Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности
статья по технологии на тему

Вирченко Наталья Сергеевна

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности (Слайд №1)


(Слайд № 2) Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

(Слайд № 3) Развитие творческих способностей - процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

(Слайд № 4) Признаки и критерии творческой деятельности:   продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;
  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

Урочная деятельность. (Слайд № 5)     

Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы, различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов, рефератов, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, рисунков к ответам, задачам, сказкам. Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.

Моя работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть «шаблонные» упражнения, специальные тренировочные упражнения, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему, коллективное создание работы  и т. д.

На уроках технологии я создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

Дифференцированный подход  к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, наглядных пособий,  раздаточного материала, карточек – заданий различных по степени трудности.

 Деятельность ребенка нуждается в поощрении. Особенно это важно для  слабого ученика.

На уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться. А в приятной обстановке лучше ладится.      Бесталанных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

 (Слайд № 6)  В начальной школе нет долгосрочных проектов. Младший школьник хочет видеть результат своего труда уже в конце урока. Все проекты сводятся к проектной задаче, которая реализуется в процессе самого урока.

Если техника работы трудоёмкая, кропотливая, то при изучении темы одну работу можно разбить на 2-3 часа. Так, например, при изучении в 3 классе раздела «Мастерская скульптора»  идут такие темы: «Как работает скульптор?»,                      « Статуэтки». На первом уроке знакомлю  обучающихся  с понятием «скульптор», материалами, инструментами, с которыми работает скульптор,  произведениями искусства…Теория сменяется практической деятельностью детей. Прошу принести пластиковые бутылочки, разрезаем их пополам  поперёк  и обмазываем пластилином – подготавливаем заготовку для будущей статуэтки. Эта работа не сложная, но требует определённой затраты времени. На втором уроке, после актуализации ранее полученных знаний, продолжаем работу над изготовлением «Русской красавицы». У нашей заготовки начинаем формировать части тела, соблюдая пропорции. Далее вылепливаем волосы, черты лица. А после приступаем  к украшению платья и  кокошника красавицы. Если на уроке остаётся время, дополняем статуэтку различными аксессуарами: бусы, серьги, букет цветов, коромысло с вёдрами и т.д.  

Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

Велика радость творчества. Это поход  в неизвестность. Чтобы успешно его провести, нужны фантазия и изобретательность, прочные знания, упорство и труд. Исследования, пусть они еще маленькие, могут стать дорогой к открытию. Несмотря на большое значение природных задатков и способностей человека, особенностей характера - познавательные возможности, привычки, склонности и интересы формируются не стихийно, а в процессе специально организованной деятельности. Занятия технологии способствуют формированию у детей элементарных основ мировоззрения, помогают развитию творческих способностей и воспитанию многих ценных черт и качеств личности.

Внеурочная деятельность (предметные кружки) как одна из форм развития творческих способностей учащихся. (Слайд № 7) 

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе.                                                                                                                           Я работаю по программе внеурочной деятельности «Умелые руки», которая составлена на основе авторской Т.Н. Просняковой.  Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников.

 (Слайд № 8)   Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Предусматривает групповые, коллективные  и индивидуальные формы занятий. Материал программы предусматривает  практические занятия. Особое место уделяется отработке практических навыков, умений школьников работать с разным материалом, развитию творческих способностей и фантазии. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело. Кружковые занятия способствуют даже в большей степени, чем урок, развитию у детей самостоятельности в работе, творческой самодеятельности.

(Слайд № 9)  Кружковая работа, предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. А думающий человек это и есть тот человек воспитать которого мы стремимся.

Мне нравится самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в глазах детей, вижу, как им хочется закончить начатую работу. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: плетение бисером, изготовление картин из теста, витраж, макраме, скрапбукинг… Сколько нового, интересного, необычного можно сделать своими руками, проявив умения, фантазию и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.

Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

Мастер- класс «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики»

Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках математики.Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным....

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....

Развитие творческих способностей и креативного мышления у учащихся во внеурочной деятельности.

ull;Развивать ассоциативное мышление•Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко  для детей младшего школьного возраста..•Побуждать детей находить противоречия в то...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....