Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности
статья по технологии на тему

Вирченко Наталья Сергеевна

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности (Слайд №1)


(Слайд № 2) Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

(Слайд № 3) Развитие творческих способностей - процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

(Слайд № 4) Признаки и критерии творческой деятельности:   продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;
  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

Урочная деятельность. (Слайд № 5)     

Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы, различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов, рефератов, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, рисунков к ответам, задачам, сказкам. Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.

Моя работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть «шаблонные» упражнения, специальные тренировочные упражнения, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему, коллективное создание работы  и т. д.

На уроках технологии я создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

Дифференцированный подход  к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, наглядных пособий,  раздаточного материала, карточек – заданий различных по степени трудности.

 Деятельность ребенка нуждается в поощрении. Особенно это важно для  слабого ученика.

На уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться. А в приятной обстановке лучше ладится.      Бесталанных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

 (Слайд № 6)  В начальной школе нет долгосрочных проектов. Младший школьник хочет видеть результат своего труда уже в конце урока. Все проекты сводятся к проектной задаче, которая реализуется в процессе самого урока.

Если техника работы трудоёмкая, кропотливая, то при изучении темы одну работу можно разбить на 2-3 часа. Так, например, при изучении в 3 классе раздела «Мастерская скульптора»  идут такие темы: «Как работает скульптор?»,                      « Статуэтки». На первом уроке знакомлю  обучающихся  с понятием «скульптор», материалами, инструментами, с которыми работает скульптор,  произведениями искусства…Теория сменяется практической деятельностью детей. Прошу принести пластиковые бутылочки, разрезаем их пополам  поперёк  и обмазываем пластилином – подготавливаем заготовку для будущей статуэтки. Эта работа не сложная, но требует определённой затраты времени. На втором уроке, после актуализации ранее полученных знаний, продолжаем работу над изготовлением «Русской красавицы». У нашей заготовки начинаем формировать части тела, соблюдая пропорции. Далее вылепливаем волосы, черты лица. А после приступаем  к украшению платья и  кокошника красавицы. Если на уроке остаётся время, дополняем статуэтку различными аксессуарами: бусы, серьги, букет цветов, коромысло с вёдрами и т.д.  

Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

Велика радость творчества. Это поход  в неизвестность. Чтобы успешно его провести, нужны фантазия и изобретательность, прочные знания, упорство и труд. Исследования, пусть они еще маленькие, могут стать дорогой к открытию. Несмотря на большое значение природных задатков и способностей человека, особенностей характера - познавательные возможности, привычки, склонности и интересы формируются не стихийно, а в процессе специально организованной деятельности. Занятия технологии способствуют формированию у детей элементарных основ мировоззрения, помогают развитию творческих способностей и воспитанию многих ценных черт и качеств личности.

Внеурочная деятельность (предметные кружки) как одна из форм развития творческих способностей учащихся. (Слайд № 7) 

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе.                                                                                                                           Я работаю по программе внеурочной деятельности «Умелые руки», которая составлена на основе авторской Т.Н. Просняковой.  Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников.

 (Слайд № 8)   Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Предусматривает групповые, коллективные  и индивидуальные формы занятий. Материал программы предусматривает  практические занятия. Особое место уделяется отработке практических навыков, умений школьников работать с разным материалом, развитию творческих способностей и фантазии. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело. Кружковые занятия способствуют даже в большей степени, чем урок, развитию у детей самостоятельности в работе, творческой самодеятельности.

(Слайд № 9)  Кружковая работа, предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. А думающий человек это и есть тот человек воспитать которого мы стремимся.

Мне нравится самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в глазах детей, вижу, как им хочется закончить начатую работу. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: плетение бисером, изготовление картин из теста, витраж, макраме, скрапбукинг… Сколько нового, интересного, необычного можно сделать своими руками, проявив умения, фантазию и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.

Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....

Развитие творческих способностей и креативного мышления у учащихся во внеурочной деятельности.

ull;Развивать ассоциативное мышление•Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко  для детей младшего школьного возраста..•Побуждать детей находить противоречия в то...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника.В.А. СухомлинскийВажнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужн...