Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пестрецовская основная школа»
Ярославского муниципального района
Утверждаю:
приказ по школе №_______________
от «_____» _____________ 2019 года
Директор школы:
А.И. Ченцова _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
Технология
в 4 классе
1 час в неделю (34 часа в год)
Учитель:
Колосовская Юлия Владимировна
2019-2020 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 4 класса уровня НОО составлена и реализуется на основе следующих документов:
- Закон Министерства образования и науки Российской Федерации « Об Образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
- Авторская программа « Технология», разработанная Е.А. Лутцевой, в рамках проекта « Начальная школа XXI» ( научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях , реализующих программы начального общего образования в 2019-2020 учебном году.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ.
Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды деятельности обучающихся.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Лутцева Е. А., Технология: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 160 с.: ил.
Лутцева Е. А., Технология. Учимся мастерству: 4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 64 с.: ил.
В авторскую программу изменения не внесены.
Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Это определило цель обучения технологии: развитие личности обучающегося уровня НОО, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду и др., позволяют обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки обучающегося к обучению в среднем звене ОУ.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Обучение технологии способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Особенностью уроков технологии на уровне НОО является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности обучающихся на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения на уровне НОО, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения обучающихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности обучающегося. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности, описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии на уровне НОО направлено на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно - конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и при менять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Занятия обучающихся на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности обучающиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет обучающимся получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии на уровне НОО выделяется 272 ч, из них в 1 классе 66 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты изучения технологии в 4 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
- проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
- принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем педагогического работника выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- с помощью педагогического работника уровня НОО и самостоятельно учиться определять и формулировать цель деятельности;
- учиться проговаривать последовательность действии на уроке;
- учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью педагогического работника и самостоятельно объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место, с помощью педагогического работника отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному педагогическим работником плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля;
- учиться совместно с педагогическим работником, другими обучающимися и самостоятельно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- с помощью педагогического работника анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
- учиться проговаривать последовательность действии на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью педагогического работника и самостоятельно объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место, самостоятельно и с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с педагогическим работником и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Предметные результаты (по разделам)
- Общекулътурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать (на уровне представлений):
- о роли и месте человека в окружающем мире; созидательной, творческой деятельности человека, о природе как источнике его вдохно вения;
- об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
- о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
- обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
- соблюдать правила гигиены труда.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Знать:
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки на глаз, по шаблону;
- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
- клеевой способ соединения;
- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и приѐмы по изготовлению не сложных изделий;
- экономно размечать сгибанием, по шаблону;
- точно резать ножницами;
- собирать изделия с помощью клея;
- эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
- Конструирование и моделирование
Знать:
- о детали как составной части изделия;
- конструкциях — разборных и неразборных;
- неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
- различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий, конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития: становления социально значимых личностных качеств обучающегося, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждогообучающегося, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий на уровне НОО. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для обучающихся.
Занятия обучающихся на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития обучающихся уровня НОО.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности обучающихся начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.). Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование.
Деятельность обучающихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности.
Основные содержательные линии.
- Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. На уровне НОО осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются прежде всего технологические операции, приёмы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу обучающиеся расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приёмы, инструменты, материалы, виды труда.
- Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения.
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности обучающихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырёх лет обучения на уровне НОО. В 1 классе оценка не выставляется. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии на уровне НОО являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Педагогический работник может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого обучающегося (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Для итоговой аттестации каждый обучающийся в течение четырёх лет обучения создаёт свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 4 КЛАСС.
Этапы урока:
- Организационный момент.
Технологии: игровая технология (создание игровой ситуации), эвристическая беседа, здоровье сберегающая технология (элементы аутотренинга, алгоритмическая разминка).
- Сообщение темы и целей урока.
Технологии: проблемное обучение (создание проблемной ситуации), педагогика сотрудничества (работа в парах, эвристическая беседа), информационно-коммуникативные технологии (представление наглядного материала).
- Работа по теме урока.
Технологии: дифференцированный подход (индивидуальная работа, работа в парах, группах, тройках, четвёрках), компетентностно – ориентированный подход (исследовательская работа в группах, парах), развивающее обучение (сравнение, мышление), игровые технологии (игровые ситуации).
- Этап физминутки.
Технологии: здоровье сберегающая технология (гимнастика для тела, слуха, элементы аутотренинга).
- Индивидуально-самостоятельная работа.
Технологии: дифференцированный подход (разноуровневые задания), индивидуальный подход (индивидуальная работа)
- Подведение итогов:
Технологии: технология сотрудничества (коллективный вывод, подведение итогов в паре, сравнение), гуманно-личностный подход (создание ситуации успеха).
- Рефлексия:
Технологии: гуманно-личностная технология (создание ситуации успеха), здоровье сберегающая технология (я знаю, получилось, не получилось).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 класс (34ч)
Технико-технологические знания и умения,
основы технологической культуры (26 ч)
Элементы материаловедения.
Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).
Основы технико-технологических знаний и умений.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных (общее знакомство).
Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Техника ХХ-ХХ1 веков. Ее современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за ее пределами и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными программами. Поиск информации. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки). Создание, преобразование, сохранение, удаление файлов, вывод на печать.
Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.
Из истории технологии (8часов)
Преобразовательная деятельность человека в XX веке, научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы, и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту.
Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.
Самые яркие изобретения начала XX века (в обзорном порядке) — электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине XX века — телевидение, ЭВМ, открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж ХХ-ХХ1 веков — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.
Средства контроля:
- Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.
- Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.
- Безопасные приемы труда при работе на компьютере.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ
4 КЛАССА
В результате изучения технологии (труда) обучающийся должен:
знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
уметь:
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации(в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны:
иметь представление:
- о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
- о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
- о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
- об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
- о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.;
знать:
- современные профессии, появившиеся в ХХ-ХХ1 веках и связанные с изученным содержанием;
- технические изобретения конца XIX — начала XX века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
- названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
- названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
- этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
- петельную, крестообразную строчки и их варианты;
- луковичный и клубневый способы размножения растений;
уметь:
- определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
- подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
- эстетично оформлять изделия;
- соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения — речь, этикет и т. д.);
самостоятельно:
- разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;
при помощи педагогического работника:
- выбирать темы для практических и проектных работ;
- искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Лутцева Е. А., Технология: 4 класс: Учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 160 с.: ил.
Лутцева Е. А., Технология. Учимся мастерству: 4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 64 с.: ил.
Календарно-тематическое планирование по технологии, 4 класс
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Элементы содержания | Дата проведения | ||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД | план. | факт. | |||
Что такое научно-технический прогресс? | Знать и соблюдать технику безопасности при работе с ножницами; Уметь продумывать порядок работы, высказывать своё мнение. Проявить фантазию, сообразительность при изготовлении подставки для карандашей. Получить представление о современных направлениях научно-технического развития. Узнать: значение понятий «научно-технический прогресс», «модернизация», «изобретение»; основных частей персонального компьютера. Расширить представления: о видах и источниках информации; роли компьютера в современной жизни; об использовании компьютера в различных сферах: в медицине, в прогнозировании погоды, в учреждениях; на предприятиях. Научиться: работать с компьютерным меню; создавать, открывать, просматривать документы; создавать компьютерную презентацию; экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех этапах; искать оригинальные решения эстетических проблем; работать по инструкционной карте; ориентироваться в задании; работать над проектом; находить необходимый для урока материал. | Познавательные УУД: искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Регулятивные УУД: совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи); осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. Коммуникативные УУД: слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи); быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь задавать вопросы. Личностные УУД: определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут; участвовать в работе группы; ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе; решать задачи адаптации в различных ситуациях; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | ИКТ: презентация «Что такое научно-технический прогресс?». Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Исследовательская работа. Обсуждение результатов исследования. | |||
Мой помощник компьютер. | ИКТ: презентация «Из истории компьютера», «Как создать документ». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Выполнение пробных упражнений по созданию документа, презентации. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Компьютер в быту. Как создать документ. | ||||||
Компьютеры в медицине. Форматирование текста. | ИКТ: презентация «Компьютеры в медицине». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Выполнение пробных упражнений по форматированию теста. Оценивание результатов работы. | |||||
Компьютеры в медицине. Форматирование текста. | ||||||
Компьютеры и прогнозирование погоды. Как вставить рисунок в документ. | ИКТ: видеоурок «Как вставить рисунок в документ». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Выполнение пробного упражнения по вставке рисунка в документ. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Компьютеры в учреждениях и на предприятиях. Создание таблиц. | ИКТ: видеоурок «Создание таблиц». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Выполнение пробных упражнений по созданию таблиц. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Компьютеры в учреждениях и на предприятиях. Создание таблиц. | ||||||
Компьютерная презентация. | ИКТ: видеоурок «Как создавать компьютерную презентацию». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Создание презентации на одну из выбранных тем. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Компьютерная презентация. | ||||||
Штучное и массовое производство. Проект «Посуда». | Познакомятся с научно-техническими открытиями; с термином «гончар» Соблюдать технику безопасности. Рассмотрят поделки из керамики: многообразие моделей гончарного производства – шар, полушарие, яйцо. Вспомнят свойства пластилина. Обоснуют выбор и изготовление основной формы сосуда. Выберут узор и определят его выполнение с помощью стека или декоративных накладок. Проявят фантазию, сообразительность. Примут участие в выставке работ. Познакомятся с вязкой маслянистой жидкостью темно-коричневого цвета, с характерным запахом. Проведут исследование (пакет, ручка) и заполнить таблицу в рабочей тетради. Повторят технику безопасности при работе с ножницами, клеем. Изготовят изделия из вторсырья (губка, бутылки, пластмассовые футляры). Проявят фантазию. Познакомятся с работой отдельных производственных цехов современного автомобильного завода. Создадут модель работы предприятия (завод, фабрика, мастерская). | Познавательные УУД: искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет; приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных; самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия; осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы. Коммуникативные УУД: формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать; быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь задавать вопросы. Личностные УУД: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. | ИКТ: презентация «Что такое ремесло?». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Демонстрация приёмов работы. Выполнение технологического проекта. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||
Быстрее, больше. Проект «Чеканка». | ||||||
Как делают автомобили. Коллективный проект. | ИКТ: презентация «Автомобильное производство». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Демонстрация приёмов работы. Выполнение технологического проекта. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Как делают автомобили. Коллективный проект. | ||||||
Чёрное золото. | ИКТ: презентация «Чёрное золото». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Демонстрация приёмов работы. Выполнение технологического проекта. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Что изготовляют из нефти. | ||||||
Что такое вторичное сырьё | ИКТ: презентация «Изделия из вторсырья». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Демонстрация приёмов работы. Выполнение технологического проекта. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Что такое вторичное сырьё | ||||||
Природа в опасности. | ИКТ: презентация «Природа в опасности!». Мозговой штурм. Познавательно-информационная беседа «Как сберечь природу?». Изготовление плаката на тему «Берегите природу!». Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
О чём рассказывает дом? Дом для семьи. | Получат представление о национальных жилищах разных народов, о бытовых электроприборах. Узнают правила безопасности при использовании бытовых электроприборов, экономного расходования электроэнергии. Познакомятся с понятиями «железобетон», «керамзит». Расширят представления о видах городов, о современных городских домах, профессиях людей, обслуживающих их. Научатся самостоятельно разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе; организовывать рабочее место, подбирать необходимые инструменты и приспособления. | Познавательные УУД: искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет; делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных; самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать; слушать других, уважительно относиться к позиции другого. Личностные УУД: участвовать в работе группы; ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе. | ИКТ: презентация «Дом для семьи». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Демонстрация приёмов работы. Выполнение технологического проекта. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||
О чём рассказывает дом? Дом для семьи. | ||||||
В доме. | ИКТ: презентация «Какие бывают дома». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Демонстрация приёмов работы. Выполнение технологического проекта. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Как дом стал небоскрёбом. | ||||||
Какие бывают города. | ИКТ: презентация «Какие бывают города». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Демонстрация приёмов работы. Выполнение технологического проекта. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Что такое дизайн. | Получат представление о дизайне, о работе дизайнера, о роли дизайна в современном производстве. Повторят технику безопасности при работе с ножницами, клеем. Научатся выполнять дизайн-проект рекламы изделия, разработку моделей одежды, учитывая цветовые сочетания; самостоятельно разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе; организовывать рабочее место, подбирать необходимые инструменты и приспособления; выполнять изделия по собственному замыслу; определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно. | Познавательные УУД: приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь задавать вопросы. Личностные УУД: понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. | ИКТ: презентация «Что такое дизайн». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Демонстрация приёмов работы. Выполнение технологического проекта. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||
Дизайн техники. | ||||||
Дизайн рекламной продукции. | ИКТ: презентация «Реклама». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Демонстрация приёмов работы. Выполнение технологического проекта. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Дизайн интерьера. Коллективный проект «Дизайн гостиной». | ||||||
Дизайн одежды. Пять задач дизайнера модельера. | ИКТ: презентация «Дизайн одежды». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Демонстрация приёмов работы. Выполнение технологического проекта. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||||
Отделка изделия. Проект «Дизайн одежды». | ||||||
Отделка изделия. Проект «Дизайн одежды». | ||||||
Аксессуары в одежде. | ||||||
Будущее начинается сегодня. Коллективный проект «Город будущего». | Расширят представление о творческом процессе создания изделий; Научатся применять ранее приобретённые знания и умения при изготовлении изделий, разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе; организовывать рабочее место, подбирать необходимые инструменты и приспособления; выполнять изделия по собственному замыслу; определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно. | Познавательные УУД: делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Регулятивные УУД: учиться принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы.. Личностные УУД: определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут. | ИКТ: презентация «Город будущего». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Заслушивание сообщений обучающихся о современных материалах, просмотр подготовленных презентаций по теме «Новые материалы». Демонстрация приёмов работы. Выполнение коллективного проекта «Город будущего». Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных сведений. Оценивание результатов работы. | |||
Будущее начинается сегодня. Коллективный проект «Город будущего». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Комментарии
Комментарий
Комментарий