Рабочая программа по технологии для 4 класса по программе "Школа России"
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Фарафонова Ольга Васильевна

Рабочая программа по технологии для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon te.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии  составлена на основе:

  •   Закона РФ «Об образовании»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказ Министерства образования и науки  РФ № 373 от 6 октября 2009);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
  • Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Основной образовательной программы начального общего образования (ООП ООО);
  • Программы   Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой «Технология в общеобразовательном учреждении» М.: Просвещение, 2012

          Рабочая программа ориентирована на учебник: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. 4 класс. Издательство «Просвещение». 2013 г.

Цели изучения курса:

-обеспечить обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по курсу «Технология»;

-развивать логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества;

- освоение продуктивной проектной деятельности;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
  • формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
  • формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
  • развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
  • формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
  • формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
  • формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
  • формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
  • формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
  • формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
  • работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
  • ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
  • читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
  • работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
  • планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
  • анализировать языковые объекты;
  • использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

Учебный курс «Технология» входит в образовательную область «Технология».

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

- системно-деятельностныйподход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

еорияразвитияличностиучащегося на основе освоения универсальныхспособовдеятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса  технологии через осмысление младшим школьником  деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и  творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы  с технологической картой.

Названные особенности  программы отражены в ее структуре. Содержание  основных разделов -  «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» -  позволяет  рассматривать деятельность человека с разных сторон.  В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены  технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован  принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических  работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы)  разметки,раскроя, сборки, отделки;
  • первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  • изготовление  преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного  восприятия);
  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
  • проектнаядеятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
  • использование в работе  преимущественно конструкторской, а не  изобразительной деятельности;
  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях; гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа: именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический - справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами  формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности  совершенствует умение  находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная  проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование  знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других   учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается  не только работы с природными материалами. Природные  формы  лежат в основе  идей   изготовления многих конструкций и воплощаются  в готовых изделиях.  Изучение технологии предусматривает знакомство  с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей  и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует  формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Место курса «Технология» в учебном плане:

По учебной программе на изучение курса «Технология» в 4 классе отводится 1 ч.  в неделю, за год:  34 учебных недели, 34 ч.

Планируемые образовательные результаты.

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

-  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Содержание  курса

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.  Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор  и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние,  и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

4. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Учебно – тематическое планирование (по разделам). За год 34 ч.

№ п./п.

Раздел

Количество часов

Практические работы, тесты

1.

Как работать с учебником

1

-

2.

Человек и земля

21

3

3.

Человек и вода.

3

1

4.

Человек и воздух.

3

-

5.

Человек и информация.

6

1

6.

Всего:

34

5

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения
  • Связи теории с практикой
  • Системности
  • Принцип сознательности и активности в обучении
  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  • Принцип наглядности
  • Доступность обучения
  • Принцип прочности усвоения знаний

Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Работа в паре, в группе
  • Проектная деятельность
  • Презентация своей работы

В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
  • получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  • получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
  • научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Обучающиеся:

  • в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
  • овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
  • познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
  • получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

  • называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
  • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
  • организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;
  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Выпускник научится:

  • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
  • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
  • создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и PowerPoint.

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 4 классе.

Особенностями системы оценки являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

- использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль.

Работы оцениваются по следующим критериям:

- качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;

- степень самостоятельности;

- уровень творческой деятельности;

- соблюдение технологии процесса изготовления изделия;

- чёткость, полнота и правильность ответа;

- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

Программное обеспечение учебного курса «Технология» в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Книгопечатная продукция:

«Сборник рабочих программ УМК «Школа России» в соответствии с требованием ФГОС 1 – 4 классы по новому образовательному стандарту». Издательство «Просвещение». 2013 г.

Учебники:

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. 4 класс. Издательство «Просвещение». 2013 г.

Рабочие тетради:

Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс. Издательство «Просвещение». 2014 г.

Методические пособия:

Роговцева Н.И., Шипилова Н.В. Уроки технологии: 4 класс. Москва «ВАКО» 2014 г.

«Технология. Технологические карты» для 4 класса – сайт издательства «Просвещение» (www.prosv.ru/umk/perspektiva)

Печатные пособия

Таблицы.

Инструкционные карты.

Иллюстрации.

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Персональный компьютер с принтером (ПК).
Индивидуальные компьютеры – ноутбуки

Электронное приложение  к учебнику (Диск  CD – ROM)

Технические средства

Проектор

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Наборы цветной бумаги и картона.

Предметные картинки, шаблоны.

Наборы геометрических фигур.

Цифровые образовательные ресурсы.

http://900igr.net/

http://infoteka.intergu.ru/

http://www.zavuch.info/

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://cortechnology.ru/


Примерное календарно-тематическое планирование по  технологии в 4  классе (34 ч)

по программе   Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой «Технология в общеобразовательном учреждении»

по учебнику «Технология». Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова

        

Дата

№ п./п.

Темы уроков

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Как работать с учебником

Знакомство с технологическими картами и критериями выполнения работы

Ориентирование по разделам учебника;

Осознание необходимости бережного обращения с книгой.

Электронное приложение к учебнику

Человек и земля 21 час

2,3  (1,2)

Вагоностроительный завод

Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Пассажирский вагон», «Кузов вагона»

Овладеватьосновами черчения;

анализировать конструкцию изделия; выполнять разметку деталей припомощи линейки и циркуля, раскрой деталей припомощи ножниц;

соблюдать правила безопасного использования инструментов

Находить и отбирать информацию;

определять этапы проектной деятельности;

распределять роли и обязанности при выполнении               проекта; помогать участникам группы проводить оценку этапов работы и наееоснове контролироватьсвою деятельность

Развитие навыков сотрудничествас взрослымии сверстниками в различных жизненных ситуациях.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, фото различных вагонов, образцы изделия

4 (3)

Полезные ископаемые

Изделие: «Буровая вышка»

Анализировать конструкцию реального объекта;

cсоотносить детали конструкции и способы соединения; составлять план изготовления изделия; заполнять технологическую карту

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; распределять роли и обязанности при выполнении проекта; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.

Осмысление необходимости бережного использования природных богатств.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, изображения различных полезных ископаемых, образец готового изделия

5 (4)

Полезные ископаемые

Изделие: «Малахитовая шкатулка»

Овладение технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита;

Смешивать пластилин близких и противоположных оттенков для создания нового оттенка цвета; использование приемов работы с пластилином; выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; распределять роли и обязанности при выполнении проекта; составлятьрассказ       для презентации изделия, отвечать навопросыпо презентации.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, иллюстрации поделок из камня, образцы мозаики

6,7 (5,6)

Автомобильный завод

Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика»

Анализировать конструкцию реального объекта;

Определять основные элементы конструкции; соотносить детали конструкции и способы соединения;

Выбирать необходимые виды соединений; пользоваться гаечным ключом и отверткой.

Распределять роли и обязанностипри выполнении проекта; организовывать   рабочее место;

Проводить совместную оценку этапов работы;

Составлять рассказ для презентацииизделия, отвечать навопросы по презентации.

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, фотографии различных автомобилей, образец изделия

8,9 (7,8)

Монетный двор

Изделие: «Стороны медали», «Медаль»

Проект «Медаль»

Знакомство с основами чеканки медалей; овладение новым приемом - тиснение по фольге;

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия;

организовывать рабочее место;

проводить совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентацииизделия, отвечатьнавопросыпо презентации.

Воспитание патриотизма, чувства гордости засвою Родину.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации медалей

10,11 (9,10)

Фаянсовый завод

Изделие: «Основа для вазы», «Ваза».

Тест: «Как создается фаянс»

Знакомство с основами изготовленияфаянсовой посуды;

Изготовление изделия с соблюдениемотдельных этапов технологии создания изделий из фаянса; знакомство с особенностями профессиональной деятельностилюдей, работающих на фабриках по производству фаянса.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

применять на практике алгоритмдеятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентации изделия, отвечатьна вопросыпо презентации;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, предметы из фаянса, образцы росписи по фарфору

12,13 (11,12)

Швейная фабрика

Изделие: «Прихватка», «Птичка»

Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрикеи профессиональной деятельностью людей; определение размера одежды при помощи сантиметровой ленты; работа с текстильными материалами;

соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;применять на практике алгоритмдеятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентации изделия, отвечать навопросы по презентации

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; формирование целостного, социально-

ориентированного взгляда на мир.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец изделия, разные виды ножниц, различные мягкие игрушки

14,15 (13,14)

Обувное производство Изделие: «Модель детской летней

обуви»

Знакомство с историей создания обуви; знакомство с технологическим процессом производства обуви;

создание модели обуви из бумаги;

знакомство с профессией обувщик.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

применять на практике алгоритмдеятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентацииизделия, отвечать на вопросыпо презентации

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; развитиенавыков сотрудничества.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, фотографии различных видов обуви

16,17 (15,16)

Деревообрабатывающее производство

Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

Знакомство с новым материалом-древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины;

знакомство со свойствами

древесины.

Находить и отбирать информацию;

Объяснять назначение инструментов; организовыватьрабочее место;

Применять на практике алгоритм деятельности в

проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечать на вопросы по презентации;

Осмысление значения древесины для производства и жизни человека;

формирование уважительного отношения к людям различных профессий.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, изделия из дерева

18,19 (17,18)

Кондитерская фабрика

Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия».

Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье»

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов; знакомство с профессией людей работающих на кондитерских фабриках; чтение информации на этикетке о производителе и составе продукта.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентацииизделия, отвечать навопросыпо презентации;

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия

20,21 (19,20)

Бытовая техника

Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов».

Изделие:«Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы»

Знакомство с понятием «бытовая техника»; знакомство с правилами эксплуатации бытовой техники;

освоение приемов работы в технике «витраж»

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

применять на практике алгоритмдеятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечать навопросыпо презентации;

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, разные виды батареек, примеры инструкции по эксплуатации, фотографии различных видов бытовой техники, светильников, примеры витражей, варианты абажуров

22 (21)

Тепличное хозяйство

Изделие: «Цветы для школьной клумбы»

Знакомство с видами и конструкциями теплиц; выбор семян для выращивания рассады; выращивание рассады в домашних условиях.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводитьсовместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентацииизделия, отвечатьнавопросы по презентации;

Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека; формирование уважительного отношения клюдям различных профессий.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, фотографии с изображениями теплиц, фотографии цветов

Человек и вода 3 часа

23 (1)

Водоканал

Изделие: «Фильтр для очистки воды»

Знакомство с системой водоснабжения города; освоение способа очистки воды в бытовых условиях;

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

применять на практике алгоритмдеятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентации о значении воды и способах её очистки

Осмысления значения воды в жизни человека и растений, необходимости бережного отношения к воде;

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия

24 (2)

Порт

Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы»

Изделие: « Канатная лестница».

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту; освоение способов крепления при помощи морских узлов;

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия, используя текст учебника;

составлять рассказ для презентации.

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, фотографии различных портов, маяков, изделия из веревки, примеры морских узлов

25 (3)

Узелковое плетение

Изделие: «Браслет».

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме»;

сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

применять на практике алгоритмдеятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечатьна вопросыпо презентации;

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, изделия в технике макраме

Человек и воздух 3 часа

26,27,28 (1,2,3)

Самолётостроение. Ракетостроение.

Изделия: «Самолет», «Ракета-носитель», «Воздушный змей»

Первоначальные сведения о самолетостроении, о функции самолетов и ракет; изготовление модели самолета из конструктора, изготовление модели ракеты из бумаги и картона; освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

применять на практике алгоритмдеятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечатьна вопросыпо презентации;

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; воспитание патриотизма, чувства гордостизасвою Родину.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, фотографии летательных аппаратов, ракетоносителей, воздушных змеев, летчиков, космонавтов,

Человек и информация 6часов

29 (1)

Создание титульного листа

Изделие: «Титульный лист»

Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей. Участвующих в создании книги;

элементы книги и использование ее особенностей при издании.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлятьрассказ для презентацииизделия, отвечатьна вопросыпо презентации;

Осмысление места и значения информации в жизни человека;

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, предметы печатной продукции, примеры документов в текстовом редакторе

30 (2)

Работа с таблицами

Изделие: работа с таблицами

Знание и соблюдение правил работы на компьютере; создание таблиц в программе Microsoft Word

Помогать одноклассникам во время работы на компьютере;

соблюдать правила работы на компьютере.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь, предметы печатной продукции, примеры документов в текстовом редакторе

31 (3)

Создание содержания книги

Практическая работа: «Содержание»

Знание и соблюдение правил работы на компьютере; использование ИКТ для передачи информации

Помогать одноклассникам во время работы на компьютере;

соблюдать правила работы на компьютере.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь,  таблица «Информационные технологии в издательском деле»

32,33 (4,5)

Переплетные работы

Изделие: «Книга «Дневник путешественника»

Знакомство с переплетными работами;

способ соединения листов; изготовление переплета.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

применять на практике алгоритмдеятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентацииизделия, отвечатьна вопросыпо презентации;

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества.

Электронное приложение к учебнику, учебник, рабочая тетрадь

34 (6)

Итоговый урок

Выставка работ

Анализ своей работы на уроках;

подведение итогов года.

Оценивание своей работы с помощью учителя; презентация работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса. УМК "Школа России"

Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание програмы....

Рабочая программа в 3 классе. УМК "Школа России."

Документ включает в себя рабочии программы и тематическое планирование по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру,физической культуке и технологии. Тематическое планирование ...

Рабочие программы для 1 класса. УМК "Школа России"

Рабочие программы содержат пояснительные записки и тематическое планирование по математике, обучению грамоте, ИЗО, окружаещему миру, технологии, музыке,...

Рабочая программа для 2 класса УМК "Школа России"

Здесь представлена полная рабочая программа с календарно - тематическим планированием....

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...