Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
УМК «Перспектива»;
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.
Технология. М.: «Просвещение», 2014г.
Допущено министерством образования и науки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_tehnologii.docx | 69.86 КБ |
programma_po_tehnologii.docx | 69.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
Рассмотрено на заседании | Согласовано на заседании | Утверждаю: |
Методического объединения | Педагогического Совета | |
учителей | Протокол №1 | Директор ГБОУ Школа №2051 |
Протокол №1 от | от | Семенова Е.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
1 класс
УМК « Перспектива»
Составители: Беляева Л.А. | |
Москва, 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа
по технологии
для 1класса
на 2016-2017 учебный год
(УМК «Перспектива»;
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.
Технология. М.: «Просвещение», 2014г.
Допущено министерством образования и науки)
Основные содержательные линии курса
- Деятельность человека и его рабочее место (4 часа)
Давайте познакомимся
Экскурсия на пришкольный участок Профессии. Организация рабочего места
Как работать с учебником. Материалы и инструменты. Как работать с учебником. Я и мои друзья. Человек, природа, техника.
Профессии близких; профессии, знакомые детям.
Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения.
Бережное отношение к природе – источник сырьевых ресурсов – природные материалы.
Самообслуживание − порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике − рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом.
Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
- Деятельность человека на Земле (18 часов)
Человек и земля Природный материал Пластилин Растения в жизни человека
Выращивание растений Пчелы. Дикие звери Домашние животные
Бумага. Закладки для книги. Такие разные дома. Посуда. Свет в доме. Мебель.
Одежда. Ткань. Нитки Учимся шить. Способы пришивания пуговиц Новый год.
Украшение на елку. Передвижение по земле Конструктор.
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам − декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон. Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление.
Неподвижное соединение деталей. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
- Человек и вода (3 часа)
Вода в жизни человека. Выращивание растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Человек и вода
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка.
Разметка деталей «на глаз», по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием.
Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами и пр.).
- Человек и воздух (3часа)
Человек и воздух Использование ветра Полеты птиц. Полеты человека.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты).
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание).
Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
- Человек и информация (4 часа).
Человек и информация. Важные номера телефонов. Правила дорожного движения. Компьютер.
Использование информационных технологий.
(Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Особенность курса состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.
Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами:
1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;
В учебнике для 1 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого и гофрированного картона, упаковочного материала, пластилина, глины, природного материала, ткани и ниток.
В работе с данным учебно-методическим комплектом учитель должен постоянно помнить о следующем:
• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;
• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди;
• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;
• пополнение знаний детей осуществляется за счет ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
• все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;
• изделия предлагаются преимущественно объемные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;
• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя; • на одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые включены в учебник или рабочую тетрадь (на выбор учителя);
• в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов;
• в практической работе ученики начинают осваивать чертежную разметку.
В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.
Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира.
Технологические операции, которые осваивают учащиеся:
разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги);
раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывании пальцами);
сборка (на клею, пластилине, конструктор);
украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала);
лепка (пальцами, рельефные работы).
Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:
«Давай познакомимся!» — желтый;
«Человек и земля» — зеленый;
«Человек и вода» — синий;
«Человек и воздух» — голубой;
«Человек и информация» — розовый.
В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• название темы урока;
• краткая вводная беседа;
• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
Результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
Оценка результатов
Оценка предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Измерители качества выполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- устные ответы обучающихся,
- письменные работы,
- тесты,
- контрольные работы,
- комплексная оценка результатов обучения, включающая сформированность УУД,
- портфель достижений (накопительная оценка, полученная в ходе текущего и промежуточного оценивания).
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Календарно-тематическое планирование: Технология 1 класс (33 часа)
Тема раздела (количество часов) | № урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата (планируемая) | Дата (фактическая) | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | ||||||
Деятельность человека и его рабочее место (4 часа) | 1 | Как работать с учебником. Материалы и инструменты. | Система знаков в жизни человека. Материалы и инструменты в руках человека. Планирование собственной деятельности. Работа с анкетой. Изобретения природы и человека. Профессии. Учебник, материалы, инструменты, приспособления, свойства, условные и графические обозначения, профессия, технология, анкета. | Личностные: понимание значимости организации рабочего места. Регулятивные: освоение способов организации рабочего места в соответствии с целью. Познавательные: систематизирование знаний о материалах и инструментах. Коммуникативные: умение объяснять свой выбор. | Знать виды деятельности человека (уметь их перечислять); способы организации рабочего места; основных видов материалов и инструментов, различать их; пользоваться материалами и инструментами. Изготовление анкеты «Я и мои друзья» | ||
2 | Как работать с учебником. Я и мои друзья. | ||||||
3 | Человек, природа, техника. Экскурсия на пришкольный участок | ||||||
Определение условий для хранения семян | |||||||
4 | Профессии. Организация рабочего места. | Выбор материалов по их свойствам Организация рабочего места Усвоить понятие «безопасность». Лепка из пластилина инструментов труда людей разных профессий | |||||
Деятельность человека на Земле (18 часов) | 5 | Природный материал. Фигурки животных из листьев | Природный материал. Работа с пластилином и природным материалом. Растения в жизни человека. Работа с бумагой. Значение животного мира в жизни человека. Энциклопедия дома. Работа с тканью. Передвижение по земле. Природный материал, пластилин, аппликация, композиция, презентация, проект, бумага, коллаж, симметрия, план, гофрированный картон, ткань, выкройка, напёрсток, шов, стек, десерт, дегустация. знание понятий «берёста», «волокно», «шаблон», «симметрия». | Личностные: формирование позитивного отношения к труду. Регулятивные: освоение способов работы с материалами и инструментами. Познавательные: осмысление алгоритма работы с материалами и инструментами; осмысление правил безопасности (что МОЖНО делать). Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать в парах и малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций. | классифицировать животных, знание и применение правил техники безопасности, правил поведения в общественном транспорте, использовать в общении вежливые слов. Аппликации из сухих листьев | ||
Знать и использовать свойства пластилина; освоение способов работы с пластилином, Изготовление поделки из пластилина «Мудрая сова» | |||||||
6 | Изделия из пластилина | ||||||
Овощи из пластилина. Коллективно планировать работу. Использовать способы соединения и присоединения деталей | |||||||
7 | Растения в жизни человека. | ||||||
Выполнять проект «Осенний урожай». Определение условий для роста растений: влага, тепло, свет. | |||||||
8 | Выращивание растений. | ||||||
Изготовление закладки для книги, пользоваться терминами; работать по плану. работать с шаблонами, картоном, цветной бумагой; умение пользоваться ножницами; | |||||||
9 | Бумага. Закладки для книги, | ||||||
Изготовление изделий из бумаги по образцу. Выявление основных качеств природного материала | |||||||
10 | Пчелы. Аппликация «Пчела на одуванчике» | ||||||
Изготовление поделки из пластилина «Лисята» Ознакомление с основными свойствами пластилина | |||||||
11 | Дикие звери. | ||||||
Изготовление поделки из пластилина «Домашний любимец» | |||||||
12 | Домашние животные. | ||||||
Изготовление поделки «Домик из веток» Организация рабочего места. | |||||||
13 | Такие разные дома. | ||||||
14 | Посуда. | Изготовление проекта «Чайный сервиз» объяснять правила поведения за столом | |||||
15 | Свет в доме. | Изготовление модели торшера. Выявление способов крепления Конструирование технической модели | |||||
16 | Мебель. | Конструирование стула Разметка с помощью шаблонов и линейки. Выявление свойства копировальной бумаги и приемы работы с ней | |||||
17 | Одежда. Ткань. Нитки. | Изготовление куклы из ниток Подбор нитки по цвету ткани. Подготовка иглы к работе | |||||
18 | Учимся шить. Способы пришивания пуговиц. | Пришивание пуговицы Приемы работы с нитками | |||||
19 | Новый год. | Изготовление снежинок Сравнение видов бумаги | |||||
20 | Украшение | Проект «Украшаем елку» Разметка бумаги, резание | |||||
21 | Передвижение | Конструирование санок Анализ объектов труда | |||||
22 | Конструктор. | Сгибание бумаги по разметке, разрезание по линии разметки | |||||
Человек и вода 3 часа | 23 | Вода в жизни человека. Выращивание растений. | Вода в жизни человека. Выращивание растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Вода, три состояния воды, пословица, проращивание семян, питьевая вода, модель, колодец, композиция, опыт, корпус, плот, корабль, флот. | Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру. Регулятивные: формирование умения планировать свою деятельность. Познавательные: формирование представления о воде. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор. | Подготовка семян к посеву Распознавание и выращивание семян , объяснение необходимости воды в жизни человека, знание, понимание и использование малых фольклорных жанров, Моделирование колодца, | ||
24 | Питьевая вода. | ||||||
25 | Передвижение | Моделирование кораблика применение правил техники безопасности. | |||||
Человек и воздух . 3 часа | 26 | Использование ветра. | Использование ветра. Полёты птиц. Полёты человека. Ветер, мозаика, оригами, парашют. | Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Регулятивные: освоение алгоритмов техники «мозаика» и «оригами». Познавательные: формирование представления о потоке воздуха как о движущей силе. Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах и парах. | Изготовление вертушки Сгибание бумаги по разметке, разрезание по линии разметки | ||
27 | Полеты птиц. | Изготовление мозаики из бумаги «Попугай» Сравнение свойств смятой бумаги и ровного листа | |||||
28 | Полеты человека. | Оригами «Самолет» Работать в технике оригами и мозаики, знание и применение правил техники безопасности ,составлять композиции | |||||
Человек и информация 4 часа | 29 | Способы общения. | Способы общения. Компьютер. Важные телефонные номера и дорожные знаки. Информация, компьютер, Интернет. | Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия. Регулятивные: формирование умения ориентироваться в пространстве. Познавательные: осмысление себя в окружающем мире. Коммуникативные: формирование вербальных и невербальных способов коммуникации, формирование опосредованной коммуникации. | Письмо на глиняной дощечке Коллективное составление плана предстоящей деятельности | ||
30 | Важные номера телефонов. | Изготовление личного телефонного справочника искать информацию в разных источниках, использование навыков письма, знание необходимых номеров телефонов в экстренных ситуациях. | |||||
31 | Правила дорожного движения. | Изготовление безопасного маршрута от школы до дома | |||||
32 | Компьютер. | Рассматривание частей компьютера Знание частей компьютера, умение им пользоваться | |||||
33 | Подводим итоги | Подведение итогов работы, выставка лучших работ, награждение. |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
Рассмотрено на заседании | Согласовано на заседании | Утверждаю: |
Методического объединения | Педагогического Совета | |
учителей | Протокол №1 | Директор ГБОУ Школа №2051 |
Протокол №1 от | от | Семенова Е.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
1 класс
УМК « Перспектива»
Составители: Беляева Л.А. | |
Москва, 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа
по технологии
для 1класса
на 2016-2017 учебный год
(УМК «Перспектива»;
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.
Технология. М.: «Просвещение», 2014г.
Допущено министерством образования и науки)
Основные содержательные линии курса
- Деятельность человека и его рабочее место (4 часа)
Давайте познакомимся
Экскурсия на пришкольный участок Профессии. Организация рабочего места
Как работать с учебником. Материалы и инструменты. Как работать с учебником. Я и мои друзья. Человек, природа, техника.
Профессии близких; профессии, знакомые детям.
Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения.
Бережное отношение к природе – источник сырьевых ресурсов – природные материалы.
Самообслуживание − порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике − рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом.
Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
- Деятельность человека на Земле (18 часов)
Человек и земля Природный материал Пластилин Растения в жизни человека
Выращивание растений Пчелы. Дикие звери Домашние животные
Бумага. Закладки для книги. Такие разные дома. Посуда. Свет в доме. Мебель.
Одежда. Ткань. Нитки Учимся шить. Способы пришивания пуговиц Новый год.
Украшение на елку. Передвижение по земле Конструктор.
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам − декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон. Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление.
Неподвижное соединение деталей. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
- Человек и вода (3 часа)
Вода в жизни человека. Выращивание растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Человек и вода
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка.
Разметка деталей «на глаз», по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием.
Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами и пр.).
- Человек и воздух (3часа)
Человек и воздух Использование ветра Полеты птиц. Полеты человека.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты).
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание).
Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
- Человек и информация (4 часа).
Человек и информация. Важные номера телефонов. Правила дорожного движения. Компьютер.
Использование информационных технологий.
(Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Особенность курса состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.
Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами:
1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;
В учебнике для 1 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого и гофрированного картона, упаковочного материала, пластилина, глины, природного материала, ткани и ниток.
В работе с данным учебно-методическим комплектом учитель должен постоянно помнить о следующем:
• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;
• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди;
• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;
• пополнение знаний детей осуществляется за счет ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
• все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;
• изделия предлагаются преимущественно объемные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;
• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя; • на одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые включены в учебник или рабочую тетрадь (на выбор учителя);
• в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов;
• в практической работе ученики начинают осваивать чертежную разметку.
В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.
Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира.
Технологические операции, которые осваивают учащиеся:
разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги);
раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывании пальцами);
сборка (на клею, пластилине, конструктор);
украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала);
лепка (пальцами, рельефные работы).
Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:
«Давай познакомимся!» — желтый;
«Человек и земля» — зеленый;
«Человек и вода» — синий;
«Человек и воздух» — голубой;
«Человек и информация» — розовый.
В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• название темы урока;
• краткая вводная беседа;
• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
Результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
Оценка результатов
Оценка предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Измерители качества выполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- устные ответы обучающихся,
- письменные работы,
- тесты,
- контрольные работы,
- комплексная оценка результатов обучения, включающая сформированность УУД,
- портфель достижений (накопительная оценка, полученная в ходе текущего и промежуточного оценивания).
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Календарно-тематическое планирование: Технология 1 класс (33 часа)
Тема раздела (количество часов) | № урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата (планируемая) | Дата (фактическая) | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | ||||||
Деятельность человека и его рабочее место (4 часа) | 1 | Как работать с учебником. Материалы и инструменты. | Система знаков в жизни человека. Материалы и инструменты в руках человека. Планирование собственной деятельности. Работа с анкетой. Изобретения природы и человека. Профессии. Учебник, материалы, инструменты, приспособления, свойства, условные и графические обозначения, профессия, технология, анкета. | Личностные: понимание значимости организации рабочего места. Регулятивные: освоение способов организации рабочего места в соответствии с целью. Познавательные: систематизирование знаний о материалах и инструментах. Коммуникативные: умение объяснять свой выбор. | Знать виды деятельности человека (уметь их перечислять); способы организации рабочего места; основных видов материалов и инструментов, различать их; пользоваться материалами и инструментами. Изготовление анкеты «Я и мои друзья» | ||
2 | Как работать с учебником. Я и мои друзья. | ||||||
3 | Человек, природа, техника. Экскурсия на пришкольный участок | ||||||
Определение условий для хранения семян | |||||||
4 | Профессии. Организация рабочего места. | Выбор материалов по их свойствам Организация рабочего места Усвоить понятие «безопасность». Лепка из пластилина инструментов труда людей разных профессий | |||||
Деятельность человека на Земле (18 часов) | 5 | Природный материал. Фигурки животных из листьев | Природный материал. Работа с пластилином и природным материалом. Растения в жизни человека. Работа с бумагой. Значение животного мира в жизни человека. Энциклопедия дома. Работа с тканью. Передвижение по земле. Природный материал, пластилин, аппликация, композиция, презентация, проект, бумага, коллаж, симметрия, план, гофрированный картон, ткань, выкройка, напёрсток, шов, стек, десерт, дегустация. знание понятий «берёста», «волокно», «шаблон», «симметрия». | Личностные: формирование позитивного отношения к труду. Регулятивные: освоение способов работы с материалами и инструментами. Познавательные: осмысление алгоритма работы с материалами и инструментами; осмысление правил безопасности (что МОЖНО делать). Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать в парах и малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций. | классифицировать животных, знание и применение правил техники безопасности, правил поведения в общественном транспорте, использовать в общении вежливые слов. Аппликации из сухих листьев | ||
Знать и использовать свойства пластилина; освоение способов работы с пластилином, Изготовление поделки из пластилина «Мудрая сова» | |||||||
6 | Изделия из пластилина | ||||||
Овощи из пластилина. Коллективно планировать работу. Использовать способы соединения и присоединения деталей | |||||||
7 | Растения в жизни человека. | ||||||
Выполнять проект «Осенний урожай». Определение условий для роста растений: влага, тепло, свет. | |||||||
8 | Выращивание растений. | ||||||
Изготовление закладки для книги, пользоваться терминами; работать по плану. работать с шаблонами, картоном, цветной бумагой; умение пользоваться ножницами; | |||||||
9 | Бумага. Закладки для книги, | ||||||
Изготовление изделий из бумаги по образцу. Выявление основных качеств природного материала | |||||||
10 | Пчелы. Аппликация «Пчела на одуванчике» | ||||||
Изготовление поделки из пластилина «Лисята» Ознакомление с основными свойствами пластилина | |||||||
11 | Дикие звери. | ||||||
Изготовление поделки из пластилина «Домашний любимец» | |||||||
12 | Домашние животные. | ||||||
Изготовление поделки «Домик из веток» Организация рабочего места. | |||||||
13 | Такие разные дома. | ||||||
14 | Посуда. | Изготовление проекта «Чайный сервиз» объяснять правила поведения за столом | |||||
15 | Свет в доме. | Изготовление модели торшера. Выявление способов крепления Конструирование технической модели | |||||
16 | Мебель. | Конструирование стула Разметка с помощью шаблонов и линейки. Выявление свойства копировальной бумаги и приемы работы с ней | |||||
17 | Одежда. Ткань. Нитки. | Изготовление куклы из ниток Подбор нитки по цвету ткани. Подготовка иглы к работе | |||||
18 | Учимся шить. Способы пришивания пуговиц. | Пришивание пуговицы Приемы работы с нитками | |||||
19 | Новый год. | Изготовление снежинок Сравнение видов бумаги | |||||
20 | Украшение | Проект «Украшаем елку» Разметка бумаги, резание | |||||
21 | Передвижение | Конструирование санок Анализ объектов труда | |||||
22 | Конструктор. | Сгибание бумаги по разметке, разрезание по линии разметки | |||||
Человек и вода 3 часа | 23 | Вода в жизни человека. Выращивание растений. | Вода в жизни человека. Выращивание растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Вода, три состояния воды, пословица, проращивание семян, питьевая вода, модель, колодец, композиция, опыт, корпус, плот, корабль, флот. | Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру. Регулятивные: формирование умения планировать свою деятельность. Познавательные: формирование представления о воде. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор. | Подготовка семян к посеву Распознавание и выращивание семян , объяснение необходимости воды в жизни человека, знание, понимание и использование малых фольклорных жанров, Моделирование колодца, | ||
24 | Питьевая вода. | ||||||
25 | Передвижение | Моделирование кораблика применение правил техники безопасности. | |||||
Человек и воздух . 3 часа | 26 | Использование ветра. | Использование ветра. Полёты птиц. Полёты человека. Ветер, мозаика, оригами, парашют. | Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Регулятивные: освоение алгоритмов техники «мозаика» и «оригами». Познавательные: формирование представления о потоке воздуха как о движущей силе. Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах и парах. | Изготовление вертушки Сгибание бумаги по разметке, разрезание по линии разметки | ||
27 | Полеты птиц. | Изготовление мозаики из бумаги «Попугай» Сравнение свойств смятой бумаги и ровного листа | |||||
28 | Полеты человека. | Оригами «Самолет» Работать в технике оригами и мозаики, знание и применение правил техники безопасности ,составлять композиции | |||||
Человек и информация 4 часа | 29 | Способы общения. | Способы общения. Компьютер. Важные телефонные номера и дорожные знаки. Информация, компьютер, Интернет. | Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия. Регулятивные: формирование умения ориентироваться в пространстве. Познавательные: осмысление себя в окружающем мире. Коммуникативные: формирование вербальных и невербальных способов коммуникации, формирование опосредованной коммуникации. | Письмо на глиняной дощечке Коллективное составление плана предстоящей деятельности | ||
30 | Важные номера телефонов. | Изготовление личного телефонного справочника искать информацию в разных источниках, использование навыков письма, знание необходимых номеров телефонов в экстренных ситуациях. | |||||
31 | Правила дорожного движения. | Изготовление безопасного маршрута от школы до дома | |||||
32 | Компьютер. | Рассматривание частей компьютера Знание частей компьютера, умение им пользоваться | |||||
33 | Подводим итоги | Подведение итогов работы, выставка лучших работ, награждение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...