Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс)

Караваева Жанна Владимировна

Разработка программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_4_kl.docx49.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании МО учителей

зам. директора по УВР

директор МБОУ «ООШ № 8»

Рук. МО

/Е.Г.Егорова/

/И.В.Малышева/

Протокол №

от

«_____»_______20__ г.

«_____»_________20__ г.

«_____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному предмету  «Технология»

 « 4 Б » класс

на 2019   - 2020  учебный год

количество часов – 34

Составитель: Караваева Жанна Владимировна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

 

г. Советск

Пояснительная записка

Программа разработана на основе примерных или рабочих программ  по технологии и авторской программы Н.И. Роговцевой, и С.В. Анащенковой «Технология»;  учебника:  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 4 класс.

    Рабочая программа по технологии для 4 классов составлена в соответствии с правовыми           и нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 26.01.2017 г. № 15 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 уч. год»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Примерная программа по предмету: технология

Примерная программа по предмету

Место и количество часов в учебном плане

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо  продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

На изучение технологии в 4 классе отводится 34 часа  в год, 1 час в неделю.  Из них на изучение модуля  «Радость труда и творчества» отводится  6,1 часа в течении всего учебного года в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, путем вкрапления в предмет. Курс направлен на формирование духовного мира, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей учащихся. Особое место в реализации личности  школьников  занимают искусство, художественные дисциплины  способные  пробуждать и развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы, героические дела и поступки людей, отображенные в художественно-образной форме. Продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.

Количество часов в I четверти – 8 ч.

Количество часов в II четверти - 7 ч.

Количество часов в III четверти - 11 ч.

Количество часов в IV четверти - 9 ч.

Федеральный базисный план отводит 34 часов для образовательного изучения технологии в 4 классе из расчёта 1 часа в неделю.

УМК:

Программа обеспечивается УМК «Школа России».

Цели программы

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

• формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Задачи программы

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
  • внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
  • первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
  • первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
  • творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с учебником (1 ч.)

Человек и земля (21 ч.)

Вагоностроительный завод

Полезные ископаемые

Автомобильный завод

Монетный двор

Фаянсовый завод

Швейная фабрика

Обувная фабрика

Деревообрабатывающее производство

Кондитерская фабрика

Бытовая техника

Тепличное хозяйство

Человек и вода (3 ч.)

Водоканал

Порт

Узелковое плетение

Человек и воздух (3 ч.)

Самолетостроение. Ракетостроение

Ракета-носитель

Летательный аппарат

Человек и информация (5 ч.)

Издательское дело

Создание содержания книги

Переплетные работы

Итоговый урок

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо  продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

На изучение технологии в 4 классе отводится 34 часа  в год, 1 час в неделю.  Из них на изучение модуля  «Город мастеров» отводится  6,1 часа в течении всего учебного года в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, путем вкрапления в предмет. Курс направлен на формирование духовного мира, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей учащихся. Особое место в реализации личности  школьников  занимают искусство, художественные дисциплины  способные  пробуждать и развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы, героические дела и поступки людей, отображенные в художественно-образной форме. Продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.

Количество часов в I четверти – 8 ч.

Количество часов в II четверти - 7 ч.

Количество часов в III четверти - 11 ч.

Количество часов в IV четверти - 9 ч.

Описание ценностных ориентиров содержания  учебного предмета

 Технология  как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Таким образом, изучение тем по технологии неразрывно связано с основами других наук, знания же и навыки, которые получают учащиеся на уроках труда позволяют осмыслить учащимся необходимость применения на практике знаний по математике, окружающему миру, изобразительному искусству и т.д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

•        Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

•        Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

•        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

•        Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

•        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

•        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

        Метапредметные результаты:

•        Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

•        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

•        Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

•        Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

 Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

•        Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

•        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

•        Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

•        Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

            Предметные результаты:

•        Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

•        Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

•        Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами  ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.

•        Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

•        Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

Содержание

1.

Знакомство с учебником

1

Сравнивают  учебник, рабочую тетрадь, объясняют значение каждого пособия. Осваивают   критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему   условных знаков).

Называют  виды деятельности,  которыми  школьники  овладеют на уроках «Технологии», соотносят их с освоенными умениями.   Прогнозируют   результат своей деятельности.

Осуществляют поиск необходимой информации (задают  и отвечают на вопросы о круге интересов).

Анализируют, обобщают  полученную информацию и переводят ее в  знаково-символическую систему

2.

Человек и земля

21

3

Вагоностроительный завод

1

Осваивают общие представления  о видах промышленности и специфики их работы

Изготовляют объемные изделия на основе разверток, читать чертеж, выполняют разметку деталей с помощью линейки и циркуля

Планируют и осуществляют работу,  на основе представленных  в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставляют эти виды планов.

Использование умения работать  над проектом,  составлять план, распределять роли,   проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

4

Полезные ископаемые

1

5

Автомобильный завод

3

6

Монетный двор

4

7

Фаянсовый завод

1

8

Швейная фабрика

1

9

Обувная фабрика

1

10

Деревообрабатывающее производство

4

11

Кондитерская фабрика

3

12

Бытовая техника

1

13

Тепличное хозяйство

1

14

Человек и вода

3

Самостоятельно анализируют образец, определять недостающие детали. Используют известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия

     15

Водоканал

1

Осуществляют поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивают с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта). На основе сравнения информации делают выводы и обобщения.

Самостоятельно анализируют образец. Используют известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивают способы и приемы выполнения изделия. Составляют  и оформляют композицию по образцу или собственному замыслу. Используют различные виды материалов для создания композиции и ее оформления.

Используют умения работать над проектом, ставить цель, составлять план, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку, обсуждать план. Слушают собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

16

Порт

1

17

Узелковое плетение

1

18

Человек и воздух

3

Самостоятельно анализируют образец, определять недостающие детали. Используют известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия

19

Самолетостроение. Ракетостроение

1

Осуществляют поиск необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах.  Сопоставляют полученную информацию со знаниями, полученными на других предметах, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Сравнивают современные и старинные  виды летательных аппаратов. Приводить  собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

Осваивают технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении воздушного змея. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Используют приемы работы с бумагой. Выполняют украшение изделия по собственному замыслу.

20

Ракета-носитель

1

21

Летательный аппарат

1

22

Человек и информация

5

Самостоятельно анализируют образец, определять недостающие детали. Используют известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия

23

Издательское дело

1

Осуществляют поиск информации  о способах общения.

Осуществляют поиск информации  о способах  передачи информации. Анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково-символической системой.

Самостоятельно анализируют образец, определять недостающие детали. Используют известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия

24

Создание содержания книги

1

25

Переплетные работы

1

26

Итоговый урок

1

Тематическое планирование

по  учебному предмету  «Технология» (34 часа)

4 «Б» класс

№ п/п

Тема урока, домашнее задание

Количество часов

Дата план

1.

                                                           Знакомство с учебником (1 час)

Как работать с учебником. Путешествие по городу

Модуль Игра «Угадай-ка»

1

2-3

Человек и земля (21 час)

Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»

Модуль Загадки про транспорт

Познавательная информация «Паровоз»

2

4

Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка»

Модуль Познавательная информация «Как добывать нефть»

1

5

Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»

Модуль Загадки о полезных ископаемых

1

6-7

Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ»

Модуль Познавательная информация «Инструменты»

2

8

Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали»

Модуль Познавательная информация «Олимпийские медали», «История русского монетного двора»

1

9

Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Медаль»

Модуль Проект

1

10-11

Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза» Тест «Как создается фаянс»

Модуль Познавательная информация «Пластилин скульптурный»

                2

12

Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»

Модуль Познавательная информация «Кто делает одежду»

1

13

Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка», «Птичка»

Модуль Познавательная информация «Плюшевый мишка»

1

14-15

Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» Практическая работа «Как определить размер обуви?»

Модуль Загадки про обувь

Игра «Вопрос – ответ», «Кто больше?» Познавательная информация «Какая бывает обувь»

2

16-17

Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений»

Модуль Загадки о деревьях

Познавательная информация «Значение леса в природе и жизни человека»

2

18-19

Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье»

Модуль Вкусные загадки

Игра «Мучное – сахаристое»

Правила поведения при приготовлении пищи

2

20

Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа»

Модуль Загадки «Бытовая техника» Познавательная информация «история освещения»

1

21

Бытовая техника «Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы

Модуль Загадки

Познавательная информация «Виды светильников»

1

22

Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы»

Модуль Познавательная информация. «Какие культуры можно выращивать в теплице?»

1

23

Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды», «Струемер»

Модуль Крылатые выражения о воде

Познавательная информация «Вода»

1

24

Порт, Изделие «Канатная лестница»

Модуль Игра «Вопрос – ответ»  Познавательная информация «Александрийский маяк»

1

25

Умелковое плетение. Изделие «Браслет»

Модуль Познавательная информация «Искусство узелкового плетения»

1

26

                                                Человек и воздух (3 часа)

Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет»

Модуль -игра «Вопрос – ответ»

Познавательная информация «Профессия летчика»

             1

27

Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель»  Тест

Модуль Познавательная информация «Важные даты в освоении космоса»

1

28

Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей»

Модуль Элементы конструкции воздушного змея

1

29-30

                                                         Человек и информация (5 часов)

Издательское дело. Изделие «Титульный лист»

Модуль Игра «Вопрос – ответ»,

Игра «Угадай, кто?»

2

31

Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание»

Модуль Познавательная информация «Комплекс упражнений гимнастики для глаз»

1

32-33

Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника»

Модуль Познавательная информация «Книга»

2

34

Итоговый урок

Модуль Загадки

1

Описание материально-технического  обеспечения образовательной деятельности,  и методического обеспечения

  Печатные (учебники  и учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)

  Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)

    Наглядные плоскостные (плакаты,  репродукции, иллюстрации)

  Демонстрационные (муляжи, макеты, модели демонстрационные)

  • Примерные программы по учебным предметам
  • Справочные пособия, энциклопедии по искусству
  • Портреты русских и зарубежных художников
  • Стандарты второго поколения. М. Просвещение, 2011
  • Схемы
  • Таблицы
  • Альбомы с демонстрационными материалами

Электронные ресурсы

  • Персональный компьютер с принтером. Ксерокс.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • программы: 1-4 классы, Просвещение 2011
  • Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.  
  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., Фрейтаг И.П.:Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений, УМК «Школа России», Просвещение 2012

Печатные (учебники  и учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 4 класс, Просвещение 2014
  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 4 класс.

Методические пособия

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 4 класс.
  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Уроки технологии. 4 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...