Рабочая программа Студии "Маруся" Народная тряпичная кукла
рабочая программа по технологии (1, 2, 3 класс)
Рабочая программа творческого развития детей младших классов на основе создания народной тряпичной куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народная тряпичная кукла | 53.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кореневская средняя общеобразовательная школа №59» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
тел. 557-08-00, факс 557-4033,
140051, Московская область, Люберецкий район, п. Красково, ул. Чехова, д.1 E-mail: korenevoskola59@mail.ru
«Согласовано» Протокол № ________ от ________ | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 59 ______________Королева Л.В. Приказ № ________ от ________ |
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«СТУДИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МАРУСЯ»
Программа предназначена
для детей от 7 до 10 лет
Срок реализации программы: 1 год обучения
Разработала
педагог дополнительного
образования Сыщикова
Татьяна Павловна
г.о. Люберцы
2018 г.
Пояснительная записка
1.1. Актуальность проблемы
В настоящее время возрастает приоритет народной культуры, как уникальной комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, ориентиры для формирования духовных черт характера и социально – культурного опыта.
Одним из огромного количества видов проявления народной культуры является народная кукла. Любой человек, независимо от возраста и профессии, независимо от того, городской он или деревенский помнит игрушку своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем они сделаны – это первые жизненные культурные ориентиры. Знакомство с традиционной куклой при её изготовлении позволит не только развить индивидуальные творческие способности, но и привить уважение к традициям семьи, приобщить к обрядовой культуре родного края, познакомить через игрушку с историей Отечества.
Приобщение детей к истокам народной культуры оказывает нормативно – регулятивное воздействие, способствует закреплению ценностных ориентиров, выступает важнейшим средством личностного развития детей. А также народная культура позволяет войти ребенку в мир социальных отношений, и обогатить его опыт общения с окружающим социумом - сверстниками, родителями, педагогами.
1.2. Направленность и содержание
общеобразовательной дополнительной программы
Программа дополнительного образования «Студия творческого развития «Маруся» рассчитана на детей младшего школьного возраста, срок обучения 1 год.
Программа предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.
В рамках реализации программы учащиеся знакомятся с общемузыкальной, фольклорной деятельностью, народным театром.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).
Программа строится с учетом основных методических принципов:
- гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка);
- дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка);
- наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- сознательности и активности (понимание учащимися того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).
Обучение детей приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер:
- происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;
- вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;
- формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.
При разработке данной программы учитывались особенности детской психологии, а так же запросы обучающихся. Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии.
Занятия по данной программе способствуют развитию воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей. У детей развивается глазомер и мелкая моторика рук. Занятия так же способствуют воспитанию трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, уважительного отношения к людям труда. Дети приобретают навыки общения и коллективной деятельности.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем самым, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной дополнительной программы
Цель программы: создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.
Задачи:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов. Использовать результаты своего труда (кукол) в музыкально-театрализованной деятельности.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
1.4. Актуальность общеобразовательной дополнительной программы
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для родных и друзей.
Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц.
1.5. Организация учебного процесса
Возраст детей: В творческое объединение принимаются дети младшего школьного возраста (1-4 класс) в возрасте 7-10 лет.
Наполняемость учебной группы: Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы: численностью от 10 до 12 человек;
Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения: младшие школьники – 144 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа - 45 минут. Между занятиями предусмотрен десятиминутный перерыв.
1.6. Формы и методы работы
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей обучающихся, используются теоретические и практические методы обучения.
Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте Русского народа, о православных праздниках.
- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации.
- Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту.
- Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.
Практический метод обучения:
- Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол.
- Пробуют изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела.
- Разыгрывают инсценировки, игры и песни в традициях народного музыкального творчества.
Этапы изготовления кукол:
- Беседа.
- Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы, изготовление тела куклы, пошив костюма.
- Декоративное оформление.
На начальном этапе освоения данной программы ребенок выполняет работу подетальным способом, подражая педагогу, т.е. находится в позиции ведомого. На данном этапе воспитанники знакомятся с материалами, инструментами, правилами работы с ними, соблюдая технику безопасности, приобретая навыки, способствующие развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Все операции выполняются совместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют все моменты ее выполнения, инструменты и приспособления, которые они используют. Важно уже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку, работать аккуратно и красиво.
В дальнейшем в ходе реализации данной программы воспитанник приходит к самостоятельной деятельности, выступает инициатором творческого процесса. У него формируется воля, интеллект, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. На данном этапе продолжается формирование навыков изготовления народной куклы, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.
При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому «тряпочки» и нитки для будущих кукол нужно не резать, а рвать. Однако, если детям очень трудно рвать ткань разрешается применять ножницы, выкраивая детали по размеру или по шаблону.
Каждый шаг в изготовлении любой обрядовой, обереговой или игровой традиционной куклы неслучаен, наполнен определённым смыслом, имеет конкретное значение, вплоть до того, в какую сторону и сколько раз обматывать нитью деталь. Нельзя здесь что-то пропустить или поменять. Поэтому народной кукле и учатся «из рук в руки», только так можно донести до детей все тонкости и нюансы традиционного ремесла.
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Формы контроля: Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль. Итоговый контроль проводится в форме отчётной выставки детского творчества. Участие в музыкально-театрализованной деятельности с применением изготовленных кукол.
Критерии отбора работ:
- аккуратность исполнения;
- соблюдение технологии;
- творческий подход к работе.
Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.
2. Учебно-тематический план
общеразвивающей программы
Тема занятия | Теория | Практика | Кол-во часов |
Вводное занятие. Какие бывают игрушки. | 1 | 1 | 2 |
Техника безопасности при работе с колющим и режущим инструментом | 1 | 1 | 2 |
Изготовление «Волшебного сундучка» | 1 | 3 | 4 |
История народной куклы. | 2 | 2 | |
Типы и назначения кукол: обрядовые, обереги, игровые. Правила изготовления. | 1 | 1 | |
Традиционный русский костюм | 1 | 2 | 2 |
Кукла-оберег Кувадка | 1 | 1 | 2 |
Кукла-оберег Пеленашка | 1 | 1 | 2 |
Игровая кукла Зайчик на пальчик | 1 | 1 | 2 |
Знакомство с устным народным творчеством (разучивание колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток). | 2 | 4 | 6 |
Кукла-оберег Закрутка | 1 | 1 | 2 |
Игровая кукла Конь-огонь. | 1 | 3 | 4 |
Кукла-оберег Кубышка-травница | 1 | 2 | 3 |
Знакомство с календарными песнями. Диалект в народной песне. | 2 | 4 | 6 |
Кукла-оберег Счастье (Доля) | 1 | 3 | 4 |
Обрядовая кукла Неразлучники | 1 | 3 | 4 |
Обрядовая кукла Отдарок на подарок | 1 | 3 | 4 |
Обрядовая кукла Кукла-десятиручка | 1 | 3 | 4 |
Народный театр «Петрушка», «Раёк» | 3 | 6 | 9 |
Игровая кукла «Убоженька» | 1 | 2 | 3 |
Кукла-оберег Ангел | 1 | 1 | 2 |
Обрядовая кукла Зернушка (Крупеничка) | 1 | 2 | 3 |
Вышивка в русском костюме. Значение вышивки | 2 | 4 | 6 |
Вышивка крестом | 1 | 2 | 3 |
Вышивка гладью | 1 | 2 | 3 |
Мережка. | 1 | 2 | 3 |
Святые вечера. Колядки | 2 | 4 | 6 |
Обрядовая кукла Масленица | 1 | 3 | 4 |
Весенние песни. Егорьев день | 2 | 4 | 6 |
Игровая кукла Коза | 1 | 2 | 3 |
Качели | 1 | 2 | 3 |
Основы золотного шитья. Вышивка бисером. | 2 | 4 | 6 |
Косник (девичье украшение) | 1 | 3 | 4 |
Русальная неделя. Купало | 2 | 2 | 4 |
«Рукодельницы» (итоговое практическое занятие) | 1 | 1 | 2 |
Игровая кукла Кормилка | 1 | 3 | 4 |
Игровая кукла Капустка | 1 | 3 | 4 |
Игровая кукла Зольная | 1 | 1 | 2 |
Мастер-класс - итоговое занятие | 1 | 3 | 4 |
Подготовка к выставке. Выставка работ. | 1 | 1 | 2 |
Игровая программа «Посиделки». | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 27 | 45 | 72 |
3. Содержание программы дополнительного образования детей
7-10 лет (младшие школьники):
Введение в образовательную программу (4 часа)
Цель, задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий.
Изготовление «Волшебного сундучка» для хранения кукол (2 часа).
История народной куклы, русский костюм (4 часа).
История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний.
Типы и назначения кукол (2 часа).
Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.
Тряпичная народная кукла (56 часов).
Рассказ по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.
Мастер-класс для родителей. Выставка кукол (4 часа).
Итого: 144 часа.
4. Прогнозированные результаты
К концу обучения дети должны знать:
- названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;
- названия материалов, из которых делают кукол;
- названия кукол, выполненных в течение учебного года.
Дети должны уметь:
- выполнять поручение педагога, данное в устной форме;
- выражать желание спрашивать, отчитываться за выполненную работу;
- изготавливать самостоятельно куклу;
- правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;
- правильно использовать инструменты.
- содержание основных народных календарных праздников и обрядов;
- знать и уметь организовать игры, освоенные на уроках;
- уметь применить полученные знания в практической, празднично-бытовой и творческо-игровой деятельности.
Дети должны иметь представление:
- о видах декоративно-прикладного искусства;
- о народных традициях, связанных с определённой куклой.
5. Материально- техническое обеспечение программы
Техническое оснащение:
- Кабинет, имеющий хорошее освещение.
- Стулья, рабочие столы.
- Стол и стул педагога.
- Доска.
- Шумовые народные инструменты.
Инструменты и приспособления:
- Ножницы.
- Иглы, игольницы.
Материалы:
- Хлопчатобумажные, льняные ткани.
- Хлопчатобумажные и шерстяные нитки.
- Тесьма, кружево, сутаж.
- Синтепон, вата, крупы.
Дидактическое обеспечение:
- Таблицы с поэтапным выполнением изделий.
- Иллюстрации.
- Образцы готовых кукол.
- Шаблоны для изготовления одежды и кукол.
- Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ.
6. Список используемой литературы
- Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».
- В. Феррари «Игрушка своими руками».
- «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год.
- Л. Куликова. «Русское народное музыкальное творчество. – СПб.: Союз художников» 2008.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995.
- Для педагогов:
- Е.А.Гурбина. Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. – Волгоград, «Учитель», 2010
7. Приложение
7.1. Упражнения для отдыха:
1. Локти на столе. Движение кистей рук в стороны под счет 4-5 раз.
2. Повороты кистями рук.
3. Игра на пианино. Поочередно поднимать по одному пальцу, отрывая его от стола, начинать от мизинца.
4. Пальцы обеих рук соединяют в замок. Ритмичное поднимание и опускание пальцев.
5. Кисти рук имитируют движения крыльев птицы.
6. Сгибание и разгибание пальцев: пальцы сложены как для письма, правая рука протянута вперед, поднимание и опускание указательного пальца под счет 1,2,3; вращение трех пальцев вправо под счет 1,2,3 и влево с обратным отсчетом.
7. Сгибание и разгибание пальцев, держащих ручку, раз – сгибаем, два – разгибаем 5-6 раз.
7.2. Санитарно-гигиенические требования при работе:
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит ткань.
3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы лоскутки не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.
7.3. Инструкция
по технике безопасности при практической работе в объединении
Общие требования безопасности:
- К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по ТБ.
- Опасность возникновения травм:
- при работе с острыми и режущими инструментами;
- при работе с конторским клеем;
- при нарушении инструкции по ТБ.
- В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
Требования безопасности перед началом занятий:
- Приготовить необходимые материалы и инструменты.
- Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
- Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
- При слабом зрении надеть очки.
Требования безопасности во время занятий:
- Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями.
- Не пользоваться ржавыми иглами, булавками – они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.
- Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
- При работе швейной иглой надеть напёрсток.
- Осторожно пользоваться клеем.
- Не покидать рабочее место без разрешения.
Требования безопасности в аварийных ситуация:
- При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.
- При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде педагога организованно, без паники покинуть помещение.
- При получении травмы немедленно сообщить о случившемся педагогу.
Требования безопасности по окончании занятий:
- По окончании работы все инструменты надо обязательно убирать в специальную рабочую коробку.
- После окончания работы произведите уборку своего места.
- Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите педагогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная тряпичная кукла
Урок технологии в 4 классе. Конспект урока+презентация....
Конспект открытого занятия по программе: «Волшебный мир тряпичной куклы» на тему: «Связующая нить»
Методический проект «Новое педагогическое образование»Направление «Траектория будущего»Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива» Отк...
Внеклассное мероприятие "Тряпичные куклы"
Внеклассное мероприятие знакомит детей с игрушками наших прабабушек, помогает приобщить детей к народному творчеству....
Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)
мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" подготовительная группа ДОУ. Изготовление куклы Утешница. Воспитатель Битель Светлана Сергеевна.
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" . Знакомство с историей и видами кукол....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Волшебный мир тряпичной куклы»
Данная программа будет полезна учителям начальной школы, воспитателям дошкольных учреждений, руководителям кружков. В ней собраны видеоматериалы, которые будут полезны в работе....
Технология изготовление традиционной тряпичной куклы «Веснянка» по дополнительной образовательной программе «Сувенир» 1 года обучения по разделу «Куклы закрутки» для детей 7 -8 лет.
Кукла Веснянка — это красивый славянский оберег, символизирующий красоту и хорошую жизнь. Для славян наступление весны было большим событием, настоящим праздником. Наши предки не только ждали ве...