Мнемотехника. Технологии в образовательном процессе.
презентация к уроку по теме
Два года назад у меня был выпускной 4 класс, который обучался по образовательной системе « Школа 2100». И вот снова 1 класс, новый УМК - «Школа России» и возникла необходимость сменить методическую проблему. Активно работала с материалами Интернета и пришла к выводу, одной из технологий способной решить задачи, поставленные в Стандартах второго поколения, является технология – мнемотехника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika-kak_tehnologiya_v_obrazovatelnom_protsesse.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника — как технология в
образовательном процессе.
- Добрай день, уважаемые коллеги. Позвольте мне представиться. Меня зовут Вельдяскина Галина Николаевна, я учитель начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ№2» .
- Два года назад у меня был выпускной 4 класс, который обучался по образовательной системе « Школа 2100». И вот снова 1 класс, новый УМК - «Школа России» и возникла необходимость сменить методическую проблему. Активно работала с материалами Интернета и пришла к выводу, одной из технологий способной решить задачи, поставленные в Стандартах второго поколения, является технология – мнемотехника.
- Почему технология - мнемотехника?
Младшешкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.
Но наряду с этим в развитии детей существует множество проблем: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и внимания, несовершенно мышление, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятиям. Поэтому, видя такое положение я стала искать пути решения этой проблемы. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Слайд Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника.
Слайд Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история, которой насчитывает более 2500 лет. Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский
- (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона
.Слайд
- Цель данной технологии: Овладение основными культурными способами деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность
- Задачи технологии мнемотехники:
- Совершенствовать восприятие, зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние
- Формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»
- Стимулировать интеллектуальное развитие ребенка
- Способствовать запоминанию любой информации
Слайд
Отличительные особенности технологии мнемотехники
- имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
- приемы запоминания индивидуализированы;
- широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
- введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Слайд
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам
- Слайд
- Мнемоквадраты особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе учитель предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Так мы разучивали стихотворение В. Орлова «Почему медведь зимой спит?»
Для детей младшего школьного возраста лучше всего подходят цветные схемы, т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.
Слайд
Мнемодорожка также несет информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
Слайд
Мнемотаблицы
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – изобразить условно - наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Слайд
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
- Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Примечание. Для детей младшего школьного возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.
Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.
Слайд
Мнемотаблицы:
- являются дидактическим материалом по развитию речи;
- их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
- использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
Слайд
- При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Слайд В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи школьников.
- Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи школьника.
Слайд
- Таким образом, использование технологии мнемотехники:
- облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
- позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- развивает творческое познание детей.
Слайд
- Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихов:
- значительно сокращается время заучивания;
- увеличивается длительность запоминания стихов;
- развивается ассоциативное мышление, способность к замещению;
- активизируется речь;
- появляется интерес к заучиванию поэтических произведений;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Актуальность этой технологии: быстрое заучивание поэтических текстов, анализ прозаических произведений, подготовка к ЕГЭ. Происходит развитие ребёнка, его творческих способностей.
Достижения: практика показывает, что большинство учеников в классе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память учеников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. В дальнейшем практически каждому ребёнку достаточно 10-12 минут для заучивания стихотворения из трёх-четырёх строф. Дети хорошо пишут изложения, свободные диктанты, умело подробно или сжато пересказывают текст, т.е. легче выполняют те виды работ, где требуется что-либо запомнить или восстановить по памяти.
Результаты педагогической деятельности.
Карта речевого развития речи учащихся показывает стабильно положительную динамику. Результаты зафиксированы на начало и конец учебного года.
1 класс – 2016-2017
2 класс – 2017 – 2018
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«5» - при составлении рассказа или пересказе ребёнок говорит самостоятельно, без аграмматизмов. Рассказ соответствует ситуации, оформлен грамматически правильно. При этом ребёнок проявляет фантазию.
«4» - при составлении рассказа или пересказе иногда нуждается в стимулирующей помощи педагога. Рассказ выстроен последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокр КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«5» - при составлении рассказа или пересказе ребёнок говорит самостоятельно. Рассказ соответствует ситуации, оформлен грамматически правильно. При этом ребёнок проявляет фантазию.
«4» - при составлении рассказа или пересказе иногда нуждается в стимулирующей помощи педагога. Рассказ выстроен последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Грамматических ошибок нет.
«3» - не умеет самостоятельно составлять рассказ или пересказывать, нуждается в значительной помощи педагога или постоянных наводящих вопросах. Наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев. В речи много грамматических ошибок.
Результаты словарной работы на уроках русского языка помогли сделать вывод о качестве словарной работы на уроках в пользу мнемотехники.
Как видно из диаграммы, процент ошибок, допущенных детьми в словах, изучаемых по мнемотехнологии, на порядок ниже, чем, в тех, которые изучались без использования мнемических приёмов.
Для изучения развития памяти учащихся с применением различных методик ( авторы А.Р.Лурия, Пьерон - Рузер ), проводится обследование учащихся 3 раза в год.
Методика «Образная память» (автор Пьерон – Рузер).
Цель: изучение кратковременной образной памяти.
В качестве единицы объёма памяти принимается образ (изображение предмета, фигура, символ). Предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы.
После показа ребёнок в течение 1 минуты воспроизводит запомнившееся . Подсчитывается количество правильно воспроизведённых образов, определяется уровень развития образной памяти.
Методика «10 слов» (автор А.Р.Лурия)
Цель: оценка состояния вербальной памяти.
Предъявляется 10 односложных и двусложных слов, не имеющих между собой никакой связи. Слова повторяются педагогом 5 раз, а учащийся, после каждого называния, воспроизводит слова, которые запомнил (в том числе и те, которые им назывались ранее). Результат воспроизведения фиксируется в таблице.
Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов, определяется уровень развития вербальной памяти.
Таким образом, можно смело утверждать, что МНЕМОТЕХНИКА является эффективной технологией при обучении младших школьников.
В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии мнемотехники на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.
А закончить своё выступление я бы хотела стихотворением:
Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе...
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Материал содержит разделы:1. Обоснование выбора.2. Системность использования.3. Результат....
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Материал содержит обоснование выбора современных образовательных технологий, системность их использования и результат....
Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе. Отчет.
Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело необходимое. Учитель коррекционной школы должен демонстрировать на уроке такие стратегии учения, которы...
Доклад "Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы"
Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы...