Программа кружка "Умелые руки" Внеурочная деятельность
рабочая программа по технологии (1 класс)

Кириенко Анна Семеновна

 Данная программа разработана для учащихся 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           «Истоки творческих способностей

                                                            и дарований детей на кончиках их пальцев.

                                                            От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

                                                           ручейки, которые питают источник творческой мысли.

                                                           Другими словами: чем больше мастерства

                                                           в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                                                                                               Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану во втором классе на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Кружок " Умелые руки" развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, , мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде составления  книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 16 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю для каждой группы отдельно, продолжительность занятий 45 мин.

В программу кружка "Умелые руки" входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «работа с пластилином и соленым тестом», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

 

Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи программы:

- обучить конкретным трудовым навыкам;

 - обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;

 - формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

 - формировать эстетический, художественный вкус;

 - развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,

 - поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

 - воспитывать нравственные качества детей;

 - воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся  по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

Разделы программы.

I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

1. Оригами. «Рыбка».

2. Оригами «Лягушка»

3. Оригами «Птицы»

4.  Обрывная аппликация. «Дельфин».

5. Объемная аппликация « Лилия».

6.Обьемная аппликация «Коровка»

7. Мозаика из обрывных кусочков.

8. Мозаика  из гофрированной бумаги.

9. Мозаика из фольги.

10 Плетение полосками бумаги.

 Темы для бесед: «История создания бумаги», «Введение в курс Оригами», «Из истории аппликаций», « Плетение»

II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

1. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев).

2. Аппликация из листьев.

3. Аппликация из  семян

Темы для бесед: «Флористика».

III. «Работа с тканью». (5 часов)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

 1. Аппликация из ткани.

2. Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».

Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»

IV. Лепка из пластилина и соленого теста. (7 часов)

    1. Рисунки на пластилине.(2ч)

     2. Лепка из соленого теста. Фигуры животных. (5ч)

     Тема для беседы: «Что такое скульптура?»

V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

  1. Аппликация из фантиков.

  2. Панно из карандашных стружек.

  3. Моделирование. «Добрая коровушка».

Тема  занятия

Техника

Количество часов

дата

1

Вводное занятие. Техника  безопасности. Свойства бумаги.

Оригами

2 ( в двух группах)

3.09- 6.09

2

Введение в курс «Оригами»

Оригами

2 ( в группах)

10.09    14.09

3

Рыбка

Оригами

2 ( в группах)

21.09    24.09

4

Лягушка

Оригами

2 (в группах)

28.09    01.10

5

Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Дельфин.

Аппликация

2 (в группах)

12.10   15.10

6

 Объемная  лилия

Аппликация

2(в группах)

19.10   22.10

7

Коровка

Объемная аппликация

2(в группах)

26.10   29.10

8

Рисунок на пластилине

Лепка

2(в группах)

02.11    12.11

9

Фигуры животных

Соленое тесто

2(в группах)

16.11     19.11

10

Ваза

Пластилин

2(в группах)

23.11     26.11

11

Мозаика из обрывных кусочков

Мозаика

2(в группах)

30.11     03.12

12

 Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика

2(в группах)

07.12      10.12

13

Мозаика из гофрированной бумаги

Мозаика

2(в группах)

14.12       17.12

14

Мозаика из фольги

Плетение

2 (в группах)

21.12       24.12

15

Плетение ковриков

Плетение

2(в группах)

16.01         18.01

16

Из истории плетения. Плетение полосками бумаги

Плетение

2 (в группах)

23.01          24.01

17

«Откуда ткани к нам пришли?»Аппликация из ткани

Ткань

2 (в группах)

28.01         29.01

18

Мягкая игрушка «Зайка»

Ткань

2 (в группах)

7.02            8.02

19

Мягкая игрушка (продолжение

Ткань

2 (в группах)

20

Фантики

Аппликация

2 (в группах)

15.02        16.02

21

Панно из карандашных стружек

Бросовый материал

2 ( в группах)

22.02        23.02

22

Моделирование

Разные материалы

2 ( в группах)

1.03          2.03

23

Моделирование

-

2 ( вгруппах)

10.03     11.03

24

 Флористика.Мозаика (семена. крупа ..)

Природный материал

2 (в группах)

15.03      16.03

25

Мозаика

Природный материал

2 ( вгруппах)

22.03       23.03

26

Аппликация из листьев

Листья

2 (в группах)

3.04     4.04

27

Аппликация  (семена)

Семена

2 (в группах)

9.04    10.04

28

Что такое скульптура? лепка

Соленое тесто

2 (в группах)

16.04     17.04

29

Лепка

Соленое тесто

2 ( в группах

22.04   23.04

30

Лепка

Пластилин

2 (в группах)

29.04. 30.04

31

Поделки из пластика

Бросовый материал

2 (в группах)

6.05   7.05

32

Поделка из пластика

Бросовый материл

2 ( в группах)

12.05  13.05

33

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Разные материалы

Весь класс

18.05   19.05

34

Выставка работ

Весь класс

24.05

        

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)

Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми.   "Посмотрите н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Общественно-полезная деятельность» для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Общественно-полезная  деятельность» для 3  класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мир деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности"...