Систематизация заданий по оригами для младших школьников
учебно-методическое пособие по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Башарина Любовь Николаевна

Для того, чтобы успешно проводить занятия с детьми, необходимо начинать обучение с азов, и постепенно, по мере того, насколько учащиеся будут готовы воспринимать материал, двигаться дальше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическое описание

«Систематизация заданий по степени сложности на занятиях по оригами с младшими школьниками»

Автор:

Педагог дополнительного образования

Башарина Любовь Николаевна

Санкт-Петербург

2019 год

Введение

Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, бомбочки, лягушек и тюльпаны из бумаги. Однако не все знали тогда, что это называется именно оригами. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются как взрослые, так и малыши. Но, для того, чтобы успешно проводить занятия с детьми, необходимо начинать обучение с азов, и постепенно, по мере того, насколько учащиеся будут готовы воспринимать материал, двигаться дальше.

Значение оригами для развития ребенка:

  1. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика пальцев рук, точные движения, происходит развитие глазомера.
  2. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
  3. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
  4. Оригами стимулирует  развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  5. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
  6. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

 Цель: Систематизировать задания на занятиях по оригами по степени сложности.

Метод обучения: «от простого к сложному»:

  1. Научить основным геометрическим понятиям: (квадрат, прямоугольник, треугольник, сторона, угол и др.)
  2. Отработать технику складывания. Приучить детей хорошо проглаживать линии сгибов. Без этого изделие будет иметь неряшливый вид и вряд ли понравится ребенку. Поэтому, аккуратность - прежде всего. Для этого можно в обучающий процесс ввести понятие «Пальчики-утюжки», которые проглаживают тщательно все линии сгибов. При складывании фигуры обязательно надо напоминать об этом детям.
  3. Изучив технику складывания, переходим к простым базовым формам. Дети учатся изготавливать фигурки на основе квадрата и треугольника, изучают базовые формы: «блин», «книжка», «дверь», «воздушный змей»,  развивают пространственное мышление. В процесс обучения вводятся понятия «гора», «долина», повернуть, перевернуть и др. Этот этап работы следует отработать очень тщательно, особенно термины «повернуть», «перевернуть».
  4. В оригами основной инструмент – пальцы рук, и их необходимо тренировать. Для этого подходят упражнения по изготовлению простых отдельных фигур, таких, как коготь, лапа, голова и др. Выполнение этих упражнений можно рекомендовать в качестве разогревающих, перед основным занятием.
  5. Для развития художественного вкуса и фантазии, необходимо использовать графическую дорисовку изделия. Работа с карандашами и гелевыми ручками детям очень нравится и, используя этот прием, учащиеся стараются, чтобы их работа была индивидуальной, неповторимой и любимой.
  6. Проработав и освоив простые базовые формы, можно предлагать детям более сложные задания на основе базовых форм: «рыба», «двойной квадрат», «птица», «лягушка». Так же можно предложить самим пофантазировать и изготовить свою индивидуальную фигуру. После этого устроить демонстрацию работ с презентацией, выбрав при этом самые удачные работы.
  7. При изготовлении изделий из нескольких отдельных деталей, следует обратить внимание на аккуратность исполнения, иначе детали не смогут состыковываться. Можно разбиться на малые группы для изготовления коллективной работы, при этом призывать детей  более аккуратно выполнять модули, в противном случае, фигура не сможет быть собранной. А между командами устроить соревнование – на самую аккуратную фигуру.

При грамотном подходе  к процессу обучения детей оригами, результаты не заставляют себя ждать. Многие дети, регулярно посещая занятия, достаточно быстро осваивают искусство оригами, и уже через полгода занятий, глядя на образец, могут безошибочно определить, какая базовая форма лежит в основе фигуры, и пробуют самостоятельно ее складывать. Есть дети, которые во время объяснения материала и поэтапного складывания оригами,  успевают сделать не только одну фигуру, а несколько, причем придумать что-то новое, интересное на ходу. Учащаяся творческой мастерской придумала на базе фигур «клюв» и «ракета», два цветка, скомбинировав их в одно целое, что дало возможность участвовать в 11-м Городском Конкурсе детских изобретений «Оригами придумываем сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура Олимпиады младших школьников

Олимпиадные задания по русскому языку для обучющихся 4 классов...

Игровые и эстафетные задания с мячами для младших школьников.

игровые и эстафетные задания с мячом для младших школьников...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы обучения младших школьников решению практико-ориентированных заданий. Представлены примеры задач, сюжет которых непосредственно связан с жизнью учащихся начальных клас...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы обучения младших школьников решению практико-ориентированных заданий. Представлены примеры задач, сюжет которых непосредственно связан с жизнью учащихся начальных клас...

Родительское собрание "Роль домашнего задания в воспитательности самостоятельности младшего школьника".

Родительское собрание с презентацией, которое проводится в форме собрания- практикума.На нём рассматривают методы и приёмы  в воспитании самостоятельности ребенка. Решаются следующие задачи:-озна...

Роль домашнего задания в воспитании самостоятельности младшего школьника».

Материал к родительскому собранию о роли домашнего задания...

олимпиадные задания школьного этапа для младших школьников

данные задания помогают организовать работу с одарёнными детьми...