Рабочая программа по технологии 3 кл
рабочая программа по технологии (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.19.2009г. №373:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
- ООП НОО МБОУ ООШ №13 х. Михайлов;
- Программы «Технология» Авторы программы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - Москва. «Просвещение» (2013)
Цели:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.
Изучение региональных, национальных и этнокультурных особенностей направлено на достижение цели:
- приобщение учащихся к богатому наследию декоративно-прикладному искусству адыгов и народов, населяющих регион, воспитание и развитие высоконравственной творческой личности .
Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в программу по предмету «Технология» способствует реализации следующих задач:
- воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенность на восприятие иных культур;
- воспитание эстетического вкуса через культуру и искусство своего народа, межнациональную культуру общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия;
- формирование у детей культуры межнационального общения через осязание уникальности национальных ценностей, определение места нации в мировом сообществе;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов национального наследия;
- восприятие творчества своего народа, других народов, проживающих на территории Республики Адыгея;
- знакомство с декоративно-прикладным творчеством Республики Адыгея;
- развитие самосознания детей, через ценности культуры народов, населяющих Республику Адыгея.
Планируемые результаты
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Ученик научится:
- называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла в том числе ремесла и промыслы в Республике Адыгея, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Ученик получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Ученик научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Ученик получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
- Конструирование и моделирование
Ученик научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу
Ученик получит возможность научиться:
- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
- Практика работы на компьютере
Ученик научится:
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Содержание учебного предмета ( 34 часа)
1. Введение (1ч)
2. Человек и Земля (19ч)
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. РН и ЭО Любимый уголок в городе Майкопе.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). РН и ЭО. Изготовление прихватки, украшенной адыгейским национальным орнаментом.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). РН и ЭО. Вышивка салфетки адыгейским растительным орнаментом.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. РН и ЭО. «Салфетница» Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. РН и ЭО Транспорт родного края «Грузовик», «Автомобиль»
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).
Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
3. Человек и вода (4ч)
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
-Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
-Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
-Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
-Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
-Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.
-Разметкаразверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
-Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.
4. Человек и воздух (3ч)
Конструирование и моделирование
-Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление)
-Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки.
-Виды и способы соединения деталей.
-Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
-Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.) Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
5. Человек и информация (5ч)
Практика работы на компьютере
-Информация, её отбор, анализ и систематизация.
-Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок).
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Коли-чество часов |
1 | Давайте познакомимся | 1 |
2 | Человек и земля РН и ЭО Любимый уголок в городе Майкопе РН и ЭО Изготовление прихватки, украшенной адыгейским национальным орнаментом РН иЭО Вышивка салфетки адыгейским растительным орнаментом РН и ЭО «Салфетница» РН и ЭО Транспорт родного края «Грузовик», «Автомобиль» | 15 1 1 1 1 1 |
3 | Человек и вода | 4 |
4 | Человек и воздух | 3 |
5 | Человек и информация | 6 |
Итого: | 34 |
Приложение 1
Календарно – тематический план. Технология 3 класс
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Как работать с учебником. Путешествуем по городу. «Мой маршрут» | с. 10, выполнить задание | 04.09 | |
2 | Архитектура «Дом» | с.13, сообщение о профессиях | 11.09 | |
3 | Городские постройки. «Телебашня» Парк | с. 21, правила работы с инструментами | 18.09 | |
4 | РН и ЭО. Любимый уголок в городе Майкопе | с. 25, сообщение о профессиях | 25.09 | |
5 | Проект «Детская площадка» | Подготовиться к защите проекта. | 02.10 | |
6 | Ателье мод. «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков». | с. 36, сообщение о профессиях | 09.10 | |
7 | РН и ЭО. Изготовление прихватки, украшенной адыгейским национальным орнаментом | Закончить оформление изделия | 16.10 | |
8 | Изготовление тканей «Гобелен». Вязание. «Воздушные петли» | Сообщение о профессии: прядильщица, ткач. | 23.10 | |
9 | РН и ЭО. Вышивка салфетки адыгейским растительным орнаментом | с. 53, правила при вязании крючком | 30.10 | |
10 | Одежда для карнавала. «Кавалер», «Дама» | с. 58, выполнить изделие по аналогии | 13.11 | |
11 | Бисероплетение. «Браслетик», «Цветочки» | с. 59, определения | 20.11 | |
12 | Кафе. «Весы» | Сообщение о профессий: повар, кулинар, официант | 27.11 | |
13 | Фруктовый завтрак. «Солнышко в тарелке» | Приготовить завтрак и сфотографировать или зарисовать | 04.12 | |
14 | «Колпачок-цыпленок» | Оформить изделие | 11.12 | |
15 | Бутерброды «Радуга на шпажке» | Сообщение об истории салфеток | 18.12 | |
16 | РН и ЭО. «Салфетница» | Оформить изделие адыгейским национальным узором | 25.12 | |
17 | Магазин подарков. «Брелок для ключей» | с. 81-82 сообщение о профессиях | 15.01 | |
18 | «Золотистая соломка» | Найти определение понятия «соломка» | 22.01 | |
19 | «Упаковка подарков» | Упакуйте свой подарок | 29.01 | |
20 | Автомастерская. Фургон «Мороженое» | с. 91, сообщение о профессиях | 05.02 | |
21 | РН и ЭО. Транспорт родного края «Грузовик», «Автомобиль» | Сфотографировать изделия или нарисовать | 12.02 | |
22 | Мосты. «Мост» | Оформить изделие | 19.02 | |
23 | Проект «Водный транспорт» «Яхта», «Баржа» | Выполнить проект | 26.02 | |
24 | Проект «Океанариум» «Осьминоги и рыбки» | Сообщение о профессии ихтиолог | 05.03 | |
25 | Фонтаны. «Фонтан» | Сообщение: Что такое фонтан, декоративный водоём | 12.03 | |
26 | Зоопарк «Птица» | с.118, запомнить условные обозначения техники оригами | 19.03 | |
27 | Вертолетная площадка Вертолет «Муха», «Воздушный шар» | Сообщение о профессии: лётчик, штурман, авиаконструктор | 02.04 | |
28 | Украшаем город «Клоун» | Найти определение понятия: папье-маше | 09.04 | |
29 | Переплетная мастерская
| Сообщение о профессии: печатник, переплётчик. | 16.04 | |
30 | «Переплетные работы». Реставрация книг | Отремонтировать книги | 23.04 | |
31 | Почта. Заполняем бланк | Сообщение о профессии: почтальон, почтовый служащий | 30.04 | |
32 | Кукольный театр. «Готовим спектакль»
| Подготовить сообщение о театре | 07.05 | |
33 | «Куклы для спектакля» | Подготовить сообщение о куклах | 14.05 | |
34 | «Афиша» | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...