Программа занятий дополнительного образования. Народная текстильная игрушка.
материал по технологии (3 класс)
Программа «Народная текстильная игрушка» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Количество часов за год составляет 68 часов. Возраст детей – 9-11 лет. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа в неделю. 70% учебного времени отводится на практические работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_tekstilnaya_igrushka.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемый результат изучения программы
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику.
Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.
Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.
Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.
Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и не сшивную (закрутку).
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
• сам процесс изготовления приносит радость;
• работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
• при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;
• изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;
• застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества через изготовление образцов кукол.
Задачи:
• содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
• знакомить с народными традициями, в которых были задействованы текстильные куклы;
• формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;
• развивать у детей творческие способности;
• формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
• прививать любовь к обычаям предков;
• воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.
Методы обучения:
• методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);
• методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества);
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать/понимать:
• правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
• общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
• историю народной текстильной куклы.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять требования безопасного труда;
• подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
• освоить технологию изготовления тряпичной куклы.
Программа «Народная текстильная игрушка» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Количество часов за год составляет 68 часов. Возраст детей – 9-11 лет. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа в неделю. 70% учебного времени отводится на практические работы.
Содержание программы
Введение. Безопасность труда.
Цели и задачи курса. Краткая история русской тряпичной куклы. Знакомство с планом работы творческого объединения и с образцами различных кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).
Русский народный костюм. Мужской костюм. Женский костюм. Головной убор. Пояс. Украшения, конструкция и орнамент русского костюма.
1. Обрядовые куклы
1.1. Куватка. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
1.2. Свадебная (Неразлучники). Традиции русской народной свадьбы. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
1.3. Пеленашка. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
1.4. Пасхальная голубка. Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
2. Обереговые куклы
2.1. Баба. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
2.2. Рождественский ангел. Зимние Святки. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
2.3. Лихоманки. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
2.4. День и Ночь. Обереги жилища. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
2.5. Колокольчик. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
2.6. Десятиручка. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
2.7. Кубышка-Травница. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
2.8. Зернушка. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
2.9. Столбушка. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
3. Игровые куклы
3.1. Узелковая. «Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой. Технология изготовления кукол. Практическая работа: Изготовление кукол.
3.2. Зайчик на пальчик. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
3.3. Девка-Баба. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
3.4. Малышок-голышок. История и технология изготовления куклы. Практическая работа: Изготовление куклы.
Организация выставки работ. Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы творческого объединения.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Количество часов | Теоретические занятия | Контрольные занятия | Лабораторные, практические, экскурсии и др. |
1 | Введение. Безопасность труда | 2 | 2 | ||||
2 | Русский народный костюм | 2 | 2 | ||||
3 | Куватка | 4 | 1 | 3 | |||
4 | Свадебная (Неразлучники) | 4 | 1 | 3 | |||
5 | Пеленашка | 4 | 1 | 3 | |||
6 | Пасхальная голубка | 4 | 1 | 3 | |||
7 | Баба | 4 | 1 | 3 | |||
8 | Рождественский ангел | 2 | 2 | ||||
9 | Лихоманки | 4 | 1 | 3 | |||
10 | День и Ночь | 4 | 1 | 3 | |||
11 | Колокольчик | 4 | 1 | 3 | |||
12 | Десятиручка | 4 | 1 | 3 | |||
13 | Кубышка-Травница | 4 | 1 | 3 | |||
14 | Зернушка | 4 | 1 | 3 | |||
15 | Столбушка | 4 | 1 | 3 | |||
Раздел 3 Игровые куклы | |||||||
16 | Узелковая | 2 | 1 | 1 | |||
17 | Зайчик на пальчик | 2 | 1 | 1 | |||
18 | Девка-Баба | 4 | 1 | 3 | |||
19 | Малышок-голышок | 2 | 1 | 1 | |||
20 | Организация выставки работ | 4 | 1 | 3 | |||
Итого | 68 | 22 | 1 | 45 |
Литература для учителя
1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2014.
2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2013.
3. Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 2015. – №8.
4. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – Ч.2.
5. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 2016. – №2. – С. 55-57.
6. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2015.
7. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 2015.
8. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2013. – №1. – С. 40-51.
9. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2014.
10. Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 2015. – №5. – С. 44-45.
11. Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Внеурочная деятельность "Народная игрушка"
Межпредметный курс. Во время прохождения курса школьник приобретет знания об истории создания игрушки, научится делать некоторые из видов игрушки....
Программа дополнительного образования «Народная кукла»
Работа направлена на приобщение ребенка к необыкновенному миру тряпичной куклы, позволяет дать ему возможность изготовить ее своими руками.По данной программе могут заниматься дети, не имеющие с...
Программа дополнительного образования "Народные посиделки"
Программа дополнительного образования "Народные посиделки" рассчитана на внеурочную деятельность младших школьников. Цель, задачи, умения и навыки соответствуют требованиям ФГОС. Содержание прог...
Программа дополнительного образования "Народные посиделки"
Программа дополнительного образования "Народные посиделки" рассчитана на внеурочную деятельность младших школьников. Цель, задачи, умения и навыки соответствуют требованиям ФГОС. Содержание прог...
Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка
Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская игрушка...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...
Презентация по технологии "Глиняные и деревянные игрушки разных регионов России. Народная коми игрушка".
Презентация по технологии поможет познакомить учащихся с разными видами игрушек различных регионов России, содержжит алгоритм практической работы для создания игрушки из пластилина....