Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Дрынина Наталья Александровна
Рабочая программа, составленная на основе ФГОС второго поколения, авторской программы «Технология» Роговцева Н.И., Анащенкова С.В., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

средняя общеобразовательная школа

«Димитриевская»

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения  

Протокол № ________

от «___» __________ 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР АНО СОШ «Димитриевская»

_______________/Н.А. Дрынина/

«____» __________2017 г.

«Утверждено»

Директор АНО СОШ «Димитриевская»

________________/ иер. А. Лаврухин/

Приказ от «___»_________2017 г.№___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Технология»

1 класс

Базовый уровень

Программа Роговцева Н.И., Анащенкова С.В

Учитель:

Дрынина

Наталья Александровна

высшая квалификационная категория

г. Москва 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа, составленная на основе ФГОС  второго  поколения, авторской программы «Технология» Роговцева Н.И., Анащенкова С.В., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

1. Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2010;

2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., Фрейтаг И.П.:Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений, УМК «Школа России», Просвещение 2011;

3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс, Просвещение 2011;

4.  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник 1 кл, Просвещение 2011.

Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника  позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при  изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы,  четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе (нужно описать цели для конкретного класса):

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • Освоение продуктивной проектной деятельности.
  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

 - развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

-  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Общая характеристика курса

еоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
  • Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенности программы 

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса  технологии   через осмысление младшим школьником  деятельности человека,   осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и  творец рукотворного мира.  Освоение содержания предмета осуществляется на основе   продуктивной проектной деятельности.   Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы  с технологической картой.

Названные особенности программы отражены в ее структуре.

Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» -  позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон.  В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены  технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом.  В    каждой теме реализован  принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических  работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) азметки, раскроя, сборки, отделки;
  •  первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;  
  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  • изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного  восприятия);
  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
  • использование в работе  преимущественно конструкторской, а не  изобразительной деятельности;
  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами  формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности  совершенствует умение  находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная  проектная деятельность создает основу для  развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые  представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

        

Межпредметные связи

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы  лежат в основе  идей   изготовления многих конструкций и воплощаются  в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство  с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей  и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует  формированию экологической культуры детей.    Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе  интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности,  изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и  законов дизайна,  младшие школьники осваивают  эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и  работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и  телами,  и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации    также тесно связано с  образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии»  естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми  реализуемых в изделии технических образов   рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в  учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются,  обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают  их, формулируют выводы.

Программа  «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и  обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве.  Практико-ориентированная направленность содержания   позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.  

Место курса «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в 1а классе отводится 1 ч в неделю.

Курс рассчитан   33 ч -  (33 учебные недели).

Количество часов в 1-й четверти - 9.

Количество часов во 2-й четверти - 7.

Количество часов в 3-й четверти - 9.

Количество часов в 4-й четверти - 8.

Результаты изучения учебного курса

1. Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 

2. Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

-  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  -Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

3. Предметные результаты:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

-  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мир,е и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,

демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

• применять приёмы  безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать  чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

 

3. Конструирование и моделирование

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).

• соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

4.  Практика работы на компьютере

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию,выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Содержание учебного предмета «Технология»

 

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.  Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор  и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние,  и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

4. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

1

Давайте познакомимся

3

2

Человек и земля

21

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация  

3

6

Итоговое обобщение

1

Всего

РАЗВЁРНУТОЕ  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕХНОЛОГИЯ    1 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ»

п/п

Дата

Тема урока

Вид  работы

(изделие) (Страницы учебника, рабочей тетради)

Решаемые проблемы.

Планируемые результаты  (в соответствии с ФГОС  НОО)

Понятия

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Давайте познакомимся (3 ч)

1 (1)

                      I четверть

Как работать с учебником.

Я и мои друзья.

 

Уч. стр. 1-7

Что надо знать и уметь, чтобы стать мастером?

Что изучают на уроках технологии?

Условные и графические обозначения,

анкета.

Учащиеся научатся ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, записывать символами информацию (заполнять анкету).

Контролировать свою деятельность по ориентированию в учебнике и рабочей тетради.

Освоение знаний о содержании предмета, об условных и графических обозначениях, умение получать информацию в знаковой форме.

Уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы.

Понимать значимость предмета «Технология» в жизни.

2

(2)

Материалы и инструменты.

Организация рабочего места.

Правила безопасной работы на уроках технологии.

Уч. стр. 8-10

С какими материалами мы будем работать на уроках?

Какие инструменты нам потребуются?

Как сделать работу безопасной?

Материалы, инструменты, приспособления, свойства материалов.

Учащиеся научатся различать и называть инструменты и приспособления, организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Систематизировать знания о материалах и инструментах, осваивать способы организации рабочего места.

Слушать учителя, задавать вопросы, с целью уточнения информации.

Понимать значимость организации рабочего места и соблюдения правил безопасности.

3

(3)

Что такое технология.

Уч. стр. 11-12

Что такое технология?

Что вокруг нас сделано руками человека и создано природой?

Какие существуют профессии?

Технология, профессия, орудия труда.

Учащиеся узнают о видах деятельности человека.

Оценивать качество и уровень усвоения знаний.

Соотнесение связи человека с природой и предметным миром.

Слушать учителя и сверстников, вступать с ними в диалог.

Понимать роль трудовой деятельности в развитии общества.

Человек и земля (21 ч)

4

(1)

Природный материал. Изделие:

«Аппликация

из листьев».

Уч. стр. 14-16

Что такое природные материалы и материалы, созданные человеком?

Аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы.

Учащиеся научатся заготавливать природный материал и подготавливать его к работе, выполнять поделку из природного материала.

Анализировать изделия, планировать последовательность его изготовления.

Обобщать известную информацию.

Слушать учителя и сверстников.

Соблюдать правила безопасного и здорового образа жизни.

5

(2)

Пластилин. Изделие: аппликация  из пластилина «Ромашковая поляна».

Уч. стр. 17-21

Какими свойствами обладает пластилин и что из него можно сделать?

Композиция. 

Учащиеся научатся приемам работы с пластилином.

Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.

Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.

Работать в паре.

Принимать и осваивать роль обучающегося, оценивать свою работу.

6

(3)

Пластилин. Работа с природным материалом. Изделие:

«Мудрая сова».

Уч. стр. 22-23

Какие инструменты и приспособления нужны для работы с пластилином?

Пластилин, приемы работы, эскиз, сборка, отделка, разметка.

Учащиеся научатся приемам работы с пластилином.

Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.

Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.

Работать в паре.

Принимать и осваивать роль обучающегося, оценивать свою работу.

7

(4)

Растения.

Получение и сушка семян.

Уч. стр. 24-27

Как вырастить растение?

Земледелие.

Учащиеся научатся получать семена растений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Анализировать объекты с целью выделения признаков.

Сотрудничать с одноклассниками.

Понимать значимость растений и бережно относиться к ним, проявлять интерес и уважение к труду человека.

8

(5)

Проект «Осенний урожай».

Изделие:  «Овощи из пластилина».

Уч. стр. 28-31

Какие садовые и огородные растения мы знаем?

Проект, композиция.

Учащиеся научатся приемам работы с пластилином.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Анализировать объекты с целью выделения признаков.

Сотрудничать с одноклассниками.

Понимать значимость растений и бережно относиться к ним, проявлять интерес и уважение к труду человека.

9

(6)

                                                     II четверть

Бумага. Изделие:

«Закладка

из бумаги»

Уч. стр. 32-39

 Из чего и как делают бумагу?

Какими свойствами обладает бумага?

Берёста, волокно.

Учащиеся научатся организовывать рабочее место для работы с бумагой, работать с шаблоном, усвоят безопасные приемы работы с ножницами, закрепят навыки разрезания бумаги ножницами.

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике.

Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе.

Проявлять положительное отношение к предмету, соблюдать гигиену учебного труда.

10 (7)

Насекомые.

Работа с пластилином и природным материалом. Изделие: «Пчелы и соты».

Уч. стр. 40-41

Где живут пчёлы и какую пользу они приносят человеку7

Пчеловод, улей.

Учащиеся научатся приемам работы с пластилином, соединять детали при помощи пластилина.

Планировать свою деятельность.

Осуществлять поиск информации.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Понимать значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к ним.

11 (8)

Дикие животные.

Проект  коллаж

«Дикие животные».

Уч. стр. 42-45

Где живут дикие звери?

Приносят ли они человеку пользу?

Что такое коллаж?

Коллаж.

Учащиеся научатся новым приемам лепки из пластилина, составлять коллаж.

Контролировать процесс и результаты своей деятельности. Выполнять поиск информации.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество (проектная деятельность).

Понимать значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к ним.

12

(9)

Новый год.

Проект «Украшаем класс к новому году».

Уч. стр.46

Что такое праздник?

История празднования Нового года.

Учащиеся научатся новым приемам работы с бумагой, изготавливать новогодние украшения.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, давать оценку качества и уровня усвоения.

Выполнять анализ объектов с целью выделения признаков.

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности.

13 (10)

Новый год. Изделие:

 «Украшение на елку»

Уч. стр. 47

14 (11)

Новый год.

Изделие: «Украшение на окно»

Уч. стр. 48-49

Как украсить класс к празднику?

Виды новогодних украшений.

Учащиеся научатся новым приемам работы с бумагой, изготавливать новогодние украшения.

15

(12)

Домашние животные.

Работа с пластилином. Изделие: «Котенок».

Уч. стр. 50-51

Кто живёт рядом с нами?

Когда приручили животных?

Профессии, связанные с животными.

Учащиеся научатся различать домашних животных, новым приемам работы с пластилином.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.

Анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений.

Слушать учителя, одноклассников.

Понимать значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к природе.

16

(13)

                                                  III четверть

Такие разные дома.

Изделие: «Домик из веток».

Уч. стр. 52-56

Кто где живёт?

Жилище, макет, гофрированный картон.

Учащиеся научатся  делать макет дома из гофрированного картона.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Выполнять задания в учебнике, расширять пространственные представления, создавать объемные изделия.

Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности.

17 (14)

Посуда.

Работа с пластилином. Изделие:

«Чашка»,

«чайник»,

«сахарница».

Уч. стр. 57-58, 61

Чем отличается убранство современного дома от убранства русской избы?

Для чего нужна посуда?

Виды посуды.

Учащиеся научатся новым приемам лепки, познакомятся с правилами сервировки стола, правилами поведения за столом.

Прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Относить предмет к группе на основе заданного признака.

Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров.

Проявлять положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

18 (15)

Посуда.

Проект «Чайный сервиз»

Уч. стр. 59- 60

Зачем нужно знать правила сервировки стола?

Сервировка,  сервиз, правила поведения за столом.

Учащиеся научатся новым приемам лепки, познакомятся с правилами сервировки стола, правилами поведения за столом.

Прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Относить предмет к группе на основе заданного признака.

Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров.

Проявлять положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

19 (16)

Свет в доме.

Изделие: «Торшер».

Уч. стр. 62-65

Какие существуют осветительные приборы?

Старинные и современные способы освещения жилища.

Учащиеся научатся вырезать детали круглой формы.

Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.

Анализировать изделия, планировать последовательность его изготовления.

Слушать учителя, задавать вопросы, с целью уточнения информации.

Ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности.

20 (17)

Мебель.

Изделие: «Стул»

Уч. стр. 66-68

Какую функцию выполняет мебель? Кто её придумывает?

Предметы мебели, дизайнер.

Учащиеся научатся размечать детали из бумаги, пользоваться копировальной бумагой.

Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.

Анализировать объект с целью выделения признаков, изменять дизайн, добавлять украшающие детали.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности.

21 (18)

Одежда. Ткань.

Нитки. Изделие:

«Кукла

из ниток»

Уч. стр. 69-73

Из чего шьют одежду?

Как получают ткань и нитки?

Ткань, выкройка, модель.

Учащиеся научатся выполнять поделку из ниток.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.

Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.

Адекватная самооценка собственных учебных достижений, соблюдение правил бережного отношения к одежде.

22 (19)

Учимся шить.

Выполняем швы. Изделие:

«Закладка с вышивкой»

Уч. стр. 74-77

Зачем нужно уметь шить?

Какие инструменты нужны для шитья?

Игла, наперсток, шов, правила безопасной работу с иглой.

Учащиеся научатся выполнять простейшие швы.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.

Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков.

Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог.

Ориентироваться на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.

23 (20)

Учимся шить.

Пришиваем пуговицы.

«Медвежонок»

Уч. стр. 78-81

Как правильно пришить пуговицу?

Способы пришивания пуговицы с двумя  и четырьмя отверстиями.

Учащиеся научатся пришивать пуговицы.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.

Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков.

Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог.

С вниманием относиться к своему внешнему виду.

24 (21)

Передвижение по земле.

Работа с конструктором. Изделие:

«Тачка».

Уч. стр. 82-88

Как человек передвигается по земле?

Виды наземного транспорта, конструктор, детали, приёмы соединения деталей.

Учащиеся научатся приемам работы с конструктором, выполнять изделия из деталей конструктора.

Планировать и последовательно выполнять работу.

Соблюдать последовательность и правильность технологических операций.

Слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение, высказывать свою точку зрения.

Овладение культурой поведения и общения.

Человек и вода  (3 часа)

25 (1)

Вода в жизни человека.  

Вода в жизни растений.

Проращивание семян.

Уч. стр. 89-95

Без чего не могут прожить человек и растение?

Значение воды в жизни человека и растений, рассада.

Учащиеся научатся производить посадку семян.

Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать выводы.

Осуществлять поиск информации в учебнике.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Проявлять интерес к окружающему миру, понимать необходимость бережного отношения к воде.

26 (2)

               IV  четверть

Питьевая вода.

Изделие: макет из бумаги и природного материала «Колодец».

Уч. стр. 96-97

Откуда появляется вода в нашем доме?

Питьевая вода, колодец, макет.

Учащиеся научатся делать макет колодца.

Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы.

Обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения.

Проявлять интерес к изучению окружающего мира.

27 (3)

Передвижение по воде.  Проект:  «Речной флот». Изделия: «Кораблик из бумаги»,  «Плот».

Уч. стр. 98-102

Как человек передвигается по воде?

Виды водного транспорта, оригами.

Учащиеся научатся различать виды водного транспорта, выполнять изделия из бумаги.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, проговаривать в слух последовательность производимых действий.

Формулировать ответы на вопросы учителя.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проявлять интерес к изучению окружающего мира.

Человек и воздух (3 часа)

28 (1)

Использование ветра.

Изделие из бумаги: «Вертушка»

Уч. стр. 103-106

Где используется сила ветра?

Флюгер.

Учащиеся научатся выполнять изделие «Вертушка».

Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы.

Соблюдать последовательность технологических операций.

Строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог.

Проявлять интерес к изучению окружающего мира.

29 (2)

Полеты птиц.

Изделие:  «Попугай»

Уч. стр. 107-109

Как отличить птиц от зверей? Приносят ли птицы пользу?

Мозаика.

Учащиеся научатся выполнять мозаику в новой технике.

Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального изделия и эталона.

Осуществлять поиск информации.

Задавать вопросы на понимание и уточнение, допускать существование различных точек зрения.

Понимать, что охрана природы – это дело каждого человека, соблюдать основные моральные нормы поведения.

30 (3)

Полеты человека.

Изделие: «Самолетик», «Парашют».

Уч. стр. 110-114

На чём летает человек?

Виды летательных аппаратов, оригами

Учащиеся научатся проводить эксперимент с бумагой и делать выводы.

Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального изделия и эталона.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа.

Работать в группе.

Адекватное эмоционально-оценочное отношение к сверстникам.

Человек и информация (3часа)

31 (1)

Способы общения.

«Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо»

Уч. стр. 115-119

 Где и как можно получить информацию?

Глина, код, шифр.

Учащиеся научатся использовать различные способы и материалы для передачи всевозможной информации.

Ориентироваться в информационном пространстве.

Понимать вопросы, в соответствии с ними строить ответы.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проявлять интерес к информационной и  коммуникацион-ной деятельности.

32 (2)

Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие:

«Составление маршрута  безопасного  движения от дома до школы».

Уч. стр. 120-121

Как можно передавать информацию?

Правила дорожного движения, дорожные знаки, телефон службы спасения.

Учащиеся научатся ориентироваться в информации различного вида.

Ориентироваться в информационном пространстве.

Получать и сохранять информацию в знаковой форме.

Обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения.

Проявлять интерес к информацион-ной и  коммуникацион-ной деятельности.

33 (3)

Компьютер.

Уч. стр. 122-124

Кто придумал компьютер?

Для чего нужен компьютер?

Что такое Интернет?

Компьютер, Интернет.

Учащиеся научатся находить источники информации в Интернете.

Ориентироваться в информационном пространстве.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств.

Участвовать в совместной учебной работе.

Адекватно оценивать собственные учебные достижения на основе выделенных критериев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...