"Радуга творчества"
рабочая программа по технологии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Радуга творчества»
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Радуга творчества» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ по внеурочной деятельности.
ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности кружка «Радуга творчества» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный кружок может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на занятиях кружка. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Программа кружка «Радуга творчества» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цель программы:
- развитие творческих способностей учащихся и формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда
Задачи:
- расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов
- развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей
- развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Содержание курса
Теоретической основой данной программы являются:
системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности - понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Программа кружка включает три основных раздела: технический труд, основы обработка текстильных материалов, основы художественной обработки различных материалов.
Вводная беседа (1 час).
- Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Технический труд (10 ч)
- Рассказ «Из истории бумаги».
- Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Обработка текстильных материалов (8 ч)
- Знакомство с наперстком.
- Знакомство (практическое) с видами швов «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом».
- Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
- Аппликация из ткани.
- Цветы из ткани.
- Украшения из атласных лент.
Основы художественной обработки различных материалов (19 ч).
- Рассказ о глине и пластилине.
- Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
- Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
- Лепка по замыслу детей.
- Виды природных материалов.
- Композиции из засушенных листьев.
- Мозаика из семян.
- Сувениры из шишек.
Подведение итогов (1 ч).
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, природным и бросовым материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
Продолжительность занятия в 1 классе – 1час, 1 занятие в неделю, 39 занятий в учебный год.
- Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Прогнозируемый результат | УУД | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | |||||
Раздел: Технический труд (10 ч) Обработка бумаги и картона (7 ч) | ||||||
2 | Бумага, её виды, свойства, способы обработки. Правила организации рабочего места. Закладки для книг. | Знать и различать виды бумаги; уметь опытным путём устанавливать свойства бумаги; знать способы обработки бумаги, уметь применять их на практике. Знать правила организации рабочего места и правила безопасности при работе с ножницами, выполнять их на практике. Знать приёмы складывания и сгибания бумаги, сминания и разрыва бумаги; уметь изготовить аппликацию или поделку с использованием данных приёмов. Закрепить знания, связанные с первоначальными приёмами обработки бумаги (разметка с помощью шаблонов, чертёжно-измерительных инструментов, резание бумаги ножницами, сборка деталей). | Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции и учебной задачи и действовать по готовому алгоритму; сравнивать объекты по критериям, понимать, читать ивоспроизводить модели по образцу. Регулятивные: удержание цели урока, анализировать степень выполнения учебной задачи; определять границы умения и неумения; работа по плану; исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности участвовать в коллективном создании замысла Личностные: принимать позицию учащегося,положительно относиться к школьным занятиям. | |||
3 | Аппликация из кругов. | |||||
4 | Аппликация из геометрических фигур | |||||
5 | Ёлочные игрушки. | |||||
6 | Снежинки. | |||||
7 | Гирлянды. | |||||
8 | Поздравительная открытка. | |||||
Техническое моделирование (3 ч) | ||||||
9 10 11 | Изготовление моделей из бумаги: плавающие и авиационные модели. Конусные игрушки. | Иметь представление о технической игрушке. Уметь: находить детали, соответствующие рисунку модели; собирать модели точно по образцу, рисункам альбома к «Конструктору» и по замыслу; разбирать их. | ||||
Основы обработки текстильных материалов (8 ч) | ||||||
12 | Виды тканей. Правила ТБ. Игольница. | Иметь представление о разнообразии тканей, ниток, их основных свойствах и назначении. Знать и различать инструменты и приспособления для работы с тканью, правила работы с ними. Знать и уметь выполнять простейшие приёмы вышивания. | Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции и учебной задачи и действовать по готовому алгоритму; сравнивать объекты по критериям, понимать, читать и воспроизводить модели по образцу; постановка и решение проблем. Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану; исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности участвовать в коллективном создании замысла Личностные: . принимать позицию учащегося, положительно относиться к школьным занятиям. | |||
13 | Аппликация из ткани. | |||||
14 | Салфетка. Шов «вперед иголку». | |||||
15 | Салфетка. Шов «вперед иголку с перевивом». | |||||
16 | Салфетка. | |||||
17 | Цветы из ткани. | |||||
18 | Панно из пуговиц. | |||||
19 | Украшения из атласных лент | |||||
Основы художественной обработки различных материалов (14 ч) Работа с природным материалом (5 ч) | ||||||
20 | Аппликация из засушенных листьев | Иметь представление о разнообразии природных материалов, их свойствах. Уметь работать с природным материалом. Знать способы крепления деталей из природного материала. Уметь самостоятельно составлять различные композиции, используя природный материал. | Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции и учебной задачи и действовать по готовому алгоритму; сравнивать объекты по критериям, понимать, читать и воспроизводить модели пообразцу. Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану; исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушатьи слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности участвовать в коллективном создании замысла Личностные: . принимать позицию учащегося, положительно относиться к школьным занятиям. | |||
21 | Композиция из засушенных листьев. | |||||
22 | Мозаика из семян. | |||||
23 24 | Сувениры из шишек. Работа с ореховой скорлупой. | |||||
Работа с пластилином (6 ч) | ||||||
25 | Лепка овощей и фруктов. | Знать правила организации рабочего места и гигиены труда при лепке, соблюдать их. Уметь изготовить различные предметы из пластилина, передавая как можно более точно их форму, цвет, пропорции. | Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции и учебной задачи и действовать по готовому алгоритму; сравнивать объекты по критериям, понимать, читать и воспроизводить модели пообразцу. Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану; исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности участвовать в коллективном создании замысла Личностные: . принимать позицию учащегося, положительно относиться к школьным занятиям. | |||
26 | Лепка животных. | |||||
27 | Лепка посуды. | |||||
28 | Карандашница (+крупа) | |||||
29 30 | Пластилиновые картины. Лепка п замыслу детей. | |||||
Работа с разным материалом (8 ч) | ||||||
31 | Мозаика из скорлупы. | Знать правила организации рабочего места и гигиены труда при работе, соблюдать их. Уметь изготовить предметы из различных материалов, передавая как можно более точно их форму, цвет, пропорции. | Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции и учебной задачи и действовать по готовому алгоритму; сравнивать объекты по критериям, понимать, читать и воспроизводить модели по образцу. Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану; исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности участвовать в коллективном создании замысла Личностные: . принимать позицию учащегося, положительно относиться к школьным занятиям. | |||
32 | Сувениры из скорлупы. | |||||
33 | Рамка для фото. | |||||
34 | Работа с потолочными плитами «Снеговик» | |||||
35 | Елка из дисков | |||||
36 | Конструирование из спичечных коробков. | |||||
37 | Веер из вилок | |||||
38 | Аппликация из ниток. | |||||
39 | Итоговое занятие. |
- Результаты изучения курса
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию)
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками ;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Личностные результаты:
- принимать позицию учащегося,
- положительно относиться к школьным занятиям
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений.
знать
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
уметь
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Календарно-тематическое планирование кружка «Радуга творчества»
№п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1ч |
2 | Бумага, её виды, свойства, способы обработки. Правила организации рабочего места. Закладки для книг. | 1ч |
3 | Аппликация из засушенных листьев | 1ч |
4 | Композиция из засушенных листьев. | 1ч |
5 | Мозаика из семян. | 1ч |
6 | Сувениры из шишек. | 1ч |
7 | Работа с ореховой скорлупой. | 1ч |
8 | Лепка овощей и фруктов. | 1ч |
9 | Лепка посуды. | 1ч |
10 | Аппликация из кругов. | 1ч |
11 | Аппликация из геометрических фигур | 1ч |
12 | Карандашница (+крупа) | 1ч |
13 | Аппликация из ниток. | 1ч |
14 | Рамка для фото. | 1ч |
15 | Снежинки. | 1ч |
16 | Ёлочные игрушки. | 1ч |
17 | Ёлка из дисков. | 1ч |
18 | Гирлянды. | 1ч |
19 | Работа с потолочными плитами «Снеговик» | 1ч |
20 | Виды тканей. Правила ТБ. Игольница. | 1ч |
21 | Аппликация из ткани. | 1ч |
22 | Салфетка. Шов «вперед иголку». | 1ч |
23 | Салфетка. Шов «вперед иголку с перевивом». | 1ч |
24 | Салфетка. | 1ч |
25 | Панно из пуговиц. | 1ч |
26 | Техническое моделирование. Авиационные модели. | 1ч |
27 | Поздравительная открытка. | 1ч |
28 | Цветы из ткани. | 1ч |
29 | Конусные игрушки. | 1ч |
30 | Лепка животных. | 1ч |
31 | Пластилиновые картины. | 1ч |
32 | Лепка п замыслу детей. | 1ч |
33 | Мозаика из скорлупы. | 1ч |
34 | Сувениры из скорлупы. | 1ч |
35 | Техническое моделирование. Плавающие модели. | 1ч |
36 | Конструирование из спичечных коробков. | 1ч |
37 | Веер из вилок. | 1ч |
38 | Украшения из атласных лент. | 1ч |
39 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1ч |
Всего | 39ч |
- Список литературы.
- А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
- М.А.Гусакова “Аппликация”
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
- Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
- М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок " Радуга творчества"
программа кружка " Радуга творчества"...
рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС
рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...
Творческий отчёт класса "Радуга творчества"
Разработку можно использовать как творческий отчёт класса и творческий отчёт школы....
программа кружка "Радуга творчества"
программа кружка "Радуга творчества"...
Тематическое планирование кружка «Радуга творчества»
Рабочая программа кружка«Радуга творчества» для 2 класса...
Оценка коммуникативных УУД КТД “Радуга творчества”(к юбилею школы), 4 класс
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни челове...
рабочая программа по кружку " Радуга творчества"
Прграмма разработана по ФГОС...