Дополнительная образовательная программа "Магия холодного фарфора"
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Дополнительная образовательная программа "Магия холодного фарфора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zlobina_e.a.docx54.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Барановская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано        

Заместитель директора                                                                                                       Утверждено

по воспитательной работе                                                                          Приказ №_________

__________/О.Д. Назарова        От_______________                          

_________/М.В.Конышева

/

                                                                                                                           

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Магия холодного фарфора»

Возраст обучающихся: 6,6 - 12  лет

Срок реализации программы – 1 год

Составила: Злобина Елена Александровна

Учитель высшей квалификационной категории


д.Бараны

2019 г.


Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — во всяком случае эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем

     либо и вести нас к совершенству.

Д. Локк

Пояснительная записка. I.

Программа «Магия холодного фарфора» отвечает требованиям нормативно-правовых документов: Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Концепции духовно-

нравственного воспитания российских школьников, Устава учреждения, Локального акта учреждения «Положение о разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Лепнина своими руками – не новость, но если раньше такие украшения были уделом богатых дворцов, замков и загородных домов вельмож и сановников, то сегодня эксклюзивную лепнину из холодного фарфора может выполнить любой человек.

Данная программа позволяет преображать самые обычные вещи, дополнив их лепным орнаментом из холодного фарфора, например, цветами, узорами.

Во время обучения мы погружаемся в изучение самого материала холодный фарфор, учимся с ним работать. Изучаем все особенности и способы его обработки. Знакомимся с инструментами для работы с ним, а так же изучаем и выполняем простые элементы и изделия из холодного фарфора.

Познаем  скульптурную технику из холодного фарфора. Начинаем заниматься усложненной лепкой, создавать не отдельные изделия, а целые композиции. К концу года планируется освоить один из сложных направлений этой техники - куклы из холодного фарфора, это интереснейший и увлекательный процесс, который содержит в себе огромный простор для фантазии автора. Причем каждый желающий может сделать куклу, для этого лишь следует иметь желание, необходимые материалы и, конечно же, информацию о технологии. При создании куклы могут применяться самые разнообразные приемы и материалы: роспись, вышивка, плетение бисером, изготовление различных аксессуаров.

1.1.       Направленность программы -  художественная, которая  направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. 

Новизна
Данная программа дает знания, которые помогают изучить и познакомиться с мастерством дизайнера, флориста, скульптора. Программа содержит разделы, включающие в себя как процесс изготовления изделий, так и процесс изготовления самого материала для лепки, составляющие ингредиенты которого можно постоянно изменять, заменять на появляющиеся новинки; а также появляется возможность постоянно экспериментировать с процессом изготовления фарфора, его окрашиванием.

Актуальность

К числу наиболее актуальных проблем на сегодня относится отсутствие усидчивости, не постоянство в выборе деятельности, отсутствие умений и желания что-либо делать руками. Дети в современном мире адаптированы получать уже готовый продукт, не прилагая каких-либо усилий для его создания. Данная программа «Магия холодного фарфора» способна решить эти проблемы. Она призвана обратить внимание детей на самые обычные невзрачные вещи, которые мы зачастую выбрасываем и научит эти же ненужные старые вещи преобразить с помощью вылепленных элементов из холодного фарфора, превратив их в эксклюзивную вещь, которые на витринах стоят так дорого.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует: творческому развитию личности ребенка, умению самостоятельно создавать творческие работы, адекватно оценивать свои результаты в работе. Кроме того, программа призвана развивать толерантное поведение, терпимость.

Воспитание и обучение в объединении осуществляется в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся объединения получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у обучающихся значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы.

Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. В основе занятий лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут стать другими  и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году обучения создают свои изделия, не пользуясь шаблонами. Готовые шаблоны лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. 

Интегрированность с другими видами деятельности на учебных занятиях  связана с декоративно-прикладным творчеством, музыкой, живописью, ИЗО, театром.

1.3. Отличительные особенности заключаются в том, что она включает в себя различные элементы декоративно-прикладного искусства: сувенирная лепка, изготовление бижутерии, флористика.

В структуру программы входят три образовательных блока:

- теория

- практика (способствует развитию творческих способностей у детей, развитие мелкой моторики при лепке)

- проектная деятельность (умение использовать имеющиеся и полученные знания при разработке и создании своей авторской работы).

1.4. Сроки реализации дополнительной образовательной программы 1 год, что составляет 34 часа в год,  данная программа разработана впервые, заинтересует ли она детей, зависит дальнейшая реализация программы на следующий год.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной  программы – 6,6 – 12 лет. 

1.6. Режим занятий – 1 час в неделю, 34 часа в год. Занятия организованы ______________

Начало                                   , окончание                          .  

1.7.Формы организации образовательного процесса: группа, подгруппа и индивидуально.

1.8.Форма подведения итогов: 

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

 составление презентаций готовых работ в объединении,

проведение выставок,

участие в конкурсах детского творчества в своём учреждении, на муниципальном, региональном уровнях.

Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:

- предварительного

Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.

В конце полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

- итогового

Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.

Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

- уровень воспитанности обучающихся;

- микроклимат в детском объединении;

- взаимодействие с родителями.

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения:

Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями.

А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.

Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:

Мотивацию к образовательной деятельности;

Отношения в коллективе;

Уровень творческой активности;

Организаторские способности обучающихся;

Сформированность культурно-гигиенических навыков.

Уровень обеспечения сетевого взаимодействия:

Тесно сотрудничаем с сельской библиотекой, СДК «Венок», МБОУ ДО Красногорский ЦДТ.

  1. Цель программы – создание условий для развития художественного вкуса и творческого развития личности, в процессе изготовления миниатюрных изделий из холодного фарфора.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства создания изделий из холодного фарфора;
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм
  • совершенствовать умения формировать навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке холодного фарфора
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
  • воспитать доброту, взаимопонимание, терпимость по отношению к людям, культуру общения;
  • способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства(изделий из соленого теста и холодного фарфора), технической эстетики, архитектуры
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

3. Учебно-тематический план.

Название раздела.Темы.

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

Введение

1

История возникновения и применения холодного фарфора.

1

Подготовительный этап:

1

Общие этапы изготовления и обработки изделий из холодного фарфора

0,5

1

Изготовление сувенирной статуэтки «Медвежонок»

0,5

2

презентация

Изготовление фигурки «Ежонок на листочке»

0,5

2

Сувениры из окрашенного холодного фарфора

0,5

2

Мимоза из холодного фарфора

0,5

2

презентация

Фантазии нового года и рождества

0,5

3

Ромашка из холодного фарфора

0,5

2

Маки из холодного фарфора

0,5

2

Изготовление букета «Полевое чудо»

0,5

3

презентация

«Изящная роза»

0,5

3

Авторская композиция.

2

Итоговая аттестация

1

Анкета

Выставка объединения «Магия холодного фарфора»

1

Выставка

Итого:

8

26

34ч.

  1. Содержание программы «Магия холодного фарфора».

Тема 1.Введение.  -1ч.

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Тема 2. История возникновения и применения холодного фарфора. -1 ч.

Тема 3. Подготовительный этап -1ч.

Тема 4. Общие этапы изготовления и обработки изделий из холодного фарфора -1,5ч.

Основные приемы и способы лепки -0,5ч.

.

Основные приемы и техники росписи и окрашивания холодного фарфора -1ч

Тема 5.Изготовление сувенирной статуэтки «Медвежонок» - 2,5ч.

.

Просмотр изображений медвежат из холодного фарфора. Беседа об особенностях туловища медвежонка. Подготовка инструментов для создания статуэтки – 0,5ч.

Изготовление статуэтки «Медвежонок»

Оформления мордочки и окрашивание медвежонка -2ч.

Тема 6. Изготовление фигурки «Ежонок на листочке» - 2,5 ч.

.

Просмотр изображений ежей из холодного фарфора. Беседа об особенностях туловища ежонка. Подготовка инструментов для создания фигурки. -0,5ч.

.

Изготовление статуэтки «Ежонок на листочке »

Оформления мордочки и окрашивание статуэтки – 2ч.

Тема 7. Сувениры из окрашенного холодного фарфора -2,5 ч

Окрашивание холодного фарфора гуашью и акриловыми красками 0,5ч.

.

Подарки из окрашенного фарфора к 8 Марта.

Магнитик «Кольцо с фруктами» из окрашенного фарфора

Бусы, браслеты и др. украшения – 2 ч.

Тема 8. Мимоза из холодного фарфора – 2,5 ч

.

Подготовка нужных инструментов для работы. -0,5 ч.

Окрашивание теста.

Изготовление веточки мимозы. Оформление, дополнение изделия – 2ч.

Тема 9. Фантазии нового года и рождества – 3,5ч.

Беседа о символах нового года и рождества

Просмотр мультфильма по теме «Новый год или рождество» - 0,5ч.

Изготовление новогодних игрушек и сувениров

Роспись новогодних игрушек и сувениров – 3ч.

Тема 10. Ромашка из холодного фарфора – 2,5ч

Подготовка нужных инструментов для работы – 0, 5

Окрашивание теста..

Изготовление цветка ромашки и листочек к нему -2ч.

Тема 11. Маки из холодного фарфора – 2.5ч

Подготовка нужных инструментов для работы. – 0,5

Окрашивание теста.

Изготовление цветка мака – 2 ч.

Тема 12. Изготовление букета «Полевое чудо» - 3,5ч.

Подготовка нужных инструментов для работы. Повторяем приемы изготовления трех видов цветов: мимоза, ромашка, мак. – 0,5

Окрашиваем тесто. Изготавливаем цветы для букета

Изготавливаем зелень для букета

Собираем и оформляем букет «Полевое чудо» - 3 ч.

Тема 13. «Изящная роза» - 3,5 ч.

Просмотр мастер-класса по созданию роз из холодного фарфора. Подготовка инструментов для изготовления роз – 0,5 ч.

Изготовление роз для топиария (разного цвета из окрашенного холодного фарфора)

Изготовление основы для топиария (кашпо, крона, элементы декора)

Соединение элементов изделия

Оформление, глазирование готового изделия – 3ч.

Тема 14. Авторская композиция. – 2 ч.

Изготовление собственных композиций. Оформление авторской композиции

Тема 15. Итоговая аттестация -1ч.

Проведение итоговой аттестации. Тест.

Тема 16. Выставка объединения «Магия холодного фарфора» - 1ч.

Награждение участников различных конкурсов.

5.Календарно-тематическое планирование по программе «Магия холодного фарфора».

Продолжительность обучения: 01.09-31.08

Месяцы обучения

Сентябрь

0ктябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Недели обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

I год обучения

количество часов

1

1

1

1

1

1

1

1

к

1

1

1

1

1

1

1

1

п

к

1

1

1

1

1

1

1

Контроль\

аттестация

1

Месяцы обучения

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Всего количество часов

Недели обучения

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

47

48

49

50

51

52

1 год обучения

количество часов

1

1

1

к

1

1

1

1

1

п

1

1

1

34

Контроль\

аттестация

6.Ожидаемые результаты:

В результате обучения обучающие должны знать:    

Знать правила техники безопасности при работе с холодным фарфором;

знать различные технические приемы изготовления изделий из холодного фарфора

знать принципы художественного оформления готового изделия;

условные обозначения на чертежах, схемах;

способы перевода шаблонов изделия и его деталей на холодный фарфор;

знать приемы и правила пользования инструментами и приспособлениями;

Должны уметь:

пользоваться нужными инструментами и приспособлениями при обработки холодного фарфора

 создавать различные изделия из холодного фарфора;

иметь навыки выполнения учебно-исследовательской работы.

 ориентироваться в проблемных ситуациях;

свободно владеть способами и приемами работы с холодным фарфором;

проявлять свои творческие способности мастерства;

заниматься проектной деятельностью;

адекватно оценивать и вовремя вносить поправки в свою работу;

работать в коллективе, активно участвовать в выставках, конкурсах.

У учащихся сформированы навыки:

  • изготовления изделий из мокрого фарфора: игрушки, украшения, декоративные панно и картины;
  • навыки самостоятельной работы;
  • Личностные результаты:
  • сформированы эмоционально-положительное отношения и интересы к художественно-творческой деятельности;
  • заложены основы художественного вкуса;
  • заложены основные нравственные нормы (ответственность, трудолюбие).
  • Регулятивные
  • сформировано умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • Коммуникативные
  • сформировано умение формулировать собственное мнение, учитывая различные точки зрения;
  • Познавательные
  • сформирован познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;

  • Оценка результатов занятий по программе:
  • по уровню художественного мастерства;
  • по уровню теоретических знаний;
  • по способности взаимодействовать с другими детьми;
  • по способности принимать самостоятельное решение

  • Оценка художественного мастерства:
  • по уровню выполнения творческих работ;
  • по творческим выставкам;
  • по результатам участия в смотрах, конкурсах.
  • Критерии оценки: качество исполнения, рациональное использование материала, творческий подход к выполнению задания.
  • Оценка теоретических знаний:
  • собеседование,
  • оценка творческих проектов,
  • Контроль уровня обучения:
  • итоговый контроль (в конце учебного года).

7. Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

Дидактический материал.

Вид и форма контроля.

Форма предъявления результата:

групповая,  индивидуальная

Словесные:

объяснение, образный рассказ, беседа

Наглядные:

показ педагогом выполнения заданий.

наглядно-слуховой

наглядно-зрительный, 

Практические:

практические задания,

Методические пособия для педагога:

литература, конспекты занятий

Методические подборки для воспитанников:

задания творческого характера

Средства обучения:

 наглядные пособия, дидактический материал, раздаточный материал, ноутбук.

Итоговый:

Тест.

Выставка.

Условия реализации программы: 

Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проводятся в отдельном кабинете, имеются соответствующие  столы, стулья, демонстрационная доска, ноутбук, материалы и оборудование (в соответствии с направлением и видом деятельности). 

8. Список литературы для педагогов

  1. Величко Н. Роспись изделия. – М.: Аст-Пресс, 2009.
  2. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в школе. – М.: Сфера, 2005..
  3. Хохлома. Серия «Народные промыслы». – М.: Околица, 2007.
  4. ЕвдокимоваЭ.. Холодный фарфор. Цветочные фантазии своими руками-М.:Феникс, 2013.
  5. Губина В.К. Чудеса из полимерной глины. Серия: «Смотри и повторяй»-АСТ. 2015
  6. Доун Шиллер. Сказочные герои из полимерной глины. Ведьмы, тролли, феи и эльфы-Контэнт, 2014


                   Список литературы для детей.

  1. Лебедева А.И. Умелые руки не знают скуки. – М.: Малыш, 2009.
  2. Чурзина Н.О. Игрушки своими руками. – М.:Олма-Пресс; С-Пб изд. Дом «Нева», 2009.
  3. Зуевская Е., Искусство керамической флористики-Контэнт, 2013
  4. Данилова Т. Цветы из полимерной глины. Основы керамофлористики. –Питер , 2015.


Приложение.

Критерии оценивания презентаций (баллы)

Параметры оценивания презентации

Выставляемая оценка (балл) за представленный проект (от 2 до5)

Связь презентации с заявленной темой -1б.

Содержание презентации-2б.

Заключение презентации-1б.

 Дизайн-1б.

Итоговое количество баллов:

2 балла – это низкий уровень владения ИКТ-компетентностью;

3-4 балла – это средний уровень;

5 баллов – высокий уровень владения ИКТ-компетентностью.

Анкета

для обучающегося кружка  «Магия холодного фарфора»

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая вариант:

    Да

    Нет

    Затрудняюсь ответить

1.На занятии кружка у меня обычно хорошее настроение.

2.К нашему педагогу можно обратиться за советом и помощью в трудную жизненную ситуацию.

3.В кружке я всегда свободно могу высказать свое мнение.

4.Я считаю, что в кружке созданы все условия для развития моих способностей.

5.Я считаю, что кружок по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

      6. Часто ли  без причины пропускаете занятия кружка?

      7.Что больше всего  нравится в работе кружка?

      8. Испытываете  ли  трудности при выполнении заданий преподавателя?

      9. Как вы считаете, приносят ли вашему вам пользу занятия?

     Сколько Вам лет?__________

     Укажите, пожалуйста, Ваш пол__________________

Критерии оценки выставочных работ.

Оценка в баллах

  1. Оригинальность изделия -1б.
  2.  Эстетический внешний вид – 1б.

3.    Качество оформления – 1б.

4.  Работа выполнена в соответствии с технологией изготовления – 1б.

5. Практическая значимость изделия – 1б.

Итоговая оценка -5 б.

hello_html_78e729a8.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

проект «Декор интерьера в технике" Холодный фарфор"

Во все времена люди украшали свои жилища красивыми вещицами: вазами, цветами, статуэтками из фарфора. И в наше время женщины стремятся создать гармонию и уют в доме, подчеркнуть свою индивидуальность....