Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

В соответствии с базисным учебным планом технология изучается с 1 по 4 класс. Общее количество часов 135. Данная рабочая программа является частью общего курса.

Программа 4 класса рассчитана на  34 часа  за год (1 час в неделю). Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.

Программой предусмотрено проведение:

  -практические работы -2,

  - проектов -4.

-контрольная работа -1

Рабочая программа имеет целью:

1.       Приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

2.      Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Технология»  составлена на основе федерального  государственного образовательного стандарта, утверждённого 06.10.2009 г. №373; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №13 с УИП эстетического цикла, утверждённой  30.08.2016г. Приказом № 517-од; учебного плана; примерной программы по предметам первой ступени общего образования М.: «Просвещение» 2010 г.;  авторской программы Е.А.Лутцева Технология: программа: 1-4 классов / Е.А.Лутцева — М.: Вентана-Граф, 2013.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебника и учебно-методического комплекта:

1. Лутцева Е.А. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Е.А.Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Лутцева Е.А. Технология: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2015.

3. Лутцева Е.А. Технология: 4 класс : органайзер для учителя: сценарии уроков /Е.А.Лутцева. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла».

В соответствии с базисным учебным планом технология изучается с 1 по 4 класс. Общее количество часов 135. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Количество часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.

Программой предусмотрено проведение:

- контрольных уроков – 8

- практических работ - 24

Рабочая программа имеет целью формирование духовно – нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, а также способствует решению следующих задач:

  • Расширение знаний о современных информационных технологиях и совершенствование умения пользоваться персональным компьютером (работа с материалами компакт-дисков, с Интернетом).
  • Развитие у учащихся умения управлять своей деятельностью (понимать цель, планировать, контролировать, корректировать, оценивать результаты своего труда и труда одноклассников).
  • Расширение знаний о материально-культурной среде, созданной умом и руками человека, закономерностях её совершенствования.
  • Развитие логических операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие), технологического мышления, творческих, исследовательских качеств на уровне умения открывать новые знания и практические умения и использовать приобретенные знания в самостоятельной и коллективной проектной работе.
  • Воспитание уважения к своей культуре и культуре других народов, самоуважения и способности к самооценке.
  • Развитие коммуникативных способностей и качеств личности (навыки сотрудничества, выполнение социальных ролей).

Данная программа составлена для реализации курса «Технология», который является частью и включает в себя широкую технико-технологическую картину мира (знания и умения по основам технологии и агротехники, элементарные сведения о технике, рациональной организации труда, знакомство с профессиями) и овладение азами преобразовательной творческой деятельности, в частности технологического мышления.

Ключевая идея курса заключается в развитии социально-значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.

Специфика курса «Технология» носит интегрированный характер и требует особой организации учебной деятельности школьников в форме проектной деятельности. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности. Интегрированный характер курса связан с необходимостью формирования у детей технологической культуры — общего отношения к окружающему миру, основанного на преобразовании, улучшении среды обитания человека.

Практическая сторона образования связана с формированием познавательных способностей и стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Практическая полезность курса направлена на создание творческих проектных работ, что является уникальной основой для самореализации личности. Во время занятий младший школьник имеет возможность реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (создание ясного целостного представления о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определение рациональных приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера — как обучающих, так и творческих. Их тематику предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Без базовой подготовки специальных технологических и универсальных учебных действий  невозможно развитие социально-значимых качеств личности.

Обучение по данной программе дает возможность расширять и обогащать представления обучающихся об эволюционном процессе создания материальной культуры. Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности. Освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных предметов способствует воспитанию духовности,  которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера.

Новизна данной программы определяется тем, что включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. Её содержательная основа — это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения, связанные с обработкой материалов, техникой как помощницей человека. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

- организация самостоятельной практической работы;

- организация группового взаимодействия;

- информационные.

Рабочая программа предполагает   реализацию следующих типов урока и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование.

Внеурочная деятельность по предметам предусматривается в формах: конкурсы,  игра-путешествие, выставки, праздники труда, театральные постановки, общественно-полезные дела для класса.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
  • умение работать в группе.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Промежуточная аттестация проводится в форме теста.


Требования к уровню освоения учащимися

личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • Отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
  • Проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
  • Испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
  • Принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
  • Делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • Совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
  • Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
  • Коллективно разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты, распределять обязанности в группе;
  • Организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
  • Экономно, рационально и творчески строить практическую работу на всех её этапах;
  • Осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
  • Выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • При помощи учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (в текстах, иллюстрациях, в схемах, чертежах (инструкционных картах), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет);
  • Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • Преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
  • Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • Уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1. Иметь представление:

  • о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
  • о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
  • о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
  • об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
  • о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн.

Знать:

  • современные профессии, появившиеся в ХХ-ХХ1 вв. и связанные с содержанием изучаемого предмета;
  • технические изобретения ХХ в., вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
  • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
  • названия и свойств материалов, используемых в работах учащихся;
  • этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
  • петельную, крестообразную строчки и их варианты.

Уметь:

  • определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
  • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приёмы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
  • эстетично оформлять изделия;
  • соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
  • выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе; поддержание чистоты обстановки и окружающего пространства; грамотный уход за домашними животными; культура общения (речь, этикет) и т.д.).


Содержание программы (34 часа)

1. Современное производство. Совершенствование технологий - 4 часа.

Штучное и массовое производство. Быстрее, больше. Как делают автомобили. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем.

2. Материалы для современного производства. Добыча и переработка сырья  - 5 часов.

Чёрное золото. Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Что изготавливают из нефти. Нефть как универсальное сырье. Что такое вторичное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Природа в опасности. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

3. Жилище человека. Совершенствование строительных технологий  - 7 часов.

О чём рассказывает дом. Дом для семьи. В доме. Расходование электрической энергии. Как дом стал небоскребом. Какие бывают города. Города будущего.

4. Дизайн. Художественное конструирование - 12 часов. 

Что такое дизайн. Дизайн техники. Дизайн рекламной продукции. Дизайн интерьера. Дизайн одежды. Пять задач дизайнера-модельера. Отделка одежды. Аксессуары в одежде. Будущее начинается сегодня.

5. Совершенствование технологий: достижения и проблемы. Для любознательных - 2 часа.

Как люди совершают открытия. От абака до ЭВМ. Почему необходимо очищать сточные воды.

6. Новогодний проект - 4 часа.  Мастерская Деда Мороза.


Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:

Практические работы

Контрольные работы

1.

Современное производство. Совершенствование технологий

4

Штучное и массовое производство.

1

1

Быстрее, больше.

1

1

Как делают автомобили. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем.

2

1

1

2.

Материалы для современного производства. Добыча и переработка сырья  

5

Чёрное золото. Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

1

1

Что изготавливают из нефти. Нефть как универсальное сырье.

1

1

1

Что такое вторичное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).

2

1

1

Природа в опасности. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

1

1

3.

Жилище человека. Совершенствование строительных технологий  

7

О чём рассказывает дом.

2

1

Дом для семьи.

1

1

В доме. Расходование электрической энергии.

1

1

Как дом стал небоскребом.

1

1

Какие бывают города. Города будущего.

2

1

1

4.

Дизайн. Художественное конструирование

12

Что такое дизайн.

2

2

Дизайн техники.

1

1

Дизайн рекламной продукции.

1

1

Дизайн интерьера.

2

2

Дизайн одежды. Пять задач дизайнера-модельера.

2

2

Отделка одежды. Аксессуары в одежде.

2

1

1

Будущее начинается сегодня.

2

1

1

5.

Совершенствование технологий: достижения и проблемы. Для любознательных

2

Как люди совершают открытия. От абака до ЭВМ.

1

Почему необходимо очищать сточные воды.

1

6.

Новогодний проект

4

Мастерская Деда Мороза.

4

4

Итого:

34

24

8


Учебно - методическое и материально- техническое

обеспечение образовательного процесса

Основная литература для учителя

1. «Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 4 – е изд., дораб. – М. : Вентана – Граф, 2014.

2. Лутцева Е.А. Технология : 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана – Граф, 2015.

3. Лутцева Е.А. Технология : 4 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков/ Е.А.Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана – Граф, 2015.

Основная литература для ученика

1. «Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 4 – е изд., дораб. – М. : Вентана – Граф, 2014.

2. Лутцева Е.А. Технология : 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана – Граф, 2015.

Дополнительная литература для учителя

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская и др. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

2. Примерные программы начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анашенкова и др.; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М. : Просвещение, 2010.

Технические средства

• DVD- плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

• цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

• компьютеры (желательно, с выходом в Интернет).

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...