Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii4_kl.docx | 44.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программой по трудовому обучению «Школа мастеров», разработанной Т.М. Геронимус. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Данный учебный предмет реализует следующие цели:
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
- умение выделять признаки и свойства предмета;
- умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;
- практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи обучения:
- учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств;
- учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;
- самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;
- учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.
Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.М.Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) и в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.
На уроках в 4 классе расширяются и систематизируются знания об аппликационных технологиях, осваиваются новые операции: расплетывание соломенных трубочек в ленточку; изготавливаются планшеты, дается понятие канта и окантовки. Обучающиеся знакомятся с разметкой прямоугольника в 4 шага и экономной разметкой круга циркулем, изготовляют из прямоугольников ажурные игрушки и т.д. проводят опыты и лабораторные работы с ватой, с поролоном и синтепоном. Через них знакомятся с их свойствами.
Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научится работать дружно и согласованно. Работают со спилами, пробкой, проволокой, шишками, приобретают навыки работы с шилом, буравчиком, изучают правила безопасной работы с ними.
Особое место отводится работе с полуфабрикатами, изготовлению необычных упаковок. Расширяется кругозор обучающихся, они осваивают новые инструменты – пилы, лобзики, знакомятся с новыми понятиями, учатся изготавливать упаковки для игрушек, рассчитывают их размеры.
Уделяется большое внимание практической деятельности по освоению текстильных материалов и лабораторным работам по сравнению их свойств. По изготовлению изделий из ткани введены операции по склеиванию деталей полиэтиленом.
Общеучебные умения, навыки
Обучение трудовому обучению способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:
- коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение;
- самостоятельно составлять план работы;
- различать по назначению и конструктивным особенностям инструменты: режущие – переплетный и макетный нож, канцелярские и портновские ножницы, буравчик, пилка для лобзика, острогубцы; колющие – шило круглое и трехгранное, иглы швейные, для вышивания и штопки; ударный – молоток; монтажные – отвертка и гаечный ключ; разметочные – линейка, циркуль, угольник;
- самостоятельно размещать на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь;
- самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции;
- различать по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной упаковочный картон, хлопчатобумажную и льняную гладкокрашенную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу, пенопласт, полиэтилен, фанеру; растительные и природные материалы: ветки, плоды, цветы листья; клей ПВА и силикатный;
- планировать условия соблюдения правил безопасной работы.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
- Технология: Маленький мастер: учебник для 4 класса/ Т. М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009
- Программа по трудовому обучению «Школа мастеров». Т. М. Геронимус. - М.: Просвещение, 2001
Содержание курса
Раздел | Название разделов | Кол – во часов |
1 | Комплексные работы | 18 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 11 |
3 | Изделия из ткани | 4 |
4 | Общественно-полезный труд | 1 |
Всего: | 34 |
Формы организации учебного контроля ЗУН: практическая работа, моделирование.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате изучения курса трудового обучения в 4 классе учащиеся должны:
знать:
- новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;
- правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;
- приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);
- способы контроля размеров деталей.
уметь:
- выполнять правила безопасности труда;
- правильно использовать инструменты и приспособления в работе;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы;
- использовать изученные понятия для приготовления деталей;
- выполнять правила по ТБ и санитарии;
- определять название деталей;
- определять материал, из которого сделана деталь;
- различать графическое изображение и эскиз, рисунок.
Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.
В результате изучения курса технологии учащиеся должны:
знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
уметь:
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
Учебно-тематический план
Комплексные работы(18 часов)
Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов Изготовление объемных изделий из природных материалов. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и раскрой ткани Определение последовательности изготовления изделия. Основные приемы обработки фольги, проволоки Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями Разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов.
Работа с бумагой и картоном (11 часов)
Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия. Разметка с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией. Складывание и сгибание заготовок. Последовательность и краткая характеристика операций., резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия Складывание и сгибание заготовок. Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника). Использование измерений для решения практических задач
Изделия из ткани ( 4часа)
Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. Подготовка материалов к работе.
Общественно-полезный труд (1 час)
Декоративное оформление предметов быта и жилища. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I вариант
№ | Дата проведения | Наиме- раздела | Тема урока | Кол-во | Тип | Элементы | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Элементы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Комплексные работы (5 ч) | Экскурсия в парк за природными | 1 | Урок-экскурсия | Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления) | осуществлять | Текущий | ||
2 | Сортировка и закладка на хранение собранного материал | 1 | Комбинированный | Многообразие материалов и область их приме- | Самостоятельная работа | ||||
3 | Объемные игрушки из природных материалов. Райская птичка, на отдыхе, лесные строители, папа и сыночек | 4 | Комбинированный | Изготовление объемных изделий из природных материалов. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия | организовывать и планировать собственную трудовую деятельность, выполнять инструкции | Самостоятельная работа | |||
4-5 | Игрушки Сова, совёнок | 4 | Комбинированный | Изготовление объемных изделий из текстильных материалов | соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке материалов | Самостоятельная работа | Создание декоративных композиций | ||
6 | Работа с бумагой и карто-ном (4 ч) | Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик» | 2 | Комбинированный | Краткая характеристика операций обработки | изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам | Самостоятельная работа | ||
7 | Тетрадка- | 2 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Ручной, меха- Распределение рабочего вре- | ||||
8 | Блокнот для за- | 2 | Комбинированный | ||||||
9 | Лягушонок-озорник из бумажных конусов | 2 | Комбинированный | изделия. Разметка с ис-пользованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией | |||||
10 | Комплексные работы (2 ч) | Игольничек | 2 | Комбинированный | Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и раскрой ткани | организовывать и планировать собственную трудовую деятельность; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | Самостоятельная работа | ||
11 | Подсвечник из металлической банки | 2 | Комбиниро-ванный | Определение последовательности изготовления изделия. Основные приемы обработки фольги, проволоки | выполнять | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | ||
12 | Изделия из бумаги (6ч) | Фигурки из бумажных салфеток: «Лилия», «Шляпа кардинала», «Королевская мантия» | 1 | Комбинированный | Складывание и сгибание заготовок. Последовательность и краткая характеристика операций. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка за- ницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия | соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия; выполнять изделие по чертежам и схемам | Самостоятельная работа | Распределение рабочего | |
| |||||||||
13 | Плетеный | 1 | Комбиниро-ванный | Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте | выполнять изделие по рисунку и образцу; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | ||
14 | Сумочка | 2 | Создавать | ||||||
15 | Елочное украшение «Складная звезда» | 1 | Распределение рабочего | ||||||
16 | Елочная подвеска «Золотая рыбка» | 1 | Комбинированный | Основные приемы обработки бумаги. Изготовление объемных изделий. Определение этапов | изготавливать изделие по схеме | Самостоятельная работа | Распределение рабочего | ||
17 | Подвеска из конусов «Петрушка» | 2 | Проверка модели в действии | ||||||
18 | Комплексные работы (3 ч) | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Снеговик» | 2 | Комбинированный | Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями | изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу | Самостоятельная работа | Создание модели по собственному замыслу | |
19 | Детали карнавального костюма «Каменный цветок» | 2 | Оформление домашних праздников: разработка и изготовление сувениров для конкурсов, подарков. Основные приемы обработки бумаги, картона. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия | выполнять объемные изделия из бумаги; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | Проверка модели в действии | ||||
20 | Папочка-иголь- | 3 | Комбинированный | Основные части книги. Приемы обработки плотной бумаги и картона. Подбор ткани с учетом размеров и свойств. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам | изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | ||
21 | Изделия из бумаги (1ч) | Раскладной | 2 | Комбинированный | Складывание и сгибание заготовок. Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника). Использование измерений для решения практических задач | использовать | Самостоятельная работа | Ручной, механизированный и автоматизированный труд | |
22 | Изделия из ткани (2ч) | Однослойная | 2 | Комбинированный | Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами | выполнять плоскостные и объемные изделия из текстильных материалов; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | |
23 | Браслет-булавочница | 3 | Комбинированный | Проверка модели в действии | |||||
24 | Комплексные работы (4 ч) | Динамическая игрушка «Зайчик-прыгунчик» | 3 | Комбинированный | Разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов | использовать | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | |
25 | Копилка из папье-маше на резиновой основе | 4 | Комбинированный | Изготовление объемных изделий из бумаги, соединение деталей изделия склеиванием | осуществлять декоративное оформление и отделку изделий | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | ||
26 | Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона | 3 | Комбинированный | Клеевое и ниточное Декоративное оформление изделия накладными деталями | Самостоятельная работа | Распределение рабочего | |||
27 | Игрушки из поролона: «Слоник», «Осьминог» | 2 | Комбинированный | Природные и искусственные материалы. Выбор | использовать | Самостоятельная работа | Распределение рабочего | ||
28 | Изделия из ткани (1 ч) | Кармашек для мелочей «Слон» | 2 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | |||
29 | Комплексные работы (2ч) | Кожаный брелок для ключей «Поросёнок» | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии. Работа с ко- | |||
30 | Подвес для прищепок «Обезьянка» | 2 | Комбинированный | Искусственные мате- | изготавливать изделия по эскизу | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | ||
31 | Изделия из ткани (1 ч) | Отреставриро- | 2 | Комбинированный | Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. Декоративное оформление предметов быта и жилища | использовать умения для выполнения домашнего труда (мелкий ремонт одежды) | Самостоятельная работа | Ручной, механизированный и автоматизированный труд | |
32 | Комплексные работы (2ч) | Игрушка из полуфабрикатов | 2 | Комбинированный | Многообразие материалов и область их приме- | изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам | Самостоятельная работа | ||
33 | 2 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Создание декоративных композиций | |||||
34 | Общественно-полезный труд (1 ч) | Подготовка | 1 | Комбиниро-ванный | Декоративное оформление предметов быта и жилища. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов | работать | Самостоятельная работа. Итоговый | Создание декоративных композиций | |
|
Учебно-методические средства:
1. Государственная образовательная программа РФ.
2. Геронимус, Т.М.Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2003.
3. Геронимус, Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
4. Геронимус, Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
5. Лебедева, Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7
6. Программа по трудовому обучению «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2001 год.
7. Уроки технологии в 4 классе. Методическое пособие к учебному комплекту «Я всё умею делать сам»/ Т. М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007
8. Трудовое обучение. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т. М. Геронимус «Маленький мастер»/ авт.-сост. Н. А. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...