Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса технологии для 4 классов общеобразовательных учреждений на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Н.И.Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой образовательной системы «Перспектива», М.: Просвещение . |
Целью прохождения настоящего курса является приобритение личного опыта как основы обучения и познания и первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью, формирование позитивного эмоционального-ценностного отношения к труду и людям труда. Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач: а) образовательная:
б) развивающая:
в) воспитывающая:
г) практическая:
|
|
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Методические особенности изучения предмета: Содержание курса технологии открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные и личностные умения:
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. |
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой, изд-во - М.: Просвещение. УМК состоит из:
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
Для реализации программы используется УМК «Школа России: УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом в УМК «Школа России» сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. |
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального образования и в соответствии с учебным планом МОУ школы № 6 г.о. Жуковский Московской обл. на изучение технологии в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана. |
|
Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения В системе уроков планируются использование следующих типы уроков: Урок изучения нового материала. Урок закрепления знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5». Применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). |
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы, теста, реферата, выставки, проекта. |
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты: - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: - получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; - усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; - приобретение навыков самообслуживания; - овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; - усвоение правил техники безопасности; - использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; - приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. |
Литература и средства обучения
- Основная литература
- Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 класс. - М.: Просвещение.
2. Учебные и справочные пособия.
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. 4 класс (учебник). В 2-х частях. - М.: Просвещение.
- Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. 4 класс (рабочая тетрадь) в 2-х частях. - М.: Просвещение.
4. Учебно-методическая литература.
- Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Методическое пособие к комплекту «Технология. 4 класс». - М.: Просвещение.
- Максимова М.Т. Поурочные разработки по технологии. 4 класс. – М.: ВАКО.
5. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Сканер.
- Принтер лазерный.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Дата | ||
По плану | Фактически | ||||
1. | Знакомство с учебником. | 1 | 04.09-08.09 | ||
2. | Человек и земля. | 21 | 11.09-02.03 | ||
3. | Человек и вода. | 3 | 05.03-23.03 | ||
4. | Человек и воздух. | 3 | 26.03-20.04 | ||
5. | Человек и информация. | 6 | 23.04-31.05 | ||
Всего | 34ч |
Содержание
Тема 1. Знакомство с учебником (1 час)
Тема 2. Человек и земля (21 час)
Тема 3. Человек и вода (3 часа)
Тема 4. Человек и воздух (3 часа)
Тема 5. Человек и информация (6 часов)
Элементы содержания тем
Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Календарно- тематическое планирование на З4 часа в год
№ п/п | Дата | Дата факт. | Тема урока | |||
Как работать с учебником (1 час) | ||||||
1 | 1 нед. | Как работать с учебником | ||||
Человек и земля (21 час) | ||||||
2 | 2 нед. | Вагоностроительный завод. Изделие «Ходовая часть (тележки)» | ||||
3 | 3 нед. | Вагоностроительный завод. Изделия: «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» | ||||
4 | 4 нед. | Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» | ||||
5 | 5 нед. | Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» | ||||
6 | 6 нед. | Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» каникулы | ||||
7 | 7 нед. | Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | ||||
8 | 8 нед. | Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» | ||||
9 | 9нед. | Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» | ||||
10 | 10 нед. | Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза» | ||||
11 | 11 нед. | Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест «Как создаётся фаянс» каникулы | ||||
12 | 12 нед. | Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» | ||||
13 | 13 нед. | Швейная фабрика. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка» | ||||
14 | 14нед. | Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви» | ||||
15 | 15 нед. | Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви» | ||||
16 | 16 нед. | Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Технический рисунок лесенки- опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» | ||||
17 | 17 нед. | Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Технический рисунок лесенки- опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» | ||||
18 | 18 нед. | Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье» | ||||
19 | 19 нед. | Кондитерская фабрика. Практическая работа «Тест «Кондитерское изделие» | ||||
20 | 20 нед. | Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы» | ||||
21 | 21 нед. | Бытовая техника. Практическая работа «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов» | ||||
22 | 22 нед. | Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» | ||||
Человек и вода (3 часа) | ||||||
23 | 23 нед. | Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды» | ||||
24 | 24 нед. | Порт. Изделие «Канатная лестница». Практическая работа «Технический рисунок канатной лестницы» | ||||
25 | 25 нед. | Узелковое плетение. Изделие «Браслет» | ||||
Человек и воздух (3 часа) | ||||||
26 | 26 нед. | Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолёт» | ||||
27 | 27 нед. | Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель» | ||||
28 | 28 нед. | Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие «Воздушный змей» | ||||
Человек и информация (6 часов) | ||||||
29 | 29нед. | Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист» | ||||
30 | 30нед. | Работа с таблицами. Изделие «Таблица» | ||||
31 | 31 нед. | Созданиё содержания книги. Практическая работа «Содержание» | ||||
32 | 32 нед. | Переплётные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника» | ||||
33 | 33 нед. | Переплётные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника» | ||||
34 | 34 нед. | Итоговый урок |
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания №1
ШМО учителей начальных классов
От ___________________
_____________(Рамина Е.Е.)
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УМР
______________(Фокина Е.В.)
______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...