Рабочая программа по технологии для 4 класса по программе "Школа России"
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
- Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Основной образовательной программы начального общего образования (ООП ООО);
- Программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой «Технология в общеобразовательном учреждении» М.: Просвещение, 2012
Рабочая программа ориентирована на учебник: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. 4 класс. Издательство «Просвещение». 2013 г.
Цели изучения курса:
-обеспечить обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по курсу «Технология»;
-развивать логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества;
- освоение продуктивной проектной деятельности;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
- работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
- ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
- читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
- работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
- планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
- анализировать языковые объекты;
- использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Учебный курс «Технология» входит в образовательную область «Технология».
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностныйподход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
-теорияразвитияличностиучащегося на основе освоения универсальныхспособовдеятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки,раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектнаядеятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях; гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа: именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический - справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане:
По учебной программе на изучение курса «Технология» в 4 классе отводится 1 ч. в неделю, за год: 34 учебных недели, 34 ч.
Планируемые образовательные результаты.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Учебно – тематическое планирование (по разделам). За год 34 ч.
№ п./п. | Раздел | Количество часов | Практические работы, тесты |
1. | Как работать с учебником | 1 | - |
2. | Человек и земля | 21 | 3 |
3. | Человек и вода. | 3 | 1 |
4. | Человек и воздух. | 3 | - |
5. | Человек и информация. | 6 | 1 |
6. | Всего: | 34 | 5 |
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
Принципы обучения:
- Принцип научности обучения
- Связи теории с практикой
- Системности
- Принцип сознательности и активности в обучении
- Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
- Принцип наглядности
- Доступность обучения
- Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Работа в паре, в группе
- Проектная деятельность
- Презентация своей работы
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
- познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
- называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и PowerPoint.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 4 классе.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль.
Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности;
- соблюдение технологии процесса изготовления изделия;
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Программное обеспечение учебного курса «Технология» в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Книгопечатная продукция:
«Сборник рабочих программ УМК «Школа России» в соответствии с требованием ФГОС 1 – 4 классы по новому образовательному стандарту». Издательство «Просвещение». 2013 г.
Учебники:
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. 4 класс. Издательство «Просвещение». 2013 г.
Рабочие тетради:
Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс. Издательство «Просвещение». 2014 г.
Методические пособия:
Роговцева Н.И., Шипилова Н.В. Уроки технологии: 4 класс. Москва «ВАКО» 2014 г.
«Технология. Технологические карты» для 4 класса – сайт издательства «Просвещение» (www.prosv.ru/umk/perspektiva)
Печатные пособия
Таблицы.
Инструкционные карты.
Иллюстрации.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Персональный компьютер с принтером (ПК).
Индивидуальные компьютеры – ноутбуки
Электронное приложение к учебнику (Диск CD – ROM)
Технические средства
Проектор
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы цветной бумаги и картона.
Предметные картинки, шаблоны.
Наборы геометрических фигур.
Цифровые образовательные ресурсы.
http://school-collection.edu.ru/
http://cortechnology.ru/
Примерное календарно-тематическое планирование по технологии в 4 классе (34 ч)
по программе Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой «Технология в общеобразовательном учреждении»
по учебнику «Технология». Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова
Дата | № п./п. | Темы уроков | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1. | Как работать с учебником | Знакомство с технологическими картами и критериями выполнения работы | Ориентирование по разделам учебника; | Осознание необходимости бережного обращения с книгой. | Электронное приложение к учебнику | ||||
Человек и земля 21 час | |||||||||
2,3 (1,2) | Вагоностроительный завод Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Пассажирский вагон», «Кузов вагона» | Овладеватьосновами черчения; анализировать конструкцию изделия; выполнять разметку деталей припомощи линейки и циркуля, раскрой деталей припомощи ножниц; соблюдать правила безопасного использования инструментов | Находить и отбирать информацию; определять этапы проектной деятельности; распределять роли и обязанности при выполнении проекта; помогать участникам группы проводить оценку этапов работы и наееоснове контролироватьсвою деятельность | Развитие навыков сотрудничествас взрослымии сверстниками в различных жизненных ситуациях. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, фото различных вагонов, образцы изделия | ||||
4 (3) | Полезные ископаемые Изделие: «Буровая вышка» | Анализировать конструкцию реального объекта; cсоотносить детали конструкции и способы соединения; составлять план изготовления изделия; заполнять технологическую карту | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; распределять роли и обязанности при выполнении проекта; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | Осмысление необходимости бережного использования природных богатств. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, изображения различных полезных ископаемых, образец готового изделия | ||||
5 (4) | Полезные ископаемые Изделие: «Малахитовая шкатулка» | Овладение технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита; Смешивать пластилин близких и противоположных оттенков для создания нового оттенка цвета; использование приемов работы с пластилином; выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок. | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; распределять роли и обязанности при выполнении проекта; составлятьрассказ для презентации изделия, отвечать навопросыпо презентации. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, иллюстрации поделок из камня, образцы мозаики | ||||
6,7 (5,6) | Автомобильный завод Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | Анализировать конструкцию реального объекта; Определять основные элементы конструкции; соотносить детали конструкции и способы соединения; Выбирать необходимые виды соединений; пользоваться гаечным ключом и отверткой. | Распределять роли и обязанностипри выполнении проекта; организовывать рабочее место; Проводить совместную оценку этапов работы; Составлять рассказ для презентацииизделия, отвечать навопросы по презентации. | Формирование уважительного отношения к людям различных профессий. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, фотографии различных автомобилей, образец изделия | ||||
8,9 (7,8) | Монетный двор Изделие: «Стороны медали», «Медаль» Проект «Медаль» | Знакомство с основами чеканки медалей; овладение новым приемом - тиснение по фольге; | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечатьнавопросыпо презентации. | Воспитание патриотизма, чувства гордости засвою Родину. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации медалей | ||||
10,11 (9,10) | Фаянсовый завод Изделие: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создается фаянс» | Знакомство с основами изготовленияфаянсовой посуды; Изготовление изделия с соблюдениемотдельных этапов технологии создания изделий из фаянса; знакомство с особенностями профессиональной деятельностилюдей, работающих на фабриках по производству фаянса. | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритмдеятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентации изделия, отвечатьна вопросыпо презентации; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, предметы из фаянса, образцы росписи по фарфору | ||||
12,13 (11,12) | Швейная фабрика Изделие: «Прихватка», «Птичка» | Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрикеи профессиональной деятельностью людей; определение размера одежды при помощи сантиметровой ленты; работа с текстильными материалами; соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;применять на практике алгоритмдеятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентации изделия, отвечать навопросы по презентации | Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец изделия, разные виды ножниц, различные мягкие игрушки | ||||
14,15 (13,14) | Обувное производство Изделие: «Модель детской летней обуви» | Знакомство с историей создания обуви; знакомство с технологическим процессом производства обуви; создание модели обуви из бумаги; знакомство с профессией обувщик. | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритмдеятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентацииизделия, отвечать на вопросыпо презентации | Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; развитиенавыков сотрудничества. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, фотографии различных видов обуви | ||||
16,17 (15,16) | Деревообрабатывающее производство Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» | Знакомство с новым материалом-древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины; знакомство со свойствами древесины. | Находить и отбирать информацию; Объяснять назначение инструментов; организовыватьрабочее место; Применять на практике алгоритм деятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечать на вопросы по презентации; | Осмысление значения древесины для производства и жизни человека; формирование уважительного отношения к людям различных профессий. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, изделия из дерева | ||||
18,19 (17,18) | Кондитерская фабрика Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия». Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье» | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов; знакомство с профессией людей работающих на кондитерских фабриках; чтение информации на этикетке о производителе и составе продукта. | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритм деятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентацииизделия, отвечать навопросыпо презентации; | Формирование уважительного отношения к людям различных профессий. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия | ||||
20,21 (19,20) | Бытовая техника Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Изделие:«Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы» | Знакомство с понятием «бытовая техника»; знакомство с правилами эксплуатации бытовой техники; освоение приемов работы в технике «витраж» | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритмдеятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечать навопросыпо презентации; | Формирование уважительного отношения к людям различных профессий. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, разные виды батареек, примеры инструкции по эксплуатации, фотографии различных видов бытовой техники, светильников, примеры витражей, варианты абажуров | ||||
22 (21) | Тепличное хозяйство Изделие: «Цветы для школьной клумбы» | Знакомство с видами и конструкциями теплиц; выбор семян для выращивания рассады; выращивание рассады в домашних условиях. | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритм деятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводитьсовместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентацииизделия, отвечатьнавопросы по презентации; | Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека; формирование уважительного отношения клюдям различных профессий. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, фотографии с изображениями теплиц, фотографии цветов | ||||
Человек и вода 3 часа | |||||||||
23 (1) | Водоканал Изделие: «Фильтр для очистки воды» | Знакомство с системой водоснабжения города; освоение способа очистки воды в бытовых условиях; | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритмдеятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентации о значении воды и способах её очистки | Осмысления значения воды в жизни человека и растений, необходимости бережного отношения к воде; | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия | ||||
24 (2) | Порт Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы» Изделие: « Канатная лестница». | Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту; освоение способов крепления при помощи морских узлов; | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия, используя текст учебника; составлять рассказ для презентации. | Формирование уважительного отношения к людям различных профессий. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, фотографии различных портов, маяков, изделия из веревки, примеры морских узлов | ||||
25 (3) | Узелковое плетение Изделие: «Браслет». | Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме»; сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритмдеятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечатьна вопросыпо презентации; | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, изделия в технике макраме | ||||
Человек и воздух 3 часа | |||||||||
26,27,28 (1,2,3) | Самолётостроение. Ракетостроение. Изделия: «Самолет», «Ракета-носитель», «Воздушный змей» | Первоначальные сведения о самолетостроении, о функции самолетов и ракет; изготовление модели самолета из конструктора, изготовление модели ракеты из бумаги и картона; освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритмдеятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечатьна вопросыпо презентации; | Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; воспитание патриотизма, чувства гордостизасвою Родину. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, фотографии летательных аппаратов, ракетоносителей, воздушных змеев, летчиков, космонавтов, | ||||
Человек и информация 6часов | |||||||||
29 (1) | Создание титульного листа Изделие: «Титульный лист» | Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей. Участвующих в создании книги; элементы книги и использование ее особенностей при издании. | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритм деятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентацииизделия, отвечатьна вопросыпо презентации; | Осмысление места и значения информации в жизни человека; | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, предметы печатной продукции, примеры документов в текстовом редакторе | ||||
30 (2) | Работа с таблицами Изделие: работа с таблицами | Знание и соблюдение правил работы на компьютере; создание таблиц в программе Microsoft Word | Помогать одноклассникам во время работы на компьютере; соблюдать правила работы на компьютере. | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, предметы печатной продукции, примеры документов в текстовом редакторе | ||||
31 (3) | Создание содержания книги Практическая работа: «Содержание» | Знание и соблюдение правил работы на компьютере; использование ИКТ для передачи информации | Помогать одноклассникам во время работы на компьютере; соблюдать правила работы на компьютере. | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, таблица «Информационные технологии в издательском деле» | ||||
32,33 (4,5) | Переплетные работы Изделие: «Книга «Дневник путешественника» | Знакомство с переплетными работами; способ соединения листов; изготовление переплета. | Находить и отбирать информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике алгоритмдеятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечатьна вопросыпо презентации; | Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества. | Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь | ||||
34 (6) | Итоговый урок Выставка работ | Анализ своей работы на уроках; подведение итогов года. | Оценивание своей работы с помощью учителя; презентация работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса. УМК "Школа России"
Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание програмы....
Рабочая программа в 3 классе. УМК "Школа России."
Документ включает в себя рабочии программы и тематическое планирование по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру,физической культуке и технологии. Тематическое планирование ...
Рабочие программы для 1 класса. УМК "Школа России"
Рабочие программы содержат пояснительные записки и тематическое планирование по математике, обучению грамоте, ИЗО, окружаещему миру, технологии, музыке,...
Рабочая программа для 2 класса УМК "Школа России"
Здесь представлена полная рабочая программа с календарно - тематическим планированием....
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету окружающий мир (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР...