Мастер - класс Книжки-малышки " Профессии, начинающиеся с буквы А"
методическая разработка по технологии (4 класс)

Урок технологии на тему: Книжки - малышики "Профессии, начинающиеся с буквы А"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professiiurok.docx21.12 КБ
Файл master.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: технология

Класс: 4

Тема:  Книжки-малышки «Профессии, начинающиеся с буквы А»

Учитель: Гайнутдинова З.Р.

Цель: формировать стремление детей к поиску информации и представление ее сверстникам.

Тип урок: проектная деятельность

Планируемые результаты:

Предметные: узнать какие профессии начинаются с буквы А и какую работу выполняют люди этой профессии.

Регулятивные: развивать критическое мышление детей,  умения самообразования, самовыражения.

Коммуникативные: развивать умение работать в группе, распределять обязанности между членами группы.

Познавательные: умение добывать информацию из различных источников , структурировать ее, формировать умение организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность.

Личностные: формирование стремления открывать новое.

Оборудование: Толковые словари, презентация, шаблоны книжек-малышек

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять.

Настраиваются на восприятие учебного материала.

II. Подготовительный этап.

Близится великий праздник нашей страны «День Победы»

 9 мая. Изучая эту тему по предмету окружающий мир мы с вами познакомились с воспоминаниями Ирины Николаевны Алексеевой из Новосибирска: «Беженцы прибывали круглый год. Среди них было много детей. Но холодной осенью и зимой это было не так заметно. Сидели по домам, так как тёплой одежды не было, и боялись высунуть носы на сибирские морозы. Когда же наступило настоящее тепло – город удивился: до чего же много в городе детей всех возрастов! Все бульвары и Первомайский сквер прямо кишели ребятишками. Те, что были посытее и покрепче, двигались, играли. Но большинство, очень бледных и худых, с большими серьезными глазами, как старички, сидели на скамейках и смотрели, как бегают и играют другие. Они за свою коротенькую, уже недетскую жизнь успели так много повидать. И эти дети занимали меня больше всего. Когда я шла рано утром на работу, скамейки на бульварах были пусты, а когда возвращалась, и бульвары, и скверы были забиты детьми. Вот тогда-то мне и пришла в голову мысль хоть что-то сделать для этих маленьких старичков. Детских книг тогда не печатали, вот я и решила сама рисовать книжки-малышки. Когда была готова партия в 20-30 книжек, брала их с собой на работу. Возвращаясь обратно, шла по длинному бульвару Красного проспекта, подсаживалась к таким молчаливым фигуркам, сначала знакомилась, потом доставала свою книжку, читала стихи и показывала картинки. Ребята оживились, даже смеялись. Я радовалась вместе с ними и дарила им эти книжки.»(Слайды 1-4 Приложение 2)

-Сказала ли Ирина Николаевна, кто она по профессии?

- Люди каких профессий потребовались бы для создания детских книг?

- Какие профессии вы знаете?

А много ли детских книг, рассказывающих о профессиях?

Что мы может сделать в данной ситуации?

- Назовите тему урока.

- Цели урока. (Слайды 4-7 Приложение 2)

Нет.

Ответы детей.

Мало.

Создать свои книжки-малышки о профессиях для наших первоклассников.

III. Планирование работы

- Профессий очень много, поэтому сегодня мы начнем наше знакомство с первой буквой алфавита А.

- Попробуем составить план нашей работы.

- С чего начнем работу?

- Поможет нам Толковый словарь русского языка. Нам нужны профессии, которые начинаются на А.

- Выбираем любые 4 профессии, которые больше всего вас заинтересовали.

Дети предлагают план работы, и записывают его на доске.

1. Сбор информации.

2.Записать профессию в шаблон книжки- малышки и проиллюстрировать .

3. Сделать презентацию книжки перед первоклассниками.

IV. Поисково- исследовательская деятельность

- Выполняем работу согласно нашему плану. Работаем по толковому словарю русского языка.

-Выполним физминутку при помощи офтальмотренажера Базарного

Совместная работа группы с источником информации.

V. Оформительская деятельность

- Следующий этап работы – записать все профессии, о которых вы узнали и проиллюстрировать их. Это очень объемная работа, и будете выполнять ее вы долго. Как мы можем выполнить работу намного быстрее?

- Разделить работу между каждым членом группы.

Дети предлагают свои идеи по иллюстрации книги и делят задания между членами группы.

VI. Оценка результатов и процесса

Презентация работы группы

- Оцените свою работу на уроке при помощи стикеров, наклеив их в соответствующую графу таблицы:

-Работа понравилась

- Мне было трудно

- Было не интересно

Дети презентуют свои книги первоклассникам.

Самооценка

Приложение 1.

  1. Профессии из толкового словаря русского языка.

Аварийщик - работник аварийной службы

Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

Автоматчик – рабочий, специалист, обслуживающий автомат, автоматическое устройство.

Агроном – специалист в комплексной науке по возделыванию сельскохозяйственных культур.

Агротехник – специалист по технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

Адвокат – юрист, оказывающий юридическую помощь гражданам и организациям.

Актер – артист, исполнитель ролей в театральном представлении, в кино, на телевидении.

Аппаратчик -  специалист, управляющий аппаратом, несколькими аппаратами.

Аптекарь – специалист, работник аптеки.

Арабист – ученый- специалист по языку и культуре истории арабов.

Археолог – специалист по изучению быта и культуры древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

Архитектор – специалист по искусству проектирования и строения зданий, сооружений, зодчий.

Астронавт – специалист по астронавтике (космосу), космонавт.

Астроном – специалист по науке о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Атомник – специалист по атомной физике.

Атташе – должностное лицо при дипломатическом представительстве, является специалистом – консультантом в какой-нибудь области.

Аудитор – лицо, на основе специального контракта проверяющее финансово- хозяйственную деятельность компании, учреждения.

Список использованной литературы.

  1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая учебник «Окружающий мир 4 класс» часть2. Москва «Просвещение» 2014.
  2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка». Издательство «Азбуковник» 1997


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Книжки-малышки «Профессии, начинающиеся с буквы А»

Уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется поделиться c Вами

результатами своей работы и достижениями, "маленькими" победами и "большими" открытиями своих учеников!

Тема моего выступления(Слайд 1) – «Проектная деятельность на уроке технологии «Книжки-малышки»Профессии начинающиеся с буквы А»». Это творческий проект, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

      В последнее время в начальной школе достаточно успешно стал применяться метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

     Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать проблемное обучение, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

     Использование в обучении элементов исследовательской деятельности

учащихся позволяет не столько учить детей, сколько учить учиться,

направлять их познавательную деятельность.

    Суть проектной деятельности - стимулировать интерес ребят к

постановке и решению новых проблем, которые требуют не только

практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования.

   Учебное проектирование относится к области детской самодеятельности, а значит оно личностно – ориентировано и приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес.

   Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы в сети Интернет.

Особо следует отметить, что проектный метод является косвенным

методом обучения, в нем важны не столько полученные учащимися результаты, сколько сам процесс поиска, эксперимента, опыта, исследования, а также характер отношения к этому процессу его участников (интерес, инициатива, сообразительность, самостоятельность и др.).

    При использовании этого метода обучения младших школьников явно

наблюдаются два результата. Первый - реальный - та часть проекта, которая

отражается в конкретном практическом результате. Его можно "пощупать",

оценить, сравнить с другими, использовать по назначению. Другой, скрытый - педагогический эффект проектной деятельности. Он заключается не только в формирующихся у школьников умении и желании самообразовываться, но и в развитии необходимых для этого личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, умения считаться с мнением других людей, сотрудничать, сопереживать и др.

Слайд 2

   В проекте выделяют 5 составляющих: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация.

Вашему вниманию представляется проектная работа учеников 4В класса МБОУ «СОШ № 7» на тему Книжки-малышки «Профессии, начинающиеся с буквы А».

Слайд 3

Цель: формировать стремление детей к поиску информации и представление ее сверстникам.

Планируемые результаты:

Предметные: узнать какие профессии начинаются с буквы А и какую работу выполняют люди этой профессии.

Регулятивные: развивать критическое мышление детей,  умения самообразования, самовыражения.

Коммуникативные: развивать умение работать в группе, распределять обязанности между членами группы.

Познавательные: умение добывать информацию из различных источников , структурировать ее, формировать умение организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность.

Личностные: формирование стремления открывать новое.

           На начальном этапе урока мне нужно было заинтересовать детей, вывести на тему урока и постараться сделать так, чтобы дети сами пришли к тому, что им нужно выполнить на уроке. Изучая окружающий мир на тему ВОВ, дети познакомились с воспоминаниями Ирины Николаевны Алексеевой из Новосибирска. (Слайд 4) Она писала о том, что дети-беженцы во время войны эвакуированные  в Новосибирск, просто наводнили улицы, парки и скверы города. Среди этих бегающих играющих детей, были дети-старички с серьезными глазами, бледные и худые, которые за свою коротенькую недетскую жизнь успели многое повидать.(Слайд 5) Они сидели на скамейки и наблюдали как играют другие дети. Вот для таких детей Ирина Николаевна придумала делать книжки-малышки, чтобы порадовать немного их. Ведь во время войны детские книги не печатались. Ирина Николаевна делала 20-30 штук таких книжек-малышек, шла в парк, подсаживалась к таким молчаливым фигуркам и дарила им эти книжки. Дети радовались и даже смеялись, а Ирина Николаевна радовалась вместе с ними. (Слайд 6)

   Воспитательный момент – патриотическое воспитание, умение сочувствовать, сопереживать другим людям, стремление помогать тем, кому нужна помощь.

Познавательный момент – знания истории ВОВ.

 Задаю детям вопрос о том, люди каких профессий понадобились бы, чтобы создать книгу. Что они знают об этих профессиях. На данном этапе дети актуализируют свои знания о профессиях.

 Много ли вы знаете книг о профессиях, дети выясняют, что мало. Я предоставляю детям возможность решить, что можно сделать в данной ситуации. Дети приходят к мнению, что нужно самим сделать книжки-малышки о профессиях для наших первоклассников.(Слайд 7,8,9) Таким образом выявляют тему урока и ставят цель урока. Это первая составляющая урока ПРОБЛЕМА.

  Профессий очень много, поэтому решили на данном уроке изучить профессии на букву А.

На этом этапе работы дети делятся на группы, дети решили разделить на группы по 4 человека, для того чтобы каждому член группы был активным участником и смог внести свой вклад в проект.(Слайд 10)

 Далее разработали план работы. 2составляющая ПЛАНИРОВАНИЕ. (Слайд11)

  1. Сбор информации. (Слайд 12,13,14)

При помощи толкового словаря русского языка, сети интернет находят названия профессий, начинающиеся на букву А. Это 3 составляющая – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.

  1. Выбрали 4 профессии, которые на взгляд группы наиболее интересны.(Слайд 15)
  2. Создание книжки- малышки. 4 составляющая – ПРОДУКТ

 (Слайд 16-26)

  1. Презентация книжки-малышки. 5 составляющая – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

(Слайд 27-30)

При выполнении проекта каждый ученик попал в среду "неопределенности", возникла проблема «Какие же профессии существуют», ведь дети никогда не задумывались над этим вопросом, использование проблемной ситуации помогло активизировать познавательную деятельность, возник интерес. В психологии известно, что интерес возникает скорее в "зоне незнания", чем знания. Итог урока: Книжки- малышки о профессиях. (Слайд 31)Результат дети смогли не только увидеть и продемонстрировать свой продукт и самим познакомиться с профессиями, о которых они даже не догадывались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книжка-малышка

Эта книжка была разработана для урока по элективному курсу "Художественный шрифт"....

Пишу правильно. Книжка - малышка "Памятки и правила".

Данная книжка позволяет первоклассникам и ребятам постарше с интересом изучать  русский язык . Мы вместе с Азбукой начинаем знакомство с этой книжкой. Сначала ребята разукрашивают обложку, затем ...

МАОУ «СОШ №31» Книжка-малышка. Перевод стихов А.Л.Барто на иностранные языки Составители: ученики 1Г класса

МАОУ «СОШ №31»                       Книжка-малышка.Перевод стихов А.Л.Барто н...

Технологическая карта по технологии на тему: "Книгопечатание. Изделие: книжка - малышка" 2 класс

Тема: Книгопечатание. Изделие: книжка – ширмаЦели деятельности учителя: формирование представления о книжке - ширмеПланируемые результаты:   Предметные:- Знать способы работы с бумагой...

Книжка-малышка.Урок ИЗО в 3 классе

Данная презентация содержит последовательность создания книжки-малышки на уроке ИЗО в 3 классе по теме ""Твои книжки"....

Книжка-малышка для обучающихся 1 класса

Данная методическая раззработка способствует закреплению изученного материала  в игровой форме....

Орфографический словарик в форме книжки-малышки, 2 класс

Орфографический словарик в формате А4 в  форме книжки-малышки к учебнику Канакиной, 2 класс, содержит чек-лист словарных слов за 1 класс и 1 четверть 2 класса. На остальных страницах в словах про...