Рабочая программа по технологии. 2 класс.
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii.doc | 503.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ №2 г. Сычевки, с основными положениями и требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также на основе авторской программы по технологии Н. М. Конышевой, 2013 г.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон об образовании РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (измен. 31.12.2015г.,18.05.2015г.);
- ООП НОО МБОУ СШ №2 г. Сычевки
- Учебный план МБОУ СШ №2 г. Сычевки
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных МБОУ СШ№2 г. Сычевки
- СанПиН 2.4.2.2821-10
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
- формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
- воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
- формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
- воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ №2 г. Сычевки на изучение технологии отводится 1 час в неделю: 1класс – 33 ч (33 недели), 2, 3, 4 класс – по 34 ч (34 недели); всего 135 часов.
Содержание учебного предмета «Технология»
1 класс (33 часа)
Узнаём, как работают мастера (1 час)
Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.
Учимся работать с разными материалами (12 часов)
Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.
Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.
Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.
Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.
Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.
Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.
Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.
Конструируем и решаем задачи (8 часов)
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.
Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.
2 класс (34 часа)
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях[1]1 (8 часов).
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.
Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии.
Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов)
Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов (4 часа)
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов)
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6 часов)
Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).
Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.
3 класс (34 часа)
Формы и образы природы – образец для мастера (8 часов)
Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.
Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приемы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.
Характер и настроение вещи (8 часов)
Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определенного назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, елочных украшений.
Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объемных изделий из бумаги. Приемы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 часов)
Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учетом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.
Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
От мира природы – к миру вещей (8 часов)
Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
4 класс (34 часа)
Из глубины веков – до наших дней (8 часов)
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.
Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов)
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (10 часов)
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты (8 часов)
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.
Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.
Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.
Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
Планируемые результаты обучения
Планируемые предметные результаты
освоения программы по технологии 1-го класса
Учащиеся будут знать:
- основные требования культуры и безопасности труда:
- о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;
- правила безопасной работы с ножницами и иглой;
- приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);
- правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
- правила аккуратной работы с клеем;
- названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
- наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
- наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
- названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
- назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.
Учащиеся будут уметь:
- подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;
- соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
- выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
- использовать правила и приемы рациональной разметки;
- аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
- аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
- аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
- аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
- аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
- изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
- пришивать пуговицы;
- выполнять комбинированные работы из разных материалов;
- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
- внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
- выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.
Учащиеся могут знать:
- свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
- происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;
- разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.
Учащиеся могут уметь:
- самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
- устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
- на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;
- мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
- создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
- пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
- устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
- осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).
Планируемые предметные результаты
освоения программы по технологии 2-го класса
Учащиеся должны знать:
- простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
- способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
- способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
- что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки[2]1;
- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
- способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
- что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
- что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
- как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
- что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
- как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
- швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
- о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
- с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
- читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
- выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
- чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
- выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
- выполнять разметку по предмету;
- выполнять изображения в технике барельефа;
- лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
- изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
- создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
- выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
- выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
- выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
- выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
- выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
- анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
- придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Учащиеся могут знать:
- что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
- что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
- что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
- что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
- что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся могут уметь:
- планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
- выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
- вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
- создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
- расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
- выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
Планируемые предметные результаты
освоения программы по технологии 3-го класса
Учащиеся должны знать:
- о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
- о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);
- общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;
- наиболее распространенные виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;
- правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;
- о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;
- о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;
- о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач[3]1;
- об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги;
Учащиеся должны уметь:
- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
- решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;
- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
- выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;
- соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;
- соблюдать безопасные приемы работы на компьютере;
- выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;
- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;
- изготавливать изделия из различных пластических материалов;
- использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Учащиеся могут знать:
- о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;
- о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
- об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);
- о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приемах стилизации[4]1 природных форм в вещах;
- о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.
Учащиеся могут уметь:
- осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;
- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
- выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;
- конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.
Планируемые предметные результаты
освоения программы по технологии 4-го класса
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
В результате изучения курса технологии по данной программе у учащихся начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народовэ
Предметные результаты:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия на получение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ:
Технология. 1кл. Конышева Н.М. «Ассоциация XXI» 2011 г. |
Технология. 2кл. Конышева Н.М. «Ассоциация XXI» 2013 г. |
Технология.3 кл. Конышева Н.М. «Ассоциация XXI» 2013 г. |
Технология.4 кл. Конышева Н.М. «Ассоциация XXI» 2014 г. |
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся:
- Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009
- Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009
Материально-техническое обеспечение
Для работы каждому ребенку необходимы:
- материалы: наборы цветной бумаги, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;
- инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Ресурсы Интернета
Наглядные пособия:
- таблицы
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
3) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы),
4) классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники)
Ресурсы Интернета
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Методический центр: http://numi.ru/
- электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: http:www//kniga21vek.ru
Календарно-тематическое планирование
на 2016-2017 учебный год
Предмет: технология
Класс: 2б
№ п/п | Тема урока | Основное содержание урока | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | |
1. | Вводный урок | Ознакомление с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем году. Ознакомление с новыми свойствами материалов и особенностями их обработки на уроках технологии. Формирование умения работать с информацией (учебником). | Ориентируются в содержании учебника. Воспринимают и анализируют учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Проводят эксперименты с материалами. Работают в группе. Вступают в общение, соблюдая правила общения, выражают свою точку зрения, слушают другого. Руководствуются правилами при организации рабочего места и выполнении работы. Оценивают свою работу и ее результат. | 1ч | ||
2. | Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами(рыбка) | Ознакомление с технологией получения квадрата нужного размера способом сгибания. Ознакомление с приемами получения базовых форм оригами и изготовления на их основе разных фигур. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления. | Рассматривают образцы изделий, сравнивают их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Читают и анализируют графические схемы изготовления изделий. Упражняются в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Упражняются в изготовлении базовой формы треугольник. Упражняются в изготовлении различных фигур на основе базовой формы. Прогнозируют необходимые действия для получения практического результата, планируют работу. Творчески используют полученные знания и умения в практической работе. Производят оценку выполненной работы | 1ч | ||
3. | Новые формы оригами. Композиция с фигурками-оригами. | Формирование понятия и общего представления о композиции, элементарных правилах создания композиций на плоскости. | Рассматривают образцы изделий и композиций. Читают, слушают новую информацию по изучаемой теме, обсуждают её. Упражняются в изготовлении различных фигур на основе базовой формы треугольник. Обсуждают варианты работы с товарищами. Работают в паре, группе. Создают коллективные, групповые или индивидуальные композиции на плоскости. Аргументируют свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески используют полученные знания и умения в практической работе. Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей). | 1ч | ||
4. | Приемы разметки и вырезания симметричных форм с зеркальной симметрией (орнамент) | Ознакомление с особенностями симметричных форм. Закрепление приемов разметки и вырезания. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления, художественного вкуса. Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы. | Читают, слушают объяснения, рассматривают и анализируют симметричные формы (образцы - изделий, формы природы). Упражняются в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии. Упражняются в использовании различных приёмов дополнительного декорирования симметричных форм . Создают орнамент из симметричных фигур. Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявляют внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы. | 1ч | ||
5. | Симметрия и ассиметрия в композиции(картина для сказочного героя) | Ознакомление с использованием симметрии и ассиметрии в композиции. Формирование первоначальных представлений о выражении характера человека. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно- образного мышления. Воспитание художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Читают, слушают объяснения, рассматривают и анализируют симметричные формы (образцы - изделий, формы природы). Воображают композицию для сказочного героя, упражняются в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной композиции. Подбирают материалы (белую и цветную бумагу) для получения декоративно-художественных эффектов. Создают смысловую композицию в технике художественной аппликации. Аргументируют свою точку зрения, внимательно выслушивают мнения одноклассников. Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей). | 1ч | ||
6. | Приемы разметки и вырезания форм с двумя осями симметрии (композиция с лилией) | Ознакомление с приемами разметки и вырезания форм с двумя осями симметрии. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления. | Читают, слушают объяснения, рассматривают и анализирую образцы. Рассматривают и анализируют графические схемы и инструкции. Обсуждают приёмы получения симметричных форм с поворотной симметрией. Анализируют информацию, предложенную в графической инструкции. Принимают учебную задачу; понимают предлагаемый план действий, действуют по плану. Осуществляют мысленную трансформацию формы.6 Упражняются в разметке и вырезании фигур с поворотной симметрией. Создают композицию с симметричными фигурами. Аргументируют свою точку зрения, внимательно выслушивают мнения одноклассников. Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей). | 1ч | ||
7-8 | Композиции на плоскости из засушенных растений(аппликация) | Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в декоративно-прикладных изделиях. Освоение различных способов работы и создания различных видов композиции в зависимости от целей и декоративно- художественных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления, творческого воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру. | Читают, слушают объяснения, рассматривают анализировать, сравнивают особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирают материал для работы. Осваивают новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы. Создают композиции на плоскости. Аргументируют свою точку зрения, внимательно выслушивают мнения одноклассников. Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей). | 2ч | ||
9. | Объемно-пространственные композиции из природных материалов(скульптуры из природных материалов) | Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в объемно-пространственных композициях. Освоение новых способов работы. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления, творческого воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру. | Читают, слушают объяснения, рассматривают анализировать, сравнивают особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирают материал для работы. Осваивают новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы. Проектируют декоративно-художественную композицию в объёме; создают в воображении выразительный художественный образ. Работают в паре, в группе. Создают композиции на плоскости. Аргументируют свою точку зрения, внимательно выслушивают мнения одноклассников. Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей). | 1ч | ||
10. | Построение прямоугольника от двух прямых углов | Ознакомление с построением прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Читают, слушают объяснения учителя, рассматривают графическую инструкцию в учебнике о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов. Воспринимают и анализируют графическую инструкцию в учебнике и объяснение учителя. Упражняются в построении прямоугольника от двух прямых углов. Самостоятельно планируют умственные и практические действия. Оценивают результаты выполненной работы. | 1ч | ||
11. | Развертка(подставка для кисти) | Ознакомление с понятием «развертка». Закрепление построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Рассматривают графическую техническую документацию: чертёж, технический рисунок, эскиз; читают, слушают объяснения учителя об их назначении. Знакомятся с условными обозначениями, принятыми в простейшей технической документации. Решают задачи на мысленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку. Выполняют расчётно-измерительные и вычислительные задания. Выполняют построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с чертежом. Планируют умственные и практические действия. Оценивают результаты выполненной работы. | 1ч | ||
12. | Образ и конструкция открытки (новогодняя открытка) | Закрепление построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование представлений об использовании в новогодних открытках отдельных средств художественной выразительности. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Рассматривают и обсуждают образцы изделий. Обсуждают возможные варианты выполнения работы. Подбирают материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Выполняют построение прямоугольных деталей и разметку деталей декора. Выполняют работу по созданию декоративной композиции в заданном формате. Анализируют и оценивают полученные результаты. | 1ч | ||
13-14. | Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия(коробка- упаковка для подарков) | Закрепление понятия «развертка», совершенствование приемов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование представления о функции упаковки, единстве упаковки и вещи. Закрепление умения читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Рассматривают и обсуждают образцы изделий. Решают задачи на мысленную трансформацию развёртки в объёмное изделие, на построение развёрток. Подбирают материалы в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественной задачей. Обсуждают возможные варианты выполнения работы. Выполняют построение прямоугольных деталей. Подбирают детали декора и изготавливать их, используя известные способы работы. Выполняют работу по изготовлению коробочки – упаковки для подарка. Аргументируют свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивают результаты выполненной работы. | 2ч | ||
15-17 | Конструирование объемных изделий из бумаги. Новые приемы бумажной пластики (фонарик, елочка –елочное украшение) | Формирование новых приемов обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Закрепление понятия «развертка». Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Рассматривают образцы изделий. Упражняются в выполнении разметки с помощью линейки, в выполнении разметки сгибанием бумаги, мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки. Мысленно трансформируют объёмные изделия в двухмерные заготовки. Изготавливают фонарик по образцу и по собственному замыслу. Аргументируют свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивают результаты выполненной работы. | 3ч | ||
18 | Изделия по мотивам народных образцов(печенье «Тетерки») | Ознакомление с новым поделочным материалом – соленым тестом. Обучение новым приемам обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. | Читают, слушают и обсуждают информацию о народных традициях и их отражении в вещах. Упражняются в обработке материала, осваивать но- вые приёмы работы. Работают в паре. Сочиняют узор для печенья на основе традиционной символики. Изготавливают печенье по мотивам народных образцов. Анализируют и оценивают полученные результаты.6 Проявляют внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. | 1ч | ||
19. | Изделия по мотивам народных образцов(кукла из ниток) | Ознакомление с технологическими и декоративно-художественными свойствами волокнистых материалов. Обучение приему отмеривание ниток с помощью шаблона. Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. | Рассматривают и анализируют образцы изделия. Читают, слушают и обсуждают информацию о народных традициях и их отражении в вещах. Осваивают новые приёмы работы. Изготавливают куклу из ниток по мотивам народных образцов. Анализируют и оценивают полученные результаты.6 Проявляют внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. | 1ч | ||
20. | Игрушка по мотивам народных образцов (игрушка-свистулька) | Обучение новым приемам лепки из глины и пластилина. Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. | Рассматривают и анализируют образцы изделия. Читают, слушают и обсуждают информацию о народных традициях и их отражении в вещах. Осваивают новые приёмы работы. Изготавливают игрушку по мотивам народных образцов. Анализируют и оценивают полученные результаты.6 Проявляют внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. | 1ч | ||
21-22. | Работа с тканью (дорожная игольница) | Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Освоение приема разметки деталей из ткани. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Развитие речи и пространственного мышления. | Выполняют эскизы вариантов изделия. Определяют выбор наиболее целесообразных мате- риалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждают и аргументируют свой выбор. Изготавливают игольницу. Производят контроль и оценку результатов работы. | 2ч | ||
23. | Работа с тканью. Полотняное переплетение(салфетка с бахромой) | Ознакомление с тканями полотняного переплетения. Освоение приема разметки ткани продергиванием нити. Обучение выполнению бахромы в изделиях из ткани. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Воспринимают информацию о переплетении нитей в тканях, упражняются в разметке тканей способом продергивания нитей, в изготовлении бахромы по краю ткани. Упражняются в выкраивании ткани по прямолинейной разметке. Проявляют терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Упражняются в изготовлении бахромы по краю ткани. Изготавливают салфетку из ткани. Производят контроль и оценку результатов работы. | 1ч | ||
24-25. | Шов «вперед иголку»(завершение салфетки с бахромой) | Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Рассматривают и анализируют образцы изделия. Воспринимают информацию о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки. Упражняются в разметке ткани способом продёргивания нитей. Упражняются в выполнении прямых стежков и шва «вперед иголку». Изготавливают салфетку из ткани с вышивкой. Производят контроль и оценку результатов работы. | 2ч | ||
26-27. | Работа с тканью. Разметка деталей с припуском Обтягивание деталей простой формы. Шов «через край» (игольница) | Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Закрепление приема разметки деталей из ткани по шаблону. Обучение разметки с припуском. Развитие проектных умений, воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Рассматривают, изучают, обсуждают образцы изделия. Определяют выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждают и аргументируют свой выбор с учётом единства функциональных и декоративных качеств изделия. Упражняются в разметке деталей из ткани с припуском. Изготавливают декоративную игольницу по вариативным образцам. Производят контроль и оценку результатов работы. | 2ч | ||
28-30. | Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. | Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги, приёмов работы с клеем. Обогащение63 сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. Формирование представлений о выразительном художествен- ном образе и возможных путях его создания из разных материалов. Развитие вариативности и гибкости мышления. Развитие сенсомоторной сферы. | Читают, слушают, обсуждают информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления. Воспринимают и усваивают новую информацию. Анализируют и сравнивают художественные про- изведения, образцы изделий. Рассматривают образцы художественных произведений в технике мозаики. Подбирают необходимые материалы для работы. Работают в паре. Изготавливают декоративно-художественную композицию в технике мо- заики. Творчески используют приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производят контроль, корректировку работы и оценку её результатов. | 3ч | ||
31. | Барельеф. Композиция, стилизация. | Ознакомление с барельефом ,его декоративно-художественными особенностями. Обучение технике выполнения барельефа. Формирование представлений о сюжетах декоративного барельефа, о переработке природных форм в композиции барельефа (стилизации). Обогащение сенсорного опыта. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения. Воспитание художественного вкуса. | Читают, слушают, обсуждают информацию о барельефе (горельефе) и технологии изготовления барельефа. Рассматривают и обсуждают образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Изготавливают декоративную пластину – барельеф из пластилина. Проявляют терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдают культуру труда. Оценивают результаты выполненной работы. | 1ч | ||
32. | Предмет и среда: декоративная ваза как предмет интерьера. | Формирование первоначальных представлений о связи предмета со средой, о единстве функции предмета и его внешней формы. Формирование представлений о гармонии формы, развитие чувства формы. Обучение приёмам лепки сосуда. Обучение приёмам декорирования поверхности сосуда в соответствии с его формой. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. | Читают, слушают, обсуждают информацию о связи предмета с окружающей обстановкой, о различных способах и технологиях изготовления декоративной вазы. Рассматривают и обсуждают образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений. Изготавливают вазу на основе вариативных образцов и по собственному замыслу. Проявляют терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдают культуру труда. Оценивают результаты выполненной работы. | 1ч | ||
33. | Итоговая самостоятельная работа (книжка-календарь) | Проверка и анализ сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам второго года обучения. | Читают информацию и инструкции в учебнике. Рассматривают образцы изделий. Читают чертежи деталей изделия. Выполняют расчёты и эскизы деталей изделия. Самостоятельно планируют этапы работы над изделием. Выполняют разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с инструкцией и общей учебной информацией по теме. Производят контроль и оценку результатов работы. | 1ч | ||
34. | Подведение итогов года. Итоговая выставка. | Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. | Рассматривают и анализируют экспонаты выставки. Делают краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обмениваются впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. Оценивают свои достижения. | 1ч |
[1]1Названия разделов в данной программе и в учебнике могут не совпадать; отдельные заголовки в учебнике адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся.
[2]1Здесь и далее имеется в виду, что ученик может объяснить и своими словами раскрыть смысл понятия; заучивание определений не требуется.
[3]1На уровне общих представлений.
[4]1Без обязательного знания этого термина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...