Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс)
Программа учебного курса «Технология» для 4 класса составлена на основе примерной программы по математике к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. : Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Технология 4 класс / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова - М.: Просвещение, 2012 г.».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_.docx | 117.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по технологии для 4 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».
- Уставом образовательной организации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа учебного курса «Технология» для 4 класса составлена на основе примерной программы по математике к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. : Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Технология 4 класс / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова - М.: Просвещение, 2012 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Минобрнауки России от 05.09. 2013 № 1047 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» на 2019/2020 учебный год).
На изучение предмета «Технология» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Общими целями учебного предмета «Технология» в 4 классе являются:
- приобретении личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношение к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно – нравственное развитие обучающихся; освоение нравственно – этического и социально исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- Формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России;
- Формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно – психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- Развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности ребёнка на основе трудового и технологического образования;
- Формирование на основе овладения культурной проектной деятельности.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технологии»
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
В результате изучения курса «Технологии», обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
- познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
2.Содержание начального общего образования по предмету «Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающиеся научатся:
- иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающиеся научатся:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей техническойдокументацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Обучающиесянаучатся:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающиеся научатся:
- выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютерами другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
- пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Обучающиеся получат возможность научиться
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
№ | Раздел | Кол – во час | Содержание учебного раздела |
1 | Как работать с учебником. | 1 | Знакомство с содержанием учебника |
2 | Человек и земля. | 21 | Вагоностроительный завод. (2 часа) Полезные ископаемые. (2 часа) Автомобильный завод. (2 часа) Монетный двор. (2 часа) Фаянсовый завод. (2 часа) Швейная фабрика. (2 часа) Обувное производство. (2 часа) Деревообрабатывающее производство. (2 час) Кондитерская фабрика. (2 часа) Бытовая техника. (2 часа) Тепличное хозяйство. (1 час) |
3 | Человек и вода | 3 | Водоканал. (1 час) Порт. (1 час) Узелковое плетение. (1 час) |
4 | Человек и воздух | 3 | Самолётостроение. Ракетостроение. (3 часа) |
5 | Человек и информация | 6 | Создание титульного листа. (1 час) Работа с таблицами. (1 час) Создание содержания книги. (1 час) Переплётные работы. (2 часа) Итоговый урок. (1 час) |
Всего | 34 |
3.Тематическое планирование по предмету «Технология» 4 класс
(1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Час | Содержание урока | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | ||||||||||||
Планируемые предметные результаты | Метапредметные | Личностные | По плану | По факту | |||||||||||||
Как работать с учебником (1 час) | |||||||||||||||||
1/1 | Как работать с учебником | 1 | Планирование деятельности по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Знакомство с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создание условных обозначений производств (пиктограммы). | Объяснять понятия: «технология», «материалы», «инструменты», «технологический процесс», «приёмы работы». Обобщать знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними | Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и в тетради, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации рабочего места. Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах. Осознанно читают текст с целью освоения информации; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представления о понятиях: технологическая карта, технология; Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы | Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | |||||||||||
Человек и земля (21 час) | |||||||||||||||||
2/1 | Вагоностроительный завод. Изделие «Ходовая часть (тележки)» Кузов вагона. Проект № 1 «Поезд» | 1 | Нахождение и отбор информации об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбор информации, необходимой для выполнения изделия, объяснение новых понятий. Овладение основами черчения, анализ конструкции изделия, выполнение разметки деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдение правил безопасного использования этих инструментов | Объяснять новые понятия: «машиностроение», «локомотив», «конструкция вагона», «цистерна», «рефрижератор»,, «хоппер-дозатор», «ходовая часть». Работать с информацией об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов | Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя, принимают учебную задачу; умеют организовать рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: общеучебные – умеют под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, о типах вагонов, разных геометрических тел. Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме, умеют слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации. | Положительно относятся к занятиям предметно - практической деятельности, сориентированы на уважительное отношение к труду железнодорожников, на плодотворную работу на уроке. | |||||||||||
3/2 | Вагоностроительный завод. Изделие «Пассажирский вагон» | 1 | Создание разных видов вагонов, используя объёмные тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбор и замена материалов и инструментов при выполнении изделия. Распределение роли и обязанности при выполнении проекта (работа в мини-группах). С помощью учителя заполнение технологической карты, анализ её структуры, сопоставление технологической карты с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога» и слайдовым и текстовым планами | Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Выполнять построение чертежа развёртки вагона, чертежа и сборки цистерны | Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя, принимают учебную задачу; умеют организовать рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: общеучебные – умеют под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, о типах вагонов, разных геометрических тел. Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме, умеют слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации. | Положительно относятся к занятиям предметно - практической деятельности, сориентированы на уважительное отношение к труду железнодорожников, на плодотворную работу на уроке. | |||||||||||
4/3 | Полезные ископаемые. Проект № 2 «Буровая вышка» | 1 | Нахождение и отбор информации о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, материалов учебника и других источников. Нахождение и обозначение на карте России крупнейших месторождений нефти и газа. Анализ конструкции реального объекта (буровой вышки) и определение основных элементов конструкции. Соотношение детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбор необходимых для выполнения виды соединений (подвижное и неподвижное). | Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Объяснять понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «нефтепровод», «тяга». Называть профессии: геолог, буровик. Применять при изготовлении изделия правила безопасного использования инструментов: отвёртки, гаечного ключа | Регулятивные: самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения, определяют критерии оценивания. Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, дать умозаключение и выводы в словесной форме, анализируют информацию; логические - осуществляют поиск информации из разных источников о полезных ископаемых; Коммуникативные: принимают участие в коллективных работах, умеют договариваться с партнёрами и приходить к общему решению | Умеют ценить и принимать базовые ценности, такие как добро, терпение, понимать позицию другого, имеют мотивацию к учебной деятельности | |||||||||||
5/4 | Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» | 1 | Нахождение и отбор информации о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика» из текстов учебника и других источников. Овладение технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Смешивание пластилина разных оттенков для создания нового оттенка цвета. Использование приёмов работы с пластилином. Выбор и замена материала и инструмента при изготовлении изделия. Выполнение соединений деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков. Применение на практике алгоритма построения деятельности в проекте, определение этапов проектной деятельности | Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика». Объяснять понятия: «поделочные камни», «имитация», «мозаика», «русская мозаика». Называть профессию: мастер по камню | Регулятивные: умеют организовывать своё рабочее место, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание с образцом, корректировать работу по ходу её выполнения. Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, дать умозаключение и выводы в словесной форме, анализируют информацию; логические–умеют извлекать информацию в разных формах, самостоятельно делать выводы; Коммуникативные: принимают участие в коллективных работах, умеют договариваться с партнёрами и приходить к общему решению | Умеют ценить и принимать базовые ценности, такие как добро, терпение, понимать позицию другого, имеют мотивацию к учебной деятельности | |||||||||||
6/5 7/6 | Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | 2 | Нахождение и отбор информации о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейере из материала учебника и других источников. Нахождение и обозначение на карте России крупнейших заводов, выпускающих автомобили. Выбор информации о конвейерном производстве, выделение этапов и операций. Анализ конструкции реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определение основных элементов конструкции | Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Объяснять понятия: «автомобильный завод», «конвейер», «операция». Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его | Регулятивные: умеют организовывать своё рабочее место, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание с образцом, корректировать работу по ходу её выполнения. Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, дать умозаключение и выводы в словесной форме, анализируют информацию; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах автомобилей «КамАЗ» и их назначении. Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, принимают участие в коллективных работах, умеют договариваться с партнёрами и приходить к общему решению | Умеют ценить и принимать базовые ценности, такие как добро, терпение, понимать позицию другого, имеют мотивацию к учебной деятельности | |||||||||||
8/7 9/8 | Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» | 2 | Нахождение и отбор информации об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материала учебника и других источников. Объяснение новых понятий, используя текст учебника. Сравнение сторон медали, объяснение особенности их оформления в зависимости от назначения. Выполнение эскиза сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, перенос эскиза на фольгу при помощи кальки. Применение на практике алгоритма построения деятельности в проекте, определение этапов проектной деятельности. Составление плана изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнение с помощью учителя технологической карты и соотношение её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдение правила безопасного использования инструментов. | Объяснять понятия: «знак отличия», «рельефный рисунок», «контррельефный рисунок», «аверс», «реверс», «штамповка», «литьё», «тиснение» Работать с металлизированной бумагой - фольгой. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющей основу осваиваемой деятельности; оценивать вместе с учителем и одноклассниками результат своих действий; Познавательные: общеучебные - умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о медалях; Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, признают возможным существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, принимают участие в коллективных работах, умеют договариваться с партнёрами, следить за действиями других участников. | Имеют мотивацию к учебной деятельности, эстетически воспринимают произведения искусства, проявляют интерес к предмету. | |||||||||||
10/9 11/10 | Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза» | 2 | Нахождение и отбор информации о технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использование эмблем, нанесённых на посуду, для определения фабрики изготовителя. Нахождение на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснение новых понятий, используя текст учебника | Объяснять понятия: «операция», «фаянс», «эмблема», «обжиг», «глазурь», «декор». Называть профессии: скульптор, художник Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приёмы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу | Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого результата Познавательные: общеучебные - умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной речи; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о производстве фаянсовых изделий Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, признают возможным существования различных точек зрения. | Имеют мотивацию к учебной деятельности, эстетически воспринимают произведения искусства, проявляют интерес к предмету. | |||||||||||
12/11 | Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» | 1 | Определение размеров деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Самостоятельное выполнение разметки деталей изделия и раскрой изделия. Соблюдение правила работы иглой, ножницами, циркулем. Составление плана изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, самостоятельное заполнение технологической карты | Применять умения работать с ножницами, иглой, циркулем. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющей основу осваиваемой деятельности; оценивать вместе с учителем и одноклассниками результат своих действий; Познавательные: общеучебные - умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о швейном производстве Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, признают возможным существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Имеют художественный вкус, сориентированы на плодотворную работу на уроке | |||||||||||
13/12 | Швейная фабрика. Изделие: мягкая игрушка «Птичка» | 1 | Нахождение и отбор информации о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Выделение общих этапов технологии их производства. Использование материала учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Анализ технологии изготовления, определение технологических этапов, которые можно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Определение размеров деталей по слайдовому плану. | Применять умения работать с ножницами, иглой, циркулем. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющей основу осваиваемой деятельности; оценивать вместе с учителем и одноклассниками результат своих действий; Познавательные: общеучебные - умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о способах изготовления мягкой игрушки Коммуникативные: умеют слушать и слышать своего товарища, инициативно сотрудничать в поиске информации | Проявляют интерес к занятиям предметно - практической деятельности | |||||||||||
14/13 15/14 | Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви» | 2 | Определение размеров деталей по плану и перенос размеров на бумагу. Самостоятельное выполнение разметки деталей изделия и раскрой изделия. Использование при изготовлении изделия навыков работы с бумагой. Соблюдение правила работы с ножницами и клеем | Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Создавать модель обуви из бумаги | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющей основу осваиваемой деятельности; оценивать вместе с учителем и одноклассниками результат своих действий; Познавательные: общеучебные - умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о видах обуви, материалах, используемых для её изготовления Коммуникативные: умеют слушать и слышать своего товарища, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения, обладают умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. | |||||||||||
16/15 17/16 | Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Лесенка-опора для растений» | 2 | Анализ последовательности изготовления изделий из древесины, определение технологических этапов, которые возможно воспроизвести в классе. Осваивание правила работы столярным ножом и использование их при подготовке деталей. Соблюдение правила безопасности работы ножом. Обработка рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединение детали изделия с помощью клея. Составление плана изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнение технологической карты с помощью учителя, соотношение её с последовательностью изготовления изделий из древесины | Понимать значение древесины для производства и жизни человека. Называть правила безопасности работы столярным ножом. Применять правила обработки рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея | Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружений и отличий от эталона, вносят необходимые дополнения и коррективы; Познавательные: общеучебные - умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе, знают о гигиене труда и организации рабочего места, анализируют план работы, выделяя основные этапы и приёмы изготовления изделия; логические – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, делать выводы, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения, обладают умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. | |||||||||||
18/17 | Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье» | 1 | Нахождение и отбор информации о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, из материала учебника и других источников. Поиск на обертке продукции информацию о её производителе и составе. Отметка на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализ технологии изготовления шоколада, определение технологических этапов, которые возможно воспроизвести в классе, и выделение ингредиентов, из которых изготовлен шоколад | Объяснять понятия: «какао- бобы», «какао-крупка», «какао тёртое», «какао-масло», «конширование». Называть профессии: кондитер, технолог-кондитер. Рассказывать о технологии производства шоколада из какао- бобов | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющей основу осваиваемой деятельности; оценивать вместе с учителем и одноклассниками результат своих действий; Познавательные: общеучебные - умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о процессе производства кондитерских изделий Коммуникативные: умеют слушать и слышать своего товарища, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Проявляют интерес к предметам предметно - практической деятельности | |||||||||||
19/18 | Кондитерская фабрика. Практическая работа № 1 «Кондитерское изделие» | 1 | Анализ рецепта пирожного «Картошка», заполнение технологической карты с помощью учителя. Определение необходимых для приготовления блюд инвентаря, принадлежности и кухонной посуды. Составление плана приготовления блюда, распределение обязанностей. Соблюдение правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой | Готовить пирожное «Картошка». Применять правила поведения при приготовлении пищи, правила пользования газовой плитой | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющей основу осваиваемой деятельности; оценивать вместе с учителем и одноклассниками результат своих действий; Познавательные: общеучебные - умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о процессе производства кондитерских изделий Коммуникативные: умеют слушать и слышать своего товарища, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Проявляют интерес к предметам предметно - практической | |||||||||||
20/19 | Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа». | 1 | Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Использовать правила выполнения имитации витража для самостоятельного составления плана выполнения работы и заполнения технологической карты. Выполнять разметку изделия при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и ножа. Использовать при изготовлении, изделия навыки работы с бумагой | Называть правила эксплуатации бытовой техники, правила работы с электричеством. Объяснять действие простой электрической цепи. Осваивать работу с батарейкой. Называть правила работы ножницами, ножом и клеем. Осваивать приёмы работы в технике «витраж» | Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружений и отличий от эталона, вносят необходимые дополнения и коррективы; Познавательные: общеучебные - умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе, знают о гигиене труда и организации рабочего места, анализируют план работы, выделяя основные этапы и приёмы изготовления изделия; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление об электричестве. Коммуникативные: умеют слушать и слышать своего товарища, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев; проявляют интерес к занятиям предметно - практической деятельности | |||||||||||
21/20 | Бытовая техника. Практическая работа № 2 «Правила эксплуатации электронагревательных приборов» | 1 | Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию групповой работы | Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружений и отличий от эталона, вносят необходимые дополнения и коррективы; Познавательные: общеучебные - умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе, знают о гигиене труда и организации рабочего места, анализируют план работы, выделяя основные этапы и приёмы изготовления изделия; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление об электричестве. Коммуникативные: умеют слушать и слышать своего товарища, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | Обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев; проявляют интерес к занятиям предметно - практической деятельности | |||||||||||
22/21 | Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» | 1 | Использование текста учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Анализ информации на пакетике с семенами, выделение информации, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехника: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности семян. Соотношение информации о семенах и условиях их выращивания с текстовым и слайдовым планами в учебнике, заполнение технологической карты с помощью учителя | Объяснять понятия: «теплица», «тепличное хозяйство», «микроклимат», «рассада», «агротехника». Называть профессии: агроном, овощевод. Рассказывать о технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Понимать значение теплиц для жизнедеятельности человека | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющей основу осваиваемой деятельности; оценивать вместе с учителем и одноклассниками результат своих действий; Познавательные: общеучебные - умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о видах цветов, их декоративных возможностях Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, признают возможным существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Имеют мотивацию к учебной деятельности. | |||||||||||
Человек и вода (3 часа) | |||||||||||||||||
23/1 | Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды» | 1 | Использование иллюстраций учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивание способа очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового планов заполнение технологической карты и изготовление фильтра. Эксперимент по очистке воды, составление отчёта на основе наблюдений. Изготовление струемера и исследование количества воды, которое расходует человек за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Выбор экономичного режима. Составление рассказа для презентации о значении воды, способах её очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходования воды | Объяснять понятия: «водоканал», «струемер», «фильтрация», «ультрафиолетовые лучи». Рассказывать о значении воды в жизни человека и растений. Понимать важность экономного расходования воды Знакомиться со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определять количество расходуемой воды при помощи струемера. | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность по точному и оперативному ориентированию в учебнике; Познавательные: общеучебные - умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о способах экономного расходования воды Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, признают возможным существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Сориентированы на бережное отношение к воде, её экономное расходование, защиту водоёмов от загрязнения. | |||||||||||
24/2 | Порт. Изделие «Канатная лестница». Практическая работа № 3 «Технический рисунок канатной лестницы» | 1 | Нахождение на карте крупнейших портов России. Анализ способа вязания морских узлов, осваивание способов вязания простого и прямого узлов. Определение правильного крепления и расположения груза. Осознание, где можно на практике или в быту применять свои знания. На основе технического рисунка составление плана изготовления изделия и соотношение его с текстовым и слайдовым планами изготовления изделия. С помощью учителя заполнение технологической карты. Определение размеров деталей изделия по слайдовому. Соединение деталей лестницы, самостоятельное оформление изделия. Использование морских узлов для крепления ступенек канатной лестницы. | Объяснять понятия: «порт», «причал», «док», «карантин», «военно-морская база», «морской узел». Называть профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Осваивать способы крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Понимать важность узлов для крепления грузов. Изготавливать лестницу с использованием способов крепления морскими узлами | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность по точному и оперативному ориентированию в учебнике; Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, осознанно читают текст, рассматривают рисунки, анализируют план работы; логические - осуществляют поиск информации из разных источников. Коммуникативные: умеют слушать и слышать своего товарища, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы. | Сориентированы на уважительное отношение к труду людей, работающих в порту, имеют познавательный интерес к занятиям. | |||||||||||
25/3 | Узелковое плетение. Изделие «Браслет» | 1 | Нахождение и отбор информации из материала учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники макраме. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Составление плана изготовления изделия и соотношение его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнение технологической карты. Определение размеров деталей изделия, закрепление нити для начала вязания изделия в технике макраме | Объяснять понятие: «макраме». Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити при начале выполнения работы. | Регулятивные: умеют планировать свою деятельность по точному и оперативному ориентированию в учебнике вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, оценивать работу по заданным критериям; Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, осознанно читают текст, рассматривают рисунки, анализируют план работы; логические - осуществляют поиск информации из разных источников. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя, отвечать на вопросы, делать выводы | Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно - практической деятельности, обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. | |||||||||||
Человек и воздух (3 часа) | |||||||||||||||||
26/1 | Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолёт» | 1 | Нахождение и отбор информации из материала учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Нахождение на карте России города, в которых расположены крупнейшие заводы, производящие самолёты. Сравнение различных видов летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника. Осуществление поиска информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определение последовательности сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений | Объяснять понятия: «самолёт», «картограф», «космическая ракета», «искусственный спутник Земли», «ракета», «многоступенчатая баллистическая ракета». Называть профессии: лётчик, космонавт. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение в области использования различных видов летательных аппаратов | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность по точному и оперативному ориентированию в учебнике вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, оценивать работу по заданным критериям; Познавательные: общеучебные - умеют производить логические мыслительные операции, анализировать план работы, выделяя основные этапы и приёмы изготовления изделия; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о самолётостроении Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопрос. | Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно - практической деятельностью. | |||||||||||
27/2 | Ракета - носитель. Изделие «Ракета - носитель» | 1 | Осмысление конструкции ракеты, постройка модели ракеты. Анализ слайдового плана и на его основе самостоятельное заполнение технологической карты. Самостоятельное выполнение разметки деталей изделия по чертежу. Трансформирование листа бумаги в объёмные геометрические тела — конус, цилиндр | Закреплять основные знания о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Использовать знания о бумаге: её свойствах, видах, истории | Регулятивные: умеют составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов; выполняют контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: общеучебные - умеют организовать творческое пространство, знают о гигиене учебного труда; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о самолётостроении Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопрос. | Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно - практической деятельностью. | |||||||||||
28/3 | Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» | 1 | Нахождение и отбор информации из материала учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоение правил разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана определение последовательности выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения деталей. Заполнение технологической карты | Объяснять понятия: «каркас», «уздечка», «леер», «хвост», «полотно», «стабилизатор». Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника | Регулятивные: умеют планировать свою деятельность по точному и оперативному ориентированию в учебнике вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, оценивать работу по заданным критериям; Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, осознанно читают текст, анализируют план работы; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, дополняющей представление об оформлении воздушных змеев. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации | Имеют эстетический вкус, помогают товарищам | |||||||||||
Человек и информация (6 часов) | |||||||||||||||||
29/1 | Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист» | 1 | Нахождение и название, используя текст учебника и иллюстративный материал, основных элементов книги, объяснение их назначения. Нахождение информации об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Определение, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника». Распределение обязанностей при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. Нахождение и определение особенности оформления титульного листа. Использование в практической работе знаний о текстовом редакторе Microsoft Word. Отбор информации для создания текста и подбор иллюстративного материала | Объяснять понятия: «издательское дело», «издательство», «печатная продукция», «редакционноиздательская обработка», «вычитка», «оригинал- макет», «элементы книги», «форзац», «книжный блок», «переплётная крышка», «титульный лист». Называть профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Называть виды и способы передачи информации. Называть элементы книги | Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого результата Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное и речевое высказывание, анализируют план работы, выделяя основные этапы и приёмы изготовления изделия; логические - осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о титульном листе; Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме, составлять рассказ об этапах создания книги; самостоятельно делать выводы, сравнивая старинные книги с современными. | Сориентированы на уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны с издательством книг. | |||||||||||
30/2 | Работа с таблицами. Изделие «Таблица» | 1 | Закрепление знаний работы на компьютере. Набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определение и установление числа строк и столбцов, ввод текста в ячейку таблицы, форматирование текста в таблице. Создание на компьютере произвольной таблицы | Объяснять понятия: «таблица», «строка», «столбец». Применять правила работы на компьютере | Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого результата Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное и речевое высказывание, анализируют план работы, выделяя основные этапы и приёмы изготовления изделия; Коммуникативные: умеют находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно - практической деятельностью. | |||||||||||
31/3 | Создание содержания книги. Практическая работа № 4 «Содержание» | Объяснение значений и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определение значения компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Применение на практике правил создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закрепление умения сохранять и распечатывать текст. Анализ темы учебника и соотношение их с содержанием книги «Дневник путешественника» | Рассказывать о процессе редакционно-издательской подготовки книги. Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word | Регулятивные: сравнивают результат деятельности с эталоном; вносят необходимые дополнения и коррективы; Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное и речевое высказывание, анализируют план работы, выделяя основные этапы и приёмы изготовления изделия; Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы | Имеют мотивацию к учебной деятельности | ||||||||||||
32/4 | Переплётные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника» | 1 | Нахождение и отбор информации из материала учебника и других источников о видах выполнения переплётных работ. Объяснение значения различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Создание эскиза обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применение умения работать с бумагой. Составление плана изготовления изделия и соотношение его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнение технологической карты | Объяснять понятия: «шитьё втачку», «форзац», «переплётная крышка», «книжный блок». Понимать значение различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура) | Регулятивные: умеют планировать свою деятельность по точному и оперативному ориентированию в учебнике вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, оценивать работу по заданным критериям; Познавательные: общеучебные - умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе, вносить необходимые дополнения и коррективы; Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации | Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно - практической деятельностью. | |||||||||||
33/5 | Переплётные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника» | Определение размеров деталей изделия, выполнение разметки деталей на бумаге, выполнение шитья блоков нитками втачку (в пять проколов). Оформление изделия в соответствии с собственным замыслом. Оценка этапов работы и на её основе контроль последовательности и качества изготовления изделия | Называть правила работы шилом и иглой. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем | Регулятивные: умеют планировать свою деятельность по точному и оперативному ориентированию в учебнике вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, оценивать работу по заданным критериям; Познавательные: общеучебные - умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе, вносить необходимые дополнения и коррективы; Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации | Проявляют познавательный интерес к занятиям предметно - практической деятельностью. | ||||||||||||
34/6 | Итоговый урок. | Презентация своих работ, объяснение их преимущества, способа изготовления, практическое использование. Использование в презентации критерий оценки качества выполнения работ. Оценивание своих и чужих работ, определение и аргументация преимуществ и недостатков. Выявление победителей по разным номинациям | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. Познавательные: умеют анализировать выполненные работы, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение | Обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев |
Приложение к программе:
Контрольные и проверочные работы по технологии в 4 классе
Название раздела | Количество часов | Проект | Практическая работа |
Как работать с учебником. | 1 | - | - |
Человек и земля. | 21 | 2 | 2 |
Человек и вода | 3 | - | 1 |
Человек и воздух | 3 | - | - |
Человек и информация | 6 | - | 1 |
Итого | 34 | 2 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...