Рабочая программа по технологии 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 45.01 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 3класса создана на основе
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерной программы начального общего образования по технологии для образовательных учреждений авторов Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, Н.В.Добромысловой. И.П.Фрейтаг, Н.В.Шипиловой «Технология 1-4 классы» УМК «Школа России». - М.: «Просвещение», 2014.
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений: приобретение личного опыта как основы обучения и познания, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью, формирование позитивного эмоционально - ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий, обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), контроль, коррекцию и оценку;
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
Общая характеристика учебного предмета
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение предмета технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания предмета «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание предмета «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по технологии для 3 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю ( 34 учебные недели). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Н-УООШ №14 на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году (23.02.18г., 8.03.18г., 9.03.18г.,1.05.18г., 2.05.18г., 9.05.18г.), расписанием учебных занятий МБОУ Н-УООШ №14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по технологии в 3-м классе в 2017-2018 учебном году будет реализована в объеме 33 часов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Усвоение предмета «Технология» в третьем классе обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе;
- принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним
Предметными результатами изучения технологии в третьем классе являются:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений,
выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы);
- знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий. Мета предметными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев;
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедия> справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления: определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах);
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека, разнообразие предметов рукотворного мира.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии.
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных свойств материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки материалов, соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации. Выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов.
Проведение измерений и построений для решения практических задач.
3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании изделий. Понятие о конструкции изделия, различные виды конструкций и способы их сборки.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
4. Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера, соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Работа с ЦОР, электронными носителями (CD).
Работа с простыми информационными объектами. Создание небольшого текста, вывод его на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ 3 КЛАСС 2017-2018 УЧ.ГОД (33 часа)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Вводный урок. 1ч | ||||
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. | 1 | 4.09 | |
Человек и земля. 20 ч | ||||
2 | Архитектура Изделие: «Дом». | 1 | 11.09 | |
3 | Городские постройки Изделие: «Телебашня» | 1 | 18.09 | |
4 | Парк Изделие: «Городской парк». | 1 | 25.09 | |
5 | Детская площадка. «Проект „Детская площадка“» | 1 | 2.10 | |
6 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. «Украшение платочка монограммой». Изделие: петельный шов, украшение фартука. | 1 | 9.10 | |
7 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. «Украшение платочка монограммой». Изделие: петельный шов, украшение фартука. | 1 | 16.10 | |
8 | Изготовление тканей Изделие: гобелен. | 1 | 23.10 | |
9 | Вязание Изделие: воздушные петли. | 1 | 13.11 | |
10 | Одежда для карнавала Изделие: кавалер, дама. | 1 | 20.11 | |
11 | Бисероплетение Изделие: браслетик «Цветочки». | 1 | 27.11 | |
12 | Кафе «Кулинарная сказка». Изделие: весы. | 1 | 4.12 | |
13 | Фруктовый завтрак. Изделие: фруктовый завтрак. | 1 | 11.12 | |
14 | Работа с тканью. Колпачок для яиц Изделие: колпачок-цыпленок. | 1 | 18.12 | |
15 | Кулинария Изделие: бутерброды или «Радуга на шпажке» . | 1 | 25.12 | |
16 | Сервировка стола. Салфетница Изделие: салфетница. | 1 | 15.01 | |
17 | Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: брелок для ключей. | 1 | 22.01 | |
18 | Работа с природными материалами. Золотистая соломка Изделие: золотистая соломка. | 1 | 29.01 | |
19 | Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков. Изделие: упаковка подарков. | 1 | 5.02 | |
20 | Автомастерская.. Изделие: фургон «мороженное» | 1 | 12.02 | |
21 | Автомастерская.. Изделие: грузовик. | 1 | 19.02 | |
Человек и вода. 4ч | ||||
22 | Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование Изделие: мост. | 1 | 26.02 | |
23 | Водный транспорт. Работа с бумагой. «Проект „Водный транспорт“, „Яхта“». | 1 | 5.03 | |
24 | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё. Изделие: осьминоги и рыбки. | 1 | 12.03 | |
25 | Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Изделие: фонтан. | 1 | 19.03 | |
Человек и воздух. 3ч | ||||
26 | Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами Изделие: птицы. | 1 | 2.04 | |
27 | Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Изделие: вертолёт «Муха». | 1 | 9.04 | |
28 | Работа с бумагой. Папьемаше Изделие: воздушный шар. | 1 | 16.04 | |
Человек и информация. 5ч | ||||
29 | Конструирование и моделирование Изделие: сцена и занавес. Переплётная мастерская Изделие: переплётные работы. | 1 | 23.04 | |
30 | Почта «Заполняем бланк». | 1 | 28.04 | |
31 | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё. Изделие: проект «Кукольный театр». | 1 | 7.05 | |
32 | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё. Изделие: проект «Кукольный театр». | 1 | 14.05 | |
33 | Афиша. Интернет. Работа на компьютере Подведение итогов. Изделие: «Афиша» | 1 | 21.05 | |
Всего: | 33 часа |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Н-УООШ №14 от «____»__________2017г.№_________ ___________ __________________ Подпись Ф.И.О.руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Н-УООШ №14 ___________ ______________ Подпись Ф.И.О. «____»___________2017г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...