оригами.1.1. Цель школьного конкурса—выставки оригами:— пропаганда семейных ценностей;— укрепление авторитета и поддержки института семьи;— развитие творче...
План-конспект открытого занятия по теме: «Оригами. Изготовление сердечка с кармашками»
План-конспект открытого занятия по теме: "Оригами. Изготовление Лягушки...
План-конспект открытого занятия по теме: «Оригами. Изготовление сердечка-кармашка»
План-конспект открытого занятия по теме: "Оригами. Изготовление сердечка-кармашка"...
Открытое занятие "Журавлик счастья"- оригами
Цель: учить складывать журавлика, машущего крыльями из базовой формы «Птица»Задачи:-учить создавать образ журавля, передавать в поделке его форму;-научить детей выполнению б...