«Изготовление куклы в русском народном костюме». 3 класс.
план-конспект урока по технологии (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока технологии в 3 классе
Подготовила учитель начальных классов: Кожевникова Ю.В.
Дата: 19.03.2016 год
Тема: «Изготовление куклы в русском народном костюме»
Цели:
- способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного искусства;
- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ученика; развивать навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук;
- воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, умение слушать, коммуникабельность, активность, культуру труда.
Планируемые результаты:
Информационно-технологические ресурсы:
Компьютер; мультимедиа проектор; презентация Power Point.
Оборудование и инструменты:
- бумага белая и цветная, шаблоны, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры.
Тип урока: урок открытия нового знания .
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная (изготовление куклы).
Вид урока: урок – творчество
Методы обучения: рассказ, беседа с объяснением нового материала, показ трудовых приемов выполнения, самостоятельная работа, демонстрация готовых работ.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.
Посмотрите все на меня – улыбнитесь, посмотрите друг на друга - улыбнитесь. С таким добрым, хорошим настроением начнём наш урок.
2. Актуализация опорных знаний.
Слайд 2
- Ребята, для того чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку:
Платья носит,
Есть не просит.
Всегда послушна,
И с ней не скучно.
Кто это? (кукла)
Слайд 3
-Итак, тема нашего урока «Изготовление куклы в русском народном костюме»
3. Словарная работа.
- А что такое кукла? Давайте обратимся к словарю.
Слайд 4
Кукла – игрушка, изображающая человека или животного (из словаря Ожегова)
- А вы знаете, как появилась кукла?
Слайд 5
Ученик: Археологи считают, что куклы появились более 30 тысяч лет назад. Их делали из мамонтовой кости и использовали их в ритуалах.
- Из чего же кукол делали еще? (ответ детей).
Отвечают дети:
Слайд 6
Ученик:1).Из веток, соломы, тряпочек, ниточек, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода.
Ученик:2). Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.
Ученик:3).Все куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей.
4. Изучение нового материала.
Учитель: Были куклы - обереги, обрядовые, игровые.
/ рассказывают дети/
- Куклы-обереги – рассказывает (______________________________ ).
Слайд 7
У тряпичных кукол лицо не изображалось. Безликая кукла исполняла роль оберега. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости.
Обрядовые куклы– рассказывает (_____________________________ ).
Слайд 8
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Покосница изображала женщину во время сенокоса.
Масленицу делали из соломы. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.
Игровые куклы – рассказывает (_______________________________ ).
Слайд 9
Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.
Учитель: - Вспомним уроки окружающего мира, отгадав загадки об элементах русского народного костюма:
Слайд 10
- Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длиной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой? (РУБАХА)
Слайд 11
- Что держалось на коротких плечевых лямках, подвязывалось под грудью, по центру украшалось вертикальной полосой с позументом? (САРАФАН)
Слайд 12
- Какой элемент одежды надевали специально для работы? Он использовался людьми самых разных профессий не только для того, чтобы не испачкаться; в нем носили разные инструменты и прочие нужные вещи. (ФАРТУК)
Слайд 13
4) Как назывался головной убор? (КОКОШНИК, ПОВЯЗКА)
Учитель:- Молодцы! Вы вспомнили элементы русского народного костюма. Сегодня мы с вами на уроке будем работать в технике БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ.
Слайд 14
Пластика в переводе с итальянского означает лепка, скульптура.
Бумажная пластика – это искусство оживлять бумагу, создавая фигуры людей и животных, вырезая узоры. В технике бумажной пластики создают маски, скульптуры, кукол.
Изделия, изготовленные методом бумагопластики, внутри пустотелые.
Бумажная пластика именуется как бумажная скульптура или объемное конструирование.
- С этой техникой вы уже заочно знакомы, мы выполнили много различных работ из бумаги, используя различные ее виды.
5. Повторение правил безопасной работы
- Чтобы приступить к практической части урока, необходимо вспомнить правила безопасной работы. Слайд 15
ФИЗМИНУТКА
Физминутка "Кукла".
Я хожу, хожу, хожу,
(ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу!
(полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.
(потягивание на носочках)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.
(руки на поясе, ходьба на носочках,
Проговаривание шепотом).
6. Практическая работа.
Показ выполнения работы (сопровождается слайдами)
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить.
- Пришло время приступить к самому важному моменту урока, нам предстоит определить порядок работы. Для того, чтобы создавать работы в этой технике, необходимо научиться изготовлять основные элементы, из которых с помощью вашей фантазии можно создавать любые объемные фигуры. Базовая форма – конус.
Перед вами лежат: листы цветной бумаги и белой бумаги прямоугольной формы.
- Скрути большой конус. Выровняй нижнюю часть. Это сарафан.
- Скрути 2 конуса из белой бумаги. Это рукава. Скрути с помощью карандаша трубочку, разрежь её на 2 части.
- Вклей трубочки в рукава приклей рукава к сарафану.
- Возьми 2 детали кокошника, склей их верхнюю часть, приклей овал лица. Готовую часть приклей к изделию.
- Приклей узор к сарафану.
7. Самостоятельная работа детей. (ЗВУЧИТ русская народная МУЗЫКА)
8. Итог урока.
- Готовые работы поместим на стол (согласно обозначенному месту).
- Традиционным танцем на праздниках на Руси был хоровод.
(СЛАЙД – фото) Ребята, давайте и кукол наших поставим в хоровод.
- Какую технику мы применяли для изготовления куклы? (бумажная пластика)
- Что такое бумажная пластика? (это искусство оживлять бумагу)
9.РЕФЛЕКСИЯ:
- Дополните предложения, выбирая нужное начало …
- На уроке я узнал …
- Мне было трудно …
- Мне было интересно …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Русские народные костюмы ИЗО 4 класс
Фото костюмов и название губернии, из которой данный костюм....
Конспект урока по изобразительной деятельности. "Орнамент в русском народном костюме" УМК Школа 2100. 4 класс
Тема урока ___ Орнамент в русском народном костюме Тип урока____ Урок изучения нового материала Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить...
мастер-класс Изготовление элемента русского народного костюма.
Традицию празднования масленицы русский народ сохранил с давних времён. Празднование масленицы напоминает новогодний карнавал, и это не случайно. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по д...
Урок изобразительного искусства 3 класс. Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика».
Урок изобразительного искусства 3 класс («Школа России» )Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика». Цель урока: способствоват...
"Русский народный костюм " 4 класс
Тема: Русский народный костюмТип урока: получение новых знанийЦель: изобразить русский народный костюмЗадачи:Образовательные:познакомить с особенностями русского народного костюмаОбучающие:закрепить у...
Технология 2 класс УМК "Школа России" Тема:«Русские народные костюмы».
Изделие: кукла (аппликация)Цели деятельности учителя: Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского кос...