I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Предлагаю вам загадку, отгадка которой будет являться темой урока: Он рисует, он считает, Проектирует заводы, Даже в космосе летает И дает прогноз погоды. Миллионы вычислений Может сделать за минуту. Догадайтесь, что за гений? Ну, конечно же … – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.
Отгадывают загадку: – Компьютер.
– Сегодня на уроке мы… | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы с информацией. Демонстрирует приемы работы на компьютере. – Для чего нужен компьютер? – Может компьютер самостоятельно принимать решения, а не выполнять команды, которые мы ему даем? – Что значит «редактировать и форматировать текст»? – Где и как люди используют компьютеры? Приведите примеры. – Назовите правила работы за компьютером. Почему вредно долго сидеть у монитора работающего компьютера? – Как вы используете компьютер в учебе? В свободное время? – Вспомните устройство компьютера. Найдите на рисунке в учебнике системный блок, монитор, клавиатуру, мышку, принтер, динамики, сканер. – Назовите, для чего они предназначены. – Информация – сведения о чем-либо. Что делают с информацией? – Проведите исследование. Попросите соседа по парте закрыть глаза. Положите ему на ладонь какой-нибудь небольшой предмет. Предложите отгадать, что это, не открывая глаз. Если сразу не получилось, можно ощупать предмет. Поменяйтесь ролями. – Закройте все глаза. Я буду стучать по разным предметам, а вы попробуйте отгадать по звукам, по каким предметам я стучу. – Закройте глаза и по запаху определите предметы, не дотрагиваясь до них. Для чего нужны органы чувств человеку? – Сделайте вывод: легко ли узнать предмет, не видя и не ощупывая его? – Как люди хранили информацию в древние времена? А в недавние времена, когда не было компьютеров? | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы на компьютере. – Компьютер – это инструмент, созданный руками человека. Предназначен для обработки данных, их хранения и передачи информации. – Основная функция компьютера – ввод, вывод, обработка и хранение информации, для осуществления этого предусмотрены специальные устройства: Устройство компьютера | Назначение | клавиатура, микрофон, сканер | устройства ввода | внешняя и внутренняя память | устройства хранения данных | процессор | устройство обработки данных | монитор, принтер, колонки, наушники | устройство вывода | мышь | манипулятор для управления экранными объектами |
– Информацию хранят, перерабатывают, передают. – Книги – древнейший способ хранения информации. Библиотека – хранилище информации. Письменность – древнейшая информационная технология. В наши дни все библиотеки помещаются во всемирной информационной сети – Интернете. Стоит нам набрать в любой поисковой системе Интернета искомое слово, и мы получим информацию о данном предмете | Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Выбирать нужную информацию. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками |
III. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж. | Проверка готовности обучающихся к работе на компьютере. – Выполните практическую работу. Включите компьютер. Найдите на рабочем столе программу Internet Explorer для просмотра веб-сайтов. Нажмите два раза на левую кнопку мыши. – Наберите веб-адрес любой поисковой системы Сети, например, yandex.ru или rambler.ru. Нажмите Enter. Российские поисковые серверы | «Яндекс» | yandex.ru | «Гугл» | gogle.ru | «Рамблер» | rambler.ru | «Апорт» | aport.ru | «Gogo» | gogo.ru |
– В окне поисковой системы наберите любое интересующее вас слово, например: «книга». Нажмите Enter. – Просмотрите список материалов, выберите интересующий, подведите курсор, нажмите один раз левую кнопку мыши. Просмотрите материал в новом открывшемся окне. Вернитесь обратно, нажав на крестик в правом верхнем углу монитора. Выберите и просмотрите другие материалы. – Вернитесь на начальную страницу Яндекс (или Рамблер). Для этого в левом верхнем углу монитора найдите знак «стрелка» и нажмите на него. – Попробуйте ввести другие слова. – Выберите нужную информацию. Включите принтер. Нажмите левую кнопку мыши на знак печати. Распечатайте информацию. | Определяют и выполняют работу на компьютере, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. Выполняют практическую работу по осуществлению поиска информации в Интернете по алгоритму.
| Демонстрировать правила работы на компьютере. Соблюдать правила безопасности. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Строить рабочие отношения, работая в коллективе. Работать самостоятельно |
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест | Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. Организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. Предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Какой способ работы с Интернетом вы использовали? – Расскажите, как вы находили информацию в Интернете. Что делали вначале? Что потом? Дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценку за практическую работу и знания, результаты заносят в карточку контроля: (Ф. И.) ________________ | Максимальная оценка, 9 баллов | Критерии оценки | Моя оценка, 0–1 | Оценка друга, 0–1 | Оценка учителя, 0–1 | Соблюдение алгоритма |
|
|
| Результат поиска информации (соответствует заданию) |
|
|
| Техника безопасности, рабочее место |
|
|
| Итоговая оценка: |
|
|
|
| Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. |