РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 6 КЛАСС
рабочая программа по технологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 6 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

6класс

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г.

Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год.

Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие  и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе. Учитывая цель  и задачи образовательной программы школы:

* создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

* формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;

*формирование у всех участников УВП интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самореализации;

изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

Данная программа по желанию социума (детей и родителей), а также, учитывая оснащение кабинета технологии,  уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.

Задачи учебного курса

Образовательные:

  • приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
  • знакомство   с   наиболее   перспективными   и   распространенными   технологиями
    преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства,
    а также освоение этих технологий;
  • знакомство  с  принципами  дизайна,  художественного  проектирования,  а  также выполнение проектов.

Воспитательные:

  • формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
  • формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
  • формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
  • формирование     творческого     отношения     в     преобразовании     окружающей действительности.

В результате изучения технологии учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные технологические понятия;
  • назначения и технологические свойства материалов;
  • назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
  • находить и устранять допущенные дефекты;
  • проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  • планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;
  • для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  • для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
  • для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;
  • для обеспечения безопасности труда;
  • для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.

      Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5-7 классов для средней общеобразовательной школы. За основу взят вариант  II изучения предмета «Технология», т.к. большинство обучающихся – девочки. Основные разделы базовой (государственной) программы 5, 6 и 7-х классов сохранены (изучаются не в полном объеме) и включены в разделы рабочей программы. Направление «Технология. Технический труд» интегрировано и для мальчиков и для девочек и изучается не в полном объеме.

Учитывая тот факт, что количество сильных и слабых учащихся в параллельных классах примерно одинаково, программа предназначена для работы во всех классных параллелях. Дифференцированный подход применяется при составлении заданий по разделам «Элементы графики» и «Элементы макетирования». Обучение предусматривает линейно-концентрический принцип обучения: с 5 по 7 класс учащиеся знакомятся с технологиями преобразования материалов, энергии и информации на все более высоком уровне, в связи с чем, тематика разделов сохраняется и во всех трех параллелях одна и та же. Рабочая программа по учебному курсу «Технология» включает разделы, объединенные одной темой «Я и мой дом», где последующий раздел тесно связан с предыдущим и логически оправдан.

Раздел 1, 6. С\х труд. Формирование знаний о с\х культурах, сроках посадки, сбора урожая. Изучение мира с\х профессий, бережного отношения к к земле.

Раздел 2. Кулинария. Формирование культуры питания у детей способствует созданию физически здорового поколения.

Раздел 3. Элементы графики. Без навыков черчения и графической культуры большинство технологических процессов невыполнимы. Графика и черчение относятся к информационным технологиям, обрабатывающим информацию об объектах из конструкционных материалов, электрических цепях и т. п.

Раздел 4. Культура дома. Этот раздел включает несколько тем, подчиненных единой задаче – создания уюта в доме: понятии о композиции в интерьере и современном дизайне, где включены вопросы декоративно-прикладного искусства и материаловедение, проектирование швейных изделий, отношение к вещам.

Раздел 5. Мой облик. Через воспитание у учащихся эстетического отношения к себе и окружающим формируется личность грамотная в вопросах культуры поведения, культуры одежды, культуры общения и т. д.

Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного или с обработкой конструкционных и поделочных материалов, или с производством и обработкой пищевых продуктов и многое другое, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.

Поскольку ведущей деятельностью пятиклассников остается игра, в процесс обучения включены элементы игровых технологий. Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых  и самостоятельных работ. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5-7 классах не превышает 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5 классах – не более 10 минут, в 6 – 12 минут, в 7 – 16 минут.  На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в  течение учебного года.

Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки  теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические задания и мини-проекты.

В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.

Учебный план

Разделы

Количество учебных часов

6 класс

С\х труд

Кулинария

Элементы графики

Элементы макетирования

Культура  дома

Лоскутная техника с элементами материаловедения

Элементы материаловедения

Проектирование швейных изделий с элементами машиноведения

Отношение человека к вещам

Рукоделие:

Ручная вышивка

Вязание крючком

Гигиена человека

Проект

С\ труд

12

6

4

2

4

4

2

2

8

2

8

12

Итого часов

68

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАССА (68 ч)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Вид занятия

Виды деятельности и формы

Наглядные пособия и технические средства

Виды контроля

Использование ИКТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

С\х труд

Экскурсия на учебно-опытный участок

Правила ТБ при уборке урожая на пришкольном участке

Уборка и учет урожая картофеля

Уборка и учет урожая овощей и корнеплодов

Отбор и закладка на хранение семенного материала овощных культур

Удаление растительных остатков с делянок. Характеристика почв

Осенняя обработка почвы под овощные культуры на учебно-опытном участке

12

1

1

2

2

2

2

2

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Фронтал, индивид. практич. работы

Фронтал, индивид. практич. работы

Фронтал, индивид. практич. работы

Фронтал, индивид. практич. работы

Схемы всходов декоративных растений, плакат "строение почвы", памятка "правильное и своевременное внесение удобрений"

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

1

2

3

4-5

6

Кулинария

Сервировка стола к ужину. Элементы этикета.

Блюда из молока и кисломолочных продуктов. ТБ в кухне.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Практическая работа «Составление технологической карты приготовления блюда из круп»

Сладкие блюда и напитки. Практическая работа Экономическое обоснование «Расчет себестоимости блюда»

6

1

1

1

2

1

Урок формиров. и соверш. знаний

Комбинирован-ный урок

Групповая,

поиск. работа

индивид.

Групповая прак-тическая работа

Групповая прак-тическая работа

Схема «Питат. в-ва»,табл.

Плакат «Сервировка стола»

Инструкционные карты

Самостоят. раб

Практическая  работа

1

2

3

4

Элементы графики

Прямоугольное проецирование.

Расположение видов на чертеже.

Чертежи разверток поверх-ностей геометрических тел.

Понятие о технологической карте.

4

1

1

1

1

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Фронтал, индивид. практич. работы

Фронтал, индивид. практич. работы

Фронтал, индивид. практич. работы

Фронтал, индивид. практич. работы

Схема получения проекции

Примеры чертежей

Примеры разверток геометрических тел

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

1

2

Элементы макетирования.

Понятие деталирования. Чертеж развертки элемента изделия.

Способы художественной обра-ботки поверхности (аппликация)

2

1

1

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Фронтал, индивид. практич. работы

Фронтал, индивид. практич. работы

Детали, рисунки

Детали, рисунки, примеры изделий.

Практическая работа

Практическая работа

1

2

3-4

Культура  дома.

Интерьер детской комнаты.

Основы семейного уюта. Тра-диции и семейные праздники.

Творческий проект «С Новым годом!».

4

1

1

2

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Урок обобщения знаний и умений

Фронтал, индивид. практич. работы

Фронтал, индивид. практич. работы

Групповая прак-тическая работа

Иллюстрации, планы комнат, ТV

Иллюстрации,

чертежи

Графическая работа

Практическая работа

Практическая работа

1-2

3-4

Элементы материаловедения.

Виды материалов. Свойства тканей из волокон животного происхождения.

Дефекты материалов.

4

2

2

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Беседа, фронтальн. инструктаж

Беседа, практичес. работа

Иллюстрации, схемы, коллекции, табл.

Иллюстрации,  коллек-ции, инструкц. карты

Лабораторная  работа

Практическая работа

1

2

Проектирование швейных изделий с элементами машиноведения.

Конструирование швейного изделия.

Моделирование швейного изделия.

2

1

1

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Фронтальная прак-ческая работа

Фронтальная прак-ческая работа

Инструкционные карты

Инструкционные карты

Практическая работа

Практическая работа

1-2

Отношение человека к вещам.

Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды.

2

2

Комбинирован-ный урок

Фронтальная прак-ческая работа

Инструкционные карты

Практическая работа

1-2

3-4

5-8

Декоративно-прикладное творчество

Изготовление рамок для фотографий

Изготовление шкатулки

Вязание крючком

 

8

2

2

4

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Урок обобщения знаний и умений

Фронтальная прак-ческая работа

Фронтальная прак-ческая работа

Фронтальная прак-ческая работа

Индивидуальная практич. работа

Инструкционные карты

Инструкционные карты

Инструкционные карты

Инструкционные карты

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

1

Гигиена человека.

Гигиена учащегося.

2

2

Урок формиров. и соверш. знаний

Беседа,самост.раб.

Иллюстрации, предметы ухода за волосами

Фронтальный опрос, граф.раб.

1

2-4

5-7

8

Проект.

Правила оформления пояснительной записки.

Техники выполнения изделий Практическая работа» Эскиз изделия»

 Экономическое и экологическое обоснование

проекта

Защита проекта.

8

1

3

3

1

Урок закрепле-ния знаний

Урок закрепле-ния знаний

 Урок обобщения знаний и умений

Консультация

Практическая работа

Конференция

Схема алгоритма документации

Инструкционные карты

Примеры проектов

Пояснит.

записка

Качество изделия

Защита проекта

1

2

3

4

5-6

7-8

9-10

11-12

С\х труд

Понятие о сорте. Рассада

Виды защищенного грунта

Подготовка ящиков для рассады

Посев семян капусты и томата

Уход за рассадой

Пикировка растений

Удаление растительных остатков с делянок

Весенняя обработка почвы. Внесение удобрений

12

1

1

1

1

2

2

2

2

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок

Фронтал, индивид. практич. работы

Фронтал, индивид. практич. работы

Фронтал, индивид. практич. работы

Схемы всходов декоративных растений, плакат "правила ухода за рассадой", памятка "предпосевная обработка почвы", плакат "технология выращивания овощных культур"

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ТЕХНОЛОГИИ

6 КЛАСС

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (12ч. 1 четверть и 12 ч. 4 четверть)

Понятие о правильной обработке почвы, сроках посадки и сбора культур, формирование уважительного отношения к сельскохозяйственным профессиям.

КУЛИНАРИЯ (2 ч)

Сервировка стола к ужину. Элементы этикета (1 ч)

Составление меню на ужин из двух-трех блюд. Расчет количества продуктов, времени приготовления блюд. Особенности сервировки стола к ужину. Набор столовых приборов и посуды для ужина. Правила подачи десерта. Освещение и музыкальное оформление ужина. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Правила приема гостей. Приглашения и поздравительные открытки. Как дарить и принимать цветы и подарки. Этика и такт во взаимоотношениях в семье. Семейный уют.

Знать: культуру поведения в семье, основы семейного уюта.

Уметь: сервировать стол к ужину.

Практическая работа: сервировка стола к ужину.

Блюда из молока (1 ч)

Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Питательная ценность молока. Химический состав молока (жиры, белки, молочный сахар, витамины).

Домашние животные, молоко которых используется в пище человека (коровы, козы, овцы, буйволицы, кобылицы, верблюдицы, самки яка, важенки (северный олень), самки зебу).

Ассортимент питьевого молока. Способы определения качества молока. Условия и сроки его хранения.

Первичная обработка молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Способы сохранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки (кипячение, пастеризация).

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами, кипящими жидкостями, горячим маслом и жирами.

Знать: общие сведения о кулинарном значении, питательной ценности и химическом составе молока, способы сохранения свежего молока.

Уметь: определять качество молока, проводить его тепловую обработку.

Практическая работа:  пастеризация молока.

ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИКИ (4 ч)

Прямоугольное проецирование (1 ч)

Идея метода проецирования.

Ортогональное (прямоугольное) проецирование. Чертеж предмета на одной плоскости проекций. Чертеж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций (фронтальной и горизонтальной, фронтальной и профильной) – комплексный чертеж.

Профессии чертежника, инженера.

Знать: основы прямоугольного проецирования на одну, две взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

Самостоятельная работа: выполнение чертежей предметов на одну и две взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

Расположение видов на чертеже (1 ч)

Комплексный чертеж предмета в системе трех основных плоскостей проекций. Основные виды – спереди, сверху, слева.

Определение необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного вида.

Выполнение чертежа предмета при изменении его формы и пространственного положения.

Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличие эскиза от чертежа.

Знать: основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

Уметь: выполнять виды на чертежах (эскизах) отдельных предметов.

Самостоятельная работа: выполнение чертежей предметов на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел (1 ч)

Анализ геометрической формы предмета по его комплексному чертежу.

Повторение понятия «развертка поверхности». Построение полных разверток поверхностей несложных моделей по их комплексным чертежам. Развертки точные и приближенные. Определение (идентификация-узнавание) предметов по их разверткам. Изготовление геометрических тел и различных моделей по разверткам.

Уметь: анализировать форму предмета по чертежу и простейшим разверткам.

Самостоятельная работа: выполнение  простейших моделей по разверткам.

Понятие о технологической карте (1 ч)

Конструкторская документация. ГОСТ. Чертеж общего вида. Сборочный чертеж. Спецификация. Схема. Инструкция.

Технологическая документация. Технологическая карта. Операционная карта. Учебная технологическая карта.

Знать: различать понятия «конструкторская» и «технологическая» документации.

Уметь: составлять учебные технологические карты изготовления несложных объектов.

Самостоятельная работа: составление учебной технологической карты.

ЭЛЕМЕНТЫ МАКЕТИРОВАНИЯ (2 ч)

Понятие деталирования. Чертеж развертки элемента изделия (1 ч)

Что такое чтение и деталирование  чертежа общего вида? Порядок деталирования. Согласование размеров.

Уметь: читать и деталировать чертежи несложных предметов, состоящих из трех – шести деталей.

Самостоятельная работа: составление чертежа развертки элемента изделия.

Способы художественной обработки поверхности (аппликация) (1 ч)

Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. Виды узоров (в круге, квадрате и т.д.). Нанесение рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий (выжигание, выпиливание, геометрическая резьба, мозаика и т.д.).

Знать: общие основы художественного конструирования, виды орнаментов и узоров.

Уметь: выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий.

Практическая работа: отделка поверхности изделия аппликацией.

КУЛЬТУРА ДОМА (4 ч)

Интерьер детской комнаты (1 ч)

Организация зон отдыха, приготовления пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в отделке квартиры.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых и производственных помещений. Повседневная и генеральная уборка помещений. Влажная и сухая уборка. Применение бытовой техники (пылесос, полотер и др.) в уборке помещений. Мойка окон, раковин, умывальников и т.п. моющие и чистящие препараты, инструменты и приспособления.

Подготовка жилья к зиме, утепление окон и дверей.

Знать: санитарно-гигиенические требования к уборке жилых и производственных помещений.

Уметь: проводить сухую и влажную уборку, пользоваться пылесосом и другими электробытовыми приборами.

Практическая работа: выполнение эскиза планировки детской комнаты.

Основы семейного уюта. Традиции и семейные праздники (1 ч)

Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни.

Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок, ковров, мебели, обоев, салфеток и т.д. систематизация и хранение коллекций и книг. Значение предметов ручного труда в интерьере.

Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников.

Знать: значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера, роль освещения в интерьере.

Уметь: выполнять эскизы интерьера детской комнаты.

Практическая работа: выполнение интерьера окна (макет).

Творческий проект «С Новым годом!» (2 ч)

По указу Петра I, разглашенного 15 декабря 1699 года, новый год предписывалось встречать 1 января и летоисчисление вести от Рождества Христова. Чтобы легче пришелся вводимый обычай, повелевалось отметить его празднеством: ворота домов украсить сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветвями. А на Красной площади зажечь огненные потехи в сопровождении колокольного звона. Народу надлежало поздравлять друг друга с наступающим Новым годом.

Встреча нового года стала доброй традицией и семейным праздником. Каждая семья по-своему украшает свой дом, готовит подарки. Предложите детям продолжить эту красивую традицию.

Определение конкретной задачи проекта, ее формулировка. Разработка идей, вариантов. Анализ идей и выбор лучшего варианта. Метод мозговой атаки.

Знать: порядок проведения исследования по выбору варианта проекта.

Уметь: разрабатывать и анализировать идеи по выполнению проекта.

Темы проектов: «Новогоднее поздравление», «Украшение комнаты», «Новогодняя игрушка».

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (4 ч)

Виды материалов. Свойства тканей из волокон животного происхождения (2 ч)

Натуральные волокна животного происхождения (шелк, шерсть, пух). Способы их получения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей. Краткие сведения об ассортименте тканей.

Знать: виды пиломатериалов, иметь общее представление о черных и цветных металлах; способы получения натуральных волокон животного происхождения, свойства тканей.

Уметь: распознавать нити различных тканей.

Лабораторная работа: распознание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.

Дефекты ткани (2 ч)

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Дефекты ткани.

Знать: саржевые и атласные переплетения.

Уметь: определять раппорт саржевого и атласного переплетений, дефекты ткани.

Практическая работа: изготовление макета саржевого или атласного переплетений.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАШИНОВЕДЕНИЯ (2 ч)

Конструирование рабочей одежды (1 ч)

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Конструкции юбок (прямые, клиньевые, конические). Мерки, необходимые для построения чертежа основы прямой юбки. Условные обозначения мерок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания.

Последовательность построения чертежа выкройки-основы прямой юбки. Расчетные формулы. Построение чертежа основы юбки в масштабе 1:4 или в натуральную величину.

Знать: эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью, правила снятия мерок и их условные обозначения.

Уметь: читать и строить чертеж юбки, снимать мерки и записывать результаты измерений.

Практическая работа: построение чертежа выкройки-основы прямой юбки.

Моделирование швейного изделия (1 ч)

Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок.

Разновидности юбок по силуэту (прямые, зауженные или расширенные книзу, длинные или короткие, в форме колокола и др.).  Выбор модели юбки. Моделирование юбки. Подготовка выкройки к раскрою.

Знать: основные приемы моделирования прямой юбки, правила подготовки выкройки к раскрою.

Уметь: моделировать прямые юбки, подготавливать выкройку к раскрою.

Практическая работа: моделирование прямой юбки.

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ВЕЩАМ (2 ч)

Уход за одеждой и обувью, ремонт одежды (2 ч)

Виды фурнитуры, применяемые при пошиве белья и верхней одежды. Приемы отпарывания и пришивания фурнитуры. Способы подшивания низа брюк тесьмой.

Правила ухода за одеждой из кожи, замши, велюра.

Чистка кожаной обуви. Пасты, эмульсии и кремы для ухода за обувью. Смазывание (пропитка) кожаной обуви жирами или касторовым маслом. Гидрофобные смазки для придания обуви большей водостойкости. Специальные салфетки для чистки обуви одноразового и многоразового пользования. Дезодорация внутренней поверхности обуви.

Приемы сохранения формы обуви. Правила сушки обуви. Допустимая температура сушки.

Чистка замшевой обуви. Способы восстановления ворса у замшевой и велюровой обуви.

Правила ухода за обувью из лакированной кожи, обувью с верхом из ткани и резиновой обувью.

Растяжка обуви в домашних условиях.

Знать: основные требования по уходу за одеждой и обувью, правила ухода за одеждой из шелковых и шерстяных тканей, правила хранения шерстяных и меховых изделий, средство защиты от моли.

Уметь: отпарывать и пришивать фурнитуру, хранить шерстяные и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.

Практическая работа: пришивание фурнитуры.

РУЧНАЯ ВЫШИВКА (8 ч)

Композиция, ритм, раппорт в вышивке. Цветовой круг (2 ч)

Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете и т.п.

Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость и насыщенность цвета. Хроматические и ахроматические цвета.

Знать: композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке; холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета.

Уметь: строить симметричный узор, орнамент в квадрате, в полосе, определять размер и место узора на изделии.

Практическая работа: построение симметричного узора или орнамента в квадрате, в полосе, определение размера и места узора на изделии.

Технология выполнения  счетных швов (2 ч)

Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, набор, счетная гладь, косая стежка и др.).

Уметь: выполнять счетные швы.

Практическая работа: выполнение образцов счетных швов.

Свободная вышивка. Окончательная отделка изделия (2 ч)

Свободная вышивка по рисованному контуру узора (гладевые швы, контурные простейшие швы).

Отделка изделий вышивкой, тесьмой. Особенности влажно-тепловой обработки вышитых изделий.

Уметь: подбирать нитки по цвету, выполнять свободную вышивку по рисованному контуру.

Практическая работа: выполнение вышивки для проекта.

Творческий проект (2 ч)

Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Изготовление сувениров к праздникам. Вышитые и плетеные пояса, одежда, сумки, кошельки, чехольчики для ключей, очков или сотовых телефонов, салфетки, рушники и др. Любое из этих изделий можно преподнести в качестве подарка.

Последовательность выполнения проекта: обоснование проблемы и потребности, формулировка конкретной задачи, проведение исследования (разработка и анализ идей и вариантов, выбор лучшего варианта), составление технологической карты, экономическое обоснование, практическая работа, самооценка результата.  Знать: последовательность выполнения проекта. Уметь: планировать свою деятельность по выполнению проекта.

Темы проектов: «Салфетка для бабушки», «Подарок для мамы», «Сестренке в день рождения».

ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА (2 ч)

Гигиена учащегося (2ч)

Общие сведения о волосах. Уход за волосами. Элементы прически (коса, волна, пробор, жгут, локон). Средства и инструменты для ухода за волосами.

Требования к прическе школьников. Подбор прически с учетом типа лица и структуры волос. Коррекция типа лица с помощью прически.

Знать: санитарно-гигиенические требования к предметам и средства ухода за волосами, требования к прическе.

Графическая работа: выполнение рисунков школьных причесок.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (6 ч)

Правила оформления пояснительной записки (2 ч)

Оформление проекта. Требования к оформлению проекта. Содержание пояснительной записки к проекту (титульный лист, обоснование выбора изделия, его эскиз, экономическое обоснование, технологическая карта изготовления изделия, экологическая оценка).

Правила оформления титульного листа. «Звездочка» обдумывания.

Знать: правила оформления документации по проекту.

Уметь: проводить исследования по проекту.

Практическая работа по проекту (2 ч)

Технологический этап проекта. Обоснование выбора материалов и инструментов для работы. Правила безопасной работы с инструментами. Экологичность проекта. Технологическая карта изготовления изделия. Расчет себестоимости изделия. Изготовление изделия. Контроль качества.

Знать: последовательность технологического этапа проекта. Уметь: составлять технологические карты, создавать уют в доме своими руками.

Защита проекта (2 ч)

Содержание сообщения по защите проекта: цели проекта, обоснование возникшей проблемы и потребности, формулировка конкретной задачи, самооценка проделанной работы и качества изделия. Предложение вниманию жюри технологической карты изготовления изделия, экономического расчета.

Уметь: последовательно излагать свои мысли. Темы проектов: «Украшение интерьера детской комнаты», «Подушка-игольница», «Грелка для яиц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...